5 класс
Тема урока : Краткие прилагательные
Цель : обеспечить «открытие» и усвоение новых знаний о кратких прилагательных
Задачи :
обучающие :
- научить различать полные и краткие прилагательные, определять их роль в предложении, правильно ставить ударение в кратких формах;
- сформировать навык грамотного написания кратких прилагательных с основой на шипящую.
развивающие:
- формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать навыки устной диалогической, монологической речи;
- умение работать с текстом, таблицей.
воспитывающая:
воспитание любви к русскому литературному языку.
Ход урока.
Организационный момент.
Повторение материала домашнего задания:
Задание : перед вами словосочетания. Определите, когда мы пишем букву О, а в каких случаях Е. Ответ запишите в таблицу, используя сокращения: О, Е.
1) нет больш…го снега 2) в колюч…м кустарнике 3) хорош…го дождя 4) к старш…му брату 5) в чуж…м доме 6) на свеж…м воздухе 7) горяч…го супа 8) круглолиц…го человека 9) небольш…й размер 10) общ…го дела 11) ценнейш…го груза 12) дремуч…го леса 13) меньш…й брат 14) у куц…го воротника 15) у могуч…го дуба
1
2
3
5
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Ключи для взаимопроверки:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
О
Е
Е
Е
О
Е
Е
Е
О
Е
Е
Е
О
Е
Е
0 ошибок – «5»; 1-2 ошибки – «4»; 3-5 ошибок – «3».
Объяснение нового материала . (Запись в тетрадях числа, классной работы)
Определение темы урока:
У полных прилагательных отчаянье –
Куда-то убежало окончание.
Умчалось, разрешенья не спросив,
Стал смелый – смел (говорят ученики),
Красивый стал – красив (говорят ученики).
Прилагательные укорачиваются, становятся….краткими.
- Какова тема сегодняшнего урока? Записываем.
Поскольку прилагательные становятся краткими, вопросы к ним тоже меняются.
На доске записаны вопросы полных прилагательных. Краткие пишет ученик.
Полные Краткие
Какой? Каков?
Какая? Какова?
Какое? Каково?
Какие? Каковы?
Образуйте, где это возможно, от полных прилагательных краткую форму.
Высокий - широкий –
спокойный - просторный –
вельветовый - красивый –
праздничный - умный –
деловой - жестокий –
безжалостный - старый –
опытный - теплый -
Узнайте, где спряталось краткое прилагательное? (запись на доске )
…ая …ые
…ы …ое
…а …о
…ий …ие.
Что происходит с этими прилагательными?
Интересна – интересны
Умен-умна-умно
(изменяются по числам, родам в ед.ч)
Запишите предложение (на доске пишет ученик):
Всякому мила своя сторона .- Синтаксическая роль – сказуемое.
Найдите краткие прилагательные, укажите их число, род, синтаксическую роль:
Кто малым не доволен, тот большого не достоин.
Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.
Корень учения горек, а плод сладок.
И волки сыты, и овцы целы.
Голь на выдумки хитра.
Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот, кто на дело туп.
5.ИТОГ: что мы узнали о кратком прилагательном – окончание, вопросы, изменяется по числам, родам, в предложении – сказуемое.
Открываем стр.91 учебника, читаем стр.91-92.
Чего мы не смогли узнать сами?
Краткие прилагательные с основой на шипящую.
Знакомство с правилом, отработка упр. 591 (у), упр.593 (п)
Подведем итог: Что ТЕПЕРЬ мы знаем о кратком прилагательном?
Оценки за урок, домашнее задание: п.104, упр.597.