kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме: «Изменение звуков в потоке речи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленная разработка - конспект урока открытия новых знаний для 5 класса по теме "Изменение звуков в потоке речи".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: «Изменение звуков в потоке речи»»

Конспект урока по теме: «Изменение звуков в потоке речи»

(составила Исакова Светлана Анатольевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Зональненская СОШ» Томского района)



Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель деятельности учителя:

Деятельностная -  научить детей новым способам нахождения знаний, ввести новые понятия, термины.

Содержательная - сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.

Планируемые образова­тельные результаты -

Предметные: знать сильные и слабые позиции гласных и согласных, особенности позиционных и исторических чередований гласных (позиционные чередования гласных на письме не отражают­ся, исторические - отражаются); уметь объяснять причины чередования. Менять позицию, слышать звуки, правильно произносить указанные слова.

Метапредметные: уметь находить, преобразовы­вать и передавать информацию; работать в группе на достижение общего результата, осознавать свой вклад, систематизировать и преобразовывать информацию.

Личностные: понимать русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей русского народа, имеющих исторические корни, сохранившиеся в языке; осознавать его значение в процессе получения школьного образования; мотивация к получению знаний путем их открытия.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком; эвристический, проблемный метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Образовательные ресурсы:

1) Русский язык. 5 класс: технологичсекие карты уроков по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова. 1 часть. – Волгоград: Учитель, 2017. – 315с.

2) https://doc4web.ru/russkiy-yazik/vneklassnoe-meropriyatie-chas-zanimatelnoy-fonetiki.html

3) https://infourok.ru/zanimatelnie-uprazhneniya-i-igri-k-razdelu-fonetikaorfoepiyaorfografiya-888038.html

4) http://pedsovet.su/fgos/6048_typy_urokov_po_fgos

Наглядно-демонстрацион­ный материал: раздаточный информационный материал на тему: «Чередование звуков», карточки с заданиями. Мультимедийная презентация (сопровождение урока), видеоматериалы.

Основные понятия: Звук, сильная и слабая позиция, чередование звуков, позиционное и историческое чередование, «нуль звука», изменение.


Организационная структура урока


1 этап: Мотива­ция (само­определе­ние) к учебной деятель­ности.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вступительное слово.

- Здравствуйте, ребята! Я рада новой встрече. Сегодня у нас урок открытия новых знаний, для этого я попрошу вас сесть в группы (5) в соответствии с именами, написанными на листах, которые на ваших столах. Чтобы начать охоту за новыми знаниями, давайте вспомним, какую тему мы сейчас осваиваем? Что изучает фонетика? Какие подтемы вы уже освоили? Все ли знаете о фонетике? Готовы продолжить путь по ее более глубокому пониманию? Тогда предлагаю начать.

Рассаживаются в пять групп. Слушают, участвуют в диа­логе с учителем. Размещают учеб­ные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.


Форма организации взаимодействия: фронтальная.


Формируемые умения (универсальные учебные действия):


Познавательные: осознают учебно-познавательную за­дачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: вступают в диалог с учителем.

2 этап: актуа­лизация и пробное учебное действие.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предлагает учащимся посмотреть отрывок из мультфильма «Кто пасется на лугу». Вместе с ними слушает слова: «Далеко, далеко на лугу пасутся ко... Кони?  Нет, не кони. Далеко, далеко на лугу пасутся ко... Козы?  Нет, не козы. Далеко, далеко на лугу пасутся ко...Коровы? Правильно, коровы. Пейте, дети, молоко, будете здоровы…»


Предлагает ученикам выписать три слова в столбик, написать транскрипции.

Задает вопрос: почему слово «корова» было угадано только с 3 раза?

Комментирует вопросы детей, уточняет значение знакомых понятий: «ударная\безударная позиция», спрашивает, как можно изменить позицию?

Учитель просит записать рядом те же слова, но чтобы тот же гласный стоял в другой позиции. Просить послушать звучание, сравнить написание. Спрашивает, отличается ли звучание от написания. Просит вспомнить, как называется изменение звуков в связи со сменой позиции, что такое позиционное чередование? Напоминает, что раньше они работали только с позициями гласных звуков. Просит подумать, могут ли согласные звуки тоже иметь сильную и слабую позицию, привести примеры позиционного чередования согласных.

Смотрят мультипликационную зарисовку; работают со словами в тетради, размышляют, делают выводы, осваивают новые термины, вступают в диалог с учителем, применяют имеющиеся знания для решения поставленного вопроса.


Форма организации взаимодействия: фронтальная, групповая.


Формируемые умения (универсальные учебные действия):


Личностные: имеют моти­вацию к учебной деятель­ности.

Познавательные: выпол­няют учебно-познаватель­ные действия в материали­зованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на во­просы других, формулиру­ют собственные мысли, вы­сказывают и обосновывают свою точку зрения



3 этап: выявле­ние места и причины затрудне­ния.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Выводит на экран слова: «СНЕГ – СНЕЖОК

СОН – СНА, УГРОЗА – УГРОЖАТЬ». Спрашивает, все ли случаи чередования мы можем объяснить? Почему происходит чередование звуков в следующих парах слов?

Подводит детей к пониманию того, что они пока не все знают в области фонетики. Просит для работы на уроке поставить проблемный вопрос.

Обдумывают сложное задание, осознают, что знаний недоста­точно для полных ответов. Формулируют проблемный вопрос.


Форма организации взаимодействия: индивидуальная, групповая


Формируемые умения (универсальные учебные действия):


Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; прояв­ляют способность к само­оценке своих действий, по­ступков.

Познавательные: устанав­ливают причинно-следст­венные связи, делают вы­воды.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

4 этап: целеполагание и постро­ение пути выхо­да из за­труднения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вместе с учащимися формулирует тему, цель и задачи учебной деятельности. «Какова тема нашего урока? Как можем сформулировать цель? Какие задача будем решать? Как достигнем цели?»

Формулируют цель учебной дея­тельности в диа­логе с учителем, высказывают соб­ственные мысли, обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и од­ноклассниками делают выводы. Выделяют глав­ное, устанавли­вают причинно- следственные свя­зи между отдель­ными языковыми явлениями


Форма организации взаимодействия: индивидуальная, групповая


Формируемые умения (универсальные учебные действия):

Личностные: осознают свои возможности в учении; развивают мотивацию к успеху, трудолюбие, прилагают усилия для изменения ситуации, которая не устраивает.

Познавательные: извлека­ют необходимую информа­цию из прослушанного объ­яснения учителя, высказы­ваний одноклассников, систематизируют собствен­ные знания.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учите­лем и одноклассниками или самостоятельно) необходи­мые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания по планированию решения учебных задач.

5 этап: творче­ская прак­тическая деятель­ность по открытию новых знаний

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Раздает группам листы с информацией по 5 видам чередования (позиционное чередование гласных звуков, позиционное чередование согласных звуков (оглушение), позиционное чередование согласного с «нулем звука» (непроизносимый), историческое чередование с «нулем звука» (или «беглый гласный»), историческое чередование согласных Г//Ж.


Наблюдает, как дети работают с информацией. Предлагает провести игру «Перестрелка», во время которой комментирует и отмечает содержательные вопросы и грамотные ответы.

Дети работают в группах, в течение 5 минут изучают материал. Самостоятельно осваивают новый материал, совмещают его с имеющимися знаниями, создают результат творческой и интеллектуальной работы – вопросы для размышления другим командам.


Игра «Перестрелка». Дети задают друг-другу вопросы по очереди. Если команда соперников не может предположить правильный ответ, ребята коротко и четко объясняют свою тему.


Форма организации взаимодействия: индивидуальная, групповая


Формируемые умения (универсальные учебные действия):

Личностные: стремятся приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нуж­ную информацию, обрабатывают и создают свой результат.

Регулятивные: контроли­руют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно ис­пользуют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осу­ществляют совместную деятельность в ра­бочих группах с учётом конкретных учебно-позна­вательных задач, умеют за­давать вопросы для уточне­ния последовательности работы.


6 этап: первич­ное закре­пление с коммен­тирова­нием, самостоятельная деятельность учащихся.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организовывает обобщение по 5 видам чередования.

Высыпает на стол карточки со словами типа «ЗвЕзда, ноЖки, уЗкий, снеГ, триДцать, жмУ, беГают, обраЗ, позДний, лЬва, дроГнет, гнЕздо, …». Объясняет правила работы: необходимо из множества слов выбрать те, которые подходят под тип чередования, с которым работает группа (типы изменились, дети поменялись названиями по часовой стрелке).

Дети (в виде эстафеты) по очереди подходят к столу, выбирают нужное слово, возвращаются. Через 1,5 минуты вместе с учителем подводят итоги. Группа называет свои слова. Другая группа оценивает правильность.

Форма организации взаимодействия: индивидуальная, групповая


Формируемые умения (универсальные учебные действия):


Регулятивные: самосто­ятельно планируют необхо­димые действия, операции, определяют последовательность, ждут, проявляют выдержку, терпимость.

Коммуникативные: фор­мулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения


7 этап: самостоятельная работа (закрепление новых знаний)


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Просит детей еще раз поменяться типами чередования (по часовой стрелке). Выводит на экран текст, просит учащихся найти и выписать за 1 минуту как можно больше слов, в которых есть их тип чередования звуков.

Анализируют текст по изученным критериям, ищут нужные слова, выписывают, анализируют. Читают слова вслух, соперники оценивают правильность.


Форма организации взаимодействия: индивидуальная, групповая

Формируемые умения (универсальные учебные действия):

Познавательные: осущест­вляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, класси­фикации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достиже­ния, осознают возникающие трудности, ищут их причи­ны и пути преодоления.

Коммуникативные: фор­мулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.


8 этап: включе­ние в сис­тему зна­ний, обобщение, обозначение перспектив.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Повторно выводит слайд с проблемным вопросом, задания, которые в начале урока не смогли решить. Просит ответить на вопрос и попробовать выполнить задания.

Педагог благодарит детей за работу, указывает на их продвижение, говорит о перспективах.

Задает задачу: «Мы знаем, что если слово начинается с согласного, то перед ним надо употребить предлог «О»: о тетради, о столе, о книге, а перед гласной – предлог «ОБ»: об арбузе, об ученике, об орехе… Вопрос: Правильно ли мы говорим: о яблоне, о ерше, о ёлке? Почему?»

Получив решение, сообщает тему следующего урока: «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я».

Дети вступают в диалог, отвечают на вопросы, пробуют выполнить задание, которое в начале урока казалось очень сложным.


Решают задачу, поставленную учителем, определяют тему следующего урока.


Форма организации взаимодействия: индивидуальная, групповая


Формируемые умения (универсальные учебные действия):

Познавательные: устанав­ливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналити­ческих умений как интегри­рованных сложных действий


9 этап: рефлексия


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Спрашивает, что трудного было на уроке, узнали ли что-то новое. Ведет диалог. Просит записать в тетради основные выводы.

Задает домашнее задание:

1. Дополнить тест (который дети самостоятельно составляют в течение изучения фонетики) двумя-тремя вопросами по теме «Чередование звуков».

2. На выбор: Упр. 276 или выписать из рассказа Н.В. Гоголя «Пропавшая грамота» 5-7 слов с разными видами чередования. Составить с каждым из них предложение.


Анализируют урок и свою работу на нем.

Записывают домашнюю работу.

Форма организации взаимодействия: индивидуальная, групповая


Формируемые умения (универсальные учебные действия)


Познавательные: анализируют условия задачи, дифференцируют и систематизируют знания.

Личностные: осуществляют собственный выбор, оценивают свой уровень и результат деятельности.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме: «Изменение звуков в потоке речи»

Автор: Исакова Светлана Анатольевна

Дата: 16.02.2019

Номер свидетельства: 500028

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "конспект урока по русскому языку Фонетика и орфоэпия "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-fonietika-i-orfoepiia"
    ["file_id"] => string(6) "137131"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417273795"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "План- конспект урока на тему: "Приспособленность организмов к среде обитания""
    ["seo_title"] => string(73) "plan_konspekt_uroka_na_temu_prisposoblennost_organizmov_k_srede_obitaniia"
    ["file_id"] => string(6) "530549"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1575626208"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства