Доклад
на тему:
Использование активных приёмов обучения
на уроках русского языка и литературы
Подготовила: Малиновская Л.В., учитель русского языка и литературы
Использование активных приёмов обучения
на уроках русского языка и литературы
Наше современное общество испытывает необходимость в людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам, были бы творческими и активными людьми, способными решать проблемы, принимать решения, эффективно обмениваться идеями и работать в группе и в команде. Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания. Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Из пассивного слушателя ученик должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность. Сегодня важно обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие ребенка. Планирование уроков мы должны осуществлять на основе обновленной учебной образовательной программы, которая основана на принципе спиральности, где предусмотрено расширение и углубление целей.
Согласно предпосылкам обновления содержания образования на сегодняшний день главная цель образования – научить учиться. Учителю необходимо научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. По моему мнению, этому могут способствовать активные приёмы и методы обучения.
Особенности активных приемов и методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями. Применение активных методов обучения позволит нам научить учащихся не получать готовые знания, а самостоятельно искать, анализировать, формулировать информацию, которая в итоге и составит общую сумму знаний, полученных за урок. В итоге сформируется общая система знаний, ученик научится самостоятельно учиться.
Рассмотрим несколько приемов, которые мы можем применять на уроках русского языка и литературы.
Одним из практических приемов является использование графических органайзеров. Многим знаком органайзер Фишбоун. В рамках обновленной программы данный органайзер эффективно работает при изучении притч и других художественных произведений, он позволяет установить причинно-следственные связи.
Выявить композицию произведения позволит органайзер «Гора истории». Развитие действия в произведении мы можем проследить следующим образом:
Если ранее мы использовали Диаграмму Венна для сопоставления двух образов или понятий, то методика обновленной программы предлагает ещё один прием, который называется «Двойной пузырь».
ледующий прием под названием «Круги на воде» позволяет проанализировать текст от главной информации к менее важной. При анализе художественного произведения круг можно разделить на несколько частей и проанализировать текст, например, по событиям, по эмоциям, по качествам героев.
