kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Урок-суд над Чингисханом"

Нажмите, чтобы узнать подробности

6 класс        Урок истории

Тема:  Суд над Чингисханом.

Учитель: Гураспишвили О.З.

Тип урока: нетрадиционный  урок-игра

Форма урока: урок-суд

Цель: Обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Завоевания Чингисхана и его потомков» 

2. Задачи урока:

 а) образовательные:

 ? сформировать представление о роли личности в истории, своеобразии исторического пути разных народов;

•продолжить формирование навыков работы с учебником и дополнительной литературой;

 б) воспитательные:

•содействовать в ходе урока формированию собственного мнения учащихся  и отстаивания его с использованием исторических фактов

   в) развития личности:

• развивать у учащихся навыки устной монологической речи, общеучебные умения;

• для создания эмоций у учащихся обеспечить в ходе урока создание ситуаций эмоциональных переживаний.

3. Методы обучения: самостоятельная работа с книгой, учебником; рассказ, беседа, диспут.

4. Оборудование урока: трибуна, костюмы участников, рисунки, атрибуты судебного заседания.

5. Подготовка к уроку: Распределение ролей (судья, прокурор, адвокат, свидетели, журналисты и историки)

Свидетели:

 Житель Северного Китая

Волжский Булгарии

Русский дружинник

Житель Западной европы

 Жена Чингисхана Бортэ

Внук Чингисхана - Батый

Итальянский путешественник Марко Поло

С участниками  заранее оговариваются костюмы, атрибуты, используемая дополнительная литература для подготовки.

6. Место проведения: учебный кабинет, расстановка парт и оборудования в соответствии с заявленной формой проведения - судебное заседание.

План.

1.            Организационный момент

2.            Вводное слово учителя

3.            Судебное заседание. Выступления участников процесса

4.            Кульминация. Вынесение судебного приговора.

5.            Подведение итогов. Рефлексия.

6.            Домашнее задание.

                                                                        Ход урока

Сегодня слушается дело Чингисхана.

Это имя знают все. Великий воин, сильный враг, безжалостный победитель, мудрый правитель. Все это он. Какой же он на самом деле? Сегодня нам это предстоит выяснить.

Включаем видео.

Учитель напоминает, что этот урок — суд.

Позвольте представить обвиняемого, судей, прокурора и  свидетелей прокурора, адвоката и свидетелей адвоката, а так же в нашем зале присутствуют журналисты (хотя их в то время не было, но мы представим, что они были), а так же люди современности-историки.

Пока наши уважаемые защитники и обвинители будут обсуждать. Журналисты и историки получат свои задания по историческим картам и вопросам.

В чем обвиняется Чингисхан?

Судья: Наше судебное заседание должно решить: виноват ли Чингисхан в гибели сотен тысяч людей, в разрушении цивилизации Азии; выяснить все за и против его завоеваний. Каковы последствия деятельности Чингисхана и его потомков.

Встать, суд идет!

Слово обвиняемому:

Назовите своё полное имя, годы жизни.

Чингисхан: Темучин, сын Есугея. Родился в 1115   г.

 В 1205  г. На монгольском курултае был провозглашён Тенгиз, т.е. Чингисханом, ханом океана и морей.

В 1213 г. Завоевал весь Китай. В 1219 – 1220г г. Среднюю Азию, Северный Ирак. В 1221 г. Появился на территории современных осетин – аланов и наткнулся на половцев.

Создал самую большую империю в мире. Умер в 1227  г.

Рассказывает о себе и показывает на карте границы своей империи.

 Слово  свидетелей обвинения:

1 житель Северного Китая (рассказ о покорении Северного Китая Чингисханом)

2 волжский булгар  (рассказ о завоевании Волжской Булгарии)

3        половецкий князь (битва на Калке )

4 русский дружинник (рассказ о жестокости монголо-татар в битвах)

1 свиидетель обвинения. Выступает житель Китая:

Я житель покоренного Китая.

В 1211 году войско Чингисхана вместе с ее столицей Пекином.  Монголы переняли у нас китайцев осадные оружия, научились брать штурмом крепости.

Монголы 20 лет продолжали завоевывать Северный Китай. Империя Цзинь была опустошена и присоединена к Монгольской державе. Позже монголы приступили   к завоеванию Южного Китая.

Так основной частью Монгольского государства стал Китай. Столицей своей империи Чингисхан сделал город Пекин.  Монголы захватывали в Китае земли. Они привлекали к управлению в Китае чужеземцев.

 Чингисхан: Протестую! Только по началу. Позже к управлению страной привлекались так же образованные китайцы.

Судья: Протест принят.

2 свиделель обвинения русский дружинник (рассказ о жестокости монголо-татар в битвах)

В 1223 году страшный враг-монгольское войско подступало к границам наших южных княжеств. Мы решили объединиться с бывшими недругами половцами, что бы одолеть избежать общую угрозу.

Весной около реки Калки был организован лагерь, где мы и встретились с монголами. Три дня продолжалась битва, но выбить нас из лагеря монголам не удалось. Тогда монгольские предводители пошли на хитрость. Они предложили русским князьям  мир и обещали свободно пропустить его с войском. Но как только русские вышли из лагеря, монголы напали на них и перебили.

Монгольские ханы зверски расправились с побеждёнными. Они положили пленных связанных князей и половцев на землю, накрыли их досками, устроили на досках пир и всех задушили.

После битвы на Калке 31 мая 1223 года, монголы сожгли и разорили ряд южных русских городов и селений.

3             свидетель обвинения. Житель Волжской Булгарии:

Наше государство было одним из самых развитых государств средневековья.

Мы могли похвастаться превосходной, тонкой культурой, архитектурой,  развитым ремеслом, активной торговлей, мы вели дипломатические и торговые отношения с самыми отдаленными уголками мира, например с Арабским халифатом.

Многие наши города шумели базарами, славились красивыми мечетями, каменными банями. А столица Волжской Булгарии город Биляр превышала по площади современный Париж.

В 1236 монголы собрав значительные силы и начали очередной военный поход.

Первой жертвой стала Волжская Булгария. Осенью этого года многие наши  города были захваченные, а красивейшая столица Биляр сожжена дотла.

В 1243 году Было основано государство Золотая Орда и Волжская Булгария навсегда сотрется с карты как самостоятельное государство.

Адвокат: Протестую! Волжская Булгария была захвачена не Чингисханом, а его внуком Батыем!

Прокурор: Чингисхан хотел завоевать весь мир, всё остальное – это лишь продолжатели его дела.

Судья: Протест отклонён.

4             Житель  средневековой Западной  Европы:

Хотя войско монголов и не грамило наши земли, завоевание монгольскими войсками Руси, вторжение их в Польшу, Венгрию и другие земли вызвало панику в Европе. В хронике немецкого монастыря  написано: «Значительный страх перед этим варварским народом охватил отдаленные страны, не только Францию, по и Бургундию и Испанию, которым имя монгол  было дотоле неизвестно».

 Во французской хронике отмечено, что страх перед монголами во Франции повлек за собой полный застой торговли; английский хронист Матвей Парижский сообщает, что на время прервалась торговля Англии с континентом, а в Германии даже возникла молитва: «Господи, избави нас от ярости монгол!».

Страны Европы надолго запомнят испытанный ими ужас, само имя монголов на долгое время, вплоть до начала XIV века, будет вызывать страх.

Судья: Слово защите.

1 Выступает жена Чингисхана Бортэ:

Мой муж и великий предводитель Чингисхан, смог объединить племена монголов и создать среди них государственность. Многое сделал для развития своего народа, издавал прогрессивные реформы. В Монгольской империи был установлен государственный порядок.

Чингисхан организовал управление новым монгольским государством. Отдельные улусы- провинции были выделены в управление его матери, сыновьям и младшим братьям, учрежден пост верховного судьи. Хан создал письменное делопроизводство, поручив его первоначально писцам – уйгурам. Среди монголов внедрялась  письменность, приспособленная к их языку. В 1206 он провозгласил кодекс законов, который назывался Яса, но с учетом потребностей централизованного государства. Яса содержала преимущественно перечень наказаний за различные преступления. Смертной казнью карались самовольное провозглашение себя ханом, сознательный обман, отказ оказать помощь в бою, дезертирство, предательство, воровство, лжесвидетельство и неуважение к старшим. 

Большим прогрессом для монголов было  созданные Чингисханов сеть линий сообщений в  империи, почтовая и курьерская  связь в крупном масштабе для военных и административных целей.

Так же Чингисхан провозглашал веротерпимость среди монголов. Никогда он не навязывал завоеванным народам другую веру и не заставлял отказываться от своей.  Об этом даже говорилось в Ясе.И на Руси монголы спокойно отнеслись к православной церкви.

Так же он был любящим супругом. Однажды меня похитили враги, племя меркитов.  Чингисхан собрал огромную армию и спас меня из плена, подобно настоящему герою.

2 Батый:

Мой дед был одним из самых талантливых полководцев в мире. Он не только объединил всех монголов, но и смог создать огромную империю, а так же организовать мощнейшую армию, которая была разделена на тысячи, сотни и десятки. Армия состояла не только из монголов, но и из захваченных народов. Как же покоренные приводили армию к успеху?

Была железная дисциплина. За одного беглеца казнили десятерых, за десятерых беглецов, сотню.

 Чингисхан был справедлив— искоренялся родовой принцип организации войск, теперь продвижение по службе определялось личными способностями и преданностью хану, а не близостью к родовой аристократии.

 Был создан специальный корпус своего рода личной гвардии хана, который делился на две части: дневную стражу, и — ночную (соответственно 70 и 80 человек). - Организовано элитное подразделение из тысячи богатырей — лучших воинов, которые получали это почетное звание за боевые заслуги.

Мой дед Великий «Сотрясатель вселеннои?»

3 Итальянский  купец и путешественние Марко Поло:

В средние века люди имели скудные знания о отдаленных от их родины уголках мира, так как практически не совершали путешествий.

Но в 1271, мой отец,дядя и я проехали из Италии до самого Китая. Три с половиной года длился наш путь, он был долог, но беспрепятственен, так как вся огромная территория, которую мы миновали входила в состав одной огромной империи Чингисхана. В Китае я провел 17 лет, на службе у монгольского хана. Много узнал о истории, культуре, устройстве государства  и многое узнал о биографии самого великого монгола Чингисхана.

По возвращению в Италию, я написал книгу о своем путешествии, в которую вошло то, что я узнал у монголов. Они рассказывали, что Чингисхан завоевывая какую либо область, не нарушал прав собственности местного населения, а только сажал среди них нескольких своих людей, уходя с остальными воевать, и когда люди покоренных народов убеждались, в том, что он защищает их границы, когда они  видели его благородства как государя они тогда становились преданные ему телом и душой и из бывших врагов становились его преданными слугами.

 Империя Чингисхана занимавшая пол света,   пала не от врагов, погибла распавшись изнутри. После смерти Чингисхана, а потом и Батыя, чингизиды начали междоусобную войну, в результате чего империя разрушится.

Судья: Мы выслушали свидетелей.  Суд удаляется на совещание.

Учитель: А пока суд решает, наши журналисты и историки расскажут нам как они справились со своими заданиями (ребята сдают контурные карты на проверку учителю и отвечают на вопросы)

Историки: Тайна имени Чингисхана.

Журналисты: Тайна захоронения Чингисхана.

Судья: Суд готов вынести приговор!

Выступает прокурор:

Чигисхан виновен! Вот наши доводы:

а)агрессивные цели завоевательных походов;

б)жестокость и бесчеловечность методов достижения цели;

в)задержка развития покоренных монголами народов

г) разрушение, создававшихся веками оросительных систем в Средней Азии.

(даже в наши дни на этих землях пески и пустыш)

д) изменился состав населения, многие края обезлюдились.

Адвокат: строит защиту осужденного по направлениям:

а)создание государственности среди монголов;

б)положительные изменения и успехи в жизни монголо (начало формирования культуры, появились первые законы);

в)неизбежность завоеваний, войн в эпоху  жестокого Средневековья.

Учащимся  предлагается сформулировать свое отношение  к  Чингисхану  и  его  политике и вынести в обсуждении приговор.

Дается  слово судье для решения суда  и  вынесения  приговора.  Председатель суда  объявляет заседание   суда  закрытым.  

Учитель: Сложно оценить роль Чингисхана в истории. В ней есть и созидательная и разрушительная часть. Видя монголов к успеху, он наносил ущерб другим народам.

Урок окончен. Выставление оценок и объяснение дом.задания.

Просмотр содержимого документа
«"Урок-суд над Чингисханом"»

6 класс Урок истории

Тема: Суд над Чингисханом.

Учитель: Гураспишвили О.З.

Тип урока: нетрадиционный урок-игра

Форма урока: урок-суд

Цель: Обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Завоевания Чингисхана и его потомков»

2. Задачи урока:

а) образовательные:

● сформировать представление о роли личности в истории, своеобразии исторического пути разных народов;

•продолжить формирование навыков работы с учебником и дополнительной литературой;

б) воспитательные:

•содействовать в ходе урока формированию собственного мнения учащихся и отстаивания его с использованием исторических фактов

в) развития личности:

• развивать у учащихся навыки устной монологической речи, общеучебные умения;

• для создания эмоций у учащихся обеспечить в ходе урока создание ситуаций эмоциональных переживаний.

3. Методы обучения: самостоятельная работа с книгой, учебником; рассказ, беседа, диспут.

4. Оборудование урока: трибуна, костюмы участников, рисунки, атрибуты судебного заседания.

5. Подготовка к уроку: Распределение ролей (судья, прокурор, адвокат, свидетели, журналисты и историки)

Свидетели:

Житель Северного Китая

Волжский Булгарии

Русский дружинник

Житель Западной европы

Жена Чингисхана Бортэ

Внук Чингисхана - Батый

Итальянский путешественник Марко Поло

С участниками заранее оговариваются костюмы, атрибуты, используемая дополнительная литература для подготовки .

6. Место проведения: учебный кабинет, расстановка парт и оборудования в соответствии с заявленной формой проведения - судебное заседание.

План.

1. Организационный момент

2. Вводное слово учителя

3. Судебное заседание. Выступления участников процесса

4. Кульминация. Вынесение судебного приговора.

5. Подведение итогов. Рефлексия.

6. Домашнее задание.



































Ход урока

Сегодня слушается дело Чингисхана.

Это имя знают все. Великий воин, сильный враг, безжалостный победитель, мудрый правитель. Все это он. Какой же он на самом деле? Сегодня нам это предстоит выяснить.

Включаем видео.

Учитель напоминает, что этот урок — суд.

Позвольте представить обвиняемого, судей, прокурора и свидетелей прокурора, адвоката и свидетелей адвоката, а так же в нашем зале присутствуют журналисты (хотя их в то время не было, но мы представим, что они были), а так же люди современности-историки.



Пока наши уважаемые защитники и обвинители будут обсуждать. Журналисты и историки получат свои задания по историческим картам и вопросам.

В чем обвиняется Чингисхан?

Судья: Наше судебное заседание должно решить: виноват ли Чингисхан в гибели сотен тысяч людей, в разрушении цивилизации Азии; выяснить все за и против его завоеваний. Каковы последствия деятельности Чингисхана и его потомков.

Встать, суд идет!!!



Слово обвиняемому:

Назовите своё полное имя, годы жизни.



Чингисхан: Темучин, сын Есугея. Родился в 1115 г.

В 1205 г. На монгольском курултае был провозглашён Тенгиз, т.е. Чингисханом, ханом океана и морей.

В 1213 г. Завоевал весь Китай. В 1219 – 1220г г. Среднюю Азию, Северный Ирак. В 1221 г. Появился на территории современных осетин – аланов и наткнулся на половцев.

Создал самую большую империю в мире. Умер в 1227 г.

Рассказывает о себе и показывает на карте границы своей империи.









Слово свидетелей обвинения:

1 житель Северного Китая (рассказ о покорении Северного Китая Чингисханом)

2 волжский булгар (рассказ о завоевании Волжской Булгарии)

3 половецкий князь (битва на Калке )

4 русский дружинник (рассказ о жестокости монголо-татар в битвах)







1 свиидетель обвинения. Выступает житель Китая:



Я житель покоренного Китая.

В 1211 году войско Чингисхана вместе с ее столицей Пекином. Монголы переняли у нас китайцев осадные оружия, научились брать штурмом крепости.

Монголы 20 лет продолжали завоевывать Северный Китай. Империя Цзинь была опустошена и присоединена к Монгольской державе. Позже монголы приступили к завоеванию Южного Китая.

Так основной частью Монгольского государства стал Китай. Столицей своей империи Чингисхан сделал город Пекин. Монголы захватывали в Китае земли. Они привлекали к управлению в Китае чужеземцев .

Чингисхан: Протестую! Только по началу. Позже к управлению страной привлекались так же образованные китайцы.

Судья: Протест принят.



2 свиделель обвинения русский дружинник (рассказ о жестокости монголо-татар в битвах)

В 1223 году страшный враг-монгольское войско подступало к границам наших южных княжеств. Мы решили объединиться с бывшими недругами половцами, что бы одолеть избежать общую угрозу.

Весной около реки Калки был организован лагерь, где мы и встретились с монголами. Три дня продолжалась битва, но выбить нас из лагеря монголам не удалось. Тогда монгольские предводители пошли на хитрость. Они предложили русским князьям мир и обещали свободно пропустить его с войском. Но как только русские вышли из лагеря, монголы напали на них и перебили.

Монгольские ханы зверски расправились с побеждёнными. Они положили пленных связанных князей и половцев на землю, накрыли их досками, устроили на досках пир и всех задушили.

После битвы на Калке 31 мая 1223 года, монголы сожгли и разорили ряд южных русских городов и селений.

3 свидетель обвинения. Житель Волжской Булгарии:

Наше государство было одним из самых развитых государств средневековья .

Мы могли похвастаться превосходной, тонкой культурой, архитектурой, развитым ремеслом, активной торговлей, мы вели дипломатические и торговые отношения с самыми отдаленными уголками мира, например с Арабским халифатом.

Многие наши города шумели базарами, славились красивыми мечетями, каменными банями. А столица Волжской Булгарии город Биляр превышала по площади современный Париж.

В 1236 монголы собрав значительные силы и начали очередной военный поход.

Первой жертвой стала Волжская Булгария. Осенью этого года многие наши города были захваченные, а красивейшая столица Биляр сожжена дотла.

В 1243 году Было основано государство Золотая Орда и Волжская Булгария навсегда сотрется с карты как самостоятельное государство.



Адвокат: Протестую! Волжская Булгария была захвачена не Чингисханом, а его внуком Батыем!



Прокурор: Чингисхан хотел завоевать весь мир, всё остальное – это лишь продолжатели его дела.



Судья: Протест отклонён.





4 Житель средневековой Западной Европы:

Хотя войско монголов и не грамило наши земли, завоевание монгольскими войсками Руси, вторжение их в Польшу, Венгрию и другие земли вызвало панику в Европе. В хронике немецкого монастыря написано: «Значительный страх перед этим варварским народом охватил отдаленные страны, не только Францию, по и Бургундию и Испанию, которым имя монгол было дотоле неизвестно».

Во французской хронике отмечено, что страх перед монголами во Франции повлек за собой полный застой торговли; английский хронист Матвей Парижский сообщает, что на время прервалась торговля Англии с континентом, а в Германии даже возникла молитва: «Господи, избави нас от ярости монгол!».



Страны Европы надолго запомнят испытанный ими ужас, само имя монголов на долгое время, вплоть до начала XIV века, будет вызывать страх.





Судья: Слово защите.

1 Выступает жена Чингисхана Бортэ:

Мой муж и великий предводитель Чингисхан, смог объединить племена монголов и создать среди них государственность. Многое сделал для развития своего народа, издавал прогрессивные реформы. В Монгольской империи был установлен государственный порядок.

Чингисхан организовал управление новым монгольским государством. Отдельные улусы- провинции были выделены в управление его матери, сыновьям и младшим братьям, учрежден пост верховного судьи. Хан создал письменное делопроизводство, поручив его первоначально писцам – уйгурам. Среди монголов внедрялась письменность, приспособленная к их языку. В 1206 он провозгласил кодекс законов, который назывался Яса , но с учетом потребностей централизованного государства. Яса содержала преимущественно перечень наказаний за различные преступления. Смертной казнью карались самовольное провозглашение себя ханом, сознательный обман, отказ оказать помощь в бою, дезертирство, предательство, воровство, лжесвидетельство и неуважение к старшим.

Большим прогрессом для монголов было созданные Чингисханов сеть линий сообщений в империи, почтовая и курьерская связь в крупном масштабе для военных и административных целей.

Так же Чингисхан провозглашал веротерпимость среди монголов. Никогда он не навязывал завоеванным народам другую веру и не заставлял отказываться от своей. Об этом даже говорилось в Ясе.И на Руси монголы спокойно отнеслись к православной церкви.



Так же он был любящим супругом. Однажды меня похитили враги, племя меркитов. Чингисхан собрал огромную армию и спас меня из плена, подобно настоящему герою.



2 Батый:

Мой дед был одним из самых талантливых полководцев в мире. Он не только объединил всех монголов, но и смог создать огромную империю, а так же организовать мощнейшую армию, которая была разделена на тысячи, сотни и десятки. Армия состояла не только из монголов, но и из захваченных народов. Как же покоренные приводили армию к успеху?

Была железная дисциплина. За одного беглеца казнили десятерых, за десятерых беглецов, сотню.

Чингисхан был справедлив— искоренялся родовой принцип организации войск, теперь продвижение по службе определялось личными способностями и преданностью хану, а не близостью к родовой аристократии.

Был создан специальный корпус своего рода личной гвардии хана, который делился на две части: дневную стражу, и — ночную (соответственно 70 и 80 человек). - Организовано элитное подразделение из тысячи богатырей — лучших воинов, которые получали это почетное звание за боевые заслуги.

Мой дед Великий «Сотрясатель вселенной»



3 Итальянский купец и путешественние Марко Поло:

В средние века люди имели скудные знания о отдаленных от их родины уголках мира, так как практически не совершали путешествий.

Но в 1271, мой отец ,дядя и я проехали из Италии до самого Китая. Три с половиной года длился наш путь, он был долог, но беспрепятственен, так как вся огромная территория, которую мы миновали входила в состав одной огромной империи Чингисхана. В Китае я провел 17 лет, на службе у монгольского хана. Много узнал о истории, культуре, устройстве государства и многое узнал о биографии самого великого монгола Чингисхана.

По возвращению в Италию, я написал книгу о своем путешествии, в которую вошло то, что я узнал у монголов. Они рассказывали, что Чингисхан завоевывая какую либо область, не нарушал прав собственности местного населения, а только сажал среди них нескольких своих людей, уходя с остальными воевать, и когда люди покоренных народов убеждались, в том, что он защищает их границы, когда они видели его благородства как государя они тогда становились преданные ему телом и душой и из бывших врагов становились его преданными слугами.

Империя Чингисхана занимавшая пол света, пала не от врагов, погибла распавшись изнутри. После смерти Чингисхана, а потом и Батыя, чингизиды начали междоусобную войну, в результате чего империя разрушится.

Судья: Мы выслушали свидетелей. Суд удаляется на совещание.

Учитель: А пока суд решает, наши журналисты и историки расскажут нам как они справились со своими заданиями (ребята сдают контурные карты на проверку учителю и отвечают на вопросы)

Историки: Тайна имени Чингисхана.

Журналисты: Тайна захоронения Чингисхана.



Судья: Суд готов вынести приговор!

Выступает прокурор:

Чигисхан виновен! Вот наши доводы:

а)агрессивные цели завоевательных походов;

б)жестокость и бесчеловечность методов достижения цели;

в)задержка развития покоренных монголами народов

г) разрушение, создававшихся веками оросительных систем в Средней Азии.

(даже в наши дни на этих землях пески и пустыш)

д) изменился состав населения, многие края обезлюдились.

Адвокат: строит защиту осужденного по направлениям:

а)создание государственности среди монголов;

б)положительные изменения и успехи в жизни монголо (начало формирования культуры, появились первые законы);

в)неизбежность завоеваний, войн в эпоху жестокого Средневековья.



Учащимся предлагается сформулировать свое отношение к Чингисхану и его политике и вынести в обсуждении приговор.

Дается слово судье для решения суда и вынесения приговора. Председатель суда объявляет заседание суда закрытым.



Учитель: Сложно оценить роль Чингисхана в истории. В ней есть и созидательная и разрушительная часть. Видя монголов к успеху, он наносил ущерб другим народам.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
"Урок-суд над Чингисханом"

Автор: Гураспишвили Ольга Зазовна

Дата: 19.01.2016

Номер свидетельства: 278966

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства