Просмотр содержимого документа
«Урок в 11 классе. Подготовка к ГИА»
Цель урока: формировать навыки работы с тестами и текстами с целью подготовки к ГИА.
Задачи урока:
Образовательные
совершенствовать умения различать типы сложных предложений;
определять место придаточных в сложноподчиненном предложении, средства их связи с главным; устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в СПП;
составлять схемы предложений СПП;
определять вид придаточного предложения; вид подчинения.
Развивающие
развивать синтаксические навыки;
развивать орфографическую зоркость.
Воспитательные
воспитывать бережное отношение к природе.
Средства обучения: компьютерная презентация (презентация), учебник, план-конспект, карточки для индивидуальной работы (приложение 1, приложение 2, приложение 3,приложение 4), доска.
Оборудование урока:
компьютер;
проектор;
учебник;
тетради;
раздаточный материал (тесты, тексты).
Ход урока
I. Организационный момент (Слайд 1)
Учащиеся записывают в тетради дату, тему урока. Учитель сообщает цель и задачи урока, его ход (основные этапы). Тема нашего урока "Сложноподчиненные предложения". Сегодня повторим и обобщим то, что узнали на предыдущих уроках о строении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. А материалом для нас послужат тексты и задания, взятые из демонстрационных и тренировочных вариантов ГИА. Значит, продолжим нашу подготовку к экзамену по русскому языку.
II. Повторение и обобщение изученного о сложных предложениях, систематизация теоретического материала
Проверка усвоения теоретического материала (Слайд 2).
Дома вы отвечали на вопросы для повторения 1 - 7 на стр. 58. Давайте проверим, как усвоен нами теоретический материал по теме, ответив на некоторые из них:
На какие группы делятся сложные предложения? (на доске ученик, ответивший на вопрос, начертит схему: "Виды сложных предложений").
Какие предложения являются сложносочиненными?
Какие предложения являются сложноподчиненными?
Назовите основные группы сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными.
Каковы правила постановки знаков препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложениях?
После опроса проверяем, насколько верно учащийся начертил схему на доске, сверяем запись со слайдом 3.
А теперь познакомьтесь с текстом на карточке 1 (приложение 1), в котором нам нужно определить виды и строение предложений. Кроме того, данный текст после небольшого анализа мы запишем как свободный диктант.
Работа с текстом (Слайды 4 - 14):
Показать текст на слайде
Раздать учащимся карточки с текстом и вопросами к нему
Прочитать текст вслух.
КАРТОЧКА № 1
(1)Одни люди любят природу и бережно относятся к ней, (2)видя в ней нашу колыбель и обитель, (3)другие всё пытаются захватить, (4)переиначить по-своему, (5)не считаясь с правом каждого существа на жизнь и самостоятельность, (6)присваивая это право исключительно себе. (7)Мы не можем обойтись без того, (8)чтобы не брать из кладовых природы, (9)и, (10)следовательно, (11)приходится губить множество ни в чем не повинных существ. (12)Но весь вопрос - в мере. (13)Великий азербайджанский поэт Низами Гянджеви еще восемьсот лет назад в своих поэмах писал, (14)что нет в природе ни одного существа бесполезного, (15)ненужного, (16)не имеющего права на жизнь. (Ю. Аракчеев)
Фронтальный опрос: синтаксический и орфографический анализ текста. Подготовка к свободному диктанту.
Устно ответьте на вопросы к тексту:
Определите тип предложений в тексте. (1 - бессоюзное, 7 - с разными видами связи, сочинительной и подчинительной, 12 - простое, 13 - сложноподчиненное).
В ходе анализа предложений обращаем внимание на осложняющие структуры в 1 предложении, вводное слово в 7, отсутствие сказуемого в 12, ОЧП в 1 и 13, а также на виды сказуемых и вид односоставных предложений.
В предложении 7 пронумерованы все запятые. Какая цифра указывает на запятую, обозначающую сочинительную связь между частями сложного предложения. (9)
Впредложении 7 пронумерованы все знаки препинания. Какая цифра указывает на запятую между частями сложноподчинённого предложения. (8)
Найдите слово, правописание приставки в котором зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой. (бесполезного, предложение 13)
Найдите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: "В словах, образованных от существительных с основой на -Н с помощью суффикса Н, пишется две буквы НН". (не повинных, предложение 7)
Найдите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: "В неопределенных и отрицательных местоимениях, а также в отрицательных наречиях под ударением пишется приставка НЕ, без ударения - НИ". (ни в чем)
Найдите в тексте слова, правописание которых с НЕ определяется правилом: "Если при причастии есть зависимое слово, то оно пишется с НЕ раздельно". (ни в чем не повинных, предложение 7, не имеющего права, предложение 13)
Найдите слово, в котором правописание определяется правилом: "если у наречия есть приставка ПО- и суффикс -ОМУ-ЕМУ-, оно пишется через дефис". (по-своему, предложение 1)
Назовите слова с приставкой ПРИ? (присваивая, 6, приходится , 11)
Замените книжное слово ОБИТЕЛЬ из предложения 1 стилистически нейтральным синонимом. (дом, жилище)
Что же автор считает нашим домом?(природу, окружающий живой мир)
Каковы основные приемы сжатия текста? (исключение, обобщение, упрощение)
Выяснить, в ходе беседы, что можно исключить, упростить, обобщить в данном тексте.
Итак, мы провели синтаксический и орфографический анализ текста, знаем его тему и можем, прослушав его еще раз, написать свободный диктант. Переверните листы и послушайте текст.
Свободный диктант (после записи диктанта в тетрадь заслушать один-два ответа).
Индивидуальный опрос. Карточка № 2 (приложение 2). (Теоретический материал подготовлен 2 учащимся дома, примеры, иллюстрирующие роль сложных предложений в речи, ученики подбирают в классе, готовясь к ответу во время чтения записанного учащимися текста.)
КАРТОЧКА № 2 (Слайд 16).
Ознакомьтесь с мнением Евгении Алексеевны и Сергея о роли сложных предложений. Помогите Евгении Алексеевне доказать её точку зрения. Расскажите о роли сложных предложений в тексте. Приведите примеры, иллюстрирующие ваши мысли. Примерный ответ учащегося - приложение 5.
III. Совершенствование умения различать сложные предложения; определять место придаточных в сложноподчиненном предложении, средства их связи с главным; устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в СПП; составлять схемы предложений СПП; определять вид придаточного предложения.
Итак, мы не должны терять запятые. Но и лишние нам не нужны. Синтаксическая пятиминутка (слайд 17). Прочитайте самостоятельно предложение, данное на карточке 3 (приложение 3), объясните постановку запятых в предложении. Составьте схему. Определите вид предложения (комментирует 1 учащийся после самостоятельной работы, по ходу ответа учащегося на слайде 18 демонстрируются этапы анализа предложения).
(1)Едва они ступили в лес и (2)тяжко груженные снегом еловые лапы сомкнулись за их спиной, (3)как сразу перенеслись в очарованный мир покоя и беззвучия. (Сложное, союзное, сложноподчиненное с 2 придаточными, с однородным подчинением:
Первое предложение - придаточное обстоятельственное времени.
Второе предложение - придаточное обстоятельственное времени.
Третье предложение - главное, простое, односоставное, неопределенно-личное)
Запятая между 1 и 2 предложениями перед одиночным сочинительном союзе И не ставится, т.к. при однородном подчинении запятые ставятся так же, как при однородных членах.
Сравните свою запись с записью на слайде.
Фронтальный опрос. Сейчас вы услышали, в каком порядке работал ученик. Что главное при постановке знаков препинания в сложном предложении, что нужно сделать, чтобы не потерять и не поставить лишнюю запятую, определить тип предложения? Каков алгоритм работы?
Если есть время, проводим дополнительную работу:
Объясните правописание слов ГРУЖЁННЫЕ, ОЧАРОВАННЫЙ (груженные снегом, НН, так как данное слово причастие, при котором есть зависимое слово, очарованный - причастие совершенного вида, образованное от глагола с приставкой)
Найдите слово, правописание приставки в котором зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой (беззвучия). Почему в слове пишется две буквы З (одна в приставке, вторая в корне)
Определите тип связи в словосочетании МИР ПОКОЯ, МИР БЕЗЗВУЧИЯ (управление)
Замените словосочетание МИР БЕЗЗВУЧИЯ, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование (беззвучный мир)
IV. Проверка усвоения материала. Самостоятельная работа. Итак, мы повторили и обобщили материал по теме и можем проверить, как усвоен материал. Выполните самостоятельно задание на карточке 3 (слайд 19). Работаем быстро, 3-5 минут.
КАРТОЧКА № 3 (приложение 3)
Все предложения пронумерованы. Ответьте на вопросы, записывая ответ цифрами в тетради.
Выпишите номер простого предложения
Выпишите номер сложносочиненного предложения
Выпишите номер сложноподчиненного предложения
Выпишите номер бессоюзного предложения
Выпишите номер предложения с разными видами связи.
Выпишите номер предложения с однородным и последовательным подчинением.
Выстрелов вообще не должно было существовать, они были чужды этому беззащитному миру трав, деревьев и малых, таких веселых птах, поющих нам по утрам. (БСП)
Жизнь в окружении только автомобилей, компьютеров, самолетов, телевизоров, пейджеров станет для человека невыносимой. (Простое с ОЧП)
Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. (Сложное с разными видами связи: сочинительной, бессоюзной, подчинительной)
Лес - очень ранимое существо, и правила поведения в нем должны быть строгими. (ССП)
В этих статьях всегда поднимаются волнующие всех живущих на Земле темы - о закономерностях в природе, которые мы далеко не всегда замечаем, "о братьях наших меньших" и об отношении к ним человека. (СПП с придаточным определительным)
Автор размышляет о том, какое влияние на окружающую среду оказывает цивилизация в наше время, какую опасность таит в себе безумное отношение к диким животным, что нужно предпринять, чтобы избежать нежелательных последствий того, что происходит. (СПП с однородным и последовательным подчинением)
Проверьте себя по слайду (слайд 20).
2
4
5
1
3
6
Выставьте в тетрадь оценку (слайд 20).
0 ошибок - "5"
1 - 2 ошибки - "4"
3 - 4 ошибки - "3"
Более 4 ошибок - "2"
Поднимите руки те, у кого нет ошибок или 1 - 2 ошибки. Я выставлю в журнал только "4" и "5". Остальные оценки послужат нам предупреждением о том, что тема ещё не достаточно усвоена и требует нашего внимания.
IV. Подведение итогов урока. Беседа с учащимися.
Все предложения, которые мы разбирали в течение урока, были связаны не только тем, что помогли нам вспомнить строение сложных предложений, но и одной темой. Какой? (после ответов учащихся предложить выбрать из вариантов на слайде 21)
Состояние народного хозяйства страны
Эксплуатация природных богатств
Закономерности в природе и отношение человека к окружающей среде
Загрязнение планеты
Какой афоризм, отражающий идею текста, вы бы могли подобрать. Он есть у вас на карточке № 3. Зачитайте его, из какого произведения он взят? (Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. А. Сент-Экзюпери "Маленький принц") После чтения афоризма учащимися демонстрируем его на слайде 22.
Замечательное высказывание. Оно не только помогает нам сформулировать основную мысль текста нашего урока, но и наглядно демонстрирует, что сложные предложения не только устанавливают различные отношения между понятиями, но и связывают в единое целое мысли. Надеюсь, вы никогда не будете бояться сложных предложений и искать фразы попроще. Не испугаетесь вы их и на экзамене, когда будете выполнять задания части В и С. А поможет вам знание видов и структуры сложных предложений. (Обратить внимание еще раз на доску, где начерчена схема "Виды сложных предложений", перейти по гиперссылке к слайду 3 "Основные виды сложных предложений")
V. Постановка домашнего задания (Слайд 23).
Один из тренировочных текстов ЕРЭ также посвящен нашей теме. Дома вы выполните тестовые задания варианта 21(приложение 4).(Тестовые задания тренировочного варианта ГИА раздаем каждому учащемуся). Выполняя часть С данного варианта, выбирайте то задание, которое захотите: либо напишите сочинение о роли сложных предложений (С 2.1)., либо порассуждайте о закономерностях в природе и отношении человека к окружающей среде (С 2.2.). Карточки используйте в качестве дополнительного материала
Тетради сдайте на проверку. Я хочу проанализировать ваши свободные диктанты и тесты, чтобы предупредить ошибки на экзамене. Работу над ошибками, если они будут, мы сможем сделать на следующем уроке.
В ходе урока оцениваются только полные развернутые ответы учащихся, а также индивидуальные ответы учащихся, готовивших ответ на вопрос о роли сложных предложений. После проведения самостоятельной работы по определению видов предложений и самопроверки выставляются только отметки "4" и "5". Возможно выставление в конце урока поурочного балла учащимся, которые в течение всего урока проявляли наибольшую активность и ответили в ходе работы на 4 - 5 вопросов.