Воздвигнута поражающая своим великолепием овощная база.
Онегину плевать, что о нём подумает общество.
В лаборатории мы с огромным изумлением узнавали свою группу крови.
Фронтальная беседа. – Что вызывает улыбку при чтении этих предложений? Как исправить допущенные ошибки? (Ребята предлагают свои способы решений)
- А теперь попробуйте сформулировать, о чём мы сегодня будем говорить? (о стилях речи)
2. Актуализация имеющихся знаний по теме урока (8-10 мин)
Цели этапа:
-2-
Сформировать УУД:
-познавательные (общеучебные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; логические: находить дополнительную информацию, используя справочную литературу, презентовать подготовленную информацию)
-коммуникативные (составлять монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства)
-С какими стилями речи вы уже знакомы?
Накануне вы получили домашнее задание: рассказать об одном из стилей речи, пользуясь приблизительным планом: 1) какую сферу человеческого общения обслуживает, 2) особенности лексики данного стиля, 3)особенности синтаксиса.
Свои наблюдения вы должны были оформить в любом, выбранном вами наглядном виде.
Ребята представляют свои работы. По мере прослушивания домашних заданий заполняем предложенный учителем кластер (слайд №2).
После обсуждения ученики убеждаются, что у каждого стиля речи свои специфические особенности, закономерности, правила употребления, характерные черты, которые необходимо уметь определять и учитывать.
3. Этап выявления места и причины затруднения. (3-5 мин)
-коммуникативные (планирование: определение цели, способов взаимодействия)
–Все ли ячейки кластера оказались заполненными? (нет)
-Что это может означать? (какой-то из стилей нам пока не знаком)
(Слайд №3)
Для того чтобы разобраться с функциональным назначением и языковыми особенностями этого стиля, мы будем работать группами с различными текстами (см. Приложения) . Тексты подобраны по образцу упражнения №66 учебника «Русский язык. 7 класс» (под редакцией М.Т.Баранова) Один вариант – фрагменты из речи Исократа (упр. №66)
4. Операционно-исполнительский этап. Исследование текстов (10-12 мин)
Цели этапа:
Сформировать УУД
-познавательные (логические: выявлять особенности разных объектов в процессе наблюдения, презентовать информацию в вербальном виде, действия постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера)
-коммуникативные ( планирование: определение функций участников, способов взаимодействия; постановка вопроса: сравнение разных видов текста, характеристика качеств, признаков объекта, относящих его к определённому виду)
-регулятивные (целеполагание: удержание цели до получения её результата, прогнозирование: оценивание весомости приводимых доказательств, коррекция: внесение изменений в процесс с учётом возникших трудностей)
-личностные (нравственно-этического характера: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния окружающих, строить свои взаимоотношения с их учётом, проявлять в конкретных ситуациях доверие, внимательность и др.)
-Попробуйте сформулировать цель своей работы с текстом (нужно ответить на три основных вопроса: 1) какую сферу жизнедеятельности человека обслуживает этот стиль, 2) какие темы затрагивает, 3) каковы его языковые особенности?)
- Какие этапы работы вам предстоят (уяснить назначение текста, определить его основную тему и идею, объяснить выбор языковых средств)
Осуществляются наблюдения над предложенными текстами (3 разные варианта). Можно применить работу с цветными карандашами (красный
-4-
– основная информация для выявления темы и идеи текста, зелёный – языковые средства)
5. Интерпретация полученных данных. Вывод по результатам исследований (5 мин)
Цели этапа:
Сформировать УУД
-познавательные (логические: классифицировать объекты, устанавливать причинно- следственные связи, приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений, презентовать информацию в вербальном виде)
-коммуникативные (управление поведением партнёра; способность точно выражать свои мысли: составлять устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства)
От каждой группы (три человека) выступающий обобщает наблюдения (новые знания), пытается дать название исследованному стилю
речи. Группы, работающие по одному варианту текста, дополняют ответы выступающих.
6. Проверка собственной гипотезы по слайдам презентации (2 мин) (слайд №4, 5, 6, 7)
Цели этапа:
Сформировать УУД
-регулятивные (контроль: сличение результата действия с талоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, оценка: осознание качества и уровня усвоения)
Ребята высказываются по поводу соответствия/несоответствия своих выводов с содержанием слайдов, согласия /несогласия с полученной информацией)
7. Оценочно-рефлексивный этап (4 мин)
Цели этапа:
Сформировать УУД
-познавательные (моделирование ситуаций)
-регулятивные (оценка: анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной/неуспешной деятельности)
-личностные (смыслообразования)
-Довольны ли вы результатами собственных исследований?
- Как вы думаете, в какой сфере вашей деятельности вам могут пригодиться полученные знания (например, при написании статьи в школьную
-5-
стенгазету, при подготовке выступления на радио, перед аудиторией на классном часе)
8. Выбор домашнего задания.
- Вы, наверное, уже догадались о содержании домашнего задания. Предлагаю написать небольшой текст для использования в конкретной ситуации, например, заметку в школьную стенгазету или выступление перед младшими школьниками на одну из волнующих общество тем. (Примерные темы предложены в упр. №71)
Приложения.
Примеры текстов для анализа в классе.
«А все-таки она вертится»...… пока
Наше Ново-Переделкино считается экологически благополучным районом: здесь больше зелени, чище воздух, западные ветры не позволяют городскому смогу проникать сюда...… Давайте отправимся на прогулку в Чоботовский лес, что находится за бассейном. С улицы лес так и манит нас кружевными ветвями берез, шапками сосен, густыми зарослями боярышника с красными огоньками ягод. И вот мы в лесу. Загаженные тропинки и дорожки, сломанные ветви, изуродованные надписями стволы, разодранные пакеты на ветках, брошенные бутылки.… Кажется, даже птицы покинули это гиблое место. Люди, опомнитесь! Ведь так вся земля превратится в пустыню! Неужели наши дети уже не услышат чудесного пения птиц, не увидят кажущихся нам совершенно обычными животных? К счастью, природа еще находит силы, и каждую весну еще распускаются листочки на деревьях, сквозь мусор пробивается трава. Но надолго ли это? Выходя из леса, я взглянул наверх: те же ветви берез, те же мохнатые шапки сосен...… А вниз смотреть уже не хотелось.
Есть тысячи причин, по которым человек живет или стремится жить в городе. Но, окружая себя камнем и бетоном, асфальтируя улицы, люди все же оставляют участки живой земли, чтобы посадить и вырастить на них деревья. Деревья увлажняют и очищают воздух в городе, обогащают его кислородом, защищают человека от солнечной радиации, ветров и городского шума, поглощают выхлопные газы машин и убивают болезнетворные микробы. Быт, отдых, спорт, детские игры, здоровье – все эти понятия тесно связаны в нашем сознании с понятиями листва, свежесть, трава, земля. Как живется дереву в городе? Как дышится? Поют ли на его ветках птицы? И что можем сделать мы, горожане, чтобы шелест листвы и птичьи голоса заглушали все остальные уличные шумы?
-6- Давайте, пока не поздно, задумаемся над этими вопросами и сделаем все, что в наших силах, чтобы сохранить природу в городе.
В погоне за разнообразием образовательных учреждений, за открытием гимназий, Лицеев, школ с углубленным преподаванием предметов мы стали терять самую обычную, особенно сельскую, школу, самого обычного, не отмеченного особыми способностями ребенка. Из школы уходит дух гуманизма, человеколюбия, соборности. Многие страны (Япония, Сингапур, Южная Корея и др.) стремятся повышать интеллектуальный уровень всего населения. Эти государства предпринимают усилия по введению всеобщего высшего образования в отличие от России, которая, к сожалению, ограничилась фактически неполным средним.
Ряд стран (Америка, Германия и др.) планируют привлечь наиболее способных специалистов из других стран. Для России такой путь заказан. Более того, отток научной молодежи за рубеж в ближайшие годы не прекратится, а поэтому тащить Россию к процветанию придется ученику средних способностей из обычной – без уклонов – школы, которая должна вернуть свои позиции. С чего же следует начинать?