«Уроки развития речи. Применение публицистического стиля на практике. Диспут»
«Уроки развития речи. Применение публицистического стиля на практике. Диспут»
Цель уроков: повторить тему «Публицистический стиль», развивать навыки практического применения знаний, умения аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Методические приемы: редактирование текста, пояснения учителя, выступления учеников, диспут.
Ход уроков
I. Анализ письменной контрольной работы, работа над ошибками
II. Проверка домашнего задания
1. Повторение.
— Найдите однокоренные слова к слову «публицистический». (Публика, публичный, публицистика.) Учитель: это слово латинского происхождения: «publicus» значит «общественный».
— Кому адресованы публицистические выступления? Какова сфера употребления публицистического стиля? (Публицистический стиль обращен к слушателям, к читателям. Сфера его употребления — общество, политика, экономика, культура.)
— Какую основную функцию выполняет публицистический стиль? Какова цель публицистических выступлений? (Основная функция публицистического стиля — обсуждение насущных общественных вопросов, его цель — привлечение общественного мнения, воздействие на людей, убеждение ах, внушение им тех или иных идей, взглядов, побуждение к тем или иным действиям, поступкам.)
— Вспомните основные черты публицистического стиля
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Уроки развития речи. Применение публицистического стиля на практике. Диспут»»
. Уроки развития речи. Применение
публицистического стиля на практике. Диспут
Цель уроков: повторить тему «Публицистический стиль», развивать навыки практического применения знаний, умения аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Методические приемы: редактирование текста, пояснения учителя, выступления учеников, диспут.
Ход уроков
I. Анализ письменной контрольной работы, работа над ошибками
II. Проверка домашнего задания
1. Повторение.
— Найдите однокоренные слова к слову «публицистический». (Публика, публичный, публицистика.) Учитель: это слово латинского происхождения: «publicus» значит «общественный».
— Кому адресованы публицистические выступления? Какова сфера употребления публицистического стиля? (Публицистический стиль обращен к слушателям, к читателям. Сфера его употребления — общество, политика, экономика, культура.)
— Какую основную функцию выполняет публицистический стиль? Какова цель публицистических выступлений? (Основная функция публицистического стиля — обсуждение насущных общественных вопросов, его цель — привлечение общественного мнения, воздействие на людей, убеждение ах, внушение им тех или иных идей, взглядов, побуждение к тем или иным действиям, поступкам.)
— Вспомните основные черты публицистического стиля речи. (Актуальность, оперативность, образность, эмоциональность, четкость, логичность, призывный пафос.)
— В чем заключаются языковые особенности публицистического стиля? (Широкое использование общественно-политической лексики, устойчивых оборотов и выражений, совмещение книжной и разговорной лексики, риторические приемы: вопросы, восклицания, обращения.)
2. Работа с текстом упр. 353.
1) Обсуждение сочинения.
Вывод: Сочинение ученика «Подвиг Даля» удачно, но нуждается в некоторых исправлениях. Тема раскрыта: читателю понятно, в чем состоит подвиг Даля — в труде на благо нашей страны, в составлении «Словаря живого великорусского языка».)
2) Приемы публицистического стиля, использованные в сочинении:
— глаголы в повелительном наклонении (не забывайте, возьмите, открывайте), то есть обращение к слушателям;
— предложения с восклицательной интонацией, создающие приподнятость, эмоциональность;
— риторический вопрос, привлекающий читателя;
— выражения с двойным отрицанием (нельзя не дивиться);
— повторы (русская культура — 2 раза; русский народ);
— цитирование (примеры из словаря Даля).
3) Редактирование текста.
Примечание. Редактируем текст по абзацам: ученики предлагают свои варианты, вместе выбираем лучшие.
Вариант отредактированного текста
Корни Владимира Ивановича Даля — в Дании и Германии, но по духу он русский человек. Его недюжинный ум, блестящие способности, завидное трудолюбие служили на благо России.
Семьдесят один год прожил Даль, и пятьдесят три из них он отдал составлению «Словаря живого великорусского языка». Далем собрано более двухсот тысяч слов, написаны статьи к ним, многие из этих статей являются самостоятельными произведениями.
Если вам небезразличны русская культура, русский фольклор — этот словарь для вас.
...Я открываю первый том, листаю страницы. Глаза останавливаются на слове «глухой». Шесть букв, набранных жирным шрифтом, за которыми следует своеобразный «параграф». Сначала идет толкование: «лишенный способности слышать; у кого нет чувства слуха, кто ничего не слышит или слышит плохо». Это одно из значений. Далее курсив — поговорки и пословицы. Вот некоторые из них: «Глухому с немым нечего толковать» или «Глухой — половина спасенья». Вам непонятен смысл последней? Ничего страшного: автор словаря позаботился о читателе и дал пояснение: «не слышит беззаконий».
Читая подобную статью, восхищаешься остроумием и красотой «мысли народной». Нельзя не дивиться необыкновенной трудоспособности В. И. Даля — ведь таких ярких и интересных статей, как минимум, сто пятьдесят тысяч!
А сколько пословиц и поговорок он собрал! Если вам сложно вникать в непонятные порой высказывания Цицерона, Гегеля или Канта, возьмите на досуге сборник пословиц и поговорок Даля — еще один его труд. Интересные, понятные, с глубоким смыслом, они актуальны и в наши дни.
Почаще открывайте словарь Владимира Ивановича Даля, этот бессмертный его труд, явившийся подвигом во славу русского народа, русской культуры!
III. Диспут
Слово учителя.
Во-первых, выясним, что такое диспут. Это публичный спор на научную или общественную тему. Для диспута выберем тему, связанную с текстом, который мы только что редактировали — «Подвиг Даля».
Почему труд В. И. Даля назван подвигом? Что такое подвиг? Возможен ли подвиг в обычной жизни?
Алексей Максимович Горький утверждал устами одного из своих героев: «В жизни всегда есть место подвигам». Как вы понимаете эти слова? Подберите аргументы в защиту своего мнения, подготовьте небольшое выступление, а потом мы начнем диспут.
Примечание: Тема и вопросы диспута должны быть записаны на доске. На подготовку дается 5-7 минут. Ученики могут готовить индивидуальные выступления, в парах или в группах по 3-4 человека, тогда от группы выступает один человек, а остальные могут поддерживать его при обсуждении. При проведении диспута учитель должен дать высказаться нескольким ученикам с противоположными мнениями, не дать затянуться спору и не дать ему уйти далеко в сторону. Диспут должен закончиться какими-то выводами, подведением итогов. Необходимо подчеркнуть правомерность существования различных точек зрения, оценить соответствие выступлений публицистическому стилю речи.
Вариант выступления на тему «В жизни всегда есть место подвигам»
Задумаемся, что имел в виду Максим Горький под этой знаменитой фразой? Жизнь требует от человека подвигов? Подвиги надо совершать каждый день?
Герои ранних рассказов Горького — сильные, красивые, смелые люди, для которых подвиг — почти обычное дело. Но что же стоит за этим высоким словом?
Когда произносишь слово «подвиг», обычно представляешь героический порыв, мужественного, отважного человека; который жертвует своей жизнью ради других. Такие подвиги совершаются в экстремальных, критических ситуациях: на войне, во время тушения пожаров, спасения людей от террористов или стихии.
Действительно, современная жизнь такова, что все эти бедствия то и дело случаются. А раз есть катастрофы и войны, значит, есть место и подвигам:
Задумаемся о происхождении слова «подвиг». Если вдуматься, вглядеться в слово, то мы заметим, что оно состоит из приставки и корня. Вы скажете: при чем же здесь грамматика? А вот при чем.
Слово «подвиг» родственно глаголам «двигать», «подвигать». То есть «подвиг» означает продвижение. Кто же, кого и куда «подвигает»? А главное — зачем? Подвижники, те, кто совершает подвиги, своим примером, своей жизнью, а иногда и своей смертью подвигают людей, народ, человечество вперед, к вершинам духа, приближают к идеалам, показывают, как благороден, бескорыстен, отважен может быть человек.
Таким образом, подвиг — это не только мгновенное самопожертвование. Подвигом может быть и ежедневное служение, ежедневный нелегкий труд, который не столь ярок, не столь заметен, как яркая вспышка героизма. Но именно такой труд, часто бескорыстный, не требующий наград и славы, медленно, но верно подвигает человечество все вперед и впёред. Примером такого рода подвига может служить жизнь Владимира Ивановича Даля.
Домашнее задание
Упр. 352: подготовиться к изложению, составить план; выписать предложения с обособленными членами.