Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку на тему "Настоящее время глагола"»
Дата: 27.04.16 г.
Класс: 5 «б»
Предмет: русский язык
Тема: Настоящее время
Цели:
обучающие:
• закрепить знания учащихся по теме «Глагол», «Время глагола»;
• совершенствовать умения учащихся в выполнении различных видов грамматического разбора;
• актуализация сведений учащихся о прошедшем и настоящем времени глагола.
развивающие:
• развитие связной речи учащихся; вовлечение класса в активный процесс познания; обеспечение творческого развития и заинтересованности учащихся в приобретении знаний;
- Здравствуйте, ребята! Перед тем, как вы сядете, я хотела бы провести разминку.
Итак, ребята,
Погладьте себя по голове
Обнимите себя
Пожмите соседу руку
Улыбнитесь друг другу
- Надеюсь, ваше настроение улучшилось?
Я желаю, чтобы вы были внимательными, пытливыми, стремились все понять и усвоить. Порадуем друг друга успехами. Что ж, мы приступаем.
II. Опрос домашнего задания
Домой нам было задано упражнение 920. Что нужно было сделать?
Значит, проверяем по цепочке. Остальные в тетради. Если домашнее задание сделано, и сделано правильно, мы ставим на полях +. Если есть ошибки ставим -.
Открываем тетради, записываем число, классная работа и оставляем строку для темы урока.
Проверка пройденной темы.
Словарный диктант. На прошлых уроках мы проходили с вами тему правописание -тся и –ться, а также чередование гласных в корне глагола. Еще раз напоминаю вам, что окончания ца не бывает в русском языке, мы их просто слышим. Будьте внимательны!
Если вы сделали 0 ошибок, то на полях указываем 5 баллов, если 1-2, то 4 балла, если 3 – 3 балла, больше 4 – 2 балла.
Вспомните, что вы знаете о временах глагола.
- Сколько времён имеет глагол? Назовите их.
(Три: прошедшее, настоящее, будущее)
- На какие вопросы они отвечают? (Ответы детей)
III. Актуализация новой темы.
Проблемная ситуация. Вступительное слово учителя.
Выразительное чтение высказывания Л.Н.Толстого о глаголе.
Определение учениками темы урока по отрывку из стихотворения А.Н. Толстого.
Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
О каком времени глагола мы сегодня будем говорить подробно? А как вы догадались?
Запись темы урока в тетрадь «Настоящее время глагола».
Давайте поставим перед собой цели. Ученики определяют цель: Знать какое действие обозначают глаголы настоящего времени, какой вид глагола имеет форму настоящего времени. Уметь задавать вопросы к глаголам настоящего времени.
IV. Объяснение новой темы.
Показ видео. (4 мин.)
Первичное усвоение новых знаний.
Задание 1. Прочитайте и озаглавьте текст. 2. Выпишите из текста глаголы: настоящего времени (I вариант), прошедшего времени (II вариант).
Кто сеет в лесу
Кроты по ночам трудились в лесу на поляне и всю ее изрыли. Насыпали горки земли. Человеку трудно стало передвигаться по этой пашне.
Дождь смочил кротовую пашню, солнце нагрело ее. Кто же начнет сев?
Вокруг полянки расположились ели4. Раскрыли свои шишки. Полетел ветер, и полетели бесшумно вниз на жёлтых парашютиках легкие семена. Одни ветер с полянки утащил, другие в зарослях травы затерялись. Но многие попали на рыхлую почву, и выросли потом юные елочки. Теперь войдешь в лес и не увидишь на бороздках свободного места. Так кроты весной пашут, елки ветер сеют. Лесные поляны зарастают деревьями4.
Синтаксический разбор сделают у доски по 1 ученику с каждого варианта.
Оценивание: кто выписал все слова – 5б., кто забыл 2 слова – 4б., 3 слова – 3б., 4 и больше – 2б.
Первичная проверка понимания.
Задание 2. Спишите фрагменты стихотворений (каждый свой вариант), укажите вид, время и значение (прямое или переносное) глаголов.
1 вариант
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
2 вариант
А восток все горит- разгорается,
Птички солнышка ждут,
Птички песни поют,
И стоит себе лес, улыбается.
(взаимопроверка)
- Какие глаголы употреблены в переносном значении? (Снег ложится, восток горит-разгорается, лес улыбается)
Какие выразительно-изобразительные средства использовали поэты для создания образов природы? (уменьшительно-ласкательные суффиксы: птички, солнышка; эпитеты: белый, пушистый, тихо; метафору: горит-разгорается; олицетворения: снег ложится, лес улыбается).
Оценивание: кто указал все верно – 5б., кто ошибся в 2-х словах – 4б., в 3-х словах – 3б., 4 и больше – 2б.
Физминутка
Я назову глаголы в неопределённой форме, а вы поставьте их в 3-м лице ед. ч. настоящего времени:
ласкать – (ласкает) висеть – (висит)
светить – (светит) лежать - (лежит)
гореть – (горит) греть – (греет)
становиться – (становится) капать – (капает)
дышать –(дышит) смотреть – (смотрит)
приходить – (приходит)
чирикать – (чирикает)
V. Первичное закрепление темы.
Откройте учебник на странице 252 упражнение 924. (Коллективно, письменно). Один ученик у доски, остальные в тетради.
VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их корректировка.
Сделаем вывод по нашей теме: Изменяются ли глаголы настоящего времени по числам?
Глаголы настоящего времени изменяются по числам (садится, портят).
Проверь, указывает ли форма глагола в ед.ч. настоящего времени на род существительных?
(Что делает?) колотит (Он) дятел
(Что делает?) колотит (Она) птица
(Что делает?) колотит (Оно)
- Форма глагола в ед.ч. на род существительных не указывает.
- Молодцы! Повторим выводы, к которым мы сегодня пришли:
Глагол в настоящем времени, стоящий в ед.ч., по родам не изменяeтся, форма глагола остается одинаковой.
Глаголы настоящего времени изменяются по числам.
VII. Информация о домашнем задании
Упражнение 927. Составить устно рассказ по данному началу. Употребить глаголы в настоящем времени.
VIII. Рефлексивно-оценочный этап.
Рефлексия «Все в твоих руках».
На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.
- Большой – для меня было важным и интересным…
- Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию…