Просмотр содержимого документа
«Уроки русского языка в 9 классе »
Тема урока: Бессоюзные сложные предложения
Вводный урок
Цель урока:
Формирование умений устанавливать смысловые !!!!!!!!!! Между простыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях.
Умение использовать различные синонимические конструкции для передачи одного и того же смысла.
Умение правильно расставлять знаки в БСП в указанных конструкциях.
Воспитание интереса и уважения к родному языку, привитие интереса к его познанию, формирование навыков культуры речи.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник
Ход урока: Организационный момент
Актуализация знаний учащихся:
Словарный диктант с последующей самопроверкой. Объяснение значений слов, устное составление предложений с этими словами: мировоззрение, инициативность, перспектива, интеллектуальный, интеллигенция, привилегия, колоссальный, искусство, прогрессивный, экспрессивный
Запись предложений. Повторение сведений о сложном предложении.
Одни птицы любят дупла. Другие предпочитают щели и норы. Третьи вьют гнезда в ветвях деревьев и кустах в траве под крышами домов на воде. Хищники устраивают гнезда на высоких деревьях. Они не очень заботятся о маскировке.
Задание: Данные простые предложения объединить в сложные, расставить знаки препинания. При проверке объясняется постановка знаков препинания в каждом предложении. Составьте из этих предложений ССП, СПП, БСП
Повторение теоретических знаний о сложном предложении
ССП это-
СПП это-
Вывод: синтаксическая синонимия. То есть, возможность передать одно и тоже содержание разными синтаксическими конструкциями, что говорит о больших возможностях синтаксиса.
Изучение нового материала
Прочитать предложение. Изменяется ли в них интонация в зависимости от знака препинания?
Бабушка сердилась внучка не слушалась.
Задание: Расставить знаки препинания между частями сложного предложения. Изменится ли интонация в зависимости от постановки знаков препинания?
Бабушка сердилась, внучка не слушалась.
Бабушка сердилась: внучка не слушалась.
Бабушка сердилась - внучка не слушалась.
Интонация перечисления
Интонация предупредительная с понижением голоса
Интонация повышенная в 1 предложении и пониженная во 2 предложении
Почему смысл этого предложения понят учащимися троекратно? Что нужно сделать с этим предложением, чтобы оно было понятно всеми однозначно?
«2» сопоставительный анализ союзный и бессоюзных предложений
Осень припасает, а зима поедает
Осень припасает- зима поедает
Если есть терпение/умение, то будет и терпение/умение
Есть терпение - будет и умение
Недаром говорится, что дело мастера боится
Недаром говорится - дело мастера боится
Задание классу: Прочитайте предложения в правом и левом столбцах.
Чем выражены в них смысловые отношения между простыми предложениями? Определите эти отношения.
Прочитайте примеры в правом столбце. Синонимичны ли они предложениям левого? Чем выражаются в устной речи смысловые отношения в правом столбце? Как обозначаются эти смысловые отношения на письме?
Чем связаны простые предложения, входящие в состав БСП?
Вывод: Смысловые отношения в БСП выражаются в устной речи интонацией, а на письме- знаками препинания.
«3» Закрепление нового материала.
Знакомство с материалом # 16, 17
Объяснительный диктант
Воробей- умелый строитель. Лоскутки, нитки кусочки ткани и бумаги, травинки, соломинки, перья-все пригодилось заботливому строителю, перья и мягкий пух устлали гнездо внутри. Лебеди натаскивают массу сухой травы, укладывают ее в конусообразную копну; наверху конуса устраивается обычное гнездо, выстланное мягчайшим и теплым пухом.
Задание: Проверьте записанный текст. Почему это БСП? Начертите схему второго предложения.
«4» Учимся у классиков!
Прочитайте стихотворение БСП и назвать их признаки. Можно ли считать БСП эмоционально и экспрессивно насыщенными?