Тема: Урок развития речи. Повторение и обобщение разрядов имен прилагательных.
Цели и задачи: 1. Образовательные: Обобщить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательных, проверить уровень усвоения материала и выявить пробелы, уметь правильно употреблять прилагательные в речи.
2. Развивающие: Развить творческую деятельность учащихся, интерес к предмету через использование нетрадиционной формы урока (моделирование судебной ситуации), занимательного материала.
3. Воспитательные: Формировать дружеские отношения между учащимися, умения работать индивидуально и в группе.
Ребята, наши уроки русского языка и литературы по праву можно считать уроками жизни. Мы встречаемся, узнаем много нового и интересного друг о друге, нового и полезного о языке. А что если у вас возникли претензии к какой-нибудь части речи? Мы завершаем изучение разрядов имен прилагательных, поэтому у многих есть непонятные вопросы по правописанию окончаний прилагательных, умения отличать разряды имен прилагательных, по правописанию суффиксов прилагательных. Поэтому я приглашаю вас на урок-суд. Надеюсь, что после него у вас не останется вопросов, ибо цель любого суда – восстановить справедливость и установить истину. Представляю вам судейский состав:
- Судья: У нас сегодня на скамье подсудимых – имя прилагательное.
Зафиксируйте дату совещания (учитель на доске записывает число)
Слово по обвинению передаю прокурору, пожалуйста.
- Прокурор: Здравствуйте, участники процесса! Имя прилагательное обвиняется сразу по трем статьям Конституции Республики Казахстан.
Во - первых, имеет начальную форму именительный падеж, в единственном числе, мужского рода, а почему не женского рода?
Во- вторых, согласуется с существительным в роде, в числе и падеже. Почему не с глаголами?
В- третьих, что степень сравнения имеют только качественные, а где два остальных разряда?
- Судья: Приглашаю к трибуне истца.
- Истец: У меня ошибки в написании окончании прилагательных, к тому же я всё время путаю разряды. Нужно убрать прилагательные из нашей речи.
- Судья: Прошу подойти к трибуне обвиняемого – имя прилагательное. Что скажите вы в своё оправдание?
- Обвиняемый: Я – имя прилагательное. Я украшаю речь, описываю признаки предметов. Делаю вашу речь точнее и понятнее. А чтобы правильно определять начальную форму, уметь согласовывать прилагательные с существительными, определять степень сравнения у качественных прилагательных нужно знать правила. У меня всё, господин судья!
- Судья: Садитесь.
- Судья: Прошу к трибуне адвоката. Что скажите вы в защиту своего подзащитного?
- Адвокат: Здравствуйте, заседатели судебного процесса! В защиту своего подзащитного могу привести очень веские доказательства.
Задание: Конструирование словосочетаний
Крупный ( ученый, фирма, открытие )
Современный ( мир, жизнь, общество )
Великий ( математик, сила, дело )
Особенный (человек, внешность, свойство )
Знаменитый ( ученый, люди )
- Судья: Пригласите к допросу свидетелей – разряды прилагательных. (обращается к секретарю). Поклянитесь на учебнике « Русский язык», что будете говорить правду.
- Качественное прилагательное: Я выражаю качество и воспринимаюсь вами сам по себе, независимо от других предметов, такой признак может быть у предмета в большей или в меньшей степени: старый – старее.
- Относительное прилагательное: Я указываю на отношение данного предмета к другим предметам и явлениям, не могу быть в большей или в меньшей степени: деревянный (дом), московский ( житель).
- Притяжательное прилагательное: Я выражаю принадлежность предмета какому – нибудь существу. Я тоже не могу быть в большей или в меньшей степени: мамино ( пальто), лисья (нора).
- Судья: А какие различия есть у качественных и относительных прилагательных?
- Адвокат: Протестую! Разрешите мне прокомментировать ситуацию
Различие качественных и относительных прилагательных
Качественные прилагательные
Относительные прилагательные
Имеют степень сравнения: светлый, светлее, самый светлый
Имеют краткую форму: Красивый, красив
Могут сочетаться с наречиями: очень, чрезвычайно, слишком
Могут образовывать прилагательное с приставкой –не: недорогой
Образуют наречия на –о, -е: горячо, активно
Не обладают ни одним из признаков, характерных для качественных прилагательных.
Указывают на отношение одного предмета к другому ( медный таз)
Можно подобрать синонимичные словосочетания: мясной бульон – бульон из мяса, приморский город – город около моря
- Адвокат: Документ приобщите к делу ( отдает документ судье)
- Судья: Хорошо, я возьму к сведению.
- Секретарь: Сторона обвинения хочет предоставить вещественные доказательства.
Задание: Вещественные доказательства ( на интерактивной доске показываются картинки, а ученики в тетрадях записывают словосочетания)
Стальной нож 6. Товарный поезд
Деревянная ложка 7 Кухонный стол
Молодая девушка 8. Красное яблоко
Пожилой человек 9. Медвежья берлога
Лисья шуба 10. Высокий дом
- Прокурор: Прошу слова! Но почему – то разряды переходят из одного разряда в другой?
Относительные прилагательные
Качественные прилагательные
Малиновое ( варенье)
Стальной ( нож)
Малиновое ( платье)
Стальные ( нервы)
- Адвокат: Протестую! Я объясню. Относительные прилагательные могут перейти в разряд качественных, если они приобретают значение признака, который может быть в большей или меньшей степени. Такие прилагательные имеют переносное значение. – Спасибо.
III Рефлексия
Малиновое …. - малиновый ….
Каменный …. - каменное ….
Свинцовая …. - свинцовые ….
Стальной … - стальные ….
Мирное …- мирный ….
- Задание: Работа по учебнику стр. 88 Текст « Голубая ель»
( выписать прилагательные и определить разряды)
Качественные
Относительные
Притяжательные
- Самостоятельная работа по тесту
IVИтоги урока
- Заключительное слово учителя
- Сейчас суд уйдёт на совещание. Оправдаем ли мы прилагательное? Снимем ли с него обвинения? Что скажут уважаемые присяжные? Смогли ли мы доказать нужность прилагательных в речи? И какой совет дадим обвинителю?
- Секретарь: ( суд уходит на совещание)
- Встать! Суд идёт!
- Судья: Выслушав обе стороны, посовещавшись с присяжными, на основании вердикта выношу приговор: Имя прилагательное оправдать. Оно необходимо нам в речи, мы должны уместно употреблять разряды.
- Отпустить прилагательное из - под стражи в зале суда.
- Судья: Суд закончен! (бьёт молотком по столу)
V Домашнее задание: Составить план к тексту « Голубая ель»
Комментирование оценок.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Тема: Урок развития речи. Повторение и обобщение разрядов имен прилагательных.
Цели и задачи: 1. Образовательные: Обобщить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательных, проверить уровень усвоения материала и выявить пробелы , уметь правильно употреблять прилагательные в речи.
2. Развивающие: Развить творческую деятельность учащихся, интерес к предмету через использование нетрадиционной формы урока (моделирование судебной ситуации), занимательного материала.
3. Воспитательные: Формировать дружеские отношения между учащимися, умения работать индивидуально и в группе.
Ребята, наши уроки русского языка и литературы по праву можно считать уроками жизни. Мы встречаемся, узнаем много нового и интересного друг о друге, нового и полезного о языке. А что если у вас возникли претензии к какой-нибудь части речи? Мы завершаем изучение разрядов имен прилагательных, поэтому у многих есть непонятные вопросы по правописанию окончаний прилагательных, умения отличать разряды имен прилагательных, по правописанию суффиксов прилагательных. Поэтому я приглашаю вас на урок-суд. Надеюсь, что после него у вас не останется вопросов, ибо цель любого суда – восстановить справедливость и установить истину. Представляю вам судейский состав:
- Судья: У нас сегодня на скамье подсудимых – имя прилагательное.
Зафиксируйте дату совещания (учитель на доске записывает число)
Слово по обвинению передаю прокурору, пожалуйста.
- Прокурор: Здравствуйте, участники процесса! Имя прилагательное обвиняется сразу по трем статьям Конституции Республики Казахстан.
Во - первых, имеет начальную форму именительный падеж, в единственном числе, мужского рода, а почему не женского рода?
Во- вторых, согласуется с существительным в роде, в числе и падеже. Почему не с глаголами?
В- третьих, что степень сравнения имеют только качественные, а где два остальных разряда?
- Судья: Приглашаю к трибуне истца.
- Истец: У меня ошибки в написании окончании прилагательных, к тому же я всё время путаю разряды. Нужно убрать прилагательные из нашей речи.
- Судья: Прошу подойти к трибуне обвиняемого – имя прилагательное. Что скажите вы в своё оправдание?
- Обвиняемый: Я – имя прилагательное. Я украшаю речь, описываю признаки предметов. Делаю вашу речь точнее и понятнее. А чтобы правильно определять начальную форму , уметь согласовывать прилагательные с существительными, определять степень сравнения у качественных прилагательных нужно знать правила. У меня всё, господин судья!
- Судья: Садитесь.
- Судья: Прошу к трибуне адвоката. Что скажите вы в защиту своего подзащитного?
- Адвокат: Здравствуйте, заседатели судебного процесса! В защиту своего подзащитного могу привести очень веские доказательства.
Задание: Конструирование словосочетаний
Крупный ( ученый, фирма, открытие )
Современный ( мир, жизнь, общество )
Великий ( математик, сила, дело )
Особенный (человек, внешность, свойство )
Знаменитый ( ученый, люди )
- Судья: Пригласите к допросу свидетелей – разряды прилагательных. (обращается к секретарю). Поклянитесь на учебнике « Русский язык», что будете говорить правду.
- Качественное прилагательное: Я выражаю качество и воспринимаюсь вами сам по себе, независимо от других предметов, такой признак может быть у предмета в большей или в меньшей степени: старый – старее.
- Относительное прилагательное: Я указываю на отношение данного предмета к другим предметам и явлениям, не могу быть в большей или в меньшей степени: деревянный (дом), московский ( житель).
- Притяжательное прилагательное: Я выражаю принадлежность предмета какому – нибудь существу. Я тоже не могу быть в большей или в меньшей степени: мамино ( пальто), лисья (нора).
- Судья: А какие различия есть у качественных и относительных прилагательных?
- Адвокат: Протестую! Разрешите мне прокомментировать ситуацию
Различие качественных и относительных прилагательных
Качественные прилагательные
Относительные прилагательные
Имеют степень сравнения: светлый, светлее, самый светлый
Имеют краткую форму: Красивый, красив
Могут сочетаться с наречиями: очень, чрезвычайно, слишком
Могут образовывать прилагательное с приставкой –не: недорогой
Образуют наречия на –о, -е: горячо, активно
Не обладают ни одним из признаков, характерных для качественных прилагательных.
Указывают на отношение одного предмета к другому ( медный таз)
Можно подобрать синонимичные словосочетания: мясной бульон – бульон из мяса, приморский город – город около моря
- Адвокат: Документ приобщите к делу ( отдает документ судье)
- Судья: Хорошо, я возьму к сведению.
- Секретарь: Сторона обвинения хочет предоставить вещественные доказательства.
Задание: Вещественные доказательства ( на интерактивной доске показываются картинки, а ученики в тетрадях записывают словосочетания)
Стальной нож 6. Товарный поезд
Деревянная ложка 7 Кухонный стол
Молодая девушка 8. Красное яблоко
Пожилой человек 9. Медвежья берлога
Лисья шуба 10. Высокий дом
- Прокурор: Прошу слова! Но почему – то разряды переходят из одного разряда в другой?
Относительные прилагательные
Качественные прилагательные
Малиновое ( варенье)
Стальной ( нож)
Малиновое ( платье)
Стальные ( нервы)
- Адвокат: Протестую! Я объясню. Относительные прилагательные могут перейти в разряд качественных, если они приобретают значение признака, который может быть в большей или меньшей степени. Такие прилагательные имеют переносное значение. – Спасибо.
III Рефлексия
Малиновое …. - малиновый ….
Каменный …. - каменное ….
Свинцовая …. - свинцовые ….
Стальной … - стальные ….
Мирное …- мирный ….
- Задание: Работа по учебнику стр. 88 Текст « Голубая ель»
( выписать прилагательные и определить разряды)
Качественные
Относительные
Притяжательные
- Самостоятельная работа по тесту
IV Итоги урока
- Заключительное слово учителя
- Сейчас суд уйдёт на совещание. Оправдаем ли мы прилагательное? Снимем ли с него обвинения? Что скажут уважаемые присяжные? Смогли ли мы доказать нужность прилагательных в речи? И какой совет дадим обвинителю?
- Секретарь: ( суд уходит на совещание)
- Встать! Суд идёт!
- Судья: Выслушав обе стороны, посовещавшись с присяжными, на основании вердикта выношу приговор: Имя прилагательное оправдать. Оно необходимо нам в речи, мы должны уместно употреблять разряды.
- Отпустить прилагательное из - под стражи в зале суда.
- Судья: Суд закончен! (бьёт молотком по столу)
V Домашнее задание: Составить план к тексту « Голубая ель»