Урок по теме " Нужны ли нам числительные в жизни?"
Урок по теме " Нужны ли нам числительные в жизни?"
Урок систематизации знаний
Цели: обеспечить практическое использование
лингвистических знаний на разных уроках, способствовать развитию речи обучающихся на межпредметной основе.
закрепит правила склонения числительных при решении математических заданий, читать и выполнять различные математические задания, правильно проговаривая числительные.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по теме " Нужны ли нам числительные в жизни?"»
Интегрированный урок по русскому языку и математике
в 6 классе на тему:
«Нужны ли нам числительные в жизни?»
Урок систематизации знаний.
Цели:
обеспечить практическое использование лингвистических знаний на разных уроках, способствовать развитию речи обучающихся на межпредметной основе.
закрепит правила склонения числительных при решении математических заданий, читать и выполнять различные математические задания, правильно проговаривая числительные.
Ход урока
Учитель математики:
Дорогие ребята! Вы прекрасно знаете, что грамотная речь должна звучать не только на уроках русского языка, но и на других учебных предметах и вообще в повседневной жизни. Сегодня вам будет предоставлена возможность проверить «математику гармонией». Мы соединим знания, полученные на уроках русского языка, с умениями решать математические задания.
Учитель русского языка:
- О чем пойдет речь на уроке?
Начнем с литературной разминки – стихотворения Ванды Хотомской.
Слайд №1
3-три
1)Есть у нас 3 сес3рицы,
Вы не знаете их?
Как бы мне ухи3тся
Рассказать о троих?
У одной, что в С3жове,
Над окошком жил с3ж,
С3ричь она мастерица-
Приходи к ней малыш!
2)Прочтите стихотворение «100-сто»
У про100го 100рожа –
Непро100рный дом:
Ча100 в нем 100ножка
Бродит под 100лом.
Дорожит 100ножка
Чи100тою ног
И 100личной ваксой
Чистит 100 сапог.
Вме100 двух не про100
Вычислить все 100,
Сразу 100лько обуви,
Не носил никто!
- Почему трудно читать текст?
- Чтобы удобно пользоваться чтение текста, что необходимо сделать?
- Когда удобно пользоваться записью числа цифрами, буквами?
- Объясните разницу между понятиями «число» и «Имя числительное»?
(Ученики дают определение имени числительного как части речи)
Учитель математики:
Открываем тетради и записываем число и тему.
Слайд№2
«Гармония слов и чисел»
(«Имя числительное»)
Вы заранее поделились на 3-и команды. Расскажите про себя.
Группа – Количественные Капитан команды говорит девиз
Группа – Целые
Группа – Порядковые
А помогут оценивать ваши знания сегодня на уроке индивидуальные аналитические листы. Капитаны не забывайте их заполнять после каждого преодоления преграды, теоретической и практической, каждым участником вашей команды. Листы вы сдаете в конце урока. Чья команда набирает больше баллов, та и становится победительницей.
Учитель русского языка:
Предлагаю капитанам команд взять по два листка. Ответить нужно быстро и правильно.
№1
1.Что называется пропорцией?
2. На какие вопросы отвечает и что обозначает имя числительное?
№2
1.Сформулируйте основное свойство пропорции?
2. Какие имена числительные называются количественными, а какие – порядковые? Приведите примеры.
2.Как отличить имена числительные от других частей речи?
№5
1.Какие величины называют прямо пропорциональными?
2.Как склоняются составные количественные и составные порядковые числительные?
№6
1.Какие величины называются обратно пропорциональными?
2. В середине каких числительных в Именительном и Винительном падежах в середине пишется мягкий знак?
Учитель русского языка:
Группа ребят получили дополнительное задание подготовить презентацию употребления чисел и числительных в нашей повседневной жизни в конкретных речевых ситуациях.
Ученик Слайд №3:
- Числительные очень тесно живут с нами. Связь с ними чувствуется везде и во всем.
- При помощи числительных мы представим вам последние сведения о нашем поселке.
- Скоро наш поселок будет отмечать юбилей – 55 лет со дня основания, а возник Айхал в 1961 году. В нем насчитывается около 14 тысяч жителей.
- Повысилась рождаемость. В 2013 году родилось более 160 малышей. Из них мальчиков – 87, а девочек – 75.
Ученик Слайд №4
- А мы узнали, что в 2013 году нашей школе исполнилось 30 лет со дня открытия. Последние данные о ней мы приведем при помощи числительных.
- Так в нашей школе обучается 998 учащихся, из них 407 человек – начальная школа, 462 человека – среднее звено (5-9кл.), а старшая школа (10-11кл.) насчитывается - 129 учащихся.
- Учителей – 63 человека, служащихся – 11 человек, тех.персонала – 19 человека. Всего работников школы – 93 человека.
Учитель математики:
- Сегодня на уроке для составления задач используется материал презентацией.
- Ученики составляют задачи по ключевым словам (слайд №5)
Учитель русского языка:
- При чтении условия и решения задачи, необходимо знать склонение числительных. Давайте их вспомним.
Учитель: собирает, проверяет, оценивает работу в таблицах.
Учитель математики:
- Прочитать дописанные выражения и решить устно, используя два способа прочтения выражений.
Слайд №6
Вычислите: -273-25
Вычислите: 70*(-5)+106
Слайд№7
Проверь себя (два способа прочтения выражений)
Учитель русского языка:
- На доске карточки (Слова разных частей речи):
Двойка, пятак, восемь, втроем, шестой, утроить.
- Какие из данных слов относятся к числительным?
Снять лишние карточки.
- Какое из числительных обладает родовыми различиями? (Шестой)
- Как склоняются порядковые числительные?
Слайд №8
Задание: образуйте от количественных числительных порядковые, поставив 15 (Р.п., П.п.)
68 (Д.п., Т.п.)
Физкульт. минутка: перед следующим испытанием неплохо бы размяться.
Руки вверх: перебираем пальцы, считаем их как количественные.
Руки в стороны: перебираем пальцы, считаем их как порядковые.
Если называю целое число, встают представители команды «Целые», если называю дробное – встают «Количественные», если произношу «Собирательные»– поднимаются представители «Порядковые»
(одна шестая, двадцать, пятеро, двадцать семь, семь восьмых, семеро, о шестнадцати, обеих, тридцать три, к тем пятым, четверо, о трех четвертых, три)
Учитель математики:
- В математическом диктанте ответы правильно написать словами
(Ответы пишут на карточка «Математический диктант»)
- А проверить себя можно с помощью правила.
Слайд №9
5ь - 20ь, 30ь, 5ь0 - 8ь0, 5ь00 – 9ь00
-Если обнаружили ошибки, исправьте
(листочки остаются для следующего задания)
Учитель русского:
Слайд№10
- Однажды Две Двенадцатых позвали Трех Тринадцатых
- Давайте, Три Тринадцатых, пройдемся вечерком
О каких числительных идет речь?
Как склоняются дробные числительные?
Учитель математики:
Слайд №11
-Задание с дробными числительными решить самостоятельно (ответы написать на обратной стороне листа с математическим диктантом)
Найдите отношение: 1 Вариант: 1) 13,2 : 0,3
2)8 ¼ : ¾
2 Вариант: 1)5 ¾ : ¼
2)15, 4 : ¼
Учитель русского языка:
- Выберете и запишите словосочетания, в которых существительные могут сочетаться с собирательными числительными.
Слайд №12
Двое (машинист, зайчонок, девочка)
Трое (ученик, мастерица, сани)
Четверо (лисята, огни, малыш)
Учитель математики:
- Правильно прочитать текст задачи и решить ее.
Слайд №13
- Текст задачи, где собирательные числительные указаны цифрами
В классе 2 ребят выполнили проект за 1,4 часа. Сколько времени понадобится 5 школьникам, чтобы выполнить этот же проект?
2р – 1,4ч.
5р-Xч.
2/5 = X/1,4
X=2*1,4/5
X= 0,56
Ответ: за 0,56 часа.
Учитель математики:
- Сегодня мы убедились, что знания склонения числительных нам необходимы, что это не такая простая задача и требует постоянной тренировки, в том числе и на уроках математики.
Слайд№14 «Ода числительному»
Учитель русского языка:
- Итак, как обойтись без числа
Наука тонкая могла?
Расчет во всяком деле нужен.
Так что с числительным будь дружен.
Итоги урока:
Учитель русского языка:
- Проявите творчество и выразите свое отношение к изучаемой теме. Напишите синквейн (на ладони)
- Ладони крепим к доске.
Домашнее задание:
По математике: придумать две задачи на тему:
По русскому языку: Из художественной литературы 5 предложений с числительными.