kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка "Синонимы" в 5 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 5 классе.

Тема: Синонимы

Цели урока:

  1. Повторить виды разбора;
  2. Закрепить тему «Синонимы»;
  3. Определить роль синонимов в речи.

Ход урока:

  1. Организационный момент;
  2. Сообщение целей урока.
  3. Актуализация знаний.

 

Тема нашего урока – синонимы. Мы повторим виды разборов. Попробуем выяснить,  для чего нужны синонимы в речи. Все слова и словосочетания, связанные с темой «зима», мы взяли из произведений великого русского поэта А. С. Пушкина.

  1. Ученики у доски выполняют индивидуальные задания.

 

  1. Словарная работа: повторяем орфограмму непроизносимые согласные в корне. Записываем следующие слова: телеграмма, опасный, вкусный, известный, доблестный, ненастный, прелестный.

Найдите в стихотворении «Зимнее утро» слова с непроверяемыми согласными.

 

  1. Проверяем работу ученика у доски.
  2. Запись произведения с доски.
  3. Тема урока:

Подобрать синонимы к слову: снежная буря.

- Кто даст определение слову «синонимы»?

Слова, близкие по значению, но отличающиеся оттенками смысла или стилевой окраской.

Обозначают один и тот же предмет, дин и тот же признак, но отличаются оттенками лексического значения

- Какие синонимы вы можете назвать?

Красный – алый, бежать – мчаться – нестись.

Смеяться - хохотать-заливаться.

Зной-жара, пекло.  Актёр-артист. Быстро-живо-проворно.

  1. Физкультминутка.

  Шеей крутим осторожно -

            Голова кружиться может.

 Влево смотрим - раз, два, три.

 Так. И вправо посмотри.

(Вращение головой вправо и влево.)

 Вверх потянемся, пройдёмся, (Потягивания — руки вверх, ходьба на месте.)

 И за парты вновь вернёмся.

 (Дети садятся за парты.)

  1. Узнать роль синонимов в речи поможет нам текст А. С. Пушкина – отрывок из повести «Метель».

- Звучит  музыка Г.  Свиридова «Метель».

 

  Устно выполним задания, а затем запишем все в тетрадь.

- Найдите синонимы к слову «метель» из школьного толкового словаря.

 

Вьюга, пурга, буран, снежная буря

 

  1. – Для чего же нужны синонимы в тексте?

 

Они помогают нам красиво говорить, делают речь более тонкой. Образной, помогают избежать повторений, служат средством связи предложений в тексте.

 Прочитайте предложения, укажите синонимы, определите, какова их роль в тексте.

      1)   Облетела листва. 
            Сразу стало светлей. 
            Между голых, нагих, обнаженных ветвей. 
            Пурпур с золотом — вся мишура облетела. 
            Обнажается дерева черное тело.

                                          (Б. А. Слуцкий)

      2)   Облачные белые одежды 
             Распахнув недрогнувшей рукой, 
            В первый раз 
            Не с верой, 
            А с надеждой 
            На небо взирает род людской. 
            Не глядит, не смотрит, а взирает, 
            Как его ракеты озаряют, 
            Вырывают из кромешной мглы 
            Неба захолустные углы.

                                              (Б. А. Слуцкий)

  1. За 7-10 минут необходимо написать небольшую творческую работу.

- Прочитайте текст.

Выберете из него глаголы с общим лексическим значением *издавать блеск, отражая свет* или *излучать сильный, яркий свет* (глаголы блестеть, сверкать, сиять запишите в тетрадь).

-  Перескажите содержание текста, не допуская повторения глагола блестеть. Напишите изложение – миниатюру.

Был чудесный зимний день. Солнце светило ярко, снег блестел. Прозрачные, как хрусталь, сосульки сверкали, отливая всеми цветами радуги. Небо над городом сияло чистейшей голубизной.

 

  1. Итоги урока. Выставление оценок.

Учащиеся зачитывают  тесты своих миниатюр.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Синонимы" в 5 классе »

Урок русского языка в 5 классе .

Тема: Синонимы



Цели урока:

  1. Повторить виды разбора;

  2. Закрепить тему «Синонимы»;

  3. Определить роль синонимов в речи.

Ход урока:

  1. Организационный момент;

  2. Сообщение целей урока.

  3. Актуализация знаний.


Тема нашего урока – синонимы. Мы повторим виды разборов. Попробуем выяснить, для чего нужны синонимы в речи. Все слова и словосочетания, связанные с темой «зима», мы взяли из произведений великого русского поэта А. С. Пушкина.


  1. Ученики у доски выполняют индивидуальные задания.


  1. Словарная работа: повторяем орфограмму непроизносимые согласные в корне. Записываем следующие слова: телеграмма, опасный, вкусный, известный, доблестный, ненастный, прелестный.

Найдите в стихотворении «Зимнее утро» слова с непроверяемыми согласными.


  1. Проверяем работу ученика у доски.

  2. Запись произведения с доски.

  3. Тема урока:


Подобрать синонимы к слову: снежная буря.

- Кто даст определение слову «синонимы»?

Слова, близкие по значению, но отличающиеся оттенками смысла или стилевой окраской.

Обозначают один и тот же предмет, дин и тот же признак, но отличаются оттенками лексического значения



- Какие синонимы вы можете назвать?


Красный – алый, бежать – мчаться – нестись.

Смеяться - хохотать-заливаться.

Зной-жара, пекло. Актёр-артист. Быстро-живо-проворно.






  1. Физкультминутка.



Шеей крутим осторожно -

Голова кружиться может.

Влево смотрим - раз, два, три.

Так. И вправо посмотри.

(Вращение головой вправо и влево.)

Вверх потянемся, пройдёмся, (Потягивания — руки вверх, ходьба на месте.)

И за парты вновь вернёмся.

(Дети садятся за парты.)


  1. Узнать роль синонимов в речи поможет нам текст А. С. Пушкина – отрывок из повести «Метель».


- Звучит музыка Г. Свиридова «Метель».


Устно выполним задания, а затем запишем все в тетрадь.

- Найдите синонимы к слову «метель» из школьного толкового словаря.


Вьюга, пурга, буран, снежная буря


  1. – Для чего же нужны синонимы в тексте?



Они помогают нам красиво говорить, делают речь более тонкой. Образной, помогают избежать повторений, служат средством связи предложений в тексте .

 Прочитайте предложения, укажите синонимы, определите, какова их роль в тексте.

      1)   Облетела листва. 
            Сразу стало светлей. 
            Между голых, нагих, обнаженных ветвей. 
            Пурпур с золотом — вся мишура облетела. 
            Обнажается дерева черное тело.

(Б. А. Слуцкий)





      2)   Облачные белые одежды 
             Распахнув недрогнувшей рукой, 
            В первый раз 
            Не с верой, 
            А с надеждой 
            На небо взирает род людской. 
            Не глядит, не смотрит, а взирает, 
            Как его ракеты озаряют, 
            Вырывают из кромешной мглы 
            Неба захолустные углы.

(Б. А. Слуцкий)






  1. За 7-10 минут необходимо написать небольшую творческую работу.


- Прочитайте текст.

Выберете из него глаголы с общим лексическим значением *издавать блеск, отражая свет* или *излучать сильный, яркий свет* (глаголы блестеть, сверкать, сиять запишите в тетрадь).

- Перескажите содержание текста, не допуская повторения глагола блестеть. Напишите изложение – миниатюру.


Был чудесный зимний день. Солнце светило ярко, снег блестел. Прозрачные, как хрусталь, сосульки сверкали, отливая всеми цветами радуги. Небо над городом сияло чистейшей голубизной.




  1. Итоги урока. Выставление оценок.

Учащиеся зачитывают тесты своих миниатюр.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок русского языка "Синонимы" в 5 классе

Автор: Антипова Вера Николаевна

Дата: 09.10.2015

Номер свидетельства: 237922

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Открытый урок русского языка 3 класс "Именительный падеж: кто? что?"."
    ["seo_title"] => string(70) "otkrytyi_urok_russkogho_iazyka_3_klass_imienitiel_nyi_padiezh_kto_chto"
    ["file_id"] => string(6) "390854"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486897919"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Урок русского языка  3 класс по теме: “Упражнение в определении падежа имени существительного” "
    ["seo_title"] => string(109) "urok-russkogho-iazyka-3-klass-po-tiemie-uprazhnieniie-v-opriedielienii-padiezha-imieni-sushchiestvitiel-nogho"
    ["file_id"] => string(6) "165612"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422830761"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Урок русского языка. Синонимы. Работа со словарём."
    ["seo_title"] => string(49) "urok_russkogo_iazyka_sinonimy_rabota_so_slovariom"
    ["file_id"] => string(6) "603344"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1648201823"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект урока русского языка 2 класс (ОНЗ) Тема: Что такое существительное? "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-2-klass-onz-tiema-chto-takoie-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "157991"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421678689"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "конспект урока русского языка 4 класс "Окончание имён прилагательных" "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-4-klass-okonchaniie-imion-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "208418"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430812297"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства