Доклад
на тему:
Использование активных приёмов обучения
на уроках русского языка и литературы
Подготовила: Малиновская Л.В., учитель русского языка и литературы
Использование активных приёмов обучения
на уроках русского языка и литературы
Наше современное общество испытывает необходимость в людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам, были бы творческими и активными людьми, способными решать проблемы, принимать решения, эффективно обмениваться идеями и работать в группе и в команде. Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания. Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Из пассивного слушателя ученик должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность. Сегодня важно обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие ребенка. Планирование уроков мы должны осуществлять на основе обновленной учебной образовательной программы, которая основана на принципе спиральности, где предусмотрено расширение и углубление целей.
Согласно предпосылкам обновления содержания образования на сегодняшний день главная цель образования – научить учиться. Учителю необходимо научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. По моему мнению, этому могут способствовать активные приёмы и методы обучения.
Особенности активных приемов и методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями. Применение активных методов обучения позволит нам научить учащихся не получать готовые знания, а самостоятельно искать, анализировать, формулировать информацию, которая в итоге и составит общую сумму знаний, полученных за урок. В итоге сформируется общая система знаний, ученик научится самостоятельно учиться.
Рассмотрим несколько приемов, которые мы можем применять на уроках русского языка и литературы.
Одним из практических приемов является использование графических органайзеров. Многим знаком органайзер Фишбоун. В рамках обновленной программы данный органайзер эффективно работает при изучении притч и других художественных произведений, он позволяет установить причинно-следственные связи.
Выявить композицию произведения позволит органайзер «Гора истории». Развитие действия в произведении мы можем проследить следующим образом:
Если ранее мы использовали Диаграмму Венна для сопоставления двух образов или понятий, то методика обновленной программы предлагает ещё один прием, который называется «Двойной пузырь».