kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок на тему "Антонимы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Употребление синонимов делают нашу речь точной, выразительной, яркой.

 

          -  В русском языке есть не только синонимы – слова друзья, но и слова – недруги,    

      т. е. пары  словкоторыми пользуются все люди на свете. То нам холодно, то жарко, то мы сытые, то мы голодные, то грустные, то веселые. Мы все ночью ложимся спать, а утром встаем. Вот такие слова с противоположным значением называются.?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Антонимы"»

Антонимы

Урок русской речи в 7 классе



Цель: 1. познакомить учащихся с отличительными особенностями антонимов;

тренировать умение целенаправленно подбирать антонимы; учить использовать

антонимы в речи:

2. показать в игровой манере всевозможные приемы употребления антонимов,

развитие речи, творческой инициативы, внимания, активизировать познавательную

деятельность, уточнять и обогащать словарный запас.

3. привить любовь к предмету, интерес к народным обычаям и традициям.

Тип: комбинированный

Метод: объяснительно – иллюстративный, игровой, словесный, здоровьесберегающая

технология, сопоставительный, моментальный тесты

Оборудование: интерактивная доска, слайды, слова-синонимы для теста, тексты

пословиц


Ход урока:

І.Организационный момент

Психологический настрой на урок:

– Ребята, посмотрите в окно, найдите самую дальнюю точку, припомните что-то приятное, что произошло с вами когда-то. На душе становится тепло. На лице появляется улыбка. Теперь с улыбкой мы возвращаемся в класс. Улыбнитесь друг другу, поделитесь своим хорошим настроением с друзьями. Вы улыбнетесь мне, а я – вам.

Инсценировка: стук в дверь.

- Да, войдите. (Входят две девочки)

  • Извините.

  • Простите.

- Не сердитесь на нас!

- Не обижайтесь.

- Не злитесь.

Учитель: - Где вы были?

- Недалеко.

- Близко.

Учитель: - Садитесь. А почему вы так странно отвечали? Все говорите об одном и том же, но по-разному.

Ученицы: Потому что мы использовали слова синонимы.

Учитель: Я вижу вы хорошо усвоили прошлую тему.

  • А что такое синонимы?


ІІ.Проверка домашнего задания

Упражнение №8

(проверка идет по методу сопоставительного теста)

крутой сильный

могучий отвесный

крупный огромный

привлекать не разрешеть

запрещать притягивать

беречь сохранять

огонь свежесть

прохлада пламя



ІІІ.Обобщение предыдущей темы и переход к новой теме

- Для чего нужны синонимы?

- Употребление синонимов делают нашу речь точной, выразительной, яркой.


- В русском языке есть не только синонимы – слова друзья, но и слова – недруги,

т. е. пары словкоторыми пользуются все люди на свете. То нам холодно, то жарко, то мы сытые, то мы голодные, то грустные, то веселые. Мы все ночью ложимся спать, а утром встаем. Вот такие слова с противоположным значением называются ...?

ІҮ.Обьяснение новой темы

  1. Само слово антоним, наверно, напоминает вам другой термин, с которым вы уже знакомы.

Онима (греческое) – имя, слова.

Анти – против, противоположный.

Антонимы – слова с противоположным значением.

  1. Где можно встретить антонимы?

На уроках математики: плюс – минус

прибавить – отнять

умножение – деление

больше - меньше

На уроках биологии: живая – неживая (природа)

На уроках физкультуры: старт – финиш

На уроках литературы: в пословицах – поговорках

Труд кормит – лень портит

В загадках, в сказках: добро – зло, долго ли – коротко ли,

близко ли – далеко ли

3. Вывод: Обратите внимание, что антонимы – слова одной и той же части речи.

Труд – лень (имя существительное)

Прибавить – отнять (глагол)

Живая –неживая (имя прилагательное)

Долго - коротко (наречие)


4. Все ли слова имеют противоположное значение?

Игра «Смотри, не ошибись».

БОЛЬШОЙ (МАЛЕНЬКИЙ), МНОГО (МАЛО), СТАКАН, ВЫСОКИЙ (НИЗКИЙ), ВЕРБЛЮД, ВЕСЕЛЫЙ (ГРУСТНЫЙ), ДОМ, ХОРОШО (ПЛОХО), ЧАСЫ, КОНЕЦ (НАЧАЛО), МЕЛ, Я, ДЛИННЫЙ (КОРОТКИЙ), ТЫ, ГЛУБОКИЙ (МЕЛКИЙ), ЭТО, ЛЕВЫЙ (ПРАВЫЙ), ГОЛОВА, ЖЕЛЕЗНЫЙ, ДВА, БЕЛЫЙ (ЧЕРНЫЙ), ДЕСЯТЫЙ, КТО, СЛАДКИЙ (ГОРЬКИЙ), СТО, ТРАМВАЙ, ИГОРЬ, ХРАБРЫЙ (ТРУСЛИВЫЙ), ИРТЫШ, УМНЫЙ (ГЛУПЫЙ), ЗОЛОТОЙ, ЧИСТЫЙ (ГРЯЗНЫЙ), РУКА, СМЕЯТЬСЯ (ПЛАКАТЬ), РАДОВАТЬСЯ (ГРУСТИТЬ), САМОЛЕТ, ПОДНИМАТЬ (ОПУСКАТЬ), ВОДА, ЯБЛОКО, ГЛАЗА, ТРУД (БЕЗДЕЛЬЕ), ПЕСНЯ, ПРАВДА (ЛОЖЬ), МИР (ВОЙНА), ШУМ (ТИШИНА), УТЮГ, СИНИЙ, ДРУГ (ВРАГ).



Вывод: Нет антонимов у имен собственных, местоимений, числительных, прилагательных, обозначающих цвета (кроме белый-черный), прилагательных, образованных от названия металлов.

И если синонимы составляют синонимический ряд и отделяются друг от друга запятой, то антонимы составляют антонимическую пару и пишутся через -



Ү.Закрепление темы:

1. Занимательная минутка. Отгадывание загадок

Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Да и в школе я нужна.

Называюсь __________

                      Тишина



Я антоним к слову лето,

В шубу зимнюю одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я  _________          

                                     Зима



2. - Да, кстати о зиме. А какой скоро праздник?

- А какой это праздник?

- А как у казахов, у мусульманских народов называется празднование нового года?

- Когда он празднуется?



  1. Работа по учебнику

  • чтение текста «Национальные обычаи и традиции казахского народа»

  • словарная работа

в глубь веков

возродиться

весеннее равноденствие

4. Вопросно – ответная беседа по содержанию текста

- Какие традиции и обычаи казахского народа вы знаете?

- Какие выражения связаны с Наурызом?

- Какие национальные игры казахского народа проводятся во время Наурыза?



5. Определите асновную мысль, тип и стиль текста



6. Выполнение письменных заданий

Упражнение №8 Подберите из текста антонимы к следующим словам:

Ночь – день

Неинтересный – интересный

Утро – вечер

Грустный – веселый

Слабость – сила

Ненависть – любовь

Маленький – большой



Упражнение № 13 Спишите. Сделайте синтаксический разбор предложения. Укажите однородные члены предложения.

Люди радуются национальным праздникам, глубоко чтут народные обычаи и традиции.



7. Уровневые задания

В пословицах к выделенным словам подобрать антонимы:

Маленькое дело лучше большого безделья.

Корень ученья горек, да плод его сладок.

Легко сказать, да трудно доказывать.

Вперед иди, а назад не оглядывайся.



Подобрать к словосочетаниям синонимы, затем антонимы:

Легкий рюкзак, легкая задача, легкий мороз. Большие дети, большой успех, большой вопрос.



6. Эстафета по здоровьесберегающей технологии

(каждому ряду на доске даются слова. Дети должны по очереди выбегать и писать антонимы к ним. Смысл игры заключается в быстроте и правильности ответов











1.

ГЛУПЕЦ –

2.

БОГАТЫЙ –

ГОРЬКИЙ –

ПЕРВЫЙ –

ЛУЧШЕ –

ПЛОХОЙ –

ГРЯЗЬ –

РАДОСТЬ –

ДА -

ПРАВДА –

ДЕШЕВО –

ВОЙНА –

ЖЕСТОКИЙ –

ВЕЧЕРОМ –

ЗДОРОВЫЙ –

СВЕТ –

ЧЕРНЫЙ –

СИЛЬНЫЙ –

МАЛО –

УМНЫЙ –



ҮІ. Обобщение темы

  • С какими словами мы познакомились на уроке?

  • Какие слова называются антонимами?

  • Что нового вы узнали об антонимах?

  • Какова роль антонимов в речи?

Моментальное тестирование

- Луна –месяц, собака- пес, доктор- врач, ребенок- малыш – СЛОВА- ....?

- Антонимы – это …а) слова близкие по значению,

б) слова противоположные по значению.

- Какие части речи могут быть антонимами?

а) только имена существительные,

б) все самостоятельные части речи

- Укажите антонимы: а) храбрый, смелый,

б) высоко – низко.

- Есть ли у слов 3, 4…, я, ты…, синий, красный антонимы? Да- нет





ҮІІ.Домашнее задание

Упражнение №9 стр.112



ҮІІІ.Выставление оценок

Ребята!

Вы сегодня были активны на уроке; поднимали руки; отвечали; дополняли друг друга, играли и думаю всем было интересно.


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок на тему "Антонимы"

Автор: Мубаракова Наги Темиркулкызы

Дата: 27.01.2016

Номер свидетельства: 283920

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124339"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414686378"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-m-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124350"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414687582"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока русского языка по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-antonimy-1"
    ["file_id"] => string(6) "156471"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421426510"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Краткосрочный открытый урок по русскому языку на тему "Антонимы"   5 класс"
    ["seo_title"] => string(73) "kratkosrochnyi-otkrytyi-urok-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-antonimy-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "279992"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453307478"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Конспект урока на тему "Антонимы""
    ["seo_title"] => string(35) "konspiekt_uroka_na_tiemu_antonimy_2"
    ["file_id"] => string(6) "439951"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1511257987"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства