kopilkaurokov.ru - сайт для учителей
Файл удален или неудачно загружен. Попробуйте загрузить файл повторно

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок. Имя прилагательное

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок по русскому языку и литературе в 10-11 классах

Цели урока: 1. На основе песен военных лет повторить и закрепить знания о грамматических признаках и формах прилагательного;

2. Развитие умения и навыков определять их в тексте, расширить активный словарный запас учащихся;

3. Воспитание патриотизма,  уважение к подвигу людей.

Тип урока: урок - закрепление

Оборудование: интерактивная доска, слайды, записи песен военных лет

Методы: практический, словесный, частично-поисковой.

Песня в бою нужна и полезна, и надобно, чтобы она была самая громкая…  Песня удваивает и утраивает армию….

А.В.Суворов

Ход урока

  1. Оргмомент
  2. Слово учителя.

-Добрый день, дорогие ребята.  Сегодня у нас необычный урок. Необычен он тем, что объединяет  два предмета: русский язык в 10 классе и литературу в 11 классе. На основе песен военных лет нам предстоит повторить и закрепить знания о грамматических признаках и  формах  прилагательного.

Песни военных лет. Песня делила вместе с воинами горести и радости, подбадривала бойцов веселой шуткой, грустила вместе с ними о разлуке с родными. Во имя Победы песня помогала переносить голод и холод, давала народу силы выстоять и победить. Сколько их, прекрасных и незабываемых песен военных лет. И у каждой своя история, своя судьба…

Обратите внимание на эпиграф урока, слова  великого полководства А.В.Суворова о высокой роли песни в бою, так как она  вместе с воинами громила  фашизм на фронтах Великой Отечественной войны.

  1.  Повторение

Повторение темы ведем по этапам. Каждый этап начинается с повторения сведений по определенному кругу вопросов.

  1. – значение и грамматические признаки прилагательных.

1. Фронтальный опрос:

- Что обозначает имя прилагательное,  на какие вопросы отвечает?

- Как изменяются имена прилагательные?

- От чего зависит род, число, падеж прилагательных?

- Какую синтаксическую роль выполняет в предложении имя прилагательное?

         Для закрепления первого этапа класс хором исполняет первый куплет с припевом из песни «Священная война», слова В.Лебедева-Кумача, музыка А.Александрова.

Сообщаю учащимся, что эта песня уже 24 июня 1941 года прозвучала в Москве на перроне Белорусского вокзала перед призывниками и потом эту песню пели для уходящих на фронт бойцов.

2. Выполняем задание: Дать толкование слова «орда» и составить словосочетание.

3. Творческое задание:

А) Выписать из текста спетой им песни прилагательные с существительными и поставить вопросы к прилагательным, определить их род, число и падеж.

  • огромная страна – страна какая?, ж.р. ед.ч. И.п.

На смертный бой – какой, м.р. ед.ч. В.п., с фашистской силой темною – какой? ж.р. ед.ч. Т.п., ярость благородная – какая? ж.р. ед.ч. И.п.

Б) Выписать из припева песни второе предложение и разобрать по членам предложения: Идет война народная, священная война.

2-этап. Повторение разрядов прилагательных.

Ответьте на вопросы:

- На какие разряды делится по значению прилагательные?

- Что обозначают качественные прилагательные?

- Что обозначают относительные прилагательные?

Для закрепления этого этапа дети исполняют песню «Смуглянка», слова Я.Шведова, музыка А.Новикова.

1-задание: Выборочный диктант.

Выписать из текста исполненной песни в один столбик качественные прилагательные с существительными, в другой – относительные.

Качественные                                         Относительные

раскудрявый клен                                              соседний сад

зеленый клен                                             партизанский отряд

густой лес                                                 летние зорьки

3-этап. Повторить полные и краткие прилагательные

Ответьте на вопросы:

- Какие прилагательные имеют полные и краткие формы?

- Как изменяются краткие прилагательные?

- На какие вопросы отвечают краткие прилагательные?

- Какую синтаксическую роль  они выполняют?

Для закрепления 3-го этапа ученики исполняют первый куплет с припевом песни «Катюша», слова М.Исаковского, музыка М.Блантера.

  1. Дается толкование слова «сизый».

Сизый – темно-серый цвет с синеватым оттенком.

  1. Выписать из текста песни качественные прилагательные и образовать краткие формы.

Высокий – высок, высока, высоко, высоки.

Крутой – крут, крута, круто, круты

Сизый – сиз, сиза, сизо, сизы

  1. Синтаксический разбор предложений.

Задание: выписать из высказывания Суворова первое предложение и разобрать его по членам.

Песня в бою нужна и полезна, и надобно, чтобы она была самая  громкая.

  • Краткие и полные прилагательные выполняют в предложении роль сказуемого.
  1. Разбор словосочетаний

При закреплении и склонения прилагательных девочки спели песню «Синий платочек».

По тексту этой песни были выполнены следующие виды работ:

  1. Выписать словосочетания. Определить способ связи.

Синенький скромный платочек, ласковых радостных встреч, ночной порой, милый, желанный, родной платочек.

  1. Сочетание прилагательных мужского рода с мягкой и твердой основами с существительным синенький скромный платочек просклонять у доски.
  1. Морфологический разбор прилагательного.

Завершаем работу по теме морфологическим разбором прилагательного.

Класс хором исполняет два куплета из песни «День Победы», слова В.Харитонова,  музыка Д. Тухманова.

  1. Дать толкование  слова мартеновская печь – это специальная пламенная печь, где плавят сталь.
  2. Морфологический разбор прилагательного у мартеновских печей

Слово учителя:  На сегодняшнем занятии мы услышали много фронтовых песен, все они такие проникновенные, грустные и забавные - они разные, они были и остаются  спутниками солдат на их трудном пути. Давайте же не забывать эти чудесные песни и отдадим им дань уважения.

 

  1. Домашнее задание: Написать эссе «Что я знаю о Великой Отечественной войне?».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок. Имя прилагательное»

Интегрированный урок по русскому языку и литературе в 10-11 классах

Цели урока: 1. На основе песен военных лет повторить и закрепить знания о грамматических признаках и формах прилагательного;

2. Развитие умения и навыков определять их в тексте, расширить активный словарный запас учащихся;

3. Воспитание патриотизма, уважение к подвигу людей.

Тип урока: урок - закрепление

Оборудование: интерактивная доска, слайды, записи песен военных лет

Методы: практический, словесный, частично-поисковой.

Песня в бою нужна и полезна, и надобно, чтобы она была самая громкая… Песня удваивает и утраивает армию… .

А.В.Суворов


Ход урока

  1. Оргмомент

  2. Слово учителя.

-Добрый день, дорогие ребята. Сегодня у нас необычный урок. Необычен он тем, что объединяет два предмета: русский язык в 10 классе и литературу в 11 классе. На основе песен военных лет нам предстоит повторить и закрепить знания о грамматических признаках и формах прилагательного.

Песни военных лет... Песня делила вместе с воинами горести и радости, подбадривала бойцов веселой шуткой, грустила вместе с ними о разлуке с родными. Во имя Победы песня помогала переносить голод и холод, давала народу силы выстоять и победить. Сколько их, прекрасных и незабываемых песен военных лет. И у каждой своя история, своя судьба…

Обратите внимание на эпиграф урока, слова великого полководства А.В.Суворова о высокой роли песни в бою, так как она вместе с воинами громила фашизм на фронтах Великой Отечественной войны.

  1. Повторение

Повторение темы ведем по этапам. Каждый этап начинается с повторения сведений по определенному кругу вопросов.

1-этап – значение и грамматические признаки прилагательных.

1. Фронтальный опрос:

- Что обозначает имя прилагательное, на какие вопросы отвечает?

- Как изменяются имена прилагательные?

- От чего зависит род, число, падеж прилагательных?

- Какую синтаксическую роль выполняет в предложении имя прилагательное?

Для закрепления первого этапа класс хором исполняет первый куплет с припевом из песни «Священная война», слова В.Лебедева-Кумача, музыка А.Александрова.

Сообщаю учащимся, что эта песня уже 24 июня 1941 года прозвучала в Москве на перроне Белорусского вокзала перед призывниками и потом эту песню пели для уходящих на фронт бойцов.

2. Выполняем задание: Дать толкование слова «орда» и составить словосочетание.

3. Творческое задание:

А) Выписать из текста спетой им песни прилагательные с существительными и поставить вопросы к прилагательным, определить их род, число и падеж.

Например: огромная страна – страна какая?, ж.р. ед.ч. И.п.

На смертный бой – какой, м.р. ед.ч. В.п., с фашистской силой темною – какой? ж.р. ед.ч. Т.п., ярость благородная – какая? ж.р. ед.ч. И.п.

Б) Выписать из припева песни второе предложение и разобрать по членам предложения: Идет война народная, священная война.

2-этап. Повторение разрядов прилагательных.

Ответьте на вопросы:

- На какие разряды делится по значению прилагательные?

- Что обозначают качественные прилагательные?

- Что обозначают относительные прилагательные?

Для закрепления этого этапа дети исполняют песню «Смуглянка», слова Я.Шведова, музыка А.Новикова.

1-задание: Выборочный диктант.

Выписать из текста исполненной песни в один столбик качественные прилагательные с существительными, в другой – относительные.

Качественные Относительные

раскудрявый клен соседний сад

зеленый клен партизанский отряд

густой лес летние зорьки

3-этап. Повторить полные и краткие прилагательные

Ответьте на вопросы:

- Какие прилагательные имеют полные и краткие формы?

- Как изменяются краткие прилагательные?

- На какие вопросы отвечают краткие прилагательные?

- Какую синтаксическую роль они выполняют?

Для закрепления 3-го этапа ученики исполняют первый куплет с припевом песни «Катюша», слова М.Исаковского, музыка М.Блантера.

  1. Дается толкование слова «сизый».

Сизый – темно-серый цвет с синеватым оттенком.

  1. Выписать из текста песни качественные прилагательные и образовать краткие формы.

Высокий – высок, высока, высоко, высоки.

Крутой – крут, крута, круто, круты

Сизый – сиз, сиза, сизо, сизы

  1. Синтаксический разбор предложений.

Задание: выписать из высказывания Суворова первое предложение и разобрать его по членам.

Песня в бою нужна и полезна, и надобно, чтобы она была самая громкая...

Вывод: Краткие и полные прилагательные выполняют в предложении роль сказуемого.

  1. Разбор словосочетаний

При закреплении и склонения прилагательных девочки спели песню «Синий платочек».

По тексту этой песни были выполнены следующие виды работ:

  1. Выписать словосочетания. Определить способ связи.

Синенький скромный платочек, ласковых радостных встреч, ночной порой, милый, желанный, родной платочек.

  1. Сочетание прилагательных мужского рода с мягкой и твердой основами с существительным синенький скромный платочек просклонять у доски.

  1. Морфологический разбор прилагательного.

Завершаем работу по теме морфологическим разбором прилагательного.

Класс хором исполняет два куплета из песни «День Победы», слова В.Харитонова, музыка Д. Тухманова.

  1. Дать толкование слова мартеновская печь – это специальная пламенная печь, где плавят сталь.

  2. Морфологический разбор прилагательного у мартеновских печей

Слово учителя: На сегодняшнем занятии мы услышали много фронтовых песен, все они такие проникновенные, грустные и забавные - они разные, они были и остаются  спутниками солдат на их трудном пути. Давайте же не забывать эти чудесные песни и отдадим им дань уважения.


  1. Домашнее задание: Написать эссе «Что я знаю о Великой Отечественной войне?».




ГУ Бозайгырская средняя школа



на основе текстов песен военных лет



Класс: 10 «а» - 11 «а»

Провела: Байгожина Сауле Сериковна



2015-2016 учебный год


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок. Имя прилагательное

Автор: Байгожина Сауле Сериковна

Дата: 05.02.2016

Номер свидетельства: 288720

Похожие файлы

object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Технологическая карта урока "Имя прилагательное как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(73) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "133090"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416464799"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Урок « Имя прилагательное в словосочетании и предложении». "
    ["seo_title"] => string(63) "urok-imia-prilaghatiel-noie-v-slovosochietanii-i-priedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "163460"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422476383"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "План урока: Имя прилагательное. "
    ["seo_title"] => string(33) "plan-uroka-imia-prilaghatiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "129661"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415732606"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Открытый урок:Имя прилагательное "
    ["seo_title"] => string(36) "otkrytyi-urok-imia-prilaghatiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "219067"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434005096"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Конспект урока " Имя прилагательное""
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-imia-prilaghatiel-noie-3"
    ["file_id"] => string(6) "276258"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452695871"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства