kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок в 5 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок путешествие. Знакомит с разделом "Лексика"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 5 классе»

Тип урока: Урок-путешествие



Цели:

Повторить, обобщить, систематизировать знания по теме "Лексика".

Развивать умения различать однозначные и многозначные слова, слова с прямым и переносным значением, синонимы, омонимы, антонимы: теоретически и практически.

Развивать устную и письменную речь.

Воспитывать аккуратность, внимательность, толерантное отношение друг к другу, уважительное отношение к здоровому образу жизни.



Форма работы: фронтальная, индивидуальная.



Оборудование: АРМ, презентация, высказывания великих людей о здоровье, кармашки для слов, отдельные слова для каждого ученика, тест (по уровню развития), Большой толковый словарь русского языка (два экземпляра), магниты.



Ожидаемые результаты: у детей должны быть сформированы компетенции по теме урока; уметь различать однозначные и многозначные слова, слова с прямым и переносным значении, синонимы, омонимы, антонимы.



Ход урока



I.Организационный момент.



Психологический настрой: Я всё сумею, всё смогу.



(дети стоят по кругу, учитель с ними, учитель держит руку ладонью вверх, дети кладут свои руки на руку учителя и все вместе произносят слова)



II. Сообщение темы целей урока.



- Здравствуйте! -

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хотя были совсем незнакомы.

- Здравствуйте! -

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто "здравствуйте", больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Владимир Солоухин



- Вы сказали встречному: "Здравствуйте".



- Много это или мало? (Рассуждения детей)



- Сегодня с вами на уроке мы обобщим знания по теме "Лексика".



- Что такое лексика? (Лексика - это словарный состав слова)



- Какими способами можно разъяснить лексическое значение слова?



(Путём замены другими словами, близкими по смыслу, определением признаков предмета (действия или качества), обозначенного разными словами), или по толковому словарю.



- Давайте вместе попробуем с помощью толкового словаря определить лексическое значение слов - здравствуйте и здоровье.



(Работа с толковым словарём. Индивидуальная работа - 2 ученика)



Здравствуйте - приветствие при встрече.



Здоровье - правильная нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие. То или иное состояние организма.



Откройте тетради, запишите дату, классная работа.



(Комментирует ученик)



Пропишем в минутке чистописания слово. Назовите орфограммы в этих словах.



Здоровье



Здравствуйте



Задание. Составьте разные предложения по цели высказывания со словом здоровье.

I ряд - побудительное предложение (Нужно беречь здоровье!)

II ряд - вопросительное предложение ( Как Ваше здоровье? )

III ряд - повествовательное предложение (Человек должен иметь хорошее здоровье)



- Ребята, а вы знаете, что 2010 год объявлен в нашем Агаповском муниципальном районе Годом здоровья!



III. Работа по повторению и обобщению материала.



- Сегодня на уроке мы не только повторим и обобщим знания по теме лексика, но и изучим новые физминутки, которые будем использовать в дальнейшем на уроке.



Первая динамическая пауза



Оздоровительная физминутка для активизации мыслительной деятельности.



Чтобы задать рабочий настрой на целый урок, проводим точечный массаж биологически активных точек лица и головы. (Проводит учитель)



Рекомендуемые упражнения:

точка на лбу между бровями ("третий глаз");

парные точки по краям крыльев носа ( помогает восстановить обаяние);

точка посередине верхнего края подбородка;

парные точки в височных ямках;

три точки на затылке в углублениях;

парные точки в области козелка уха.



Вторая динамическая пауза Упражнение для мобилизации внимания. (Проводит подготовленный ребёнок)



И.п. - стоя, руки вдоль туловища.1- правую руку на пояс, 2- левую руку на пояс, 3- правую руку на плечо, левую руку на плечо, 5- правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7-8 хлопки руками над головой, 9- опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13-14 - хлопка руками по бёдрам. Повторить 4-6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2-3 раза- средний, 4-5- быстрый, 6- медленный.



- Отгадайте загадку: на каком языковом явлении они основаны?



Они обычно для шитья;

И у ежа их видел я;

Бывают на сосне, на ёлке,

А называются.... (иголки)



- Какое значение имеет слово иголки? (многозначное)



- Докажите.



- Какие слова называются однозначными? Многозначными?



Приведите свои примеры.



Слайд №1 Cлова с прямым и переносным значением



Слайд №2 Самостоятельная работа (Самостоятельно запишите словосочетания в два столбика)



Блеск молнии, блеск остроумия; вершина горы, вершина славы; цепь событий, цепь якоря; свет знаний, свет лампы.



Третья динамическая пауза



Упражнение для снятия утомления с мелких мышц кисти. (Проводит ребёнок)



И.п. - сидя, руки подняты вверх. 1- сжать кисти в кулаках, 2- разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслаблено опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.



Слайд № 3 Стихотворение В.Лифшица про ключ.



Шёл я с сумкой за плечом,

Вижу, бьёт в овраге ключ.

Наклонившись над ключом,

Уронил я в воду ключ.

Шарю я в ключе по дну,

Над водою спину гну.

Если ключ я не найду,

Как домой я попаду?



- Сколько предметов определяет в данном стихотворении слово ключ?



- Как называются такие слова? (омонимы). Определение.



- В каком значении употреблено слово ключ в выражениях: жизнь бьёт ключом, ключ к разгадке? (в переносном)



- Откройте учебник страница 142 упражнение 344.



Выполняют упражнение по заданию



Четвертая динамическая пауза



Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. (Проводит ребёнок)



И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1- резко повернуть таз направо, 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворота плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4-6 раз. Темп средний.



- Какие слова мы называем синонимами?



Задание на доске.



Соотнесите слова из левого столбика с их синонимами из правого

Неразговорчивый Рассеянный

Неудачный Безуспешный

Несложный Легкомысленный

Несерьёзный Молчаливый

Неправильный Ошибочный

Невнимательный Простой





Пятая динамическая пауза для глаз.



Офтальмологическая физминутка. (Приложение)



- Какие слова мы называем антонимами?



Стихотворение



И нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру

"Наоборот".

Скажу я слово

Высоко,

А ты ответишь:

Низко.

Скажу я слово

далеко,

А ты ответишь:

близко.

Скажу я слово

Потерял.

И скажешь ты:

Нашёл.

Скажу тебе я слово

трус,

ответишь ты:

храбрец.

Теперь

Начало

Я скажу, -

Ну, отвечай:

Конец.



Задание. Подберите к словам антонимы. (Слова первого столбика записаны на доске, дети выходят к доске и записывают антонимы)

Грязный Чистый

Трусливый Смелый

Мягкий Твёрдый

Грубый Нежный

Слабый Сильный

Светлый Тёмный

Широкий Узкий

Старый Новый





IV. Закрепление.



Закрепим. У вас у каждого на партах находятся, карточка со словами.



Разделим все слова на группы. На доске кармашки с названиями: многозначные слова, омонимы, антонимы, синонимы.



Проверочный тест по уровню сложности.



V. Итог урока.



Чему учились? Что закрепили? Что нового узнали?



Стихотворение о здоровье (Читает учитель)



Хорошо здоровым быть!

Соков надо больше пить!

Гамбургер забросить в урну,

И купаться в речке бурной,

Закаляться, обливаться.

Спортом разным заниматься.

И болезней не бояться,

В тёплом доме не таясь

По земле гулять свободно.

Красоте, дивясь природной.

Вот тогда начнёте жить

Здорово здоровым быть!



- Ребята, скажите, а что мы должны делать, чтобы быть здоровыми?



- А ещё мы должны соблюдать режим дня и правильно готовить домашнее задание.



Раздаю памятки.



Приложение 1, 2



Приложение 3, 4



Приложение 5



- Я принесла вам Эликсир здоровья. (Сироп шиповника)



И сейчас вас угощу. (Каждому капаю в рот пипеткой)



VI. Рефлексия.



По окончании урока дети прикрепляют на дереве: листья, цветы, плоды.

Плоды - дело прошло полезно, плодотворно;

Цветок - довольно неплохо;

Листики - не совсем удовлетворён уроком.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок в 5 классе

Автор: Рамазанова Айша Аменовна

Дата: 29.12.2016

Номер свидетельства: 374402

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Математика. Тема урока: Класс единиц (4 класс) "
    ["seo_title"] => string(46) "matiematika-tiema-uroka-klass-iedinits-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "211756"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431680318"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Технологическая карта урока "Класс птицы. Общая характеристика птиц"."
    ["seo_title"] => string(75) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_klass_ptitsy_obshchaia_kharakteristika_ptits"
    ["file_id"] => string(6) "518787"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1567165703"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Презентация урока "Класс Однодольные" "
    ["seo_title"] => string(40) "priezientatsiia-uroka-klass-odnodol-nyie"
    ["file_id"] => string(6) "162733"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422384222"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Рабочая карта к уроку "Класс Птицы. Экологические группы птиц""
    ["seo_title"] => string(64) "rabochaia_karta_k_uroku_klass_ptitsy_ekologicheskie_gruppy_ptits"
    ["file_id"] => string(6) "511094"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1558265818"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Конспект урока "Класс млекопитающие. Звери""
    ["seo_title"] => string(44) "konspekt_uroka_klass_mlekopitaiushchie_zveri"
    ["file_id"] => string(6) "523023"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1571324758"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства