kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на тему "Использование активных приёмов обучения на уроках русского языка и литературы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад

на тему:

 

Использование активных приёмов обучения

на уроках русского языка и литературы


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Подготовила: Малиновская Л.В., учитель русского языка и литературы


 

Использование активных приёмов обучения

на уроках русского языка и литературы

Наше современное общество испытывает необходимость в людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам, были бы творческими и активными людьми, способными решать проблемы, принимать решения, эффективно обмениваться идеями и работать в группе и в команде. Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания. Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Из пассивного слушателя ученик должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность. Сегодня важно обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие ребенка. Планирование уроков мы должны осуществлять на основе обновленной учебной образовательной программы, которая основана на принципе спиральности, где предусмотрено расширение и углубление целей.

Согласно предпосылкам обновления содержания образования на сегодняшний день главная цель образования – научить учиться. Учителю необходимо научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. По моему мнению, этому могут способствовать активные приёмы и методы обучения.

Особенности активных приемов и методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями. Применение активных методов обучения позволит нам научить учащихся не получать готовые знания, а самостоятельно искать, анализировать, формулировать информацию, которая в итоге и составит общую сумму знаний, полученных за урок. В итоге сформируется общая система знаний, ученик научится самостоятельно учиться.

Рассмотрим несколько приемов, которые мы можем применять на уроках русского языка и литературы.

Одним из практических приемов является использование графических органайзеров. Многим знаком органайзер Фишбоун. В рамках обновленной программы данный органайзер эффективно работает при изучении притч и других художественных произведений, он позволяет установить причинно-следственные связи.

Выявить композицию произведения позволит органайзер «Гора истории». Развитие действия в произведении мы можем проследить следующим образом:

Если ранее мы использовали Диаграмму Венна для сопоставления двух образов или понятий, то методика обновленной программы предлагает ещё один прием, который называется «Двойной пузырь».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Использование активных приёмов обучения на уроках русского языка и литературы"»

Районное секционное заседание учителей русского языка и литературы.










Доклад

на тему:


Использование активных приёмов обучения

на уроках русского языка и литературы





















Подготовила: Малиновская Л.В., учитель русского языка и литературы



Использование активных приёмов обучения

на уроках русского языка и литературы


Наше современное общество испытывает необходимость в людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам, были бы творческими и активными людьми, способными решать проблемы, принимать решения, эффективно обмениваться идеями и работать в группе и в команде. Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания. Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Из пассивного слушателя ученик должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность. Сегодня важно обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие ребенка. Планирование уроков мы должны осуществлять на основе обновленной учебной образовательной программы, которая основана на принципе спиральности, где предусмотрено расширение и углубление целей.

Согласно предпосылкам обновления содержания образования на сегодняшний день главная цель образования – научить учиться. Учителю необходимо научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. По моему мнению, этому могут способствовать активные приёмы и методы обучения.

Особенности активных приемов и методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями. Применение активных методов обучения позволит нам научить учащихся не получать готовые знания, а самостоятельно искать, анализировать, формулировать информацию, которая в итоге и составит общую сумму знаний, полученных за урок. В итоге сформируется общая система знаний, ученик научится самостоятельно учиться.

Рассмотрим несколько приемов, которые мы можем применять на уроках русского языка и литературы.

Одним из практических приемов является использование графических органайзеров. Многим знаком органайзер Фишбоун. В рамках обновленной программы данный органайзер эффективно работает при изучении притч и других художественных произведений, он позволяет установить причинно-следственные связи.

Выявить композицию произведения позволит органайзер «Гора истории». Развитие действия в произведении мы можем проследить следующим образом:

Если ранее мы использовали Диаграмму Венна для сопоставления двух образов или понятий, то методика обновленной программы предлагает ещё один прием, который называется «Двойной пузырь».

Данный приём позволяет выявить общие и частные черты персонажей художественного произведения.

Похожей формой работы является «Тройной пузырь». Его можно использовать при изучении причастия или деепричастия.

На уроках русского языка с целью употребления учащимися слов с прямым и переносным значением, синонимов, антонимов можно использовать приём «Лексический состав». При работе с текстом учащиеся называют ключевые слова, затем можно поработать над значением слов по данной схеме:

На уроке литературы очень эффективно использовать прием «Персонаж на стене». Данный прием способствует развитию навыка письма, говорения, слушания, развивает аналитическое мышление. Учащиеся на плакате создают образ, внутри пишут характеристику, снаружи – вопросы, которые хотели бы задать герою. (Онегин /Ленский, Татьяна Ларина / Ольга). После завершения оформления плакаты вывешиваются на стену, учащиеся представляют свою работу, идёт обсуждение.

?

С помощью приёма «Горячий стул» можно провести ролевую игру, в которой учащийся в роли персонажа произведения ответит на вопросы, которые были записаны на плакатах.





Для повторения ранее изученной темы или для закрепления нового материала можно использовать метод «Вращающийся круг».

  1. Ученики делятся на две группы.

  2. Одна группа создает внутренний круг, а другая группа формирует внешний круг. Ученики стоят лицом друг к другу.

  3. Пары обмениваются знаниями по теме, внутренний круг задает вопросы, внешний отвечает на них.

  4. Затем внешний круг вращается.

  5. Теперь новая пара обсуждает тему.

Этот метод развивает уверенность в техниках общения, так как ученики участвуют в коротких беседах.

С ледующий прием под названием «Круги на воде» позволяет проанализировать текст от главной информации к менее важной. При анализе художественного произведения круг можно разделить на несколько частей и проанализировать текст, например, по событиям, по эмоциям, по качествам героев.



Активные приемы и методы обучения способствуют:

  • реализации целей урока;

  • активизации мыслительной деятельности;

  • развитию критического мышления;

  • формированию функциональной грамотности учащихся.

Главное, учитель должен понимать, что использование активных методов и форм работы определяет подход к содержанию и освоению современной развивающей образовательной среды, повышая мотивацию учащихся в процессе обучения, потому что ученики должны не только «получить» знания, но овладеть методами познания, то есть научиться учиться.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Магомедова Патимат Хабибулаевна

Дата: 01.12.2019

Номер свидетельства: 529653

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Доклад "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(67) "doklad-ispol-zovaniie-ikt-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "174327"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424107555"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства