kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Уроки развития речи. Применение публицистического стиля на практике. Диспут»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель уроков: повторить тему «Публицистический стиль», развивать навыки практического применения знаний, умения аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Методические приемы: редактирование текста, пояснения учителя, выступления учеников, диспут.

 

Ход уроков

I. Анализ письменной контрольной работы, работа над ошибками

 

II. Проверка домашнего задания

1. Повторение.

— Найдите однокоренные слова к слову «публицистический». (Публика, публичный, публицистика.) Учитель: это слово латинского происхождения: «publicus» значит «общественный».

— Кому адресованы публицистические выступления? Какова сфера употребления публицистического стиля? (Публицистический стиль обращен к слушателям, к читателям. Сфера его употребления — общество, политика, экономика, культура.)

— Какую основную функцию выполняет публицистический стиль? Какова цель публицистических выступлений? (Основная функция публицистического стиля — обсуждение насущных общественных вопросов, его цель — привлечение общественного мнения, воздействие на людей, убеждение ах, внушение им тех или иных идей, взглядов, побуждение к тем или иным действиям, поступкам.)

— Вспомните основные черты публицистического стиля

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Уроки развития речи. Применение публицистического стиля на практике. Диспут»»

. Уроки развития речи. Применение

публицистического стиля на практике. Диспут

Цель уроков: повторить тему «Публицистический стиль», развивать навыки практического применения знаний, умения аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Методические приемы: редактирование текста, пояснения учителя, выступления учеников, диспут.


Ход уроков

I. Анализ письменной контрольной работы, работа над ошибками


II. Проверка домашнего задания

1. Повторение.

— Найдите однокоренные слова к слову «публицистический». (Публика, публичный, публицистика.) Учитель: это слово латинского происхождения: «publicus» значит «общественный».

— Кому адресованы публицистические выступления? Какова сфера употребления публицистического стиля? (Публицистический стиль обращен к слушателям, к читателям. Сфера его употребления — общество, политика, экономика, культура.)

— Какую основную функцию выполняет публицистический стиль? Какова цель публицистических выступлений? (Основная функция публицистического стиля — обсуждение насущных общественных вопросов, его цель — привлечение общественного мнения, воздействие на людей, убеждение ах, внушение им тех или иных идей, взглядов, побуждение к тем или иным действиям, поступкам.)

— Вспомните основные черты публицистического стиля речи. (Актуальность, оперативность, образность, эмоциональность, четкость, логичность, призывный пафос.)

— В чем заключаются языковые особенности публицистического стиля? (Широкое использование общественно-политической лексики, устойчивых оборотов и выражений, совмещение книжной и разговорной лексики, риторические приемы: вопросы, восклицания, обращения.)

2. Работа с текстом упр. 353.

1) Обсуждение сочинения.

Вывод: Сочинение ученика «Подвиг Даля» удачно, но нуждается в некоторых исправлениях. Тема раскрыта: читателю понятно, в чем состоит подвиг Даля — в труде на благо нашей страны, в составлении «Словаря живого великорусского языка».)

2) Приемы публицистического стиля, использованные в сочинении:

— тема, имеющая общественную значимость, гражданское, патриотическое звучание;

— глаголы в повелительном наклонении (не забывайте, возьмите, открывайте), то есть обращение к слушателям;

— предложения с восклицательной интонацией, создающие приподнятость, эмоциональность;

— риторический вопрос, привлекающий читателя;

— выражения с двойным отрицанием (нельзя не дивиться);

— повторы (русская культура — 2 раза; русский народ);

— цитирование (примеры из словаря Даля).

3) Редактирование текста.

Примечание. Редактируем текст по абзацам: ученики предлагают свои варианты, вместе выбираем лучшие.

Вариант отредактированного текста

Корни Владимира Ивановича Даля — в Дании и Германии, но по духу он русский человек. Его недюжинный ум, блестящие способности, завидное трудолюбие служили на благо России.

Семьдесят один год прожил Даль, и пятьдесят три из них он отдал составлению «Словаря живого великорусского языка». Далем собрано более двухсот тысяч слов, написаны статьи к ним, многие из этих статей являются самостоятельными произведениями.

Если вам небезразличны русская культура, русский фольклор — этот словарь для вас.

...Я открываю первый том, листаю страницы. Глаза останавливаются на слове «глухой». Шесть букв, набранных жирным шрифтом, за которыми следует своеобразный «параграф». Сначала идет толкование: «лишенный способности слышать; у кого нет чувства слуха, кто ничего не слышит или слышит плохо». Это одно из значений. Далее курсив — поговорки и пословицы. Вот некоторые из них: «Глухому с немым нечего толковать» или «Глухой — половина спасенья». Вам непонятен смысл последней? Ничего страшного: автор словаря позаботился о читателе и дал пояснение: «не слышит беззаконий».

Читая подобную статью, восхищаешься остроумием и красотой «мысли народной». Нельзя не дивиться необыкновенной трудоспособности В. И. Даля — ведь таких ярких и интересных статей, как минимум, сто пятьдесят тысяч!

А сколько пословиц и поговорок он собрал! Если вам сложно вникать в непонятные порой высказывания Цицерона, Гегеля или Канта, возьмите на досуге сборник пословиц и поговорок Даля — еще один его труд. Интересные, понятные, с глубоким смыслом, они актуальны и в наши дни.

Почаще открывайте словарь Владимира Ивановича Даля, этот бессмертный его труд, явившийся подвигом во славу русского народа, русской культуры!


III. Диспут

Слово учителя.

Во-первых, выясним, что такое диспут. Это публичный спор на научную или общественную тему. Для диспута выберем тему, связанную с текстом, который мы только что редактировали — «Подвиг Даля».

Почему труд В. И. Даля назван подвигом? Что такое подвиг? Возможен ли подвиг в обычной жизни?

Алексей Максимович Горький утверждал устами одного из своих героев: «В жизни всегда есть место подвигам». Как вы понимаете эти слова? Подберите аргументы в защиту своего мнения, подготовьте небольшое выступление, а потом мы начнем диспут.

Примечание: Тема и вопросы диспута должны быть записаны на доске. На подготовку дается 5-7 минут. Ученики могут готовить индивидуальные выступления, в парах или в группах по 3-4 человека, тогда от группы выступает один человек, а остальные могут поддерживать его при обсуждении. При проведении диспута учитель должен дать высказаться нескольким ученикам с противоположными мнениями, не дать затянуться спору и не дать ему уйти далеко в сторону. Диспут должен закончиться какими-то выводами, подведением итогов. Необходимо подчеркнуть правомерность существования различных точек зрения, оценить соответствие выступлений публицистическому стилю речи.

Вариант выступления на тему «В жизни всегда есть место подвигам»

Задумаемся, что имел в виду Максим Горький под этой знаменитой фразой? Жизнь требует от человека подвигов? Подвиги надо совершать каждый день?

Герои ранних рассказов Горького — сильные, красивые, смелые люди, для которых подвиг — почти обычное дело. Но что же стоит за этим высоким словом?

Когда произносишь слово «подвиг», обычно представляешь героический порыв, мужественного, отважного человека; который жертвует своей жизнью ради других. Такие подвиги совершаются в экстремальных, критических ситуациях: на войне, во время тушения пожаров, спасения людей от террористов или стихии.

Действительно, современная жизнь такова, что все эти бедствия то и дело случаются. А раз есть катастрофы и войны, значит, есть место и подвигам:

Задумаемся о происхождении слова «подвиг». Если вдуматься, вглядеться в слово, то мы заметим, что оно состоит из приставки и корня. Вы скажете: при чем же здесь грамматика? А вот при чем.

Слово «подвиг» родственно глаголам «двигать», «подвигать». То есть «подвиг» означает продвижение. Кто же, кого и куда «подвигает»? А главное — зачем? Подвижники, те, кто совершает подвиги, своим примером, своей жизнью, а иногда и своей смертью подвигают людей, народ, человечество вперед, к вершинам духа, приближают к идеалам, показывают, как благороден, бескорыстен, отважен может быть человек.

Таким образом, подвиг — это не только мгновенное самопожертвование. Подвигом может быть и ежедневное служение, ежедневный нелегкий труд, который не столь ярок, не столь заметен, как яркая вспышка героизма. Но именно такой труд, часто бескорыстный, не требующий наград и славы, медленно, но верно подвигает человечество все вперед и впёред. Примером такого рода подвига может служить жизнь Владимира Ивановича Даля.


Домашнее задание

Упр. 352: подготовиться к изложению, составить план; выписать предложения с обособленными членами.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
«Уроки развития речи. Применение публицистического стиля на практике. Диспут»

Автор: Муртазалова Лали Муталимовна

Дата: 11.08.2020

Номер свидетельства: 555559


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства