kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Уроки русского языка по обновленному содержанию образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новый подход к современным урокам пусского языка и литературы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Уроки русского языка по обновленному содержанию образования»

Предмет «Русский язык»

Урок № 16

Дата: 24 октября

Класс: 9 «Г» класс

Учитель: Берликова Е.А.

Тема: Анализ и составление текстов публицистического стиля. Эссе: понятие о жанре, особенности жанра публицистического стиля.

Цель и задачи урока:

- научить находить в тексте признаки публицистического стиля, делать стилистический анализ текста.

- развивать связную устную и письменную речь, логическое мышление, аналитические и творческие способности обучающихся.

- воспитывать чувство ответственности работая в группе, умение работать согласовано; чувство патриотизма и активную жизненную позицию.


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Наглядности

2 мин.

I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха.

Ученики осмысливают поставленную цель.


5 мин.

  1. Проверка домашней работы.

1. С помощью метода «Ромашка Блума» осуществляет проверку домашней работы.

2. Лингвистический диктант. По лексическому значению определите слово и запишите его.

1. Предназначенная для печати (или передачи по радио, телевидению) беседа с каким-нибудь лицом. (Интервью)

2. Совокупность литературных произведений в области какого-нибудь вида искусства, характеризующихся определенными сюжетными и стилистическими признаками. (Жанр)

3. Литература, посвященная актуальным проблемам в жизни общества. (Публицистика)

4. Газетная или журнальная статья на злободневную тему, в которой используются сатирические или юмористические приемы изложения. (Фельетон)

5. Вопрос, не требующий ответа. (Риторический вопрос)

6. Запись событий в хронологическом порядке. (Хроника)

7. Сообщение о событиях дня, оперативная информация (в печати, по радио, телевидению). (Репортаж)

3. Приём “Корзина идей”.

Задание: Я предлагаю заполнить нашу “Корзину идей” (на стол ставится корзина, учитель складывает туда раздаточный материал).

Вывод:

1. Каким словосочетанием можно объединить слова данной тематической группы? 

Публицистический стиль

2. Дайте определение публицистического стиля. 

Публицистический стиль- это сложное речевое единство, в нем органически сливаются черты делового, художественного и разговорного стилей.

3. Необходимо вспомнить особенности этих стилей и разграничить их с публицистическим.

Вывод: Что же, по вашему мнению, входит в понятие “публицистический стиль”?

Ученики отвечают на разно уровневые вопросы.

Слайд 2. Самопроверка
















Слайд 3, 4,5












Работа по таблице и дополнительному материалу.


Ромашка Блума

10 мин.

III. Актуализация знаний

1. Обобщение и систематизация материала

Прием “Верные и неверные предположения”

1) Публицистический стиль используется в сказках, рассказах и былинах (-).

2) Черты публицистического стиля - официальность, преобладание письменной формы, стандартизация текстов, точность, строгость, безличность, не эмоциональность, широкое использование официально-деловой лексики (-).

3) Черты публицистического стиля - активная гражданская позиция, образность, обилие риторических вопросов, восклицаний, обращений (+).

4) Основные жанры публицистического стиля - беседа, телефонный разговор, частная переписка, дневниковые записи (-).

Корректируем нашу “Корзину идей”, убираем лишнее, добавляем отсутствующую информацию.

2. Исследуем конкретный текст, отрывок из книги Д.С. Лихачева «Земля родная», обратив внимание на стилевые черты, синтаксические и лексические средства.

Слайдовая программа






складываются также в “корзину идей”











учебник


карточки


Таблицы по теме «СПП»


15 мин.

IV. Закрепление урока.

1. Работа в группах по методике «КСО»

1 группа – работа с текстом по определению стилевых черт.

2 группа – работа с текстом по определению лексических средств.

3 группа – работа с текстом по определению синтаксических средств

Вывод:

Таким образом, мы приходим к выводу, что данный текст относится к ........................ стилю, так как …..

2. Задание: вспомним еще раз, какие жанры относятся к публицистическому стилю?

Работа с дополнительной литературой по заданию для каждой группы:

1 группа – история жанра, понятие о жанре.

2 группа –жанровые признаки

3 группа – главные особенности жанра эссе

3. Составление памятки для учащихся.

Помните:

1) Эссе состоит из нескольких абзацев (от 3-х до 10-ти), оптимальный размер эссе 6 абзацев.

2) Главная мысль или тезис сочинения обычно формулируется во введении, но не всегда в первом предложении.

3) Не стремитесь сразу браться за ручку, сначала представьте, что читателю известно по этому поводу, подумайте, как перейти к тому, что он может узнать нового.

4) Написав эссе, прочитайте введение и заключение. Эти абзацы должны содержать много похожей информации, но не могут быть полностью идентичны.

Ученики обсуждают между собой, заполняют таблицу, формулируют вывод, представляют свои работы

Слайд № 6, 7, 8













Слайд № 9


5 мин.

V. Итог урока.

Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма» 

- Что тебе понравилось на уроке?

- Что не понравилось?

- Насколько трудным был урок?

Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить.

Оценивают работу своих одноклассников, пишут телеграммы.

фишки


стикеры

2 мин.

VI. Домашнее задание.

Объясняет особенности выполнения домашней работы. Подготовка к написанию эссе.

Записывают домашнюю работу.
















































Предмет «Русский язык»

Урок № 14

Дата: 17 октября

Класс: 9 «Г» класс

Учитель: Берликова Е.А.

Тема: Смысловые отношения между частями ССП

Цель урока:

- актуализация знаний учащихся, необходимых для восприятия нового материала;

- формирование навыка определения смысловых отношений между частями ССП и способов их выражения;

- формирование навыка составления ССП и употребления их в текстах собственного сочинения;

- развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык, развитие умения аргументировать, доказывать, развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания;

- формирование интереса к изучению языка через расширение знаний о роли и значении ССП, активизирование познавательной деятельности учащихся.


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

наглядности

3 мин.

I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха.

Ученики осмысливают поставленную цель.


5 мин.

II. Проверка домашней работы.

1. С помощью метода «Ромашка Блума» осуществляет проверку домашней работы.
Блок контрольно-рефлексивных заданий. Вспомним изученное:

- Части сложносочинённого предложения связываются ____________________ союзами.

- Сложносочинённое предложение состоит из ____________________________________.

- Части сложносочинённого предложения схематически обозначаются ______________ скобками.

- Сочинительные союзы не / заключаются в _____________________ скобки.

Ученики отвечают на разно уровневые вопросы.

Ромашка Блума

20 мин.

III. Актуализация знаний

Изучи предложенный теоретический материал, используя методу «Инсерт»:

«V» - это мне известно;

« - » - это противоречит моим первоначальным представлениям;

« + » - это для меня новое;

« ?» - информация, которая вызывает интерес или удивление.

Вывод: Смысловые отношения частей сложного предложения определяются теми союзами, которыми они связаны. По союзам и по значению (смысловым отношениям) сложносочинённые предложения делятся на три группы: ССП с соединительными союзами,

ССП с противительные союзами,

ССП с разделительными союзами.


Задание: Придумайте и запишите ССП с различными союзами, употребляя следующие предложения с различными союзами и следующие слова. Постарайтесь, чтобы у вас получился рассказ.

1 группа- с соединительными

2 группа-с противительными

3 группа- с разделительными

Июль. Жара. Оглушительный треск кузнечиков. Ветер, дни. Листья, рощи. Птицы, бабочки. Деревья, тучи. Дождь, похожий осенний. Тяжелые капли.

Ученики работают над текстом.

Демонстрируют свои знания.

Выполняют упражнения.


учебник


карточки


Таблицы по теме «СПП»


10 мин.

IV. Закрепление урока. Работа в парах по методике «КСО» Что вы поняли по теме

1 группа

1. Продолжить предложение дважды, прибавить:

а) однородное сказуемое;

б) простое предложение.

Выпал снег и …

2. Присоедините последнее простое предложение к предыдущему союзом и. Запишите перестроенное предложение.

Приближался тёплый фронт, облака не выдержали его натиска, треснули, из них повалил снег.


3. Запишите предложения так, чтобы союз, соединяющий простые предложения, повторялся.

В холодном поле выл ветер, дождь лил и гром гремел.

2 группа

1 . Продолжить предложение дважды, прибавить:

а) однородное сказуемое;

б) простое предложение.

Солнце блестело, отражаясь в воде, и …


2. Присоедините последнее простое предложение к предыдущему союзом и. Запишите перестроенное предложение.

Прошло несколько лет, я с большим удовольствием и вниманием рассматривал окрестности.


3. Запишите предложения так, чтобы союз, соединяющий простые предложения, повторялся.

Холодно, руки стынут, поясницу не разогнёшь, и неудобно поворачиваться.

3 группа

1. Продолжить предложение дважды, прибавить:

а) однородное сказуемое;

б) простое предложение.

Выпал снег и …

2. Присоедините последнее простое предложение к предыдущему союзом и. Запишите перестроенное предложение.

Приближался тёплый фронт, облака не выдержали его натиска, треснули, из них повалил снег.


3. Запишите предложения так, чтобы союз, соединяющий простые предложения, повторялся.

В холодном поле выл ветер, дождь лил и гром гремел

Ученики обсуждают между собой, отвечают на вопросы своих одноклассников.


5 мин.

V. Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»  Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить.

Оценивают работу своих одноклассников, пишут телеграммы.

фишки


стикеры

2 мин.

VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы.

Записывают домашнюю работу в дневниках.














Предмет «Русский язык»

Урок № 14

Дата: 17 октября

Класс: 9 «Г» класс

Учитель: Берликова Е.А.

Тема урока: Простое осложненное предложение: предложения с однородными, обособленными членами, обращением, вводными и вставочными конструкциями и знаки препинания в них. Прямая и косвенная речь. Знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью.

Цель:

- обобщить и систематизировать знания и умения по грамматической теме;

- систематизировать знания учащихся об осложняющих элементах простого предложения;

- развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания.


Ход урока


Время


Деятельность учителя


Деятельность обучающихся

Ресурсы

2 мин

Организационный момент.

Приветствие, знакомство с целями и задачами урока, условиями деления на группы, знакомство с условиями игры, содействовать созданию коллаборативной среды, следит за временем и соблюдением правил работы в группе, соблюдением критериев оценивания.

Учащиеся приветствуют учителя, выбирают стикеры с условными значками, делятся на группы, создают команду, выбирают капитана и тактику игры, участвуют в игре, сообща в команде стараются лучше выступить, выражая свои эмоции, поддерживая друг друга, тем самым создают командный дух и чувство сопереживания и единства.

Стикеры, фишки для игры «Камни»

1 мин

Рефлексия игры.

Содействие рефлексии деятельности учащихся, активизация прежних знаний, следит за временем. Содействует аргументированию своих ощущении при помощи вопросов: почему так вышло? как вы думаете? попробуйте объяснить причину и наблюдает за соблюдением правил работы в группе, критериев оценивания.

Учащиеся, отвечая на вопросы: что понравилось, что нет, что помогло победить или что помешало, как нужно было организовать свои действия, рефлексируют свои действия, сначала записывают их в свои дневники, а затем обсуждают в группе. Выступает один участник с аргументом группы.

Смайлики, дневники.

3 мин

Объединение класса в группы. Работа в группах. Выступление спикеров.

1 группа «Однородные члены предложения»

2 группа «Обобщающие слова при однородных членах предложения»

3 группа «Обращение»

4 группа «Вводные слова»

(Работа в группах. Составление обобщающих таблиц)

Каждый из команд записывает задание Например: выслушать, обсудить, выбрать, преступить и др. Затем передают лист другой команде для проверки

Тетради, А4, маркеры

3мин

«Мозговая атака». Задает вопросы для содействия мозговой атаки: Что такое обособление? Какие члены предложения называются обособленными? ( Обособление — это смысловое и интонационное выделение второстепенных членов предложения для придания им большей самостоятельности в сравнении с остальными членами предложения.)

- Каковы условия обособления второстепенных членов предложения?

- Каковы правила пунктуации при обособлении определений и приложений?

- Каковы правила пунктуации при обособлении обстоятельств?

- Какие члены предложения называются уточняющими?

- С какой интонацией произносятся обособленные члены предложения?

Учащиеся анализируют и выдвигают гипотезу, стараются аргументировать свои предположения, выступает один участник с выводом по выбору капитана группы

(Ответ: потому что они разного спряжения)


2мин

Рефлексия.

Предлагает обсудить данный этап урока. Поддерживает беседу вопросамидля обсуждение

Заполнение дневников и чтение по желанию своих записей, рассказывают о своих ощущениях

Рефлексивный дневничок

7мин

Изучение нового теоретического материала.

Показывает видеоматериал, раздает теоретический материал и объясняет задание: составить постер по заданным темам, наблюдает за ходом работы, помогает, корректирует, задает направляющие вопросы и следит за соблюдением правил работы в группе, соблюдение критериев оценивания. Записывает свои наблюдения.

Просмотрев видеоматериал прочитав теоретический материал, делают краткую запись и составляют совместный постер на темы:

1 группа

Выпишите слова с орфограммой –н- и –нн- в различный частях речи из всего текста. (вытоптанные, божественный, отравлен)

2 группа

Найдите сказуемые в предложениях первой половины стихотворения, выпишите их и укажите время и наклонение глаголов

(взгляни – наст.вр., повел. накл.,

не умеют защищаться – наст.вр., изьяв.накл,

погибнут - буд.вр., изьяв.накл.,

останемся – буд.вр., изьяв.накл.)

-К кому обращается автор? С каким призывом?

-Как оно выделяется при чтении?

-Как выделено обращение на письме?

Составьте схему предложения с обращением.

Видеоресурс с сайта [email protected], А3, маркеры, теоретический материал

6мин

Защита постеров.

Контролирует процесс защиты постера, следит за временем, задает вопросы, направленные на коррекцию и соблюдением правил работы в группе, следит за соблюдением критериев оценивания, записывает свои наблюдения в процессе защиты.

Продумывают ход защиты постера, защищают. Соблюдают регламент, слушают выступления групп, выставляют свои оценки по принципу: «Я дарю тебе звезду, потому что …»


2 мин

Рефлексия

Направляет вопросами на правильное обсуждение

Заполнение дневников и чтение по желанию своих записей

Рефлексивный дневничок

10 мин

Индивидуальные задания творческого характера для все групп ( карточка №1, карточка №2, карточка №3)

1 группа

Напишите сочинение-миниатюру «Если бы я был… (листиком, растением, дождем, морем)». Используйте однородные члены предложения, обращения, вводные слова.

2 группа

Рядом с дорогой, по которой вы идете в школу, растут деревья. Осенью они особенно красивы. Опишите одно из них, используя однородные члены предложения, обращения, вводные слова. (Можно в стихах). Эпиграфом могут послужить следующие стихотворные строки

Осень-конкурс красоты,

Желтизны и красноты

О.Азимов

3 группа

Составьте диалог.

Побеседуйте с товарищами по таким вопросам:

-что значит разумное отношение к природе?

-в чем оно должно проявляться?.

Выполняют задания по карточке, проверяют по листу самопроверки

Карточки с заданиями

2мин

Рефлексия.

Раздает листы обратной связи, озвучивает вопросы рефлексии, направляет вопросами на правильное обсуждение и наблюдает за ходом обсуждения

Рефлексируют свои действия, формулируют свои ощущения по вопросам «на каком этапе было трудно, что удалось, а что нет, оценивают работы групп по принципу:«2 звезды, одно пожелание».

Заполняют таблицу

Что нового узнал?

Чему научился?

Что не получилось?

Звездочки, стикеры, листы самооценки, дневники.

2мин

Подведение итогов и информация о домашнем задании.

Подводит итоги, информирует учащихся о домашней работе. Выставляет оценки.

Записывают в дневник домашнюю работу, капитан озвучивает оценки участников команд.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Уроки русского языка по обновленному содержанию образования

Автор: Берликова Елена Александровна

Дата: 12.11.2018

Номер свидетельства: 485069

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Краткосрочный план урока русского языка"
    ["seo_title"] => string(41) "kratkosrochnyi_plan_uroka_russkogo_iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "529193"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1574940036"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Изменения в учебной программе предшкольной подготовки по обновлению содержания образования."
    ["seo_title"] => string(80) "izmienieniia_v_uchiebnoi_proghrammie_priedshkol_noi_podghotovki_po_obnovlieniiu_"
    ["file_id"] => string(6) "383859"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1485366988"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Доклад на тему "Использование активных приёмов обучения на уроках русского языка и литературы""
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_na_temu_ispolzovanie_aktivnykh_priiomov_obucheniia_na_urokakh_russkogo_ia"
    ["file_id"] => string(6) "529653"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575210030"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Коллективный способ                     обучения на уроках  русского языка."
    ["seo_title"] => string(54) "kolliektivnyisposobobuchieniianaurokakhrusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "267644"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450431865"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Развитие интеллектуальных способностей учащихся  на уроках русского языка и литературы. "
    ["seo_title"] => string(100) "razvitiie-intielliektual-nykh-sposobnostiei-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "122180"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414164376"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства