Песня в бою нужна и полезна, и надобно, чтобы она была самая громкая… Песня удваивает и утраивает армию….
А.В.Суворов
Ход урока
Оргмомент
Слово учителя.
-Добрый день, дорогие ребята. Сегодня у нас необычный урок. Необычен он тем, что объединяет два предмета: русский язык в 10 классе и литературу в 11 классе. На основе песен военных лет нам предстоит повторить и закрепить знания о грамматических признаках и формах прилагательного.
Песни военных лет. Песня делила вместе с воинами горести и радости, подбадривала бойцов веселой шуткой, грустила вместе с ними о разлуке с родными. Во имя Победы песня помогала переносить голод и холод, давала народу силы выстоять и победить. Сколько их, прекрасных и незабываемых песен военных лет. И у каждой своя история, своя судьба…
Обратите внимание на эпиграф урока, слова великого полководства А.В.Суворова о высокой роли песни в бою, так как она вместе с воинами громила фашизм на фронтах Великой Отечественной войны.
Повторение
Повторение темы ведем по этапам. Каждый этап начинается с повторения сведений по определенному кругу вопросов.
– значение и грамматические признаки прилагательных.
1. Фронтальный опрос:
- Что обозначает имя прилагательное, на какие вопросы отвечает?
- Как изменяются имена прилагательные?
- От чего зависит род, число, падеж прилагательных?
- Какую синтаксическую роль выполняет в предложении имя прилагательное?
Для закрепления первого этапа класс хором исполняет первый куплет с припевом из песни «Священная война», слова В.Лебедева-Кумача, музыка А.Александрова.
Сообщаю учащимся, что эта песня уже 24 июня 1941 года прозвучала в Москве на перроне Белорусского вокзала перед призывниками и потом эту песню пели для уходящих на фронт бойцов.
2. Выполняем задание: Дать толкование слова «орда» и составить словосочетание.
3. Творческое задание:
А) Выписать из текста спетой им песни прилагательные с существительными и поставить вопросы к прилагательным, определить их род, число и падеж.
огромная страна – страна какая?, ж.р. ед.ч. И.п.
На смертный бой – какой, м.р. ед.ч. В.п., с фашистской силой темною – какой? ж.р. ед.ч. Т.п., ярость благородная – какая? ж.р. ед.ч. И.п.
Б) Выписать из припева песни второе предложение и разобрать по членам предложения: Идет война народная, священная война.
2-этап. Повторение разрядов прилагательных.
Ответьте на вопросы:
- На какие разряды делится по значению прилагательные?
- Что обозначают качественные прилагательные?
- Что обозначают относительные прилагательные?
Для закрепления этого этапа дети исполняют песню «Смуглянка», слова Я.Шведова, музыка А.Новикова.
1-задание: Выборочный диктант.
Выписать из текста исполненной песни в один столбик качественные прилагательные с существительными, в другой – относительные.
Качественные Относительные
раскудрявый клен соседний сад
зеленый клен партизанский отряд
густой лес летние зорьки
3-этап. Повторить полные и краткие прилагательные
Ответьте на вопросы:
- Какие прилагательные имеют полные и краткие формы?
- Как изменяются краткие прилагательные?
- На какие вопросы отвечают краткие прилагательные?
- Какую синтаксическую роль они выполняют?
Для закрепления 3-го этапа ученики исполняют первый куплет с припевом песни «Катюша», слова М.Исаковского, музыка М.Блантера.
Дается толкование слова «сизый».
Сизый – темно-серый цвет с синеватым оттенком.
Выписать из текста песни качественные прилагательные и образовать краткие формы.
Высокий – высок, высока, высоко, высоки.
Крутой – крут, крута, круто, круты
Сизый – сиз, сиза, сизо, сизы
Синтаксический разбор предложений.
Задание: выписать из высказывания Суворова первое предложение и разобрать его по членам.
Песня в бою нужна и полезна, и надобно, чтобы она была самая громкая.
Краткие и полные прилагательные выполняют в предложении роль сказуемого.
Разбор словосочетаний
При закреплении и склонения прилагательных девочки спели песню «Синий платочек».
По тексту этой песни были выполнены следующие виды работ:
Сочетание прилагательных мужского рода с мягкой и твердой основами с существительным синенький скромный платочек просклонять у доски.
Морфологический разбор прилагательного.
Завершаем работу по теме морфологическим разбором прилагательного.
Класс хором исполняет два куплета из песни «День Победы», слова В.Харитонова, музыка Д. Тухманова.
Дать толкование слова мартеновская печь – это специальная пламенная печь, где плавят сталь.
Морфологический разбор прилагательного у мартеновских печей
Слово учителя: На сегодняшнем занятии мы услышали много фронтовых песен, все они такие проникновенные, грустные и забавные - они разные, они были и остаются спутниками солдат на их трудном пути. Давайте же не забывать эти чудесные песни и отдадим им дань уважения.
Домашнее задание: Написать эссе «Что я знаю о Великой Отечественной войне?».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Песня в бою нужна и полезна, и надобно, чтобы она была самая громкая… Песня удваивает и утраивает армию… .
А.В.Суворов
Ход урока
Оргмомент
Слово учителя.
-Добрый день, дорогие ребята. Сегодня у нас необычный урок. Необычен он тем, что объединяет два предмета: русский язык в 10 классе и литературу в 11 классе. На основе песен военных лет нам предстоит повторить и закрепить знания о грамматических признаках и формах прилагательного.
Песни военных лет... Песня делила вместе с воинами горести и радости, подбадривала бойцов веселой шуткой, грустила вместе с ними о разлуке с родными. Во имя Победы песня помогала переносить голод и холод, давала народу силы выстоять и победить. Сколько их, прекрасных и незабываемых песен военных лет. И у каждой своя история, своя судьба…
Обратите внимание на эпиграф урока, слова великого полководства А.В.Суворова о высокой роли песни в бою, так как она вместе с воинами громила фашизм на фронтах Великой Отечественной войны.
Повторение
Повторение темы ведем по этапам. Каждый этап начинается с повторения сведений по определенному кругу вопросов.
1-этап – значение и грамматические признаки прилагательных.
1. Фронтальный опрос:
- Что обозначает имя прилагательное, на какие вопросы отвечает?
- Как изменяются имена прилагательные?
- От чего зависит род, число, падеж прилагательных?
- Какую синтаксическую роль выполняет в предложении имя прилагательное?
Для закрепления первого этапа класс хором исполняет первый куплет с припевом из песни «Священная война», слова В.Лебедева-Кумача, музыка А.Александрова.
Сообщаю учащимся, что эта песня уже 24 июня 1941 года прозвучала в Москве на перроне Белорусского вокзала перед призывниками и потом эту песню пели для уходящих на фронт бойцов.
2. Выполняем задание: Дать толкование слова «орда» и составить словосочетание.
3. Творческое задание:
А) Выписать из текста спетой им песни прилагательные с существительными и поставить вопросы к прилагательным, определить их род, число и падеж.
Например: огромная страна – страна какая?, ж.р. ед.ч. И.п.
На смертный бой – какой, м.р. ед.ч. В.п., с фашистской силой темною – какой? ж.р. ед.ч. Т.п., ярость благородная – какая? ж.р. ед.ч. И.п.
Б) Выписать из припева песни второе предложениеи разобрать по членам предложения: Идет война народная, священная война.
2-этап. Повторение разрядов прилагательных.
Ответьте на вопросы:
- На какие разряды делится по значению прилагательные?
- Что обозначают качественные прилагательные?
- Что обозначают относительные прилагательные?
Для закрепления этого этапа дети исполняют песню «Смуглянка», слова Я.Шведова, музыка А.Новикова.
1-задание: Выборочный диктант.
Выписать из текста исполненной песни в один столбик качественные прилагательные с существительными, в другой – относительные.
Качественные Относительные
раскудрявый клен соседний сад
зеленый клен партизанский отряд
густой лес летние зорьки
3-этап. Повторить полные и краткие прилагательные
Ответьте на вопросы:
- Какие прилагательные имеют полные и краткие формы?
- Как изменяются краткие прилагательные?
- На какие вопросы отвечают краткие прилагательные?
- Какую синтаксическую роль они выполняют?
Для закрепления 3-го этапа ученики исполняют первый куплет с припевом песни «Катюша», слова М.Исаковского, музыка М.Блантера.
Дается толкование слова «сизый».
Сизый – темно-серый цвет с синеватым оттенком.
Выписать из текста песни качественные прилагательные и образовать краткие формы.
Высокий – высок, высока, высоко, высоки.
Крутой – крут, крута, круто, круты
Сизый – сиз, сиза, сизо, сизы
Синтаксический разбор предложений.
Задание: выписать из высказывания Суворова первое предложение и разобрать его по членам.
Песня в бою нужна и полезна, и надобно, чтобы она была самая громкая...
Вывод: Краткие и полные прилагательные выполняют в предложении роль сказуемого.
Разбор словосочетаний
При закреплении и склонения прилагательных девочки спели песню «Синий платочек».
По тексту этой песни были выполнены следующие виды работ:
Сочетание прилагательных мужского рода с мягкой и твердой основами с существительным синенький скромный платочек просклонять у доски.
Морфологический разбор прилагательного.
Завершаем работу по теме морфологическим разбором прилагательного.
Класс хором исполняет два куплета из песни «День Победы», слова В.Харитонова, музыка Д. Тухманова.
Дать толкование слова мартеновская печь – это специальная пламенная печь, где плавят сталь.
Морфологический разбор прилагательного у мартеновских печей
Слово учителя: На сегодняшнем занятии мы услышали много фронтовых песен, все они такие проникновенные, грустные и забавные - они разные, они были и остаются спутниками солдат на их трудном пути. Давайте же не забывать эти чудесные песни и отдадим им дань уважения.
Домашнее задание: Написать эссе «Что я знаю о Великой Отечественной войне?».