На данном уроке используются задания разной сложности по теме "Сложносочинённые предложения"
Тема: Сложносочинённые предложения
Цели урока: повторить ранее изученные сведения о сложносочиненном предложении; дать понятие об основных группах сложносочиненных предложений по значению и союзам; совершенствовать навык постановки знаков препинания в сложносочиненных предложениях.
1. Орфографическая пятиминутка.
Удивительный эпиграф, поразительная декорация, декоративные растения, выразительная интонация, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, бессоюзная связь.
- Каким способом подчинительной связи связаны слова в данных словосочетаниях? (Согласование.)
- Какие способы подчинительной связи вы еще знаете? Приведите примеры.
2. Проверка домашнего задания.
3. Изучение нового материала.
а) Запись предложений для анализа. (Предложения записываются под диктовку в тетради и на доске.)
1) Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким. (И.Тургенев.) 2) В глубоком молчании белеют холмы и курганы, да узким полотном белеет дорога. (С.Бабаевский.) 3) Солнце скрылось за облаком, и на пашни легла тень. (С.Антонов.) 4) Небо над березовой рощей порозовело, но солнце ещё не показывается. (С.Антонов.) 5) То скрипнет дверь, то тихо откроется калитка. (В.Короленко.) 6) Либо арба возит дрова, либо сама идет на дрова. (Пословица.)
б) Вопросы и задания классу:
- Подчеркните главные члены предложений. Расставьте необходимые знаки препинания.
- Определите, какие это предложения. Почему вы решили, что это сложносочиненные предложения?
- Назовите союзы, которые связывают части сложносочиненных предложений. Какие это союзы: сочинительные или подчинительные?
- На какие группы по значению делятся сочинительные союзы?
- Как определить значение союза да?
- Как происходят события (явления) в 1, 2, 3 предложениях? (В 1 и 2 – одновременно, в 3 – одно за другим.) Какими союзами эти смысловые отношения выражаются?
- На какие смысловые отношения указывают союзы в 5 и 6 предложениях? (В 5 – чередование явлений, в 6 – возможность одного явления из двух.)
Вывод учителя: по союзам и значению ССП делятся на 3 группы: 1) ССП с соединительными союзами, 2) ССП с противительными союзами, 3) ССП с разделительными союзами. При этом смысловые отношения между простыми предложениями, входящими в состав ССП, могут быть весьма различны, разнообразны.
ССП с соединительными союзами | ССП с противительными союзами | ССП с разделительными союзами |
И, да, да и, а (в значении и), тоже, также | Но, а, да (в значении но), однако, зато, же | Или (иль), либо, то-то, то ли – то ли |
Гроза разразилась, и дождь освежил томящуюся землю. (А.Куприн.) | Все проходит, да не все забывается. (И.Бунин.) | То ли гречка цветет, то ли речка течет… (Н.Рыленков.) |
4. Закрепление материала.
Упр.208
6. Подведение итогов урока.
- С какими группами ССП мы сегодня познакомились?
- На основании чего ССП делятся на группы?
7. Домашнее задание. упр.222