Тема: Наречие.
Цель: познакомить учащихся с наречием как частью речи
Задачи: формировать умение ставить вопросы к наречиям, употреблять наречия в устной и письменной речи; углублять представления о связи слов в словосочетаниях; развивать орфографическую зоркость, творческие способности учащихся; воспитывать самостоятельность, интерес к знанию русского языка, усидчивость, внимательность
Оборудование: изображение прописной буквы Н, н экран, проектор, компьютер , цветные карандаши
ХОД УРОКА
I. Актуализация темы.
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!
II Изучение нового.
- Молодцы! Проанализируйте слово ВЕСЕЛО как часть речи (устно).
- Попробуйте найти наречие в тексте упр. 112 (Спокойно) Какое слово командует наречием «спокойно» (Плывёт)
- Сделайте вывод, с какой частью речи связаны наречия? (С глаголами)
- Мы с вами сегодня уже пробовали изменять наречие по родам, числам… Не получилось. Можно ли в таком случае считать букву на конце наречия окончанием? (Нет, потому что окончание – это изменяемая часть слова) Может быть тогда у наречий нулевое окончание? (Нет, так как наречие не изменяется)
На доске глаголы. Нужно к каждому глаголу подобрать соответствующее наречие:
1 группа: отвечающее на вопрос КАК?
2 группа: отвечающее на вопрос КОГДА?
3 группа: отвечающее на вопрос ГДЕ?
прыгал…
играл…
пел…
шёл…
прибил…
писал…
Выигрывает та группа, в которой быстрее всех и в то же время правильно запишут все словосочетания.
IV. Физкультминутка.
На болоте две подружки,
две зеленые лягушки
утром рано умывались,
полотенцем растирались,
ножками топали,
ручками хлопали,
вправо, влево наклонялись
и обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет,
всем друзьям физкульт-привет!
-Ребята, прочитайте сообщение на с. 63. Как вы понимаете значение выделенных слов?
- Как подчиняются наречия главным словам в словосочетании?
-Как называется такая связь?
^ V.Закрепление изученного.
Работа с упр. 140.
- Определите, где записаны словосочетания с наречиями, а где с другими частями речи? (Работа в парах. Проверка по слайду № 9)
шёл (куда?) домой
бежал (как?) быстро
ехал (как?) прямо
шагал (где?) впереди
свернул (куда?) направо
- Как вы отличали наречия?
- Выпишите словосочетания с наречиями в тетрадь. Выделите суффиксы наречий.
( ^ Продолжение работы в парах. Проверка по слайду № 9)
-Какие значения внесли наречия в словосочетания? Докажите, что наречия примыкают к глаголам, а не согласуются.
Работа в группах. Задания группы получают на карточках. Одно из наречий в группе слов лишнее. Надо найти его и составить с ним словосочетание, указать зависимость и вопрос.
1 группа: работать – быстро, издалека, плохо, много.
писать – аккуратно, чисто, громко, разборчиво.
2 группа: играть – весело, пешком, долго, дружно.
сказать – вежливо, ощупью, громко, правильно.
3 группа: читать – быстро, вслух, вручную, выразительно.
спать – крепко, скоро, долго, спокойно.
Резерв: Записать словосочетания в два столбика.
Рано вставать, чудесно сверкать, ранний восход, устный ответ, великодушный поступок, устно ответить, великодушно поступить, поздно уйти, чудесное сверкание, поздний приход.
- По какому признаку вы разделили словосочетания на группы?
В словосочетаниях с наречием покажите зависимость и запишите вопрос.
(Проверка по слайду № 10)
^ Рано вставать
чудесно сверкать
устно ответить
великодушно поступить
поздно уйти
VI. Итог урока.
великодушный поступок
чудесное сверкание
поздний приход
ранний восход
устный ответ
- С какой частью речи познакомились на уроке?
- Что узнали об этой части речи?
- Нарисуйте на полях тетради кружок зелёного цвета, если вы оцениваете свою работу на уроке на «5», жёлтого – если на «4», ну а если ещё не всё понятно – кружок красного цвета.
VII. Домашнее задание. С. 63, упр. 4