Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.
Создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.
формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью.
научить различать синонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;
Регулятивные: Формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.
Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.
Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре . Отвечать на вопросы, слушать и слышать.
Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Формировать умение подбирать синонимы к данному слову, использовать синонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся;
Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач.
Извлекать нужную информацию.
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветственное слово учителя: Добрый день, ребята, присаживайтесь, надеюсь на дружное, активное и творческое сотрудничество на уроке! - Начнём наш урок (проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся). - Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. -Как и всякая сказка, урок наш начинается с волшебства. Закройте глаза и представьте: море, волны плещут. Откройте глаза (Слайд) Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет, Он бежит себе в волнах, На поднятых парусах. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материала на рабочем столе, демонстрируют готовность к уроку. | Фронтальная | Познавательные: осознают учебно –познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия. Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать, позицию партнера, в том числе и отличную от совей) | Листы обратной связи |
2.Акиуализация и пробное учебное действие | Словесно –иллюстративный рассказ, просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока. | -Но наш корабль большой и плыть только с помощью ветра он не может. Нужно его «завести». А поскольку урок у нас сказочный, то и «завести» корабль можно только сказочным путем. Корабль начнет свой путь только тогда, когда вы расскажете все, то знаете о лексике. Учащиеся на листочках выполняют задание и проверяют друг у друга. Лексический диктант (по лексическому значению учащиеся должны определить слова и записать их. Все слова языка изучает? (лексика). Раздел лингвистики, изучающей лексику? (лексикология). Слова, имеющие одно лексическое значение? (однозначные). Слова, имеющие несколько лексических значений? (многозначные). Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению? (омонимы). Слова с противоположным лексическим значением? (антонимы). - Оцените свою работу и работу товарища: 0 ошибок – «5» 1-2 ошибки – «4» 3 ошибки – «3» -Молодцы с заданием справились. | Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины | Индивидуальная, фронтальная | Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, анализа , сравнения, классификации, устанавливают причинно – следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Устные ответы. |
3.Выявление места и причины затруднения | Эвристическая беседа, ответы на вопросы | - Сегодня мы познакомимся с новым явлением лексики и для ваших наблюдений предлагается отрывок из сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца…». Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц… - Эй, ты, косой глаз, ты и волка не боишься? - И волка не боюсь, и лисицы и медведя – никого не боюсь! Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы. 1.Назовите глаголы движения, характеризующие зайцев в лесу. Чем интересны эти глаголы? (Собрались, сбежались, приплелись). 2. Как отреагировали зайцы на хвастовство главного героя? (Хихикнули, засмеялись, улыбнулись). Итак, об одном и том же можно сказать разными словами, которые по смыслу близки, но различаются оттенками значения. | Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов. Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. | Индивидуальная, парная. | Познавательные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Регулятивные: устанавливают причинно – следственные связи, делают выводы. Коммуникативные: осознают недостаточность своих знаний | Устные ответы. |
4.Целепологание и построение проекта выхода из затруднения. | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Словесно – иллюстративный рассказ. | В русском языке есть разные слова, которые обозначают одно и тоже: один и тот же предмет, один и тот же признак, одно и тоже явление, действие. Теперь давайте подумаем, что мы будем изучать сегодня на уроке. - Как называются такие слова? - Какова тема нашего сегодняшнего урока? Тема нашего урока «Синонимы» - Исходя из темы урока, сформулируйте цель урока: - Что мы должны вспомнить? Узнать? - Чему должны научиться в ходе урока? мы продолжим изучать лексику, поговорим о синонимах, систематизируем знания по этой теме. Будем учиться употреблять их в речи. | Формирует цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Выделяют главное, устанавливают причинно – следственные связи между отдельными языковыми явлениями. | Индивидуальная, парная. | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно – познавательных задач. | Вопросы для уточнения информации. |
5.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах. Работа со словарем синонимов. | 1. Объяснение новой темы. Что же это за слова «синонимы»? -Внимание на экран (Слайд) -Нам встретились первые жители страны Синонимов . -Бегемот-гиппопотам. Слова, практически совпадающие по значению и употреблению (первое из них чаще употребляется в разговорной речи, второе – в научных произведениях) -Постараемся выяснить и дополнить еще наши знания. - Назовите слова, обозначающие место, где живёт человек. Учитель показывает слайды, ответы записываются в тетрадях. (Дом, хижина, курень, изба, коттедж, вилла). Дом - общеупотребительное слово и является стилитически нейтральным синонимом для остальных слов, употребляется в текстах разных стилей. Хижина - устаревшее слово, коттедж, вилла - заимствованные, пришедшие из другого языка. - Слова эти одной части речи, обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи. Эти слова называются синонимами. (Определение на слайде) Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и тоже, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения, стилистической окраской (употреблением в речи) или и тем и другим. Называя одно и тоже, синонимы обычно характеризуют предмет или явление несколько по – разному. Разнообразие оттенков, свойственных синонимам, требует особого внимания к выбору нужного слова из синонимического ряда. ВЫВОД: Синонимы разнообразят нашу речь, делают ее богаче, ярче, выразительнее. Синонимы отличаются оттенками лексического значения | Формулирует собственные мысли, высказывают и обосновывает свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Работают с учебными пособиями. | Фронтальная, индивидуальная. | Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют уже имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая, а также самостоятельно находят её в материалах учебников. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно – познавательных задач, умеют задавать вопросы. | Устные ответы. |
6.Первичное закрепление с комментированием | Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Беседа по вопросам. Письменная работа, игра. Выполнение разноуровневых упражнений. | 2. Работа с текстом учебника. Посмотрим теперь, как учебник даёт определение синонимов (Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов др. Русский язык 5 класс: п. 67, с. 136-137). -Данил, что нового ты узнал о синонимах из учебника? -Альбина, дополни ответ Данила. Предлагает выполнить упр. 359 ( по заданию) | Принимают участие в работе, отвечают на вопросы, записывают синонимы в тетрадь и на доске, выполняют упражнения. | Индивидуальная, парная. | Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе. Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи, делают общения и выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные :формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Вопросы для уточнения информации. |
Физкультминутка | | Игра в мяч. Учитель бросает мяч одному из ребят, он называет синоним к слову, которое произносит учитель. Приятель-друг Противник-враг Шагать-идти Солдат-воин, боец Родник-ключ Доктор-врач Метель-вьюга, пурга, ураган Холод-мороз, стужа Мокрый- сырой, влажный Вкусный- аппетитный, лакомый. | | | | |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока. | Работа в паре Упражнение: нахождение синонимов в стихотворениях (работа в паре). Где мы? Отгадайте Не море, не земля, Пароходы не плавают И ходить нельзя. (Болото). – На пути топкое болото. Сидит водяной. Он покажет нам путь через болото, если вы правильно найдёте синонимы в стихотворениях (стихотворения записаны на кочках). (Выходят учащиеся и берут кочки) 1-я кочка (Альбина) Бураны, вьюги и метели, Как много с ними канители, Как много шума, толкотни, Как надоели мне они! – Так проворчал мороз угрюмый И речку в лед сковал без шума. 2-я кочка (Данил) Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мерзнет в жару. 3-я кочка (вместе) Дуб дождя и ветра вовсе не боится. Кто сказал, что дубу страшно простудиться. Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый, Значит, дуб выносливый, значит, закаленный. (Посоветовавшись, учащиеся отвечают и защищают свои ответы). – Почему вы решили, что это синонимы? (Обозначает одно и то же, но по-разному, является одной и той же частью речи). – Какой частью речи являются синонимы в 1-й группе? Во второй? В третьей? (существительные, глаголы, прилагательные). На доске: Загрустить – затужить, печаль, закручиниться, пригорюниться. – Какое слово здесь лишнее? (лишнее печаль, т.к. синонимы являются одной и той же частью речи) Итог: Итак, какими частями речи могут быть синонимы? (Синонимы могут быть прилагательными, глаголами и существительными) Знакомство со «Словарём синонимов русского языка». В русском языке много синонимов. Существуют специальные словари синонимов. (Слайд) В алфавитном порядке даны слова и приведены синонимы к ним. Показывает «Словарь синонимов русского языка». Каждая словарная статья словаря синонимов состоит из нескольких примеров, образующих синонимический ряд, который начинается со стержневого слова Оно является наиболее употребительным. | | | Личностные: оценивают содержание с нравственно – этической позиции. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | |
8.включение в систему знаний и повторение | Обобщение полученных на уроке сведений, выполнение тестовых заданий. | -Чтобы завершить нашу работу и узнать, насколько хорошо мы усвоили тему, пройдите тест за компьютером в программе «Школьный наставник». Оценки вам поставит компьютер – самый объективный и беспристрастный судья. Это оценки за урок. | Работают с тестом | Индивидуальная | Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки. | Вопросы для уточнения информации |
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) | Заключительная беседа по вопросам. | Ребята, продолжите предложения: 1.Сегодня на уроке мы повторили… 2.Мы узнали… 3.Научились … 4.Самым интересным мне показался тот момент, когда … 5.Трудным для меня стало… -Понравился ли вам урок? Какое настроение у вас сейчас? Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом. Отметить лист с лестницей успеха. Домашнее задание 1.Параграф №68 2.Упражнение № 363 или 365 3.Выписать из сказок А.С.Пушкина слова синонимы. | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений. | Индивидуальная, парная. | Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания. | Оценивание работы учащихся на уроке. Листы обратной связи. |