kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урока по русскому языку "Синонимы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:  
Личностные: 
Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.
Создание  условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.
формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью.
Предметные:
научить различать  синонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урока по русскому языку "Синонимы"»


Тема: Синонимы.

Цель урока: дать понятие синонимов и их роли в речи.

Задачи:

Личностные:

Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.

Создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.

формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью.

Предметные:

научить различать синонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;

Метапредметные:

Регулятивные: Формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.

Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре . Отвечать на вопросы, слушать и слышать.

Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

Формировать умение подбирать синонимы к данному слову, использовать синонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся;

Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач.

Извлекать нужную информацию.

Планируемые результаты:

личностные: формировать интерес к русскому языку;

метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.

предметные: расширить понятийную базу о лексике русского языка;  с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов с различными оттенками значения.


Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: индивидуальная, работа в группах.

Оборудование: учебник, презентация, компьютер, раздаточный материал.


Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветственное слово учителя:

Добрый день, ребята, присаживайтесь, надеюсь на дружное,

активное и творческое сотрудничество на уроке!

- Начнём наш урок (проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся).

- Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.


-Как и всякая сказка, урок наш начинается с волшебства. Закройте глаза и представьте: море, волны плещут. Откройте глаза

(Слайд)

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах,

На поднятых парусах.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материала на рабочем столе, демонстрируют готовность к уроку.

Фронтальная

Познавательные: осознают учебно –познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия.

Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать, позицию партнера, в том числе и отличную от совей)

Листы обратной связи

2.Акиуализация и пробное учебное действие

Словесно –иллюстративный рассказ, просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока.

-Но наш корабль большой и плыть только с помощью ветра он не может. Нужно его «завести». А поскольку урок у нас сказочный, то и «завести» корабль можно только сказочным путем. Корабль начнет свой путь только тогда, когда вы расскажете все, то знаете о лексике.

Учащиеся на листочках выполняют задание и проверяют друг у друга.

Лексический диктант (по лексическому значению учащиеся должны определить слова и записать их. Все слова языка изучает? (лексика). Раздел лингвистики, изучающей лексику? (лексикология). Слова, имеющие одно лексическое значение? (однозначные). Слова, имеющие несколько лексических значений? (многозначные). Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению? (омонимы). Слова с противоположным лексическим значением? (антонимы).

- Оцените свою работу и работу товарища:

0 ошибок – «5»

1-2 ошибки – «4»

3 ошибки – «3»

-Молодцы с заданием справились.

Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины

Индивидуальная, фронтальная

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, анализа , сравнения, классификации, устанавливают причинно – следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Устные ответы.

3.Выявление места и причины затруднения

Эвристическая беседа, ответы на вопросы

- Сегодня мы познакомимся с новым явлением лексики и для ваших наблюдений предлагается отрывок из сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца…».

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц…

- Эй, ты, косой глаз, ты и волка не боишься?

- И волка не боюсь, и лисицы и медведя – никого не боюсь!

Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы.

1.Назовите глаголы движения, характеризующие зайцев в лесу. Чем интересны эти глаголы? (Собрались, сбежались, приплелись).

2. Как отреагировали зайцы на хвастовство главного героя? (Хихикнули, засмеялись, улыбнулись).

Итак, об одном и том же можно сказать разными словами, которые по смыслу близки, но различаются оттенками значения.

Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов. Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания.

Индивидуальная, парная.

Познавательные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные: устанавливают причинно – следственные связи, делают выводы.

Коммуникативные:

осознают недостаточность своих знаний

Устные ответы.

4.Целепологание и построение проекта выхода из затруднения.

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Словесно – иллюстративный рассказ.

В русском языке есть разные слова, которые обозначают одно и тоже: один и тот же предмет, один и тот же признак, одно и тоже явление, действие.

Теперь давайте подумаем, что мы будем изучать сегодня на уроке.

- Как называются такие слова?

- Какова тема нашего сегодняшнего урока?

Тема нашего урока «Синонимы»

- Исходя из темы урока, сформулируйте цель урока:

- Что мы должны вспомнить? Узнать?

- Чему должны научиться в ходе урока?

мы продолжим изучать лексику, поговорим о синонимах, систематизируем знания по этой теме. Будем учиться употреблять их в речи.

Формирует цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Выделяют главное, устанавливают причинно – следственные связи между отдельными языковыми явлениями.

Индивидуальная, парная.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно – познавательных задач.

Вопросы для уточнения информации.

5.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах.

Работа со словарем синонимов.

1. Объяснение новой темы.

Что же это за слова «синонимы»?

-Внимание на экран (Слайд)

-Нам встретились первые жители страны Синонимов .

-Бегемот-гиппопотам. Слова, практически совпадающие по значению и употреблению (первое из них чаще употребляется в разговорной речи, второе – в научных произведениях)

-Постараемся выяснить и дополнить еще наши знания.

- Назовите слова, обозначающие место, где живёт человек.

Учитель показывает слайды, ответы записываются в тетрадях. (Дом, хижина, курень, изба, коттедж, вилла).

Дом - общеупотребительное слово и является стилитически нейтральным синонимом для остальных слов, употребляется в текстах разных стилей.

Хижина - устаревшее слово, коттедж, вилла - заимствованные, пришедшие из другого языка.

- Слова эти одной части речи, обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи. Эти слова называются синонимами.

(Определение на слайде)

Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и тоже, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения, стилистической окраской (употреблением в речи) или и тем и другим.

Называя одно и тоже, синонимы обычно характеризуют предмет или явление несколько по – разному. Разнообразие оттенков, свойственных синонимам, требует особого внимания к выбору нужного слова из синонимического ряда.

ВЫВОД: Синонимы разнообразят нашу речь, делают ее богаче, ярче, выразительнее. Синонимы отличаются оттенками лексического значения

Формулирует собственные мысли, высказывают и обосновывает свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Работают с учебными пособиями.

Фронтальная, индивидуальная.

Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют уже имеющиеся.

Познавательные: читают и слушают, извлекая, а также самостоятельно находят её в материалах учебников.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно – познавательных задач, умеют задавать вопросы.


Устные ответы.

6.Первичное закрепление с комментированием

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Беседа по вопросам.

Письменная работа, игра. Выполнение разноуровневых упражнений.

2. Работа с текстом учебника.

Посмотрим теперь, как учебник даёт определение синонимов (Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов др. Русский язык 5 класс: п. 67, с. 136-137).

-Данил, что нового ты узнал о синонимах из учебника?

-Альбина, дополни ответ Данила.

  1. Предлагает выполнить упр. 359 ( по заданию)



Принимают участие в работе, отвечают на вопросы, записывают синонимы в тетрадь и на доске, выполняют упражнения.

Индивидуальная, парная.

Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе.

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи, делают общения и выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные :формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Вопросы для уточнения информации.

Физкультминутка


Игра в мяч. Учитель бросает мяч одному из ребят, он называет синоним к слову, которое произносит учитель.

Приятель-друг

Противник-враг

Шагать-идти

Солдат-воин, боец

Родник-ключ

Доктор-врач

Метель-вьюга, пурга, ураган

Холод-мороз, стужа

Мокрый- сырой, влажный

Вкусный- аппетитный, лакомый.






7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока.

  1. Работа в паре

Упражнение: нахождение синонимов в стихотворениях (работа в паре).


Где мы? Отгадайте


Не море, не земля,

Пароходы не плавают

И ходить нельзя. (Болото).


– На пути топкое болото. Сидит водяной. Он покажет нам путь через болото, если вы правильно найдёте синонимы в стихотворениях (стихотворения записаны на кочках). (Выходят учащиеся и берут кочки)


1-я кочка (Альбина)


Бураны, вьюги и метели,

Как много с ними канители,

Как много шума, толкотни,

Как надоели мне они! –

Так проворчал мороз угрюмый

И речку в лед сковал без шума.


2-я кочка (Данил)


Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару.


3-я кочка (вместе)


Дуб дождя и ветра вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу страшно простудиться.

Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый,

Значит, дуб выносливый, значит, закаленный.


(Посоветовавшись, учащиеся отвечают и защищают свои ответы).


– Почему вы решили, что это синонимы? (Обозначает одно и то же, но по-разному, является одной и той же частью речи).


– Какой частью речи являются синонимы в 1-й группе? Во второй? В третьей? (существительные, глаголы, прилагательные).

На доске: Загрустить – затужить, печаль, закручиниться, пригорюниться.


– Какое слово здесь лишнее? (лишнее печаль, т.к. синонимы являются одной и той же частью речи)


Итог: Итак, какими частями речи могут быть синонимы?

(Синонимы могут быть прилагательными, глаголами и существительными)

  1. Знакомство со «Словарём синонимов русского языка».

В русском языке много синонимов. Существуют специальные словари синонимов.

(Слайд)

В алфавитном порядке даны слова и приведены синонимы к ним.

Показывает «Словарь синонимов русского языка».

Каждая словарная статья словаря синонимов состоит из нескольких примеров, образующих синонимический ряд, который начинается со стержневого слова Оно является наиболее употребительным.




Личностные: оценивают содержание с нравственно – этической позиции.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.


8.включение в систему знаний и повторение

Обобщение полученных на уроке сведений, выполнение тестовых заданий.

-Чтобы завершить нашу работу и узнать, насколько хорошо мы усвоили тему, пройдите тест за компьютером в программе «Школьный наставник». Оценки вам поставит компьютер – самый объективный и беспристрастный судья. Это оценки за урок.

Работают с тестом

Индивидуальная

Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки.

Вопросы для уточнения информации

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Заключительная беседа по вопросам.

Ребята, продолжите предложения:

1.Сегодня на уроке мы повторили…

2.Мы узнали…

3.Научились …

4.Самым интересным мне показался тот момент, когда …

5.Трудным для меня стало…


-Понравился ли вам урок? Какое настроение у вас сейчас?

Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.

Отметить лист с лестницей успеха.

Домашнее задание

1.Параграф №68

2.Упражнение № 363 или 365

3.Выписать из сказок А.С.Пушкина слова синонимы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений.

Индивидуальная, парная.

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

Оценивание работы учащихся на уроке. Листы обратной связи.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урока по русскому языку "Синонимы"

Автор: Нуштаева Марина Иосифовна

Дата: 25.12.2016

Номер свидетельства: 373167

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Урок русского языка "Синонимы" в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(42) "urok-russkogho-iazyka-sinonimy-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "237922"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444415649"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Урок русского языка "Синонимы" 5 класс"
    ["seo_title"] => string(38) "urok_russkogho_iazyka_sinonimy_5_klass"
    ["file_id"] => string(6) "442009"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1512333843"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Урок русского языка. Синонимы. Работа со словарём."
    ["seo_title"] => string(49) "urok_russkogo_iazyka_sinonimy_rabota_so_slovariom"
    ["file_id"] => string(6) "603344"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1648201823"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Урок русского языка «Синонимы, антонимы, омонимы»"
    ["seo_title"] => string(46) "urok_russkogo_iazyka_sinonimy_antonimy_omonimy"
    ["file_id"] => string(6) "517922"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1566207412"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока русского языка на тему ,,Лексика" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "109624"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404830894"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства