kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

" Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений

Вид урока: практикум

Инновационная технология: технология эвристического обучения

Актуальность проблемы:

-орфоэпические, грамматические ошибки в речи стали нормой;

-приоритет информативности отдан телевидению и компьютеру;

-речь дикторов, корреспондентов, тексты сообщений изобилуют словами, отходящими от литературных норм.

Формы организации учебной деятельности на уроке : индивидуальная, парная, групповая, фронтальная и др.

Цели урока:

Познавательный аспект: повторить и обобщить изученный за курс средней школы материал по русскому языку, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа; продолжить знакомство учащихся с типами речевых и грамматических ошибок и дать тренировочные упражнения на их исправление.

Развивающий аспект: развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени, развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся;

Воспитательный аспект: совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач, воспитание у учащихся морально-ценностных чувств.

Прогнозируемый результат: предполагается понимание учащимися практической значимости грамотной речи, формирование видения речевых и грамматических ошибок и умения их исправлять, продуктивная подготовка к ЕГЭ.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«" Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека"»

Номинация: «Лучшая методическая разработка урока»









Название работы:

«Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека»


Выполнила:

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ с.Узморье им. Ю.А. Гагарина»

Энгельсского муниципального

района Саратовской области

Дермелева Ольга Николаевна

Тел. 89276250343

Пояснительная записка

Представляю разработку открытого урока русского языка в 11 классе по теме «Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека», проводимого в МОУ «СОШ с. Узморье им. Ю.А. Гагарина» в рамках Дня открытых дверей в октябре 2022 года.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений

Вид урока: практикум

Инновационная технология: технология эвристического обучения

Актуальность проблемы:

-орфоэпические, грамматические ошибки в речи стали нормой;

-приоритет информативности отдан телевидению и компьютеру;

-речь дикторов, корреспондентов, тексты сообщений изобилуют словами, отходящими от литературных норм.

Формы организации учебной деятельности на уроке : индивидуальная, парная, групповая, фронтальная и др.

Цели урока:

Познавательный аспект: повторить и обобщить изученный за курс средней школы материал по русскому языку, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа; продолжить знакомство учащихся с типами речевых и грамматических ошибок и дать тренировочные упражнения на их исправление.

Развивающий аспект: развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени, развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся;

Воспитательный аспект: совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач, воспитание у учащихся морально-ценностных чувств.

Методические цели:

  • индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

  • осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов деятельности;

  • осуществление самоконтроля и самокоррекции; осуществление в процессе усвоения учебного материала тренировки и самоподготовки учащихся.

Цели обучения русскому языку определяются через формирование коммуникативной компетенции : понимать читаемый текст,

  • определять тему и основную мысль текста, - формулировать основную мысль своего высказывания, развивать высказанную мысль,

  • аргументировать свою точку зрения,

  • строить композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения,

  • отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи,

  • соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные. Большую роль в создании речевой среды на уроке играет подбор дидактического материала.

Работа с текстом использована для совершенствования языковой, лингвистической и культурологической компетенции учащихся.

  • лингвистическая компетенция , т.е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

  • языковая компетенция , т. е. практическое владение родным языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдением языковых норм;

  • коммуникативная компетенция , т.е. умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания;

  • интеллектуальная компетентность , т.е. умение осуществлять анализ, синтез, обобщение и систематизацию языковых и текстовых единиц.

Анализ текста предполагает опору не только на знания, но и на чувство языка, речевую интуицию, без чего невозможен процесс совершенствования культуры речи. Именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, воспитательная. Наконец, в тексте отражаются факты и особенности национальной культуры. Через текст ученик усваивает знания и ценности, духовную культуру своего народа, уточняет нравственные и эстетические позиции.

Задачи урока:

  • Актуализировать и систематизировать теоретические знания по развитию речи, по основным разделам русского языка: Орфографии, Орфоэпии, Лексике, Синтаксису и т.д.;

  • Исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный анализ;

  • Обобщить представления об экспрессивных возможностях данных синтаксических конструкций и показать необходимость их использования;

  • Развивать умение работать с заданиями ЕГЭ; умение грамотно проводить комплексный анализ текста;

  • Совершенствовать навыки правописания.

Для реализации задач урока использованы следующие виды работ:

  • Орфоэпическая разминка

  • Лексико-орфографическая работа

  • Задание «Корректор», «Грамотеи», «Эксперт»

  • Контроль / Работа в парах /индивидуальная

  • Комплексный анализ текста

  • Подведение итогов урока

  • Домашнее задание

Методы работы:

  • по характеру познавательной деятельности учащихся : репродуктивный, проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично-поисковый;

  • по степени активности учащихся : продуктивные, творческие;

  • по источнику знаний : словесные, практические;

  • стимулирования и мотивации : познавательные, эмоциональные;

  • интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;

  • контроля и самоконтроля : устный, письменный, самоконтроль и взаимоконтроль;

  • по организации деятельности : индивидуальные, групповые, парные, фронтальные.

Прогнозируемый результат: предполагается понимание учащимися практической значимости грамотной речи, формирование видения речевых и грамматических ошибок и умения их исправлять, продуктивная подготовка к ЕГЭ.

























Содержательная часть

Оборудование:

Рабочий лист урока, слайдовая презентация, стенд с книгами по культуре речи, оценочный лист, карточки, эпиграф к уроку, задания по типу ЕГЭ, раздаточный материал.

ХОД УРОКА.

«Наш язык - важнейшая часть нашего общего поведения в жизни.

И по тому, как человек говорит,

мы сразу и легко можем судить о том,

с кем имеем дело» (Д. С. Лихачев)

1.Организационный момент. Введение в тему (1 мин).

Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. 

«Прикоснитесь друг другу ладошками или, как вы это делаете, в знак приветствия и подарите своему товарищу чувство уверенности в том, что сегодня у нас всё получится, поддержите друг друга перед нашей предстоящей работой, улыбнитесь друг другу от всей души!

У нас сегодня открытый урок! Поприветствуем наших гостей!

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности Актуализация знаний. (6 мин.).

Текст 1. Ну, значит, я вот сегодня утром просыпа-а-юсь, смотрю будильник. Господи, будильник-то! Рано еще. А, думаю, покемарю еще. Вста-а-ла, говорю: ой, как неохота вставать такую рань!. Все равно встала кое-как. Ну ладно, пока завтрак, туда-сюда, конфорочку зажгла. Так, ну что? Яишенку, что ли, сделать? Толи два яйца разбить, толи одно? Разбила три. Думаю, зря, наверно, не съем ведь. А спать хочется… Яишенку приготовила, поела, а все равно спать хочу. Проклятый будильник!

- Простите. Совсем забыла, что начался урок.

УЧИТЕЛЬ

- Привычна ли вам такая речь учителя? Почему? Какие слова выпадают из контекста официально-делового стиля, в рамках которого ведется урок?

4.Обобщение и систематизация знаний. Подготовка обучающихся к обобщенной деятельности (3 мин.)

Вывод: язык могучее гибкое, орудие для выражения мыслей, настроения, чувств, но им нужно учиться пользоваться умело. Человека можно узнать по его речи. По речи человека можно узнать пол, возраст, профессию, место жительства, национальность, степень образованности, а главное – уровень воспитанности, культуры. Соблюдая правила речевого этикета и культуры речи, мы создаём благоприятный речевой образ, производим положительное впечатление на людей, с нами хотят общаться, нам доверяют, готовы помочь.

Ребята формулируют тему сегодняшнего урока.

ТЕМА «Грамотная речь как показатель культуры человека» (вывешиваем на доску!)

4. Применение знаний и умений в новой ситуации. Слово учителя. Называние типа урока, формулирование цели учащимися.

- Ребята, радует, что вы осознаете роль грамотной речи в жизни современного человека. Именно за вами наше будущее, вы наш народ, наш язык, наша культура. Вы уже на пороге сдачи ЕГЭ. Вы осознаёте, что задания ЕГЭ по русскому языку отличаются от стандартных тестов, в них охвачен весь курс русского языка средней школы. Кроме проверки орфографической и пунктуационной грамотности, проверяется владение нормами литературного языка, теоретические знания и умение применять их на практике, умение анализировать текст. Исходя из этого, я предлагаю Вам провести урок исследование по подготовке к ЕГЭ.

Ребята формулируют тему урока – продолжить работу по культуре речи, т.е. овладению нормами устного и письменного литературного языка на примерах экзаменационных заданий). Задачи – (лично для каждого) проверить свои знания при выполнении заданий ЕГЭ с последующими для себя выводами.

У каждого из вас есть лист самоконтроля и самооценки. (Обведите свой вариант ответа)

В первом столбике темы и задания, с которыми нам предстоит сегодня работать (план урока), 2 и 3 – ваши контроль и самооценка, значок + поставите после выполнения каждого задания в нужном столбце.

Тема, задание

Количество баллов

Знаю, умею

Надо повторить и еще над этим работать





Ребята вспоминают, какие задания В КИМ-ах нацелены на проверку речевой и грамматической грамотности? Называют.

4. Работа по теме урока. Применение знаний и умений в новой ситуации.

1)Орфоэпическая разминка (5 мин)

Учитель:

Уверена, вы согласитесь со мной, что грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. Я предлагаю вам выполнить орфоэпическую разминку. В ЕГЭ это задание .

Приступаем к работе. И первое задание – это орфоэпическая разминка. У каждого из вас в оценочном листе по 6 слов, в которых вы должны правильно поставить ударение. Зачитываем вслух! Считаем ошибки!!

Сделайте отметку в листе самоконтроля. Если все 6 слов вы произнесли правильно, поставьте себе 6 баллов (по количеству слов на каждого), если были ошибки – минусуйте баллы.

Слово учителя:

2 ) Корректор (5 мин.)Следующее задание я назвала «Корректор». Знаете ли вы, что это за профессия? Корректор — специалист издательства, типографии или редакции, вычитывающий тексты, нормализующий грамматику (исправляющий орфографические, пунктуационные, стилистические ошибки). Три задания ЕГЭ требуют от нас найти ошибки и записать в оценочные бланки верные ответы.

Делаем взаимопроверку!!! Сделайте отметку в листе самоконтроля. Если все 5 заданий выполнили правильно, поставьте себе 5 баллов, если были ошибки – минусуйте баллы.

Спросить, у кого их 5!

Физминутка (повторяем 8 Задание ЕГЭ. Называю причастия и деепричастия. Если это причастие, хлопаем в ладоши. Если деепричастие, поднимаем руки)

Переходим к упражнениям, проверяющим наши знания синтаксических норм.

3) РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТОВ.

Задание:

Вы учитель русского языка. Вам на проверку попала тетрадь нового ученика в классе, которого вы не знаете. Проверьте тетрадь, исправьте ошибки. Каким вы представили себе нового ученика?

8 задание требует от нас найти грамматические ошибки в построении предложений. Можно приступать к выполнению задания. Предлагаю делать это без подготовки. Подобные задания мы с вами уже делали! Начинает….

Исправляем грамматические ошибки в предложениях. 

Оцените свои знания и заполните лист самоконтроля. 1 бал за верно исправленную грамматическую ошибку!

4) Слово учителя. Третье задание я назвала «Грамотеи» (5 мин).

Как вы думаете, с чем оно будет связано? В понятие «культура речи» входит не только правильная и грамотная устная речь, но и письменная тоже. 7 заданий ЕГЭ связано с орфографией.

  • Назовите, на какие орфограммы эти задания? (Написание корней, суффиксов, приставок, окончаний, Н-НН в разных частях речи, написание НЕ с разными частями речи, слитное и раздельное написание частей речи).

Задание 9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

Задание 10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

Поставьте количество набранных баллов в листе самоконтроля и дайте себе оценку: знаю / надо повторить.

5) «Эксперт» (15 мин).

Вы в роли эксперта, проверяющего экзаменационную работу, проанализируете сочинение, проставите баллы за композицию, ответив на следующие вопросы:

Верно ли сформулирована проблема текста? (1 балл)

Сколько примеров-иллюстраций из текста приведено? (балл за каждый пример)

Даны ли пояснения к примерам? (балл за каждое пояснение к примеру)

Указана ли смысловая связь между примерами и проанализирована ли она? (2 балл)

Верно ли сформулирована позиция автора по названной проблеме? (1 балл)

Выражено ли и обосновано ли свое отношение к позиции автора? (1 балл)

Потом сравним, какая пара грамотнее справилась с заданием!

Ответы групп. Сочинение зачитать и проанализировать. Работа с деформированным текстом.

Проанализируйте ученические сочинения, написанные на основе анализа исходного текста. Определите, какие структурные части в них отсутствуют. Проверьте соблюдение абзацного членения. Найдите грамматические ошибки. Что, на ваш взгляд, удалось авторам сочинений, а что требует доработки?


- Обмен мнениями

Презентация результата. Комментарии учащихся.

Объём соответствует норме. Нет чёткости в формулировке проблемы. Отсутствует текстуальный комментарий. Приведён аргумент с опорой на жизненный опыт. (ср. «В доказательство своей точки зрения хочу привести несколько аргументов.») В сочинении всего три абзаца, т.е. нарушено абзацное членение…

Рефлексия.

-Из каких частей должно состоять рассуждение по исходному тексту?

- Какие ошибки других учеников вы взяли для себя на вооружение?

5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

Настало время подвести итоги.

Итоги формулирует ученик!

На уроке мы еще раз убедились, что в жизни важно уметь правильно говорить и писать, употреблять слова и выражения в соответствии с целями и ситуацией общения, применять теоретические знания и умение на практике.

Надеюсь, знания, полученные на уроках, не только помогут вам на экзамене, но и пригодятся в жизни.

6.Рефлексия. Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов.

Переходим к подведению итогов работы на уроке. Проанализируйте свои листы самоконтроля и оценки. У кого больше + в столбце «знаю, умею»? Значит, остальным еще есть над чем потрудиться.

Кто доволен своей работой на уроке и ее результатами? (И я)

7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Домашнее задание будет связано с закреплением еще одного интересного задания ЕГЭ-26, связанного с употреблением в речи изобразительно-выразительных средств. Какой они делают нашу речь?

Усиливают выразительность, образность языка произведения;

придают художественную, поэтическую яркость речи;

обогащают содержание высказывания;

выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак;

создают живое представление о предмете;

оценивают предмет или явление;

вызывают определённое эмоциональное отношение к ним;

помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру.

Допишите текст, используя выразительные средства языка.

Лето. Море. Жара. Чудесно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ!

Наш современник Дмитрий Сергеевич Лихачёв, учёный – филолог, истинный российский интеллигент, блестяще владеющий русским словом, в книге « Письма о добром и прекрасном» писал: « Неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли. Поэтому, учёному, инженеру, экономисту – человеку любой профессии следует заботиться, когда пишешь, прежде всего о точности мысли. Строгое соответствие мысли языку и даёт лёгкость стиля».

Я желаю вам лёгкости стиля. И спасибо за урок!






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
" Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека"

Автор: Дермелева Ольга Николаевна

Дата: 06.11.2022

Номер свидетельства: 616815

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "«Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека»"
    ["seo_title"] => string(64) "podgotovka_k_ege_gramotnaia_rech_kak_pokazatel_kultury_cheloveka"
    ["file_id"] => string(6) "495856"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1547734485"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "конспект урока  русского языка "
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "102490"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402508775"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Открытый урок по теме "Грамотная речь как показатель культуры человека." Подготовка к ЕГЭ. "
    ["seo_title"] => string(95) "otkrytyi-urok-po-tiemie-gramotnaia-riech-kak-pokazatiel-kul-tury-chielovieka-podghotovka-k-iege"
    ["file_id"] => string(6) "161458"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422216719"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Грамотная речь как показатель культуры человека"
    ["seo_title"] => string(52) "gramotnaia_riech_kak_pokazatiel_kul_tury_chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "345485"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1474646697"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "«Грамотность речи как показатель культуры человека»"
    ["seo_title"] => string(53) "gramotnost_riechi_kak_pokazatiel_kul_tury_chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "365452"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480821917"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства