Предмет «Русский язык» Урок № 16 Дата: 24 октября Класс: 9 «Г» класс Учитель: Берликова Е.А. |
Тема: Анализ и составление текстов публицистического стиля. Эссе: понятие о жанре, особенности жанра публицистического стиля. |
Цель и задачи урока: - научить находить в тексте признаки публицистического стиля, делать стилистический анализ текста. - развивать связную устную и письменную речь, логическое мышление, аналитические и творческие способности обучающихся. - воспитывать чувство ответственности работая в группе, умение работать согласовано; чувство патриотизма и активную жизненную позицию. |
| Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Наглядности |
2 мин. | I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает успеха. | Ученики осмысливают поставленную цель. | |
5 мин. | Проверка домашней работы. 1. С помощью метода «Ромашка Блума» осуществляет проверку домашней работы. 2. Лингвистический диктант. По лексическому значению определите слово и запишите его. 1. Предназначенная для печати (или передачи по радио, телевидению) беседа с каким-нибудь лицом. (Интервью) 2. Совокупность литературных произведений в области какого-нибудь вида искусства, характеризующихся определенными сюжетными и стилистическими признаками. (Жанр) 3. Литература, посвященная актуальным проблемам в жизни общества. (Публицистика) 4. Газетная или журнальная статья на злободневную тему, в которой используются сатирические или юмористические приемы изложения. (Фельетон) 5. Вопрос, не требующий ответа. (Риторический вопрос) 6. Запись событий в хронологическом порядке. (Хроника) 7. Сообщение о событиях дня, оперативная информация (в печати, по радио, телевидению). (Репортаж) 3. Приём “Корзина идей”. Задание: Я предлагаю заполнить нашу “Корзину идей” (на стол ставится корзина, учитель складывает туда раздаточный материал). Вывод: 1. Каким словосочетанием можно объединить слова данной тематической группы? Публицистический стиль 2. Дайте определение публицистического стиля. Публицистический стиль- это сложное речевое единство, в нем органически сливаются черты делового, художественного и разговорного стилей. 3. Необходимо вспомнить особенности этих стилей и разграничить их с публицистическим. Вывод: Что же, по вашему мнению, входит в понятие “публицистический стиль”? | Ученики отвечают на разно уровневые вопросы. Слайд 2. Самопроверка Слайд 3, 4,5 Работа по таблице и дополнительному материалу. | Ромашка Блума |
10 мин. | III. Актуализация знаний 1. Обобщение и систематизация материала Прием “Верные и неверные предположения” 1) Публицистический стиль используется в сказках, рассказах и былинах (-). 2) Черты публицистического стиля - официальность, преобладание письменной формы, стандартизация текстов, точность, строгость, безличность, не эмоциональность, широкое использование официально-деловой лексики (-). 3) Черты публицистического стиля - активная гражданская позиция, образность, обилие риторических вопросов, восклицаний, обращений (+). 4) Основные жанры публицистического стиля - беседа, телефонный разговор, частная переписка, дневниковые записи (-). Корректируем нашу “Корзину идей”, убираем лишнее, добавляем отсутствующую информацию. 2. Исследуем конкретный текст, отрывок из книги Д.С. Лихачева «Земля родная», обратив внимание на стилевые черты, синтаксические и лексические средства. | Слайдовая программа складываются также в “корзину идей” | учебник карточки Таблицы по теме «СПП» |
15 мин. | IV. Закрепление урока. 1. Работа в группах по методике «КСО» 1 группа – работа с текстом по определению стилевых черт. 2 группа – работа с текстом по определению лексических средств. 3 группа – работа с текстом по определению синтаксических средств Вывод: Таким образом, мы приходим к выводу, что данный текст относится к ........................ стилю, так как ….. 2. Задание: вспомним еще раз, какие жанры относятся к публицистическому стилю? Работа с дополнительной литературой по заданию для каждой группы: 1 группа – история жанра, понятие о жанре. 2 группа –жанровые признаки 3 группа – главные особенности жанра эссе 3. Составление памятки для учащихся. Помните: 1) Эссе состоит из нескольких абзацев (от 3-х до 10-ти), оптимальный размер эссе 6 абзацев. 2) Главная мысль или тезис сочинения обычно формулируется во введении, но не всегда в первом предложении. 3) Не стремитесь сразу браться за ручку, сначала представьте, что читателю известно по этому поводу, подумайте, как перейти к тому, что он может узнать нового. 4) Написав эссе, прочитайте введение и заключение. Эти абзацы должны содержать много похожей информации, но не могут быть полностью идентичны. | Ученики обсуждают между собой, заполняют таблицу, формулируют вывод, представляют свои работы Слайд № 6, 7, 8 Слайд № 9 | |
5 мин. | V. Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма» - Что тебе понравилось на уроке? - Что не понравилось? - Насколько трудным был урок? Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить. | Оценивают работу своих одноклассников, пишут телеграммы. | фишки стикеры |
2 мин. | VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы. Подготовка к написанию эссе. | Записывают домашнюю работу. | |
Предмет «Русский язык» Урок № 14 Дата: 17 октября Класс: 9 «Г» класс Учитель: Берликова Е.А. |
Тема: Смысловые отношения между частями ССП |
Цель урока: - актуализация знаний учащихся, необходимых для восприятия нового материала; - формирование навыка определения смысловых отношений между частями ССП и способов их выражения; - формирование навыка составления ССП и употребления их в текстах собственного сочинения; - развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык, развитие умения аргументировать, доказывать, развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания; - формирование интереса к изучению языка через расширение знаний о роли и значении ССП, активизирование познавательной деятельности учащихся. |
| Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | наглядности |
3 мин. | I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает успеха. | Ученики осмысливают поставленную цель. | |
5 мин. | II. Проверка домашней работы. 1. С помощью метода «Ромашка Блума» осуществляет проверку домашней работы. Блок контрольно-рефлексивных заданий. Вспомним изученное: - Части сложносочинённого предложения связываются ____________________ союзами. - Сложносочинённое предложение состоит из ____________________________________. - Части сложносочинённого предложения схематически обозначаются ______________ скобками. - Сочинительные союзы не / заключаются в _____________________ скобки. | Ученики отвечают на разно уровневые вопросы. | Ромашка Блума |
20 мин. | III. Актуализация знаний Изучи предложенный теоретический материал, используя методу «Инсерт»: «V» - это мне известно; « - » - это противоречит моим первоначальным представлениям; « + » - это для меня новое; « ?» - информация, которая вызывает интерес или удивление. Вывод: Смысловые отношения частей сложного предложения определяются теми союзами, которыми они связаны. По союзам и по значению (смысловым отношениям) сложносочинённые предложения делятся на три группы: ССП с соединительными союзами, ССП с противительные союзами, ССП с разделительными союзами. Задание: Придумайте и запишите ССП с различными союзами, употребляя следующие предложения с различными союзами и следующие слова. Постарайтесь, чтобы у вас получился рассказ. 1 группа- с соединительными 2 группа-с противительными 3 группа- с разделительными Июль. Жара. Оглушительный треск кузнечиков. Ветер, дни. Листья, рощи. Птицы, бабочки. Деревья, тучи. Дождь, похожий осенний. Тяжелые капли. | Ученики работают над текстом. Демонстрируют свои знания. Выполняют упражнения. | учебник карточки Таблицы по теме «СПП» |
10 мин. | IV. Закрепление урока. Работа в парах по методике «КСО» Что вы поняли по теме 1 группа 1. Продолжить предложение дважды, прибавить: а) однородное сказуемое; б) простое предложение. Выпал снег и … 2. Присоедините последнее простое предложение к предыдущему союзом и. Запишите перестроенное предложение. Приближался тёплый фронт, облака не выдержали его натиска, треснули, из них повалил снег. 3. Запишите предложения так, чтобы союз, соединяющий простые предложения, повторялся. В холодном поле выл ветер, дождь лил и гром гремел. 2 группа 1 . Продолжить предложение дважды, прибавить: а) однородное сказуемое; б) простое предложение. Солнце блестело, отражаясь в воде, и … 2. Присоедините последнее простое предложение к предыдущему союзом и. Запишите перестроенное предложение. Прошло несколько лет, я с большим удовольствием и вниманием рассматривал окрестности. 3. Запишите предложения так, чтобы союз, соединяющий простые предложения, повторялся. Холодно, руки стынут, поясницу не разогнёшь, и неудобно поворачиваться. 3 группа 1. Продолжить предложение дважды, прибавить: а) однородное сказуемое; б) простое предложение. Выпал снег и … 2. Присоедините последнее простое предложение к предыдущему союзом и. Запишите перестроенное предложение. Приближался тёплый фронт, облака не выдержали его натиска, треснули, из них повалил снег. 3. Запишите предложения так, чтобы союз, соединяющий простые предложения, повторялся. В холодном поле выл ветер, дождь лил и гром гремел | Ученики обсуждают между собой, отвечают на вопросы своих одноклассников. | |
5 мин. | V. Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма» Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить. | Оценивают работу своих одноклассников, пишут телеграммы. | фишки стикеры |
2 мин. | VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы. | Записывают домашнюю работу в дневниках. | |
Время | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Ресурсы |
2 мин | Организационный момент. Приветствие, знакомство с целями и задачами урока, условиями деления на группы, знакомство с условиями игры, содействовать созданию коллаборативной среды, следит за временем и соблюдением правил работы в группе, соблюдением критериев оценивания. | Учащиеся приветствуют учителя, выбирают стикеры с условными значками, делятся на группы, создают команду, выбирают капитана и тактику игры, участвуют в игре, сообща в команде стараются лучше выступить, выражая свои эмоции, поддерживая друг друга, тем самым создают командный дух и чувство сопереживания и единства. | Стикеры, фишки для игры «Камни» |
1 мин | Рефлексия игры. Содействие рефлексии деятельности учащихся, активизация прежних знаний, следит за временем. Содействует аргументированию своих ощущении при помощи вопросов: почему так вышло? как вы думаете? попробуйте объяснить причину и наблюдает за соблюдением правил работы в группе, критериев оценивания. | Учащиеся, отвечая на вопросы: что понравилось, что нет, что помогло победить или что помешало, как нужно было организовать свои действия, рефлексируют свои действия, сначала записывают их в свои дневники, а затем обсуждают в группе. Выступает один участник с аргументом группы. | Смайлики, дневники. |
3 мин | Объединение класса в группы. Работа в группах. Выступление спикеров. 1 группа «Однородные члены предложения» 2 группа «Обобщающие слова при однородных членах предложения» 3 группа «Обращение» 4 группа «Вводные слова» (Работа в группах. Составление обобщающих таблиц) | Каждый из команд записывает задание Например: выслушать, обсудить, выбрать, преступить и др. Затем передают лист другой команде для проверки | Тетради, А4, маркеры |
3мин | «Мозговая атака». Задает вопросы для содействия мозговой атаки: Что такое обособление? Какие члены предложения называются обособленными? ( Обособление — это смысловое и интонационное выделение второстепенных членов предложения для придания им большей самостоятельности в сравнении с остальными членами предложения.) - Каковы условия обособления второстепенных членов предложения? - Каковы правила пунктуации при обособлении определений и приложений? - Каковы правила пунктуации при обособлении обстоятельств? - Какие члены предложения называются уточняющими? - С какой интонацией произносятся обособленные члены предложения? | Учащиеся анализируют и выдвигают гипотезу, стараются аргументировать свои предположения, выступает один участник с выводом по выбору капитана группы (Ответ: потому что они разного спряжения) | |
2мин | Рефлексия. Предлагает обсудить данный этап урока. Поддерживает беседу вопросамидля обсуждение | Заполнение дневников и чтение по желанию своих записей, рассказывают о своих ощущениях | Рефлексивный дневничок |
7мин | Изучение нового теоретического материала. Показывает видеоматериал, раздает теоретический материал и объясняет задание: составить постер по заданным темам, наблюдает за ходом работы, помогает, корректирует, задает направляющие вопросы и следит за соблюдением правил работы в группе, соблюдение критериев оценивания. Записывает свои наблюдения. | Просмотрев видеоматериал прочитав теоретический материал, делают краткую запись и составляют совместный постер на темы: 1 группа Выпишите слова с орфограммой –н- и –нн- в различный частях речи из всего текста. (вытоптанные, божественный, отравлен) 2 группа Найдите сказуемые в предложениях первой половины стихотворения, выпишите их и укажите время и наклонение глаголов (взгляни – наст.вр., повел. накл., не умеют защищаться – наст.вр., изьяв.накл, погибнут - буд.вр., изьяв.накл., останемся – буд.вр., изьяв.накл.) -К кому обращается автор? С каким призывом? -Как оно выделяется при чтении? -Как выделено обращение на письме? Составьте схему предложения с обращением. | Видеоресурс с сайта [email protected], А3, маркеры, теоретический материал |
6мин | Защита постеров. Контролирует процесс защиты постера, следит за временем, задает вопросы, направленные на коррекцию и соблюдением правил работы в группе, следит за соблюдением критериев оценивания, записывает свои наблюдения в процессе защиты. | Продумывают ход защиты постера, защищают. Соблюдают регламент, слушают выступления групп, выставляют свои оценки по принципу: «Я дарю тебе звезду, потому что …» | |
2 мин | Рефлексия Направляет вопросами на правильное обсуждение | Заполнение дневников и чтение по желанию своих записей | Рефлексивный дневничок |
10 мин | Индивидуальные задания творческого характера для все групп ( карточка №1, карточка №2, карточка №3) 1 группа Напишите сочинение-миниатюру «Если бы я был… (листиком, растением, дождем, морем)». Используйте однородные члены предложения, обращения, вводные слова. 2 группа Рядом с дорогой, по которой вы идете в школу, растут деревья. Осенью они особенно красивы. Опишите одно из них, используя однородные члены предложения, обращения, вводные слова. (Можно в стихах). Эпиграфом могут послужить следующие стихотворные строки Осень-конкурс красоты, Желтизны и красноты О.Азимов 3 группа Составьте диалог. Побеседуйте с товарищами по таким вопросам: -что значит разумное отношение к природе? -в чем оно должно проявляться?. | Выполняют задания по карточке, проверяют по листу самопроверки | Карточки с заданиями |
2мин | Рефлексия. Раздает листы обратной связи, озвучивает вопросы рефлексии, направляет вопросами на правильное обсуждение и наблюдает за ходом обсуждения | Рефлексируют свои действия, формулируют свои ощущения по вопросам «на каком этапе было трудно, что удалось, а что нет, оценивают работы групп по принципу:«2 звезды, одно пожелание». Заполняют таблицу Что нового узнал? Чему научился? Что не получилось? | Звездочки, стикеры, листы самооценки, дневники. |
2мин | Подведение итогов и информация о домашнем задании. Подводит итоги, информирует учащихся о домашней работе. Выставляет оценки. | Записывают в дневник домашнюю работу, капитан озвучивает оценки участников команд. | |