kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок суд

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Урок развития речи. Повторение и обобщение разрядов имен прилагательных.

Цели и задачи:                                                                                                          1. Образовательные: Обобщить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательных, проверить уровень усвоения материала и выявить пробелы, уметь правильно употреблять прилагательные в речи.

2. Развивающие:  Развить творческую деятельность учащихся, интерес к предмету через использование нетрадиционной формы урока (моделирование судебной ситуации), занимательного материала.

3. Воспитательные:  Формировать дружеские отношения между учащимися, умения работать индивидуально и в группе.

Тип урока: систематизация и обобщение изученного

Вид урока: урок – суд

Форма работы: индивидуальная, парная.

Оборудование: Слайдовая презентация, таблицы, интерактивная доска

Ход урока

I Организационный  момент

Психологический настрой учащихся к уроку

 Вступительное слово учителя

Ребята, наши уроки русского языка и литературы по праву можно считать уроками жизни. Мы  встречаемся, узнаем много нового и интересного друг о друге, нового и полезного о языке. А что если у вас возникли претензии к какой-нибудь части речи?  Мы завершаем изучение разрядов имен прилагательных, поэтому у многих есть непонятные вопросы по правописанию окончаний прилагательных,  умения отличать разряды имен прилагательных, по правописанию суффиксов прилагательных. Поэтому я приглашаю  вас на урок-суд. Надеюсь, что после него у вас не останется вопросов, ибо цель любого суда – восстановить справедливость и установить истину. Представляю вам судейский состав:

Судья:  Жолдас  Бекарыс

Прокурор: Толеугалиева Айкоркем

Адвокат: Валериева Жулдыз

Обвиняемый:  Куттыбай Асель

Истец:  Сайлаубекулы Данир

Секретарь:  Гайдарова Асем

Присяжные: Жанболаткызы Саулет, Бердыгалиева Лаура

Свидетели: Карим Куат, Нурсаинов Багдат

 II - Секретарь: Встать! Суд идёт! Садитесь!

  - Судья: У нас сегодня на скамье подсудимых – имя прилагательное.

Зафиксируйте дату совещания (учитель на доске записывает число)

 Слово по обвинению передаю прокурору, пожалуйста.

- Прокурор: Здравствуйте, участники процесса!  Имя прилагательное обвиняется сразу по трем статьям Конституции Республики Казахстан.

Во - первых,  имеет  начальную форму именительный падеж, в единственном числе, мужского рода, а почему не  женского рода?

Во- вторых, согласуется с существительным в роде, в числе и падеже. Почему  не с глаголами?

В- третьих, что степень сравнения имеют только качественные, а где два остальных разряда?

- Судья: Приглашаю к трибуне истца.

- Истец: У меня ошибки в написании окончании прилагательных, к тому же я всё время путаю разряды. Нужно убрать прилагательные из нашей речи.

- Судья: Прошу подойти к трибуне обвиняемого – имя прилагательное. Что скажите вы в своё оправдание?             

- Обвиняемый: Я – имя прилагательное. Я украшаю  речь, описываю признаки предметов. Делаю вашу речь точнее и понятнее. А чтобы правильно определять начальную форму,  уметь согласовывать прилагательные с существительными, определять степень сравнения у качественных прилагательных нужно знать правила. У меня всё, господин судья!

- Судья: Садитесь.

- Судья: Прошу к трибуне  адвоката. Что скажите вы в защиту своего подзащитного?

- Адвокат: Здравствуйте, заседатели судебного процесса!  В защиту  своего подзащитного могу привести очень веские доказательства.

Задание: Конструирование словосочетаний

Крупный ( ученый, фирма, открытие )

Современный ( мир, жизнь, общество )

Великий ( математик, сила, дело )

Особенный (человек, внешность, свойство )

Знаменитый ( ученый, люди )

- Судья:  Пригласите  к допросу свидетелей – разряды прилагательных. (обращается к секретарю). Поклянитесь на учебнике « Русский язык», что будете говорить правду.

- Качественное прилагательное:  Я выражаю качество и воспринимаюсь вами сам по себе, независимо от других предметов, такой признак может быть у предмета в большей  или в меньшей степени:  старый – старее.

- Относительное прилагательное:  Я указываю на отношение данного предмета к другим предметам и явлениям,  не могу быть в большей или в меньшей степени: деревянный (дом), московский ( житель).

- Притяжательное прилагательное: Я выражаю принадлежность предмета какому – нибудь существу. Я тоже не могу быть в большей  или в меньшей степени: мамино ( пальто), лисья (нора).

- Судья:  А какие различия есть у качественных и относительных прилагательных?

- Адвокат: Протестую! Разрешите мне прокомментировать ситуацию

Различие  качественных и относительных прилагательных

Качественные прилагательные

Относительные прилагательные

  1. Имеют степень сравнения: светлый, светлее, самый светлый
  2. Имеют краткую форму: Красивый, красив
  3. Могут сочетаться с наречиями: очень, чрезвычайно, слишком
  4. Могут образовывать прилагательное с приставкой –не: недорогой
  5. Образуют наречия на –о, -е: горячо, активно
  1. Не обладают ни одним из признаков, характерных для качественных прилагательных.
  2. Указывают на отношение одного предмета к другому  ( медный таз)
  3. Можно подобрать синонимичные словосочетания: мясной бульон – бульон из мяса, приморский город – город около моря

- Адвокат: Документ приобщите к делу ( отдает документ судье)

- Судья: Хорошо, я возьму  к сведению.

- Секретарь:  Сторона обвинения хочет предоставить вещественные доказательства.

Задание: Вещественные доказательства ( на интерактивной доске показываются картинки, а ученики в тетрадях записывают словосочетания)

  1. Стальной нож                               6. Товарный поезд
  2. Деревянная ложка                        7 Кухонный стол  
  3.  Молодая девушка                        8. Красное  яблоко
  4.  Пожилой человек                         9. Медвежья берлога
  5.  Лисья шуба                                 10. Высокий дом

- Прокурор: Прошу слова! Но почему – то разряды  переходят  из одного разряда в другой?

Относительные прилагательные

Качественные прилагательные

Малиновое ( варенье)

Стальной ( нож)

Малиновое ( платье)

Стальные ( нервы)

 

- Адвокат: Протестую! Я объясню. Относительные прилагательные могут перейти в разряд качественных, если они приобретают значение признака, который может быть в большей или меньшей степени. Такие прилагательные имеют переносное значение. – Спасибо.

III Рефлексия

  1. Малиновое  …. -   малиновый ….
  2.  Каменный …. -   каменное ….
  3. Свинцовая …. - свинцовые ….
  4. Стальной …  -   стальные  ….
  5. Мирное   …-     мирный ….

- Задание: Работа по учебнику стр. 88 Текст  « Голубая ель»

( выписать прилагательные и определить разряды)

Качественные

Относительные

Притяжательные

- Самостоятельная работа по тесту

IV Итоги  урока

- Заключительное слово учителя

- Сейчас  суд уйдёт на совещание. Оправдаем ли мы прилагательное? Снимем ли с него обвинения? Что скажут уважаемые присяжные? Смогли ли мы доказать нужность прилагательных в речи? И какой совет дадим  обвинителю?

- Секретарь: ( суд уходит на совещание)

- Встать! Суд идёт!

- Судья:  Выслушав обе стороны, посовещавшись с присяжными, на основании вердикта выношу приговор: Имя прилагательное оправдать. Оно необходимо нам в речи,  мы должны уместно употреблять разряды.

- Отпустить прилагательное из - под стражи в зале суда.

- Судья: Суд закончен! (бьёт молотком по столу)

V Домашнее задание: Составить план к тексту « Голубая ель»

Комментирование оценок.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок суд»

Тема: Урок развития речи. Повторение и обобщение разрядов имен прилагательных.

Цели и задачи: 1. Образовательные: Обобщить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательных, проверить уровень усвоения материала и выявить пробелы , уметь правильно употреблять прилагательные в речи.

2. Развивающие: Развить творческую деятельность учащихся, интерес к предмету через использование нетрадиционной формы урока (моделирование судебной ситуации), занимательного материала.

3. Воспитательные: Формировать дружеские отношения между учащимися, умения работать индивидуально и в группе.

Тип урока: систематизация и обобщение изученного

Вид урока: урок – суд

Форма работы: индивидуальная, парная.

Оборудование: Слайдовая презентация, таблицы, интерактивная доска

Ход урока

I Организационный момент

Психологический настрой учащихся к уроку

Вступительное слово учителя

Ребята, наши уроки русского языка и литературы по праву можно считать уроками жизни. Мы встречаемся, узнаем много нового и интересного друг о друге, нового и полезного о языке. А что если у вас возникли претензии к какой-нибудь части речи? Мы завершаем изучение разрядов имен прилагательных, поэтому у многих есть непонятные вопросы по правописанию окончаний прилагательных, умения отличать разряды имен прилагательных, по правописанию суффиксов прилагательных. Поэтому я приглашаю вас на урок-суд. Надеюсь, что после него у вас не останется вопросов, ибо цель любого суда – восстановить справедливость и установить истину. Представляю вам судейский состав:

Судья: Жолдас Бекарыс

Прокурор: Толеугалиева Айкоркем

Адвокат: Валериева Жулдыз

Обвиняемый: Куттыбай Асель

Истец: Сайлаубекулы Данир

Секретарь: Гайдарова Асем

Присяжные: Жанболаткызы Саулет, Бердыгалиева Лаура

Свидетели: Карим Куат, Нурсаинов Багдат



II - Секретарь: Встать! Суд идёт! Садитесь!

- Судья: У нас сегодня на скамье подсудимых – имя прилагательное.

Зафиксируйте дату совещания (учитель на доске записывает число)

Слово по обвинению передаю прокурору, пожалуйста.

- Прокурор: Здравствуйте, участники процесса! Имя прилагательное обвиняется сразу по трем статьям Конституции Республики Казахстан.

Во - первых, имеет начальную форму именительный падеж, в единственном числе, мужского рода, а почему не женского рода?

Во- вторых, согласуется с существительным в роде, в числе и падеже. Почему не с глаголами?

В- третьих, что степень сравнения имеют только качественные, а где два остальных разряда?

- Судья: Приглашаю к трибуне истца.

- Истец: У меня ошибки в написании окончании прилагательных, к тому же я всё время путаю разряды. Нужно убрать прилагательные из нашей речи.

- Судья: Прошу подойти к трибуне обвиняемого – имя прилагательное. Что скажите вы в своё оправдание?

- Обвиняемый: Я – имя прилагательное. Я украшаю речь, описываю признаки предметов. Делаю вашу речь точнее и понятнее. А чтобы правильно определять начальную форму , уметь согласовывать прилагательные с существительными, определять степень сравнения у качественных прилагательных нужно знать правила. У меня всё, господин судья!

- Судья: Садитесь.

- Судья: Прошу к трибуне адвоката. Что скажите вы в защиту своего подзащитного?

- Адвокат: Здравствуйте, заседатели судебного процесса! В защиту своего подзащитного могу привести очень веские доказательства.



Задание: Конструирование словосочетаний

Крупный ( ученый, фирма, открытие )

Современный ( мир, жизнь, общество )

Великий ( математик, сила, дело )

Особенный (человек, внешность, свойство )

Знаменитый ( ученый, люди )

- Судья: Пригласите к допросу свидетелей – разряды прилагательных. (обращается к секретарю). Поклянитесь на учебнике « Русский язык», что будете говорить правду.

- Качественное прилагательное: Я выражаю качество и воспринимаюсь вами сам по себе, независимо от других предметов, такой признак может быть у предмета в большей или в меньшей степени: старый – старее.

- Относительное прилагательное: Я указываю на отношение данного предмета к другим предметам и явлениям, не могу быть в большей или в меньшей степени: деревянный (дом), московский ( житель).

- Притяжательное прилагательное: Я выражаю принадлежность предмета какому – нибудь существу. Я тоже не могу быть в большей или в меньшей степени: мамино ( пальто), лисья (нора).

- Судья: А какие различия есть у качественных и относительных прилагательных?

- Адвокат: Протестую! Разрешите мне прокомментировать ситуацию

Различие качественных и относительных прилагательных

Качественные прилагательные

Относительные прилагательные

  1. Имеют степень сравнения: светлый, светлее, самый светлый

  2. Имеют краткую форму: Красивый, красив

  3. Могут сочетаться с наречиями: очень, чрезвычайно, слишком

  4. Могут образовывать прилагательное с приставкой –не: недорогой

  5. Образуют наречия на –о, -е: горячо, активно

  1. Не обладают ни одним из признаков, характерных для качественных прилагательных.

  2. Указывают на отношение одного предмета к другому ( медный таз)

  3. Можно подобрать синонимичные словосочетания: мясной бульон – бульон из мяса, приморский город – город около моря




- Адвокат: Документ приобщите к делу ( отдает документ судье)

- Судья: Хорошо, я возьму к сведению.

- Секретарь: Сторона обвинения хочет предоставить вещественные доказательства.

Задание: Вещественные доказательства ( на интерактивной доске показываются картинки, а ученики в тетрадях записывают словосочетания)

  1. Стальной нож 6. Товарный поезд

  2. Деревянная ложка 7 Кухонный стол

  3. Молодая девушка 8. Красное яблоко

  4. Пожилой человек 9. Медвежья берлога

  5. Лисья шуба 10. Высокий дом

- Прокурор: Прошу слова! Но почему – то разряды переходят из одного разряда в другой?

Относительные прилагательные

Качественные прилагательные

Малиновое ( варенье)

Стальной ( нож)

Малиновое ( платье)

Стальные ( нервы)



- Адвокат: Протестую! Я объясню. Относительные прилагательные могут перейти в разряд качественных, если они приобретают значение признака, который может быть в большей или меньшей степени. Такие прилагательные имеют переносное значение. – Спасибо.

III Рефлексия

  1. Малиновое …. - малиновый ….

  2. Каменный …. - каменное ….

  3. Свинцовая …. - свинцовые ….

  4. Стальной … - стальные ….

  5. Мирное …- мирный ….

- Задание: Работа по учебнику стр. 88 Текст « Голубая ель»

( выписать прилагательные и определить разряды)

Качественные

Относительные

Притяжательные













- Самостоятельная работа по тесту

IV Итоги урока

- Заключительное слово учителя

- Сейчас суд уйдёт на совещание. Оправдаем ли мы прилагательное? Снимем ли с него обвинения? Что скажут уважаемые присяжные? Смогли ли мы доказать нужность прилагательных в речи? И какой совет дадим обвинителю?

- Секретарь: ( суд уходит на совещание)

- Встать! Суд идёт!

- Судья: Выслушав обе стороны, посовещавшись с присяжными, на основании вердикта выношу приговор: Имя прилагательное оправдать. Оно необходимо нам в речи, мы должны уместно употреблять разряды.

- Отпустить прилагательное из - под стражи в зале суда.

- Судья: Суд закончен! (бьёт молотком по столу)

V Домашнее задание: Составить план к тексту « Голубая ель»

Комментирование оценок.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок суд

Автор: Камзина Айжан Мухамедкалиевна

Дата: 13.02.2017

Номер свидетельства: 391432

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Разработка нестандартного урока (урок-суд) "
    ["seo_title"] => string(42) "razrabotka-niestandartnogho-uroka-urok-sud"
    ["file_id"] => string(6) "164768"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422699525"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Урок -суд.По заслугам и честь (образ городничего по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»)."
    ["seo_title"] => string(86) "urok-sud-po-zaslugham-i-chiest-obraz-ghorodnichiegho-po-komiedii-n-v-gogholia-rievizor"
    ["file_id"] => string(6) "251880"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447310051"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) ""Урок-суд над Чингисханом""
    ["seo_title"] => string(24) "uroksudnadchinghiskhanom"
    ["file_id"] => string(6) "278966"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453173239"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Урок-суд "Безударный гласный в корне слова" "
    ["seo_title"] => string(44) "urok-sud-biezudarnyi-ghlasnyi-v-kornie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "143530"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418556225"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "урок-суд по произведению "Премудрый пескарь" "
    ["seo_title"] => string(46) "urok-sud-po-proizviedieniiu-priemudryi-pieskar"
    ["file_id"] => string(6) "163733"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422535041"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства