Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: «Изменение звуков в потоке речи»»
Конспект урока по теме: «Изменение звуков в потоке речи»
(составила Исакова Светлана Анатольевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Зональненская СОШ» Томского района)
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель деятельности учителя:
Деятельностная - научить детей новым способам нахождения знаний, ввести новые понятия, термины.
Содержательная - сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.
Планируемые образовательные результаты -
Предметные: знать сильные и слабые позиции гласных и согласных, особенности позиционных и исторических чередований гласных (позиционные чередования гласных на письме не отражаются, исторические - отражаются); уметь объяснять причины чередования. Менять позицию, слышать звуки, правильно произносить указанные слова.
Метапредметные: уметь находить, преобразовывать и передавать информацию; работать в группе на достижение общего результата, осознавать свой вклад, систематизировать и преобразовывать информацию.
Личностные: понимать русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей русского народа, имеющих исторические корни, сохранившиеся в языке; осознавать его значение в процессе получения школьного образования; мотивация к получению знаний путем их открытия.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком; эвристический, проблемный метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Образовательные ресурсы:
1) Русский язык. 5 класс: технологичсекие карты уроков по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова. 1 часть. – Волгоград: Учитель, 2017. – 315с.
Наглядно-демонстрационный материал: раздаточный информационный материал на тему: «Чередование звуков», карточки с заданиями. Мультимедийная презентация (сопровождение урока), видеоматериалы.
Основные понятия: Звук, сильная и слабая позиция, чередование звуков, позиционное и историческое чередование, «нуль звука», изменение.
Организационная структура урока
1 этап: Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Вступительное слово.
- Здравствуйте, ребята! Ярада новой встрече. Сегодня у нас урок открытия новых знаний, для этого я попрошу вас сесть в группы (5) в соответствии с именами, написанными на листах, которые на ваших столах. Чтобы начать охоту за новыми знаниями, давайте вспомним, какую тему мы сейчас осваиваем? Что изучает фонетика? Какие подтемы вы уже освоили? Все ли знаете о фонетике? Готовы продолжить путь по ее более глубокому пониманию? Тогда предлагаю начать.
Рассаживаются в пять групп. Слушают, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.
Регулятивные:планируют необходимые действия, операции.
Коммуникативные:вступают в диалог с учителем.
2 этап: актуализация и пробное учебное действие.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Предлагает учащимся посмотреть отрывок из мультфильма «Кто пасется на лугу». Вместе с ними слушает слова: «Далеко, далеко на лугу пасутся ко... Кони? Нет, не кони. Далеко, далеко на лугу пасутся ко... Козы? Нет, не козы. Далеко, далеко на лугу пасутся ко...Коровы? Правильно, коровы. Пейте, дети, молоко, будете здоровы…»
Предлагает ученикам выписать три слова в столбик, написать транскрипции.
Задает вопрос: почему слово «корова» было угадано только с 3 раза?
Комментирует вопросы детей, уточняет значение знакомых понятий: «ударная\безударная позиция», спрашивает, как можно изменить позицию?
Учитель просит записать рядом те же слова, но чтобы тот же гласный стоял в другой позиции. Просить послушать звучание, сравнить написание. Спрашивает, отличается ли звучание от написания. Просит вспомнить, как называется изменение звуков в связи со сменой позиции, что такое позиционное чередование? Напоминает, что раньше они работали только с позициями гласных звуков. Просит подумать, могут ли согласные звуки тоже иметь сильную и слабую позицию, привести примеры позиционного чередования согласных.
Смотрят мультипликационную зарисовку; работают со словами в тетради, размышляют, делают выводы, осваивают новые термины, вступают в диалог с учителем, применяют имеющиеся знания для решения поставленного вопроса.
Форма организации взаимодействия: фронтальная, групповая.
Личностные:имеют мотивацию к учебной деятельности.
Познавательные:выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные:принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные:задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
3 этап: выявление места и причины затруднения.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Выводит на экран слова: «СНЕГ – СНЕЖОК
СОН – СНА, УГРОЗА – УГРОЖАТЬ». Спрашивает, все ли случаи чередования мы можем объяснить? Почему происходит чередование звуков в следующих парах слов?
Подводит детей к пониманию того, что они пока не все знают в области фонетики. Просит для работы на уроке поставить проблемный вопрос.
Обдумывают сложное задание, осознают, что знаний недостаточно для полных ответов. Формулируют проблемный вопрос.
Форма организации взаимодействия: индивидуальная, групповая
Личностные:осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.
Познавательные:устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.
Регулятивные:осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные:задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.
4 этап: целеполагание и построение пути выхода из затруднения
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Вместе с учащимися формулирует тему, цель и задачи учебной деятельности. «Какова тема нашего урока? Как можем сформулировать цель? Какие задача будем решать? Как достигнем цели?»
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем, высказывают собственные мысли, обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Выделяют главное, устанавливают причинно- следственные связи между отдельными языковыми явлениями
Форма организации взаимодействия: индивидуальная, групповая
Личностные:осознают свои возможности в учении; развивают мотивацию к успеху, трудолюбие, прилагают усилия для изменения ситуации, которая не устраивает.
Регулятивные:планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные:строят небольшие монологические высказывания по планированию решения учебных задач.
5 этап: творческая практическая деятельность по открытию новых знаний
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Раздает группам листы с информацией по 5 видам чередования (позиционное чередование гласных звуков, позиционное чередование согласных звуков (оглушение), позиционное чередование согласного с «нулем звука» (непроизносимый), историческое чередование с «нулем звука» (или «беглый гласный»), историческое чередование согласных Г//Ж.
Наблюдает, как дети работают с информацией. Предлагает провести игру «Перестрелка», во время которой комментирует и отмечает содержательные вопросы и грамотные ответы.
Дети работают в группах, в течение 5 минут изучают материал. Самостоятельно осваивают новый материал, совмещают его с имеющимися знаниями, создают результат творческой и интеллектуальной работы – вопросы для размышления другим командам.
Игра «Перестрелка». Дети задают друг-другу вопросы по очереди. Если команда соперников не может предположить правильный ответ, ребята коротко и четко объясняют свою тему.
Форма организации взаимодействия: индивидуальная, групповая
Личностные:стремятся приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Познавательные:читают и слушают, извлекая нужную информацию, обрабатывают и создают свой результат.
Регулятивные:контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные:осуществляют совместную деятельность в рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.
6 этап: первичное закрепление с комментированием, самостоятельная деятельность учащихся.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организовывает обобщение по 5 видам чередования.
Высыпает на стол карточки со словами типа «ЗвЕзда, ноЖки, уЗкий, снеГ, триДцать, жмУ, беГают, обраЗ, позДний, лЬва, дроГнет, гнЕздо, …». Объясняет правила работы: необходимо из множества слов выбрать те, которые подходят под тип чередования, с которым работает группа (типы изменились, дети поменялись названиями по часовой стрелке).
Дети (в виде эстафеты) по очереди подходят к столу, выбирают нужное слово, возвращаются. Через 1,5 минуты вместе с учителем подводят итоги. Группа называет свои слова. Другая группа оценивает правильность.
Форма организации взаимодействия: индивидуальная, групповая
Коммуникативные:формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
7 этап: самостоятельная работа (закрепление новых знаний)
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Просит детей еще раз поменяться типами чередования (по часовой стрелке). Выводит на экран текст, просит учащихся найти и выписать за 1 минуту как можно больше слов, в которых есть их тип чередования звуков.
Анализируют текст по изученным критериям, ищут нужные слова, выписывают, анализируют. Читают слова вслух, соперники оценивают правильность.
Форма организации взаимодействия: индивидуальная, групповая
Познавательные:осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.
Регулятивные:адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.
Коммуникативные:формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
8 этап: включение в систему знаний, обобщение, обозначение перспектив.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Повторно выводит слайд с проблемным вопросом, задания, которые в начале урока не смогли решить. Просит ответить на вопрос и попробовать выполнить задания.
Педагог благодарит детей за работу, указывает на их продвижение, говорит о перспективах.
Задает задачу: «Мы знаем, что если слово начинается с согласного, то перед ним надо употребить предлог «О»: о тетради, о столе, о книге, а перед гласной – предлог «ОБ»: об арбузе, об ученике, об орехе… Вопрос: Правильно ли мы говорим: о яблоне, о ерше, о ёлке? Почему?»
Получив решение, сообщает тему следующего урока: «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я».
Дети вступают в диалог, отвечают на вопросы, пробуют выполнить задание, которое в начале урока казалось очень сложным.
Решают задачу, поставленную учителем, определяют тему следующего урока.
Форма организации взаимодействия: индивидуальная, групповая
Познавательные:устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных сложных действий
9 этап: рефлексия
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Спрашивает, что трудного было на уроке, узнали ли что-то новое. Ведет диалог. Просит записать в тетради основные выводы.
Задает домашнее задание:
1. Дополнить тест (который дети самостоятельно составляют в течение изучения фонетики) двумя-тремя вопросами по теме «Чередование звуков».
2. На выбор: Упр. 276 или выписать из рассказа Н.В. Гоголя «Пропавшая грамота» 5-7 слов с разными видами чередования. Составить с каждым из них предложение.
Анализируют урок и свою работу на нем.
Записывают домашнюю работу.
Форма организации взаимодействия: индивидуальная, групповая