Актуализация полученных знаний 9 мин | Допишите нужное: 1) Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами … и …. 2) Сложные предложения, в которых простые связаны при помощи интонации, называются … 3) Равноправны по смыслу части … и … 4) Имеют союзные слова … 5) Предложение, от которого задаётся вопрос, называется … 6) Между частями ССП может и не быть запятых, если … Проверка - Проверка показала, что вы знаете два основных способа соединения простых предложений; дописали нужное по ССП и БСП. В общем, с первым заданием справились хорошо. 2.Дайте характеристику сложносочинённых предложений. - Остальным учащимся оценить ответ по правилу «6П»: правильно, понятно, последовательно, примеры, полно, подведён итог.
| В тетради дописывают нужное: 1.Союзным и бессоюзным 2.Бессоюзными 3.ССП и БСП 4.СПП 5.Главным 6.Есть общий второстепенный член предложения. Слушают общую оценку учителя. Один из учащихся по желанию характеризует ССП, другие оценивают ответ по правилу «6П»: правильно, понятно, последовательно, примеры, полно, подведён итог. Ответ учащегося по характеристике ССП: - наличие сочинительного союза (соединительного, противительного, разделительного), который придаёт предложению смысловой оттенок; - интонация завершённости у всего предложения; -возможно наличие общего для частей предложения второстепенного члена предложения или пояснительного слова. - основной знак препинания между частями-запятая, но возможны тире и точка с запятой. Оценка ответа учащимися: 1.правильно, понятно, последовательно, полно, 2. не приведены примеры, не подведён итог. |
Тренировочная работа 5 мин | 1.Устно, вместе.Перестройте ССП в простое с однородными членами предложения. Месяц светил в окно и комната была залита его холодным светом. 2.Перестройте простые предложения с однородными членами в сложносочинённые предложения. Начался сильный дождь и быстро намочил всё вокруг. | Месяц светил в окно и заливал комнату холодным светом. Начался сильный дождь, и всё вокруг быстро намокло. |
Исследование стихов А.А.Фета. 12 мин | - Сегодня героем наших исследований становятся стихи А.А.Фета. - А на какой предмет будем исследовать стихи? Разделимся на две группы: 1 группа получает задание: определить, что соединяет союз «и» в предложениях из стихотворений А.А.Фета: [ ], и [ ] или О и О. Назло жестоким испытаньям И злобе гаснущего дня Ты (роза) очертаньем и дыханьем Весною веешь на меня.
Зреет рожь над жаркой нивой, И от нивы и до нивы Гонит ветер прихотливый Золотые переливы. Тихонько движется мой конь По вешним заводям лугов, И в этих заводях огонь Весенних светит облаков. … Плакала трава И ветви о недавнем зное, И роз, проснувшихся едва, Сжималось сердце молодое.
Проверка, комментирование ответов:
2 группа получает задание: отличить ССП от других предложений и записать номера сложносочинённых предложений. Заря прощается с землёю Ложится пар на дне долин, Смотрю на лес, покрытый мглою, И на огни его вершин. Знать, долго скитаться наскуча Над ширью земель и полей, На родину тянется туча Чтоб только поплакать над ней.
Серый день ползёт лениво, И болтают нестерпимо На стене часы стенные Языком неутомимо.
С полей несётся голос стада, В кустах малиновки звенят, И с побелевших яблонь сада Струится нежный аромат.
Осыпал лес свои вершины, Сад обнажил свое чело, Дохнул сентябрь, и георгины Дыханьем ночи обожгло.
И грезит пруд, и дремлет тополь сонный, Вдоль туч скользя вершиной заострённой.
Порвёшь случайно повелику Нетерпеливою ногой И вдруг откроешь землянику Красней и слаще, чем весной.
В печи трещит огонь – и серый дым ковром Тихонько стелется над кровлею с коньком. | - Предметов исследований может быть несколько. - Можно на определение знаков препинаний. - Можно на отличие ССП от других предложений. Первая группа получает лист с пронумерованными выдержками из стихотворений А.А. Фета и работают над выполнением заданий. В тетрадях записывают числа 1,2,3,4 и напротив номера стихотворения ставят [ ], и [ ] или О и О.
- в первом предложении союз «и» соединяет однородные дополнения, поэтому запятая не ставится; - во втором предложении – первый союз соединяет две части сложносочинённого предложения, второй – однородные обстоятельства; - в третьем – две части сложносочинённого предложения; - в четвёртом - первый союз однородные подлежащие, второй- две части сложного предложения. |
Представление результатов 7 мин | Проверка, комментирование ответов: | Первая группа учащихся: - в первом предложении союз «и» соединяет однородные дополнения, поэтому запятая не ставится; - во втором предложении – первый союз соединяет две части сложносочинённого предложения, второй – однородные обстоятельства; - в третьем – две части сложносочинённого предложения; - в четвёртом - первый союз однородные подлежащие, второй- две части сложного предложения. Вторая группа учащихся: Заря прощается с землёю Ложится пар на дне долин, Смотрю на лес, покрытый мглою, И на огни его вершин. БСП Знать, долго скитаться наскуча Над ширью земель и полей, На родину тянется туча Чтоб только поплакать над ней. СПП Серый день ползёт лениво, И болтают нестерпимо На стене часы стенные Языком неутомимо. ССП С полей несётся голос стада, В кустах малиновки звенят, И с побелевших яблонь сада Струится нежный аромат. ССП Осыпал лес свои вершины, Сад обнажил свое чело, Дохнул сентябрь, и георгины Дыханьем ночи обожгло. ССП И грезит пруд, и дремлет тополь сонный, Вдоль туч скользя вершиной заострённой. ССП Порвёшь случайно повелику Нетерпеливою ногой И вдруг откроешь землянику Красней и слаще, чем весной. Простое В печи трещит огонь – и серый дым ковром Тихонько стелется над кровлею с коньком. ССП |