Конспект урока русского языка в 6-м классе по теме "Наречие. Понятие о наречии"
Цели урока:
дать понятие о наречии как о самостоятельной части речи;
учить определять грамматическое значение и морфологические признаки наречий;
формировать умение “видеть” наречие в тексте, сопоставлять с другими частями речи;
развивать логическое мышление учеников;
расширять их кругозор.
Таблица 1
Наречия отвечают на вопросы Как? Когда? Куда? Откуда? Сколько? Отчего?
Таблица 2
Наречия делятся на разряды
Как метко и красиво использовали писатели наречия в своих произведениях. Вспомним наречия , которые использовал в своих баснях Крылов.
Басни Крылова.
Задание1
-Вставьте вместо пропусков по памяти слова из басен И.А. Крылова.
1.Кто про свои дела кричит всем-----,
В том , верно, -------толку. «Две бочки»
2. Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна,
Но только всё---------,?
И в сердце льстец-----отыщет уголок. «Ворона и лисица»
3.По улицам Слона водили ,
Как видно , --------.
Известно , что Слоны в диковинку у нас,
Так за Слоном толпы зевак ходили.
----------ни возьмись, ---------Моська им. «Слон и мось
- К какой части речи относятся все эти слова? (наречие)
Как метко и красиво использовали писатели наречия в своих произведениях. Вспомним наречия , которые использовал в своих баснях Крылов.
Басни Крылова.
-Вставьте вместо пропусков по памяти слова из басен И.А. Крылова.
1.Кто про свои дела кричит всем-----,(без умолку)
В том , верно, -------толку.(мало) «Две бочки»
2. Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна,
Но только всё---------,(невпрок)?
И в сердце льстец-----отыщет уголок.(всегда) «Ворона и лисица»
3.По улицам Слона водили ,
Как видно , --------.(напоказ) цель
Известно , что Слоны в диковинку у нас,
Так за Слоном толпы зевак ходили.
----------ни возьмись, ---------Моська им.( отколе )(навстречу) места «Слон и моська)
- К какой части речи относятся все эти слова? (наречие)
Задание 2
Напишите А или О на конце наречий.
1. Издавн..
2. Влев..
3. Изредк..
4. Затемн..
5. Досух..
6. Сначал..
Проверьте себя.
1.ИздавнА
2.ВлевО
3. ИзредкаА
4. ЗатемнО
5. ДосухА
6. СначалА
Задание3
(Не) далеко от дома р..стет дуб.
На душе (не) весело, а очень грус…но.
Мы разговаривали совсем (не)громко.
Работа выполнена (не)ак..уратно.
Мальчик одет (не)ряшливо.
(Не)громко звучала музыка
_________________________________________________________________
НЕдалеко от дома рАстет дуб.
На душе НЕ весело, а очень грусТно.
Мы разговаривали нисколько НЕ громко.
Работа выполнена НЕаККуратно.
Мальчик одет НЕряшливо.
НЕгромко звучала музыка.
Задание4
Задание. Замените данные фразеологизмы (устойчивые словосочетания) наречиями.
Положа руку на сердце |
У черта на куличках |
Рукой подать |
Как в аптеке |
Как баран на новые ворота |
На широкую ногу |
Черным по белому |
Битый час |
Бок о бок |
Вверх дном |
Веки вечные |
На вес золота |
Душа в душу |
Не покладая рук |
Задание. Замените данные фразеологизмы (устойчивые словосочетания) наречиями.
Положа руку на сердце | честно |
У черта на куличках | далеко |
Рукой подать | близко |
Как в аптеке | точно |
Как баран на новые ворота | недоуменно |
На широкую ногу | расточительно |
Черным по белому | ясно |
Битый час | долго |
Бок о бок | рядом |
Вверх дном | кувырком |
Веки вечные | навсегда |
На вес золота | дорого |
Душа в душу | дружно |
Не покладая рук Таблица 3 Что ты можешь сказать о правописании таких наречий? | Старательно |
Таблица 4
Но есть наречия, которые пишутся через дефис
Таблица 5
Таблица 6
Таблица 7
Слова из журнала