1. Создание условия для развития речи детей, расширение их словарного запаса, формирование коммуникативных умений.
2. Формирование умения распознавать синонимы, антонимы, омонимы.
5) повышать культуру речи.
- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- пользоваться словарями.
- строить рассуждения.
- пользоваться словарём; видеть в тексте синонимы и антонимы, омонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам.
Этап урока | Деятельность учителя на уроке | Деятельность учащихся на уроке | Формирование УУД на каждом этапе урока |
I.Организационный момент. Мотивационный настрой. | Настрой на работу. -Добрый день, дорогие ребята! Я желаю вам удачи и надеюсь, что наш урок пройдёт интересно и увлекательно. Предлагаю начать урок с высказывания И.С.Тургенева о родном языке. -Как Вы понимаете его слова? -Согласны ли с писателем? | Подготовка класса к работе. Организация рабочего места, настрой на работу. | Личностные: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Коммуникативные: -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2.Актуализация знаний. | - Какой раздел изучаем? - Что вы знаете о словах? Для каждого человека очень важно пополнять, обогащать свой словарный запас, уметь открыть для себя слово. Пополнять свой словарный запас – это значит узнавать новые слова. – Откройте тетради, запишите число, классная работа Минутка чистописания. Сс Велик и могуч русский язык. русский язык -О чём эта пословица? Словарная диктант. Аккуратная тетрадка, интересную книгу, из местной газеты, за классную работу, яростная вьюга, на мягкой постели, по чудесной лестнице, с прекрасной вестью. Из чего состоял наш словарный диктант? -Что знаем о словосочетании? -Отметь главное слово в каждом из них. -Как узнать лексическое значение этих слов? Какова роль прилагательных в речи? (Украшают, уточняют, делают нашу речь более яркой, образной, выразительной.…) А только ли прилагательные могут выполнять эти роли? | Слово и его значение. Ответы детей. | Познавательные УУД: -умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; коммуникативные: - участвовать в диалоге, строить рассуждения Познавательные УУД: -работать с информационными источниками; |
3.Самоопределение к деятельности. | -Прочитайте эпиграф. Обратите на выделенные слова внимание. – Какие группы слов выделяются на основе сходства их значения? синонимы – Какие группы слов выделяются на основе различия их значения? –антонимы – Какие группы слов выделяются на основе сходства их звучания? – Приведите примеры (коса, ключ, ) Омонимы – Какова же тема нашего урока? – А теперь обратимся к вашим рабочим листам, впишите тему нашего урока. -Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться? - Уточним с помощью словаря эти понятия. Нам поможет Википедия- универсальный энциклопедический словарь. | Вывешиваю на доску Синонимы Антонимы Омонимы Ответы детей. -Синонимы, антонимы, омонимы. СЛАЙД 5 Цели: Продолжить работу с синонимами, антонимами, омонимами. Учиться употреблять и распознавать их в речи. | |
3.Первичное усвоение новых знаний. | - Продолжаем работу по учебнику. Упражнение 138, стр.86 (по рядам запишите группы слов) | Упр.138 | регулятивные: - выдвигать гипотезы на основе учебного материала; - участвовать в решении учебной задачи; |
4.Первичная проверка понимания. | А теперь прочитайте стихотворение и найдите слова с противоположным значением. И запишите в тетрадь. -Прочтите пары слов, которые вы записали. (по цепочке) -Проверьте, вот что должно у вас быть записано. -Что это за слова? У них какое звучание? Значение? Найдите несоответствие между картиной и текстом. Как это исправить? Физкультминутка. Подойдите и возьмите по словарю. Встаньте те, у кого оказался словарь, который даёт следующие сведения? | 1 ученик выразительно читает. Самостоятельно выписывают антонимы в тетрадь. | УУД: Коммуникативные: - умение слушать и выполнять команды |
| -Антонимы в большом количестве встречаются в пословицах и поговорках. Работа по карточкам. Восстановите пословицы, подчеркните антонимы. - Сравните вашу работу и похвалите соседа за работу( за почерк, за сообразительность, за старание, за помощь вам или даже за то что не мешал). А теперь ответьте на такие вопросы: - Что общего у картинок? (КЛЮЧ) - Мужская стрижка, вид спорта, больничная палата? (Бокс) - Что это за слова? - Или слова – близнецы. Прочитаем определение на стр. 87 Омонимы как близнецы похожи, Но значат не одно и то же: Груз подает подъемный кран , А воду льет в квартире кран . - Приведите примеры. | Работа в паре. Самопроверка, самооценка. Утро – вечер. Встречают – провожают. Взять – отдать. Свет-тьма Ответы детей. Омонимы | УУД: Познавательные: - анализировать, находить существенные признаки отличий синонимов от антонимов; коммуникативные: - полно и точно выражать свои мысли, - сотрудничать с учителем и сверстниками при выполнении заданий. |
5.Обобщение. | Подведем итоги и заполним таблицу с помощью определений учебник с .87 | | |
6.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | - Для всех. Стр.86, упр.140 А те, кто хочет развить свой словарный запас, я предлагаю придумать и записать в тетради синквейн по теме урока. | Дети записывают д/з |
7.Рефлексия. | Ребята, вы молодцы! Мне бы хотелось узнать мнение каждого об этом уроке. Выберите фразеологизм и запишите на индивидуальном листе. | Индивидуальная работа. Работа в рабочих листах. | |
8.Итог урока | Вспомните какие цели ставили в начале урока? ( продолжить работу с синонимами, антонимами, омонимами. Учиться употреблять такие слова в речи.) Удалось нам их решить? Для чего в речи нужны синонимы и антонимы? | | Предметные: - характеризовать признаки синонимов, антонимов, омонимов. |