kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок в 9 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научить учащихся находить СПП с придаточными условными в тексте, формировать умение отличать СПП с придаточными условными от СПП с придаточными, внешне сходными с ними; использовать СПП с придаточными условными в речи, подготовить к сдаче ГИА.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 9 классе»

Конспект открытого урока русского языка в 9 классе по теме:

«Сложноподчиненные предложения с придаточными условия»

Технология критического мышления

Урок открытия нового знания

Цели урока:

- закрепить полученные знания о СПП;

-повторить сведения об изученных видах придаточных предложений,

-научиться определять вид изучаемого придаточного предложения;

- усвоить алгоритм определения вида придаточного предложения,

-совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

Оборудование урока:

Раздаточный материал( Листки для каждого учащегося)

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  Здравствуйте. Рад нашей встрече и знакомству, надеюсь, что сегодняшний урок будет для вас и меня интересным, полезным. Думаю, что вы внимательные и наблюдательные ученики, способны слышать и слушать учителя. Проверим?

2. Проверка домашнего задания Упражнение 130 4 спп предложения на тему «Я путешествую….»

3. Устная работа.

  • Когда солнце поднимается над лесом, я невольно радуюсь. (Придаточное времени).

  • Задание 1: Перепишите предложения в тетрадь. Поставьте вопросы к придаточным предложениям, определите их разновидность.

  • 1. Как только папа ушел (когда? – придаточная времени), я живо оделся в студенческий сюртук и пришел.

  • 2. Вот и теперь (когда? – придаточная времени)когда я вошел в комнату, Карл Иванович взглянул на меня исподлобья и снова принялся за дело.

  • 3. Они свернули в сторону и шли по скошенному лугу, пока не вышли на дорогу (до каких пор? – придаточная времени).

  • 4. Дорогою свободною иди, куда влечет тебя свободный ум.(придаточное места)

  • 5.  Там, где кончалась чаща, белели березы.(придаточное места)

  • 6. Я стал припоминать, куда ходил в течение дня. (придаточное места)

  • – Какое из данных предложений построено по следующей схеме: [… (…) …]? (второе, пятое).



Выписать слова с чередующейся гласной в корне. Гиа

П…ровать, изл…гать, к..мната, м..рять, м..рить, к…стер, к..саться, к…со, г..реть, з..ря, ст..лить, ст..кло, уб..раю, б..рная.


2. Мотивация.

  - Дополните термины, используемые в языкознании.


1.Второстепенные и главные (члены предложения)

2.Самостоятельные и служебные (части речи)

3.Совершенный и несовершенный (вид)

4.Деепричастный и сравнительный (обороты)

6.Односоставные и двусоставные (простые предложения)

7.Гласный и согласный (звуки)

8.Краткие и полные (прилагательные, причастия)

9.Главная и придаточная (части СПП)

3. Подготовка к изучению новой темы.


- Если мы с вами на уроке будем так друг друга хорошо понимать, то учебные цели будут достигнуты.

- Если вы активно будете работать, урок получится интересным.

- Если у нас с вами будет всё хорошо, тогда и хорошее настроение нам обеспечено.

- Ну, и наконец, если у нас всё чудесно, то мы в силах сделать счастливыми и окружающих

- Ребята, какую особенность заметили в предложениях моего высказывания?

- По своей структуре какого типа эти предложения?

- Можете поставить вопрос от главной к придаточной части?

- Тогда назовите тему нашего урока. 

  4. Целеполагание.

 -  Запишем в тетрадях: число, классная работа и тема «СПП с придаточным условия».

- Сформулируем цели. 

5. Актуализация знаний.

- На занятиях вы уже познакомились с такими понятиями, как сложные предложения, виды сложных предложений, разновидности сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.

  - Хорошо ли вы усвоили материал предыдущих уроков, выясним, выполняя следующее задание: прочитайте предложения, определите их его общее грамматическое значение, укажите главную и придаточную части, назовите средство связи главной и придаточной частей, сделайте вывод о виде придаточной части.


Алгоритм рассуждения при определении вида придаточного предложения

1) найти грамматические основы,

2) установить смысловые отношения между частями сложного предложения, определить главное и придаточное предложения,

3) поставить вопрос от главного к придаточному,

4) найти союз или союзное слово в придаточном предложении,

5) по вопросу и союзу определить вид придаточного предложения.

  • Вчера мы после того были утомлены, что даже не осмотрелись на месте

  • Когда рассвело, море окрасилось в фиолетово-розовый цвет.

  • В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, вокруг которой переливался жёлтый круг.

  • Там, где растут розы, растут и шипы.

  • Трудно было понять, чем это огонь так привлекал лягушку.

  • Разрывы снарядов звучали глухо, словно картошку кто-то сыпал в подпол по деревянному лотку.

  • Чтобы утром не проспать, ему приходилось заводить будильник.

  • Ох, лето красное, любил бы я тебя, когда б не пыль, да зной, да комары, да мухи!

6. Изучение нового материала.

  - Что помогло вам определить вид придаточного в последнем предложении?

  - Это предложение соответствует теме сегодняшнего урока. Обратимся к анализу подобных, выполняя упр.138 (первые 4 предложения), не забывайте про алгоритм.

- Первые два предложения у доски. Затем работают в паре.

Сделаем вывод: какие особенности предложения позволяют определить его как СПП с придаточным условия?

1. Содержат: условие, при котором протекает или может  протекать действие главного предложения.

2. Главное предложение может начинаться с частиц ТО и ТАК. 

3. Отвечают на вопросы: при каком условии?

4. Используются союзы: если (если… то), если бы, как скоро, раз, коли, ежели, когда (= если).

5. Место по отношению к главному предложению: любое.

7. Психологическая разрядка. Физминутка

- А теперь немного отдохнём. Откиньтесь на спинки стульев, расслабьте спину, плечи, закройте глаза, представьте себя на природе, почувствуйте, как вам хорошо… Вернитесь в реальность.

8. Закрепление полученных знаний.


- По данным схемам и словам составьте предложения с придаточными условными.

а) Хотелось, мне, бы, вы, возражаете, не, если, встретиться, во, вами, вторник, с.

          , (если…).

б) Нет, что-то, писем, так, раз, случилось, долго.

 (Раз…),                 .

в) Встать, капает, с, ветки, каждой, если, ветлы, под, дождь, обильный.

       , (если…),          .        


Проверка по эталону

1. Мне бы хотелось встретиться с вами во вторник, если вы не возражаете.

2. Раз так долго нет писем, что-то случилось.

3. С каждой ветлы, если встать под ветки, капает обильный дождь.

9. Подведение итогов. Объяснение домашнего задания.

- Вспомним тему урока.

- Какая информация содержится в придаточных условия? На какой вопрос отвечают? Какие союзы употребляются?

- Как вы считаете, достигли мы поставленных в начале урока целей? Что показалось интересным?


Д/з упр.142 1 вариант упр 140 2 вариант

10. Выставление оценок.


Дополнительное задание.

Записать сложноподчинённые предложения, расставляя знаки препинания, в два столбика: первый – с придаточными условными, второй – с другими придаточными (определить вид).

1. Когда голова у кого пуста, то голове ума не придадут и места.

2. Учитель сказал, когда нам нужно вернуться.

3. Когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов.

4. Когда труд удовольствие, жизнь хороша.


  • СПП с придаточными условными:

 1. Когда голова у кого пуста, то голове ума не придадут и места.

2. Когда труд удовольствие, жизнь хороша.

  • СПП с придаточными, внешне сходными с ними:

1. Учитель сказал, когда нам нужно вернуться.  (СПП с придаточным изъяснительным.) 

2. Когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов. (СПП с придаточным времени.)





Раздаточный материал

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными

Задание 1: прочитайте предложения, определите их его общее грамматическое значение, укажите главную и придаточную части, назовите средство связи главной и придаточной частей, сделайте вывод о виде придаточной части.

Алгоритм рассуждения при определении вида придаточного

1) найти грамматические основы,

2) установить смысловые отношения между частями сложного предложения, определить главное и придаточное предложения,

3) поставить вопрос от главного к придаточному,

4) найти союз или союзное слово в придаточном предложении,

5) по вопросу и союзу определить вид придаточного предложения.

  1. Вчера мы после того были утомлены, что даже не осмотрелись на месте.

  2. Когда рассвело, море окрасилось в фиолетово-розовый цвет.

  3. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, вокруг которой переливался жёлтый круг.

  4. Там, где растут розы, растут и шипы.

  5. Трудно было понять, чем это огонь так привлекал лягушку.

  6. Разрывы снарядов звучали глухо, словно картошку кто-то сыпал в подпол по деревянному лотку.

  7. Чтобы утром не проспать, ему приходилось заводить будильник.

  8. Ох, лето красное, любил бы я тебя, когда б не пыль, да зной, да комары, да мухи!

Задание 2: по данным схемам и словам составьте предложения с придаточными условными.

а) Хотелось, мне, бы, вы, возражаете, не, если, встретиться, во, вами, вторник, с.

          , (если…).

б) Нет, что-то, писем, так, раз, случилось, долго.

 (Раз…),                 .

в) Встать, капает, с, ветки, каждой, если, ветлы, под, дождь, обильный.

       , (если…),          .        

Дополнительное задание: запишите сложноподчинённые предложения, расставляя знаки препинания, в два столбика: первый – с придаточными условными, второй – с другими придаточными (определить вид).

1. Когда голова у кого пуста, то голове ума не придадут и места.

2. Учитель сказал, когда нам нужно вернуться.

3. Когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов.

4. Когда труд удовольствие, жизнь хороша.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок в 9 классе

Автор: Войнов Евгений Николаевич

Дата: 06.04.2021

Номер свидетельства: 577618

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Математика. Тема урока: Класс единиц (4 класс) "
    ["seo_title"] => string(46) "matiematika-tiema-uroka-klass-iedinits-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "211756"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431680318"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Технологическая карта урока "Класс птицы. Общая характеристика птиц"."
    ["seo_title"] => string(75) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_klass_ptitsy_obshchaia_kharakteristika_ptits"
    ["file_id"] => string(6) "518787"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1567165703"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Презентация урока "Класс Однодольные" "
    ["seo_title"] => string(40) "priezientatsiia-uroka-klass-odnodol-nyie"
    ["file_id"] => string(6) "162733"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422384222"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Рабочая карта к уроку "Класс Птицы. Экологические группы птиц""
    ["seo_title"] => string(64) "rabochaia_karta_k_uroku_klass_ptitsy_ekologicheskie_gruppy_ptits"
    ["file_id"] => string(6) "511094"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1558265818"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Конспект урока "Класс млекопитающие. Звери""
    ["seo_title"] => string(44) "konspekt_uroka_klass_mlekopitaiushchie_zveri"
    ["file_id"] => string(6) "523023"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1571324758"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства