kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок. Имя прилагательное

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок по русскому языку и литературе в 10-11 классах

Цели урока: 1. На основе песен военных лет повторить и закрепить знания о грамматических признаках и формах прилагательного;

2. Развитие умения и навыков определять их в тексте, расширить активный словарный запас учащихся;

3. Воспитание патриотизма,  уважение к подвигу людей.

Тип урока: урок - закрепление

Оборудование: интерактивная доска, слайды, записи песен военных лет

Методы: практический, словесный, частично-поисковой.

Песня в бою нужна и полезна, и надобно, чтобы она была самая громкая…  Песня удваивает и утраивает армию….

А.В.Суворов

Ход урока

  1. Оргмомент
  2. Слово учителя.

-Добрый день, дорогие ребята.  Сегодня у нас необычный урок. Необычен он тем, что объединяет  два предмета: русский язык в 10 классе и литературу в 11 классе. На основе песен военных лет нам предстоит повторить и закрепить знания о грамматических признаках и  формах  прилагательного.

Песни военных лет. Песня делила вместе с воинами горести и радости, подбадривала бойцов веселой шуткой, грустила вместе с ними о разлуке с родными. Во имя Победы песня помогала переносить голод и холод, давала народу силы выстоять и победить. Сколько их, прекрасных и незабываемых песен военных лет. И у каждой своя история, своя судьба…

Обратите внимание на эпиграф урока, слова  великого полководства А.В.Суворова о высокой роли песни в бою, так как она  вместе с воинами громила  фашизм на фронтах Великой Отечественной войны.

  1.  Повторение

Повторение темы ведем по этапам. Каждый этап начинается с повторения сведений по определенному кругу вопросов.

  1. – значение и грамматические признаки прилагательных.

1. Фронтальный опрос:

- Что обозначает имя прилагательное,  на какие вопросы отвечает?

- Как изменяются имена прилагательные?

- От чего зависит род, число, падеж прилагательных?

- Какую синтаксическую роль выполняет в предложении имя прилагательное?

         Для закрепления первого этапа класс хором исполняет первый куплет с припевом из песни «Священная война», слова В.Лебедева-Кумача, музыка А.Александрова.

Сообщаю учащимся, что эта песня уже 24 июня 1941 года прозвучала в Москве на перроне Белорусского вокзала перед призывниками и потом эту песню пели для уходящих на фронт бойцов.

2. Выполняем задание: Дать толкование слова «орда» и составить словосочетание.

3. Творческое задание:

А) Выписать из текста спетой им песни прилагательные с существительными и поставить вопросы к прилагательным, определить их род, число и падеж.

  • огромная страна – страна какая?, ж.р. ед.ч. И.п.

На смертный бой – какой, м.р. ед.ч. В.п., с фашистской силой темною – какой? ж.р. ед.ч. Т.п., ярость благородная – какая? ж.р. ед.ч. И.п.

Б) Выписать из припева песни второе предложение и разобрать по членам предложения: Идет война народная, священная война.

2-этап. Повторение разрядов прилагательных.

Ответьте на вопросы:

- На какие разряды делится по значению прилагательные?

- Что обозначают качественные прилагательные?

- Что обозначают относительные прилагательные?

Для закрепления этого этапа дети исполняют песню «Смуглянка», слова Я.Шведова, музыка А.Новикова.

1-задание: Выборочный диктант.

Выписать из текста исполненной песни в один столбик качественные прилагательные с существительными, в другой – относительные.

Качественные                                         Относительные

раскудрявый клен                                              соседний сад

зеленый клен                                             партизанский отряд

густой лес                                                 летние зорьки

3-этап. Повторить полные и краткие прилагательные

Ответьте на вопросы:

- Какие прилагательные имеют полные и краткие формы?

- Как изменяются краткие прилагательные?

- На какие вопросы отвечают краткие прилагательные?

- Какую синтаксическую роль  они выполняют?

Для закрепления 3-го этапа ученики исполняют первый куплет с припевом песни «Катюша», слова М.Исаковского, музыка М.Блантера.

  1. Дается толкование слова «сизый».

Сизый – темно-серый цвет с синеватым оттенком.

  1. Выписать из текста песни качественные прилагательные и образовать краткие формы.

Высокий – высок, высока, высоко, высоки.

Крутой – крут, крута, круто, круты

Сизый – сиз, сиза, сизо, сизы

  1. Синтаксический разбор предложений.

Задание: выписать из высказывания Суворова первое предложение и разобрать его по членам.

Песня в бою нужна и полезна, и надобно, чтобы она была самая  громкая.

  • Краткие и полные прилагательные выполняют в предложении роль сказуемого.
  1. Разбор словосочетаний

При закреплении и склонения прилагательных девочки спели песню «Синий платочек».

По тексту этой песни были выполнены следующие виды работ:

  1. Выписать словосочетания. Определить способ связи.

Синенький скромный платочек, ласковых радостных встреч, ночной порой, милый, желанный, родной платочек.

  1. Сочетание прилагательных мужского рода с мягкой и твердой основами с существительным синенький скромный платочек просклонять у доски.
  1. Морфологический разбор прилагательного.

Завершаем работу по теме морфологическим разбором прилагательного.

Класс хором исполняет два куплета из песни «День Победы», слова В.Харитонова,  музыка Д. Тухманова.

  1. Дать толкование  слова мартеновская печь – это специальная пламенная печь, где плавят сталь.
  2. Морфологический разбор прилагательного у мартеновских печей

Слово учителя:  На сегодняшнем занятии мы услышали много фронтовых песен, все они такие проникновенные, грустные и забавные - они разные, они были и остаются  спутниками солдат на их трудном пути. Давайте же не забывать эти чудесные песни и отдадим им дань уважения.

 

  1. Домашнее задание: Написать эссе «Что я знаю о Великой Отечественной войне?».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок. Имя прилагательное»

Интегрированный урок по русскому языку и литературе в 10-11 классах

Цели урока: 1. На основе песен военных лет повторить и закрепить знания о грамматических признаках и формах прилагательного;

2. Развитие умения и навыков определять их в тексте, расширить активный словарный запас учащихся;

3. Воспитание патриотизма, уважение к подвигу людей.

Тип урока: урок - закрепление

Оборудование: интерактивная доска, слайды, записи песен военных лет

Методы: практический, словесный, частично-поисковой.

Песня в бою нужна и полезна, и надобно, чтобы она была самая громкая… Песня удваивает и утраивает армию… .

А.В.Суворов


Ход урока

  1. Оргмомент

  2. Слово учителя.

-Добрый день, дорогие ребята. Сегодня у нас необычный урок. Необычен он тем, что объединяет два предмета: русский язык в 10 классе и литературу в 11 классе. На основе песен военных лет нам предстоит повторить и закрепить знания о грамматических признаках и формах прилагательного.

Песни военных лет... Песня делила вместе с воинами горести и радости, подбадривала бойцов веселой шуткой, грустила вместе с ними о разлуке с родными. Во имя Победы песня помогала переносить голод и холод, давала народу силы выстоять и победить. Сколько их, прекрасных и незабываемых песен военных лет. И у каждой своя история, своя судьба…

Обратите внимание на эпиграф урока, слова великого полководства А.В.Суворова о высокой роли песни в бою, так как она вместе с воинами громила фашизм на фронтах Великой Отечественной войны.

  1. Повторение

Повторение темы ведем по этапам. Каждый этап начинается с повторения сведений по определенному кругу вопросов.

1-этап – значение и грамматические признаки прилагательных.

1. Фронтальный опрос:

- Что обозначает имя прилагательное, на какие вопросы отвечает?

- Как изменяются имена прилагательные?

- От чего зависит род, число, падеж прилагательных?

- Какую синтаксическую роль выполняет в предложении имя прилагательное?

Для закрепления первого этапа класс хором исполняет первый куплет с припевом из песни «Священная война», слова В.Лебедева-Кумача, музыка А.Александрова.

Сообщаю учащимся, что эта песня уже 24 июня 1941 года прозвучала в Москве на перроне Белорусского вокзала перед призывниками и потом эту песню пели для уходящих на фронт бойцов.

2. Выполняем задание: Дать толкование слова «орда» и составить словосочетание.

3. Творческое задание:

А) Выписать из текста спетой им песни прилагательные с существительными и поставить вопросы к прилагательным, определить их род, число и падеж.

Например: огромная страна – страна какая?, ж.р. ед.ч. И.п.

На смертный бой – какой, м.р. ед.ч. В.п., с фашистской силой темною – какой? ж.р. ед.ч. Т.п., ярость благородная – какая? ж.р. ед.ч. И.п.

Б) Выписать из припева песни второе предложение и разобрать по членам предложения: Идет война народная, священная война.

2-этап. Повторение разрядов прилагательных.

Ответьте на вопросы:

- На какие разряды делится по значению прилагательные?

- Что обозначают качественные прилагательные?

- Что обозначают относительные прилагательные?

Для закрепления этого этапа дети исполняют песню «Смуглянка», слова Я.Шведова, музыка А.Новикова.

1-задание: Выборочный диктант.

Выписать из текста исполненной песни в один столбик качественные прилагательные с существительными, в другой – относительные.

Качественные Относительные

раскудрявый клен соседний сад

зеленый клен партизанский отряд

густой лес летние зорьки

3-этап. Повторить полные и краткие прилагательные

Ответьте на вопросы:

- Какие прилагательные имеют полные и краткие формы?

- Как изменяются краткие прилагательные?

- На какие вопросы отвечают краткие прилагательные?

- Какую синтаксическую роль они выполняют?

Для закрепления 3-го этапа ученики исполняют первый куплет с припевом песни «Катюша», слова М.Исаковского, музыка М.Блантера.

  1. Дается толкование слова «сизый».

Сизый – темно-серый цвет с синеватым оттенком.

  1. Выписать из текста песни качественные прилагательные и образовать краткие формы.

Высокий – высок, высока, высоко, высоки.

Крутой – крут, крута, круто, круты

Сизый – сиз, сиза, сизо, сизы

  1. Синтаксический разбор предложений.

Задание: выписать из высказывания Суворова первое предложение и разобрать его по членам.

Песня в бою нужна и полезна, и надобно, чтобы она была самая громкая...

Вывод: Краткие и полные прилагательные выполняют в предложении роль сказуемого.

  1. Разбор словосочетаний

При закреплении и склонения прилагательных девочки спели песню «Синий платочек».

По тексту этой песни были выполнены следующие виды работ:

  1. Выписать словосочетания. Определить способ связи.

Синенький скромный платочек, ласковых радостных встреч, ночной порой, милый, желанный, родной платочек.

  1. Сочетание прилагательных мужского рода с мягкой и твердой основами с существительным синенький скромный платочек просклонять у доски.

  1. Морфологический разбор прилагательного.

Завершаем работу по теме морфологическим разбором прилагательного.

Класс хором исполняет два куплета из песни «День Победы», слова В.Харитонова, музыка Д. Тухманова.

  1. Дать толкование слова мартеновская печь – это специальная пламенная печь, где плавят сталь.

  2. Морфологический разбор прилагательного у мартеновских печей

Слово учителя: На сегодняшнем занятии мы услышали много фронтовых песен, все они такие проникновенные, грустные и забавные - они разные, они были и остаются  спутниками солдат на их трудном пути. Давайте же не забывать эти чудесные песни и отдадим им дань уважения.


  1. Домашнее задание: Написать эссе «Что я знаю о Великой Отечественной войне?».




ГУ Бозайгырская средняя школа



на основе текстов песен военных лет



Класс: 10 «а» - 11 «а»

Провела: Байгожина Сауле Сериковна



2015-2016 учебный год


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок. Имя прилагательное

Автор: Байгожина Сауле Сериковна

Дата: 05.02.2016

Номер свидетельства: 288720

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Технологическая карта урока "Имя прилагательное как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(73) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "133090"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416464799"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Урок « Имя прилагательное в словосочетании и предложении». "
    ["seo_title"] => string(63) "urok-imia-prilaghatiel-noie-v-slovosochietanii-i-priedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "163460"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422476383"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "План урока: Имя прилагательное. "
    ["seo_title"] => string(33) "plan-uroka-imia-prilaghatiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "129661"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415732606"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Открытый урок:Имя прилагательное "
    ["seo_title"] => string(36) "otkrytyi-urok-imia-prilaghatiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "219067"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434005096"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Тема урока. Имя прилагательное"
    ["seo_title"] => string(30) "tiemaurokaimiaprilaghatielnoie"
    ["file_id"] => string(6) "256925"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448222852"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства