Урок русского языка в 5 классе.
Тема: Синонимы
Цели урока:
- Повторить виды разбора;
- Закрепить тему «Синонимы»;
- Определить роль синонимов в речи.
Ход урока:
- Организационный момент;
- Сообщение целей урока.
- Актуализация знаний.
Тема нашего урока – синонимы. Мы повторим виды разборов. Попробуем выяснить, для чего нужны синонимы в речи. Все слова и словосочетания, связанные с темой «зима», мы взяли из произведений великого русского поэта А. С. Пушкина.
- Ученики у доски выполняют индивидуальные задания.
- Словарная работа: повторяем орфограмму непроизносимые согласные в корне. Записываем следующие слова: телеграмма, опасный, вкусный, известный, доблестный, ненастный, прелестный.
Найдите в стихотворении «Зимнее утро» слова с непроверяемыми согласными.
- Проверяем работу ученика у доски.
- Запись произведения с доски.
- Тема урока:
Подобрать синонимы к слову: снежная буря.
- Кто даст определение слову «синонимы»?
Слова, близкие по значению, но отличающиеся оттенками смысла или стилевой окраской.
Обозначают один и тот же предмет, дин и тот же признак, но отличаются оттенками лексического значения
- Какие синонимы вы можете назвать?
Красный – алый, бежать – мчаться – нестись.
Смеяться - хохотать-заливаться.
Зной-жара, пекло. Актёр-артист. Быстро-живо-проворно.
- Физкультминутка.
Шеей крутим осторожно -
Голова кружиться может.
Влево смотрим - раз, два, три.
Так. И вправо посмотри.
(Вращение головой вправо и влево.)
Вверх потянемся, пройдёмся, (Потягивания — руки вверх, ходьба на месте.)
И за парты вновь вернёмся.
(Дети садятся за парты.)
- Узнать роль синонимов в речи поможет нам текст А. С. Пушкина – отрывок из повести «Метель».
- Звучит музыка Г. Свиридова «Метель».
Устно выполним задания, а затем запишем все в тетрадь.
- Найдите синонимы к слову «метель» из школьного толкового словаря.
Вьюга, пурга, буран, снежная буря
- – Для чего же нужны синонимы в тексте?
Они помогают нам красиво говорить, делают речь более тонкой. Образной, помогают избежать повторений, служат средством связи предложений в тексте.
Прочитайте предложения, укажите синонимы, определите, какова их роль в тексте.
1) Облетела листва.
Сразу стало светлей.
Между голых, нагих, обнаженных ветвей.
Пурпур с золотом — вся мишура облетела.
Обнажается дерева черное тело.
(Б. А. Слуцкий)
2) Облачные белые одежды
Распахнув недрогнувшей рукой,
В первый раз
Не с верой,
А с надеждой
На небо взирает род людской.
Не глядит, не смотрит, а взирает,
Как его ракеты озаряют,
Вырывают из кромешной мглы
Неба захолустные углы.
(Б. А. Слуцкий)
- За 7-10 минут необходимо написать небольшую творческую работу.
- Прочитайте текст.
Выберете из него глаголы с общим лексическим значением *издавать блеск, отражая свет* или *излучать сильный, яркий свет* (глаголы блестеть, сверкать, сиять запишите в тетрадь).
- Перескажите содержание текста, не допуская повторения глагола блестеть. Напишите изложение – миниатюру.
Был чудесный зимний день. Солнце светило ярко, снег блестел. Прозрачные, как хрусталь, сосульки сверкали, отливая всеми цветами радуги. Небо над городом сияло чистейшей голубизной.
- Итоги урока. Выставление оценок.
Учащиеся зачитывают тесты своих миниатюр.