Открытый урок в 6 классе по теме: «Простые и составные числительные».
Урок-исследование с использованием ИКТ технологий
Подготовила учитель русского языка и литературы I категории МОБУ СОШ №10 г. Благовещенска, Матвеева Оксана Михайловна.
Урок первичного изучения нового материала
Цель: организовать исследовательскую деятельность учащихся по изучению простых и составных числительных.
Задачи:
обучающая: обучить умению различать простые и составные числительные, учить обозначению числительных одним и несколькими словами;
развивающая: развитие познавательной и коммуникационной компетентностей в ходе самостоятельной деятельности учащихся;
воспитывающая: воспитание интереса к чтению дополнительного материала, к изучению наук.
Средства обучения: учебник «Русский язык. 6 класс». М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская. – Москва: Просвещение, 2006 год; презентация по теме урока; жетоны для оценки ответов учащихся.
Ход урока.
I. Оргмомент. 1 слайд
II. Проверка домашнего задания.
Учитель: На прошлом уроке мы начали изучать новую и интересную часть речи под названием числительное. А как произошло название этой части речи?
Фронтальный опрос. 2 слайд
Учитель: Расскажите, что вы узнали о числительном?
- Что называется числительным?
- Какие числительные называются количественными?
- Порядковыми? Приведите примеры.
- Назовите числительные, которые наиболее часто употребляются в речи?
- Какова синтаксическая роль числительных в предложении?
- Какие части речи нужно отличать от числительных? Приведите примеры.
- Назовите пословицы и поговорки с числительными, которые вы выписали дома в тетрадь, и очень длинное числительное. (сверяемся с доской( пишет ученик) и слайдом№3)
III. Словарная работа: 3 слайд
Учитель:- Какое числительное с 6 нолями вы увидели? (миллион)
- А какое числительное похоже на него началом? (миллиард)
- Составьте устно предложения с этими словами.
Запишите в тетрадь эти числительные и подчеркните буквы, которые следует запомнить.
- А знаете ли вы, почему числительное МИЛЛИОН так называется?
Послушайте историю, которую вам расскажет наш исследователь. (Из истории числительных. Миллион.)
Ученик:
Слово МИЛЛИОН придумал знаменитый итальянский путешественник Марко Поло. Посетив в 13 веке Китай, он не мог найти слов, чтобы выразить своё восхищение богатствами этой страны. Вот он и образовал от итальянского слова МИЛЛИ (что означало «ТЫСЯЧА») и частицы –ОНЕ (соответствующей русскому увеличительному суффиксу – ИЩ) новое слово. Таким образом, слово МИЛЛИОН дословно переводится как «ТЫСЯЧИЩА».
Побуждение к формулированию проблемы и выдвижению гипотезы.
Учитель: Спасибо уважаемый исследователь.
- Скажите ребята, а из скольких слов состоит числительное миллион? (из 1).
-А из скольких слов составилось наше домашнее длинное числительное? (9слов).
- Как же назвать такие числительные? (Простые и составные)
Значит тема сегодняшнего урока? (Простые и составные числительные)
4 слайд: запись числа и темы урока.
IV. Изучение нового материала
- Ребята, что за числа вы видите на экране? Они тесно связаны с нашей жизнью. Что они обозначают? (182- № улицы, на которой находится наша школа. 10- № нашей школы, 29 – номер кабинета, где мы находимся; 12 – ваш возраст, 2011 – год, который наступил)
- А какие из них будут простыми, а какие – составными?(прост. – 10, 12, состав.- 182, 29, 2011). Почему? Давайте сверимся с учебником.
Работа с правилом учебника: стр.141. (Читает ученик).
- Значит, наши умозаключения верны.
- А числительное 141 простое или составное? (сост. из 3 слов.)
- Ребята, названные вами числительные количественные или порядковые? (колич.)
Побуждение к формулированию проблемы и выдвижению гипотезы:
- А могут порядковые числительные быть простыми и составными? ( слушаю ответы)
- Запишите опорную схему-подсказку (5 слайд)
Из истории числительных.
- Друзья, а кто знает, почему в числительном 11 пишется НН, что такое –ДЦАТЬ в числительных? Послушаем нашего исследователя.
Ученик: Все мы знаем числительные первого десятка. Числительные второго десятка образовались на их основе. Наши предки считали: один на десяте, два на десяте, то есть один плюс к десяти, два плюс к десяти и так далее. Постепенное слияние слов дало нам числа: одиннадцать, двенадцать, тринадцать и другие, в которых – дцать (десять) входит вместе с бывшим предлогом НА в суффикс (-надцать).
Учитель: Спасибо уважаемый исследователь.
V. Закрепление изученного материала. 7Слайд
- На практике проверить можно точно, кто смог теорию усвоить прочно.
Закрепим полученные знания.
1. Запишите словами числительные словами в таком порядке:
А) простые, Б) составные. Составьте по 2 предложения на каждую группу.
Физминутка
2. Выборочный диктант.
- Выпишите из текста числительные вместе с существительными. Подчеркните составные числительные. Проверьте.
Солнечная система.
В Солнечную систему входят 9 больших планет. Нас от Солнца отделяют 150 миллионов километров. Поперечник Солнца в 109 раз больше поперечника Земли. Температура солнечной поверхности составляет 6000 градусов. Наша Солнечная система движется со скоростью 250 километров в секунду. Один оборот по галактической орбите длится примерно 250 миллионов лет.
3. Обозначение точного и приблизительного количества предметов с помощью порядка слов. Соответствие стилям речи.
- Ребята, посмотрите на следующий слайд и ответьте на вопрос:
- Какие сочетания указывают на точное количество, а какие – на приблизительное?
- А какие сочетания представляют прямой порядок слов, а какие – обратный?
Делаем вывод: Для обозначения точного количества используем прямой порядок слов, а для приблизительного – обратный.
-Для какого стиля речи характерен прямой порядок? (для научного). Обратный – для художественного и разговорного.
Полминутки для шутки
- А сейчас мы немного поиграем. Отгадайте, какие слова зашифрованы в этих ребусах?
(смородина, подвал, патриот, стол, опять, сторона, семья).
- Числительные простые или составные? Количественные или порядковые?
VI. Подведение итогов урока. 8 слайд
- Чтобы знания были впрок, следует повторить урок.
Беседа по вопросам:
1.О каких группах числительных шла речь на уроке? Как их различить?
2. Могут ли порядковые числительные быть составными?
3. Кто придумал слово миллион? Что с итальянского оно означало?
4. Почему числительное одиннадцать пишется с НН? Что в древности означало слово ДЦАТЬ?
5. При помощи какого порядка слов можно образовать точное количество, приблизительное?
Выставление оценок
VII. Домашнее задание.
- Чтобы упрочить ваши знания, даю домашнее задание.
1. §60, стр.141 (всем)
2.«Путешествие в будущее». Представьте себе, что вы перенеслись на 10-20 лет вперёд. Опишите любое изделие из будущего (машину, робота, часы, ракету или другое). Напишите, из каких частей изделие состоит, используя 10 составных числительных.
ИЛИ
Упр. 351.
3. Составьте ребусы, используя числительные ( по желанию).