Орг/момент Психологический настрой Деление класса на группы Целевая установка | Приветствует учащихся. Настраивает учащихся на урок. - Прозвенел звонок. Начнем скорей урок. Много сегодня работы у нас, И всем желаю успехов сейчас! Делит класс на три группы по сезону дня рождения (осень, зима, весна и лето) Предлагает ответить на вопросы и складывать по начальным буквам слово: Сахара, Гоби, Каракумы. Что это? (Пустыня) Какое сейчас время года? (Осень) Страна света, где восходит солнце? (Восток) Врожденные качества человека, одаренность? (Талант) Что подчеркиваем волнистой чертой? (Определение) Бывает мужского, женского и среднего? (Род) Назовите страну пирамид. (Египет) Неизменяемая часть речи? (Наречие) Шестой месяц года (Июнь) Вечнозеленое дерево? (Ель) - Какое слово получилось? (повторение). Вы определили цель нашего урока. А что мы будем повторить? (ССП) Итак, сегодня мы будем повторять ССП, тренируемся определять типы ССП, расставлять знаки препинания | Приветствуют учителя Настраиваются на урок. Делятся на группы Отвечают на вопросы и складывают по начальным буквам слово повторение Определяют тему урока |
Этап вызова Актуализация имеющихся знаний | Мозговой штурм. - Какие предложения называются сложными? (СП - это предложение, которое состоит из двух и более простых предложений, соединённых в одно целое по смыслу и интонационно) -Назовите союзные сложные предложения. (ССП, СПП) - Какие предложения называются ССП? Это сложные предложения, которые состоят из двух и более равноправных простых предложений и связаны сочинительными союзами ) - Назовите виды ССП. (с соединительными союзами, с противительными союзами, с разделительными союзами) - Что обозначают ССП с противительными союзами? (Одно явление противопоставляется другому) - Что обозначают ССП с соединительными союзами? (Обозначают явления, которые происходят одновременно или следует одно за другим) – Что обозначают ССП с разделительными союзами? ( из двух явлений возможно только одно или явления чередуются) - Как отделяются простые предложения в составе ССП? (запятой) - Начертите схему ССП ( [ ], и [ ]) | Отвечают на вопросы Чертят схему ССП [ ], и [ ] |
Осмысление Составление таблицы Графический диктант с взаимопроверкой Работа в группе Синтаксический разбор Выполнение упражнений | На основе ваших ответов составим таблицу «Сложносочиненное предложение» Группы ССП | Сочинительные союзы | Что обозначают? | Примеры | | | | | | | | | | | | | | | | | Задание: вписать в табличку номера предложений. ССП с соединительными союзами | ССП с противительными союзами | ССП с разделительными союзами | 1,5 | 2,3 | 4,6 | Высоко в небе летят журавли, и далеко слышен их крик. Восток чуть посветлел, но звезды еще сверкали ярко Вечер был пасмурный, а ночь, вероятно, будет светлой. Будет очень жарко, или разразится гроза. Зима уходит, и весело чирикают воробьи. То холодно, то очень жарко. 1 задание: - Вставьте подходящий по смыслу союз, составьте схемы полученных предложений 1группа: Приближается весна, (или…или, и, а, но, да, либо,то… то) земля ещё покрыта снегом. Пришел март, (или…или, и, а, но, да, либо, то…то) по дорогам побежали весенние ручьи. 2группа: Снег растаял, (или…или, и, а, но, да, либо, то…то) на пригорках показалась первая трава. 4, Был конец марта, (или…или, и, а, но, да, либо, то…то) дни стояли холодные. 3группа: 5.В ельнике было ещё сумрачно, (или…или, и, а, но, да, либо, то…то) в степи светило солнце. 6… льёт дождь, (или…или, и, а, но, да, либо, то…то) … падает мокрый снег. Правильные ответы (схемы): [= -], а [- =] 4 [= -], но [- =] [= -], и [= -] 5 [=], а [= -] [- =], и [= -] 6 То[= -],то [= -] 2 задание - Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания: Приближал…сь зима. Был конец октября и по-осеннему завывал холодн… ветер. Листья с деревьев уже осыпались и сад был весь прозрачн… . Снега ещё не было но чувствовал…сь дыхание зимы. Утром на поля ложился туман а днём он рассеивался и пропадал. Правильные ответы: Приближалась зима. Был конец октября, и по-осеннему завывал холодный ветер. Листья с деревьев уже осыпались, и сад был весь прозрачным . Снега ещё не было, но чувствовалось дыхание зимы. Утром на поля ложился туман, а днём он рассеивался и пропадал. Предлагает учащимся произвести синтаксический разбор одного предложения из предыдущего задания (на выбор). На партах лежат памятки «Разбор ССП» 1 уровень – упражнение 61 2 уровень – упражнение 63 3 уровень – упражнение 64 | Один ученик составляет на доске, остальные в тетрадях Выполняют задание. Поменяются тетрадями и проверяют по ключу Задания выполняют в группе, проверяют по ключу 3 ученика выполняют на доске, остальные в тетрадях Учащиеся выбирают упражнение и самостоятельно выполняют |