Просмотр содержимого документа
«Урок в 5 классе по теме : Изменение звуков речи"»
Конспект урока русского языка в 5 классе на тему: «Изменение звуков в речи».
Цели:
- дать представление о том, что изучают графика и каллиграфия, и о назначении алфавита.
Задачи:
- дать представление об отличии устной речи от письменной;
- формировать умение отличать устную речь от письменной, умение правильно произносить названия букв, составлять алфавитный перечень слов;
- воспитывать любовь к родному слову через обращение к русской литературе;
- развить общие и специальные учебные умения, позволяющие совершенствовать учебную деятельность по овладению языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания.
Повторение понятия «позиционное чередование».
- Давайте вспомним, какой раздел науки о языке мы с вами начали изучать?
- Что изучает фонетика? (Звуки речи)
- Чем отличаются звуки речи от букв?
Наша устная речь представляет собой поток звуков.Сами по себе звуки ничего не значат. Только складываясь в определённом порядке в слова, они обозначают явления, предметы, действия.
- Оказываясь рядом, звуки ведут себя по-разному. Одни из них не изменяются.
Как называется такая позиция? (Сильная).
- Другие звуки влияют друг на друга и изменяются.
Как называется такая позиция? (Слабая).
Вспомните, пожалуйста, ребята, как называются изменения звуков в слабой позиции. (Позиц чередования).
Позиционные чередования каких звуков мы изучали на прошлом уроке? (Позиционные чередования гласных звуков)
Назовите сильную позицию для гласных звуков. (Под ударением)
Проверим как вы поняли чередование гласных звуков.
III. Слово учителя.
Подумайте, какую тему мы продолжаем изучать? Вспомните стихотворные строки А.С. Пушкина:
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской.
Тема (проекция на доску).
И вновь мы в сказке: представьте себе мысленно эту сказочную картину. Какое слово в стихотворении может вызвать у вас вопрос? Что означает слово чредой? (анализ ответов, отметки). Ребята, именно от этого слова образовался глагол чередовать. Его употребляют, когда что-то или кто-то сменяется по очереди. Чередоваться могут и звуки речи (гласные и согласные). Предлагаю вам рассмотреть таблицу.
Слова
Чередование
Слова
Чередования
Ухо—уши
х/ш
Кую — ковать
у/ов
Пеку — печь
к/ч
Заря — зорька
а/о
Свет- свеча
т/ч
Жатъ-жну-пожинать
а/н /ин
Ход — хожу
д/ж
Жать — жму — пожимать
а/м/им
Вновь произнесли звуки, сделали выводы.
3. Знакомство с теоретическим материалом учебника — стр. 112. (учащиеся 1-ого варианта стараются ответить на вопрос: «В каких позициях могут стоять согласные звуки?», учащиеся 2-го варианта – «В каких позициях могут стоять гласные звуки?»
Подведение выводов, ответы на вопросы
Придумайте свои примеры слов с чередованием гласных и согласных.