Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 4 классе " Имя числительное"»
ТЕМА УРОКА: Понятие об имени числительном.
ЦЕЛЬ УРОКА: открыть новое знание: имя числительное – часть речи, которая называет количество предметов или порядок при счете.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:
Создать условия для открытия нового знания учащимися;
Обучать детей узнавать имя числительное в ряду слов;
Развивать умение удерживать внимание при решении учебной задачи; осуществлять самоконтроль за правильностью и последовательностью выполнения отдельных учебных операций; мобилизовать в конкретной учебной ситуации полученные знания и опыт.
Развивать умение высказывать собственное мнение и аргументировать его; оформлять свою мысль согласно грамматическим нормам речи.
Воспитывать умение работать в группе (высказывать свое мнение и аргументировать его, слушать собеседника, приходить к общему мнению.)
Обобщить и закрепить знания о различных частях речи русского языка.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП УРОКА: обучающимся заранее раздали карточки со словами.
Ход урока
1.Организационный момент. 1 минута
— Ребята, каждый день — прекрасный день независимо от погоды за окном. А прекрасный он потому, что с каждым днем у вас пополняется запас знаний. Вы становитесь умнее. Я думаю, и сегодняшний день не станет исключением.
— Повернитесь друг к другу и мысленно пожелайте удачи!
У нас на уроке присутствуют гости. Поздоровайтесь с гостями.
2.Деление на группы 2 мин
- В руках у вас карточки со словами. Прочитайте слово и определите к какой части речи оно относится. Найдите свою группу и пройдите к ней. У тех у кого, слова не относятся ни к одной из групп проходят к группе где нет названия.
Садитесь, пожалуйста.
3. Псих. настрой 1 мин
Сегодня у нас необычный урок. На этом уроке мы с вами будем закреплять те знания, которые у вас уже есть и добывать новые знания. Но необычен урок тем, что знания эти вы должны будет найти и сформулировать сами. Работать вы будете в группах.
4. Работа в тетрадях
а)- Прочитайте число. 3 мин. Слайд 3 Расскажитевсе что вы знаете об этом числе.(двузначное, нечётное)
-Запишите в тетрадях - число, классная работа.
5. Актуализация знаний 4 мин
- Начнем наш урок с небольшой разминки. Вам необходимо ответить на мои вопросы. Слайд 4
1. Раздел науки о языке изучающей звуки речи? (фонетика)
2. Какая буква в алфавите идет первая - мягкий знак или твердый знак? (твёрдый знак)
3. Как называется часть слова без окончания? (основа)
4. Как называются слова одной и той же части речи, имеющие противоположное значение? (антонимы)
5.Назовите вопросы Дательного падежа? ( Кому? Чему?)
6. Как называется член предложения, отвечающий на вопросы - Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? Как? ( обстоятельство)
7.Как подчеркивается обстоятельство?
8. Как называется предложение, в котором содержится вопрос? (Вопросительное)
9. Как называется предложение в котором нет второстепенных членов предложения? (Нераспространённое)
10. К какому склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончаниями – а - я? (к 1 склонению)
11.Какая часть речи отвечает на вопросы – Какой? Какая? Какое? Чей? Чья? Чье? Чьи? (Имя прилагательное)
-Какие еще части речи вы знаете?
6. Выход на новую тему 7 мин
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой частью речи.
А с какой – узнаете чуть позже.
Итак. У вас на столе лежит красный конверт. В нем карточки со словами… Ваша задача –разложить эти карточки в конверты в зависимости от того к какой части речи принадлежит слово. Постарайтесь работать дружно, так чтобы каждый был активен. Сейчас наша основная задача –не скорость, а качество выполнения.
Прочитайте надписи на конвертах. А если вы встретите слова, которые ни к одной из частей речи не подойдут – сложите их в пустой конверт без надписи.
Проверим, что у нас получилось.
Группа № 1 – прочтите, пожалуйста, карточки с какими словами вы положили в конверт с названием своей группы «Имя существительное» Слайд 5
Читают слова: урок, красавец, сон, прыжок, бег
Докажите, что эти слова являются существительными.
Спасибо. Все ли согласны? Может быть, кто-то хочет дополнить?
Кого-то из вашей группы я хочу попросить дать характеристику имени существительному, как части речи. Кто ответит?
Ответы детей: Имя существительное – это часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос «кто? что?»
Группа № 2 – прочтите, пожалуйста, карточки с какими словами вы положили в конверт с названием вашей группы «Имя прилагательное» Слайд 6
Спасибо. Все ли согласны? Может быть, кто-то хочет дополнить?
Кого-то из вашей группы я хочу попросить дать характеристику имени прилагательному, как части речи. Кто ответит?
Ответы детей: Имя прилагательное – это часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы «какой? какая? какое? какие?» В предложении чаще всего является определением.
Группа № 3– прочтите, пожалуйста, карточки с какими словами вы положили в конверт вашей группы «Глагол»
Спасибо. Все ли согласны? Может быть, кто-то хочет дополнить?
Кто из вас даст характеристику глаголу?
Ответы детей: Глагол – это часть речи, обозначающая действие предмета и отвечающая на вопросы «Что делать? Что делал? Что сделал? Что буду делать? Что делаю?»)
Группа № 4 – прочтите, пожалуйста, карточки с какими словами вы положили в конверт с названием своей группы «»Местоимения» Слайд 8
Читают слова: нас, они, я, мы, свой,.
Спасибо. Все ли согласны? Может быть, кто-то хочет дополнить?
Дайте, пожалуйста, характеристику местоимению.
Ответы детей: Местоимение – это часть речи, указывающая на предмет, но не называющая его.
Группа № 5 - Какие вы положили слова в пустой конверт? Прочитайте их.
( сорок, пятьдесят, одиннадцать, два)
Слайд 9
Оценивание.
7. Постановка проблемы. 3 минуты
-Давайте подумаем, что обозначают эти слова? ( количество)
-На какие вопросы они отвечают.
Как мы можем назвать такую часть речи?
Ответы детей: числовик, численник, числительное.
Очень хорошие названия, точные. В русском языке эта часть речи называется имя числительное.
8. Работа с ресурсами по группам. 10 мин
-А что же такое имя числительное?
Каждая группа сама найдет и даст определение что такое имя числительное.
1 группа существительные- в интернете
2 группа прилагательные – в статье
3 группа глагол- в словаре
4 группа местоимение - в учебнике
5 группа числительные - попробуют сами дать понятие об имени числительном.
Ответы детей
Давайте начнем с пятой группы. Как вы думаете, что такое имя числительное?
-Давайте послушаем остальные группы.
- От какой группы вы получили более точную информацию. С какого источника была информация более точная и полная?
- Сделаем вывод. Что такое имя числительное. Слайд 10
Оценивание
Итак, мы с вами добыли новое знание. Это знание о новой части речи.
Физминутка 2 мин
Мы поставили перед собой задачу - определить часть речи и мы её определили.
А какие цели мы поставим на уроке?
9. Применение нового знания. Работа в группе. 4 мин
-Как вы думаете, что нужно сделать в этом задание.
Название группы ________________
……… ум хорошо, а ………. лучше.
……… раз отмерь, ……… отрежь.
............ вода на киселе.
Перескакивает с ……… на десятое.
Не имей …….. рублей, а имей …….. друзей.
У него открылось ……… дыхание.
……. Бед - …….. ответ.
Обещанного ……… года ждут.
…….. в поле не воин
Наврать с ……… короба
Проверка Слайд 11
Оценивание
10. Закрепление знаний. Самостоятельная работа. 4 мин
Пришло время закрепить новые знания.
1)Для этого выполним разноуровневые задания. Слайд 7
1уровень.
Прочитай пословицы и поговорки. Спиши и подчеркни числительные:
Двое пашут, а семеро кулаками машут. Семерым просторно, а двоим тесно. Один друг шестерых родственников заменит. На пашне один, а за столом семеро.
2 уровень.
Спиши. Числительные запиши словами и подчеркни.
Какая душа в 5 лет, такая она и в 100лет. У него 6 хитростей и 5 обманов. 7 бед, один ответ. Думай 10 раз, говори 1. Правда 12 цепей разорвёт.3 уровень.
3 уровень
Отгадай ребусы и запиши.
ви 3 на, 100 л, те 100, 100 лб, рас 100 яние, 7 я, 40 а
Проверка Слайд 8
1уровень.
Прочитай пословицы и поговорки. Спиши и подчеркни числительные:
Двое пашут, а семеро кулаками машут. Семерым просторно, адвоим тесно. Один друг шестерых родственников заменит. На пашне один, а за столом семеро.
2 уровень.
Спиши. Числительные запиши словами и подчеркни.
Какая душа в пять лет, такая она и в сто лет. У него шесть хитростей и пять обманов. Семь бед, один ответ. Думай десять раз, говори один. Правда двенадцать цепей разорвёт.