Работа в группе с текстом стихотворения «Сила слова» Павла Ивановича Заякина Нет силы сильнее, чем слову дана. И властвует в мире над всеми она. И гнев ли священный, порыв ли святой – Всё будит в нас слово, луч сердца живой. Свободное слово к народу дойдёт, Укажет дорогу не вспять, а вперёд, Заронит желанье учиться и знать, Заставит бороться и твёрдо стоять. Правдивое слово в сердца западёт, И – дайте лишь время – плоды принесёт. Цель работы: формировать умения учащихся читать и понимать стихотворение, определять его основную мысль, выделять слова, использованные в прямом и переносном смысле. Задание 1. Прочитайте стихотворение, найдите строку, отражающую тот же смысл, который заключён в высказывании Абая: «Человек, запомнивший слова мудрых, сам становится благоразумным». Выбранную строку написать на листе и повесить на стене.(«Правдивое слово и в сердца западает, И- дайте лишь время – плоды принесёт») Учащиеся, ответы которых будут другими, объясняют свою точку зрения. Задание 2. Прочитайте самостоятельно стихотворение, запишите в тетрадь слова, которые созвучны, объединитесь в пары и обсудите свой выбор (дана – она, святой – живой). Вывод: Строки в стихотворении зарифмованы. Повторение понятия «рифма». Задание 3. Выберите строки, в которых слова употреблены в переносном значении. Нарисуйте к слову из данной стихотворной строки рисунок, в котором отражалось бы прямое и переносное значение слова. Критерии оценивания | Дескрипторы | Баллы(максимально) | Находит слова, употреблённые в переносном значении. Создаёт рисунок, в котором передаёт прямое и переносное значение слов. | 1.Умеет находить слова, употреблённые в переносном значении 2.Умеет в рисунке передать прямое и переносное значение слова | 2б 3б. | Работа в парах (сильный - слабый). Задание. Выделите слово, словосочетание, строку, которая может стать заглавием стихотворения.(Далее две пары объединяются и обсуждают варианты заголовков. Выбирают лучший и оценивают смайликом). Работа в группе. Лингвистическая копилка Задание: Рассмотрите схему и запишите определение темы и основной мысли текста. (Тема – это то, о чем говорится в тексте. Основная мысль текста – это то, к чему призывает текст, ради чего написан.) Работа в группе. Выразительное чтение стихотворения Цель работы: формировать умения учащихся читать стихотворение выразительно, выделять главную информацию с помощью интонации и тембра голоса, правильно произносить слова и ставить в них ударение, оценивать работу одноклассников по критериям. Учащиеся знакомятся с критериями, данными в учебнике. Читают по очереди в группе стихотворение, другие ученики оценивают прослушанное по критериям. Один представитель от группы читает всему классу. Они будут оценены одноклассниками. Критерии оценивания выразительного чтения Умеет передавать с помощью интонации содержание стихотворения-1-2б. Выделять основную мысль и главную информацию стихотворения с помощью тембра речи-1-2б. Правильно произносить слова и ставить в них ударение-0-1б. Учитель: Какая группа быстрее найдёт в стихотворении глаголы–доказательства силы слова? (властвует, укажет, заронит, заставит). |