Цель: развитие интеллектуальных способностей учащихся, умение входить в роль литературного героя
Секретарь: Встать! Суд идет!
Уважаемые судьи группа к слушанью дела пескаря готова.
Прокуроры, заняли свои места!
Судья: Прошу всех садиться! Слушается дело Пескаря , который обвиняется за бесполезно прожитую жизнь.
Прокуроры готовы? Защита готова?
Пескарь вам предоставляется слово.
Пескарь: Я - сын пескаря. Отец и мать мои были умные , всю жизнь прожили в реке и ни в уху, ни к щуке в хайло не попали. И мне тоже заказали: «Смотри , сынок, говорил отец умирая- коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба.
Судья: Расскажите о вашей жизни после смерти родителей.
Пескарь: После смерти родителей остался я один . Куда не обернусь- везде мне мат .Кругом в воде все большие рыбы плавают , а я всех меньше , всякая рыба меня заглотать может. Рак может меня клешней пополам перерезать, водяная блоха – в хребет впиться и до смерти замучить. Даже свой брат пескарь -и тот ,как увидит. Что я комара изловил , так бросится отнимать. А человек ! Каких каверз он не выдумал, чтоб пескаря напрасною смертью погубить. И невода, и сети, иуду. Отец рассказывал мне насчет уды, как он однажды чуть в уху не попал . Я отчетливо запомнил поучения отца да и на ус намотал.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«урок-суд по произведению "Премудрый пескарь" »
Урок-суд.С-Щедрин «Премудрый пескарь».
Секретарь: Встать! Суд идет!
Уважаемые судьи группа к слушанью дела пескаря готова.
Прокуроры, заняли свои места!
Судья: Прошу всех садиться! Слушается дело Пескаря , который обвиняется за бесполезно прожитую жизнь.
Прокуроры готовы? Защита готова?
Пескарь вам предоставляется слово.
Пескарь: Я - сын пескаря. Отец и мать мои были умные , всю жизнь прожили в реке и ни в уху, ни к щуке в хайло не попали. И мне тоже заказали: «Смотри , сынок, говорил отец умирая- коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба.
Судья: Расскажите о вашей жизни после смерти родителей.
Пескарь: После смерти родителей остался я один . Куда не обернусь- везде мне мат .Кругом в воде все большие рыбы плавают , а я всех меньше , всякая рыба меня заглотать может. Рак может меня клешней пополам перерезать, водяная блоха – в хребет впиться и до смерти замучить. Даже свой брат пескарь -и тот ,как увидит. Что я комара изловил , так бросится отнимать. А человек ! Каких каверз он не выдумал, чтоб пескаря напрасною смертью погубить. И невода, и сети, иуду. Отец рассказывал мне насчет уды, как он однажды чуть в уху не попал . Я отчетливо запомнил поучения отца да и на ус намотал.
Судья: Как сложилась ваша дальнейшая судьба?
Пескарь: Надо глядеть в оба, сказал я себе , а не то как раз пропадешь! И стал я жить да поживать. Первым делом нору для себя вырыл, чтоб забраться в нее только одному можно было, а никому другому не влезть. Долбил ее целый год и сколько страху принял, ночуя в иле. Наконец выдолбил на славу . Именно только одному можно поместиться . Вторым делом насчет житья своего решил так: ночью , когда птицы , звери и рыбы спят , я буду моцион делать.
Судья: Как вы думаете , правильный ли путь выбрал пескарь?
Защита : Да .Ведь его никто не понимал , никто не стремился к нему на помощь. Более того его все обижают . Поэтому он уединяется.
Обвинение: Нет. Выбранный путь неправильный . Оставшись без родителей , он не находит себе друзей, ни с кем не общается, не стремится ни к кому на помощь, а предпочитает одиночество.
Судья: Обвиняемый, любили ли вы кого-нибудь?
Пескарь: Нет , мне некогда было об этом думать.
Судья: Хорошо ли это , что пескарь не обзавелся семьей ?
Защита: Да. Ведь жизнь у него вся в страхе, зачем порождать себе подобных.
Обвинение: Нет Оставшись один, он заботится только о себе. Возможно ,если бы у него была семья, он бы проявлял к ней заботу, тогда по –неволе ему пришлось было выйти из норы . Возможно он мог бы сострадать ближнему , прийти на помощь.
Судья: В чем смысл жизни пескаря?
Защита: Главное для него – борьба за свое существование. Выжить в любых условиях . Умереть своей смертью. Но не в коем случае не попасть в лапы щуки или других рыб .
Обвинение: Никакого смысла в жизни нет . Запершись в своей скорлупе , он постоянно дрожит за себя, за свою жизнь. Ни друзей у него , ни родных. Ни он кому ни к нему кто. В карты не играет , вина не пьет, табаку не курит . за красными девушками не гоняется- только дрожит, да одну думу думает : «Слава богу! Кажется жив!». Смысл жизни самосохранение .Уход от столкновений, борьбы, поэтому прожил до глубокой старости невредимым.
Судья: Выслушали пескаря , приступим к обсуждению.
Адвокат: Пескарь просвещенный , умеренно-либеральный и очень твердо понимал, что жизнь прожить-не шумовку облизать. У молодого пескаря палата ума была .
Прокурор: Действительно. Пескарь был умный , но начал он этим умом раскидывать . И в результате остался один. Никто его не понимал, и не хочет понимать. Запершись в норе , он думает о своем самосохранении . Несмотря на то, что голоден и холоден, а во сне видит будто выиграл 200 000 и от такого восторга даже высунулся из норы . Это первый признак к обогащению . Его не волнует жизнь за норой .
Адвокат: Так ведь за норой его никто не понимал, а даже наоборот смеются над ним, нарочно хвалят его, а сами думают , что он высунется , а они тут его схватят. Некоторые называют его дураком. .
Прокурор: А почему его никто не понимает? Да потому что он сам не хочет этого. Что он сделал для окружающих? Какие были у него радости? Кому он дал добрый совет? Кто слышал о нем? На все эти вопросы можно дать только один ответ: НИКОГО, НИКОМУ.
Адвокат: Хочу выступить в защиту Пескаря . Ведь в его поведении виновата среда , в которую он попал . И большую роль сыграли наставления отца, примеры из его жизненного опыта . Зачем повторять то, что было пережито предками.
Прокурор: Да, среда виновата , но не совсем . А разве он сопротивлялся ? Разве он пытался выбраться из создавшейся ситуации? Нет. , он молчал , заперся в нору, где даже повернуться негде, ни солнечный луч не заглянет, ни теплом не пахнет в этой сырой мгле.
Судья: Мы выслушали мнение защиты и обвинения .
Виновен ли пескарь? Достоин ли он осуждения?
Голоса: Да, достоин, потому что он трус , он прячется от борьбы . Он не приносит никакой пользы никому. Жизнь его бесполезна.
Судья: Мы выслушали мнение защиты, обвинения, публики. Да, Пескарь достоин обвинения , потому что для продолжения рода прежде всего нужна семья, а у него ее нет . Но этого мало: для того , чтоб семья укреплялась, процветала , чтоб ее члены были здоровы и бодры , нужно чтоб они воспитывались в родной стихии , а не в норе , где он почти ослеп от вечных сумерек. Необходимо , чтоб пескари получали достаточное питание , чтоб не чуждались общественности .Ибо только такая жизнь может совершенствовать пескарью породу и не дозволит ей измельчать и выродиться и выродиться. Неправильно считают те, кто думает, что лишь те пескари могут считаться достойными гражданами , которые , обезумев от страха , сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане , а по меньшей мере бесполезные пескари. Никому от них ни тепло , ни холодно никому ни чести , ни бесчестия, ни славы, ни бесславия … Живут даром , место занимают .
Суд постановил: Признать Пескаря виновным за бесполезно прожитую