Повторить, обобщить, систематизировать знания по теме "Лексика".
Развивать умения различать однозначные и многозначные слова, слова с прямым и переносным значением, синонимы, омонимы, антонимы: теоретически и практически.
Развивать устную и письменную речь.
Воспитывать аккуратность, внимательность, толерантное отношение друг к другу, уважительное отношение к здоровому образу жизни.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: АРМ, презентация, высказывания великих людей о здоровье, кармашки для слов, отдельные слова для каждого ученика, тест (по уровню развития), Большой толковый словарь русского языка (два экземпляра), магниты.
Ожидаемые результаты: у детей должны быть сформированы компетенции по теме урока; уметь различать однозначные и многозначные слова, слова с прямым и переносным значении, синонимы, омонимы, антонимы.
Ход урока
I.Организационный момент.
Психологический настрой: Я всё сумею, всё смогу.
(дети стоят по кругу, учитель с ними, учитель держит руку ладонью вверх, дети кладут свои руки на руку учителя и все вместе произносят слова)
II. Сообщение темы целей урока.
- Здравствуйте! -
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя были совсем незнакомы.
- Здравствуйте! -
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто "здравствуйте", больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
Владимир Солоухин
- Вы сказали встречному: "Здравствуйте".
- Много это или мало? (Рассуждения детей)
- Сегодня с вами на уроке мы обобщим знания по теме "Лексика".
- Что такое лексика? (Лексика - это словарный состав слова)
- Какими способами можно разъяснить лексическое значение слова?
(Путём замены другими словами, близкими по смыслу, определением признаков предмета (действия или качества), обозначенного разными словами), или по толковому словарю.
- Давайте вместе попробуем с помощью толкового словаря определить лексическое значение слов - здравствуйте и здоровье.
(Работа с толковым словарём. Индивидуальная работа - 2 ученика)
Здравствуйте - приветствие при встрече.
Здоровье - правильная нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие. То или иное состояние организма.
Откройте тетради, запишите дату, классная работа.
(Комментирует ученик)
Пропишем в минутке чистописания слово. Назовите орфограммы в этих словах.
Здоровье
Здравствуйте
Задание. Составьте разные предложения по цели высказывания со словом здоровье.
I ряд - побудительное предложение (Нужно беречь здоровье!)
II ряд - вопросительное предложение ( Как Ваше здоровье? )
III ряд - повествовательное предложение (Человек должен иметь хорошее здоровье)
- Ребята, а вы знаете, что 2010 год объявлен в нашем Агаповском муниципальном районе Годом здоровья!
III. Работа по повторению и обобщению материала.
- Сегодня на уроке мы не только повторим и обобщим знания по теме лексика, но и изучим новые физминутки, которые будем использовать в дальнейшем на уроке.
Первая динамическая пауза
Оздоровительная физминутка для активизации мыслительной деятельности.
Чтобы задать рабочий настрой на целый урок, проводим точечный массаж биологически активных точек лица и головы. (Проводит учитель)
Рекомендуемые упражнения:
точка на лбу между бровями ("третий глаз");
парные точки по краям крыльев носа ( помогает восстановить обаяние);
точка посередине верхнего края подбородка;
парные точки в височных ямках;
три точки на затылке в углублениях;
парные точки в области козелка уха.
Вторая динамическая пауза Упражнение для мобилизации внимания. (Проводит подготовленный ребёнок)
И.п. - стоя, руки вдоль туловища.1- правую руку на пояс, 2- левую руку на пояс, 3- правую руку на плечо, левую руку на плечо, 5- правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7-8 хлопки руками над головой, 9- опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13-14 - хлопка руками по бёдрам. Повторить 4-6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2-3 раза- средний, 4-5- быстрый, 6- медленный.
- Отгадайте загадку: на каком языковом явлении они основаны?
Они обычно для шитья;
И у ежа их видел я;
Бывают на сосне, на ёлке,
А называются.... (иголки)
- Какое значение имеет слово иголки? (многозначное)
- Докажите.
- Какие слова называются однозначными? Многозначными?
Приведите свои примеры.
Слайд №1 Cлова с прямым и переносным значением
Слайд №2 Самостоятельная работа (Самостоятельно запишите словосочетания в два столбика)
Блеск молнии, блеск остроумия; вершина горы, вершина славы; цепь событий, цепь якоря; свет знаний, свет лампы.
Третья динамическая пауза
Упражнение для снятия утомления с мелких мышц кисти. (Проводит ребёнок)
И.п. - сидя, руки подняты вверх. 1- сжать кисти в кулаках, 2- разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслаблено опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
Слайд № 3 Стихотворение В.Лифшица про ключ.
Шёл я с сумкой за плечом,
Вижу, бьёт в овраге ключ.
Наклонившись над ключом,
Уронил я в воду ключ.
Шарю я в ключе по дну,
Над водою спину гну.
Если ключ я не найду,
Как домой я попаду?
- Сколько предметов определяет в данном стихотворении слово ключ?
- Как называются такие слова? (омонимы). Определение.
- В каком значении употреблено слово ключ в выражениях: жизнь бьёт ключом, ключ к разгадке? (в переносном)
- Откройте учебник страница 142 упражнение 344.
Выполняют упражнение по заданию
Четвертая динамическая пауза
Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. (Проводит ребёнок)
И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1- резко повернуть таз направо, 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворота плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
- Какие слова мы называем синонимами?
Задание на доске.
Соотнесите слова из левого столбика с их синонимами из правого
Неразговорчивый Рассеянный
Неудачный Безуспешный
Несложный Легкомысленный
Несерьёзный Молчаливый
Неправильный Ошибочный
Невнимательный Простой
Пятая динамическая пауза для глаз.
Офтальмологическая физминутка. (Приложение)
- Какие слова мы называем антонимами?
Стихотворение
И нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру
"Наоборот".
Скажу я слово
Высоко,
А ты ответишь:
Низко.
Скажу я слово
далеко,
А ты ответишь:
близко.
Скажу я слово
Потерял.
И скажешь ты:
Нашёл.
Скажу тебе я слово
трус,
ответишь ты:
храбрец.
Теперь
Начало
Я скажу, -
Ну, отвечай:
Конец.
Задание. Подберите к словам антонимы. (Слова первого столбика записаны на доске, дети выходят к доске и записывают антонимы)
Грязный Чистый
Трусливый Смелый
Мягкий Твёрдый
Грубый Нежный
Слабый Сильный
Светлый Тёмный
Широкий Узкий
Старый Новый
IV. Закрепление.
Закрепим. У вас у каждого на партах находятся, карточка со словами.
Разделим все слова на группы. На доске кармашки с названиями: многозначные слова, омонимы, антонимы, синонимы.
Проверочный тест по уровню сложности.
V. Итог урока.
Чему учились? Что закрепили? Что нового узнали?
Стихотворение о здоровье (Читает учитель)
Хорошо здоровым быть!
Соков надо больше пить!
Гамбургер забросить в урну,
И купаться в речке бурной,
Закаляться, обливаться.
Спортом разным заниматься.
И болезней не бояться,
В тёплом доме не таясь
По земле гулять свободно.
Красоте, дивясь природной.
Вот тогда начнёте жить
Здорово здоровым быть!
- Ребята, скажите, а что мы должны делать, чтобы быть здоровыми?
- А ещё мы должны соблюдать режим дня и правильно готовить домашнее задание.
Раздаю памятки.
Приложение 1, 2
Приложение 3, 4
Приложение 5
- Я принесла вам Эликсир здоровья. (Сироп шиповника)
И сейчас вас угощу. (Каждому капаю в рот пипеткой)
VI. Рефлексия.
По окончании урока дети прикрепляют на дереве: листья, цветы, плоды.