kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок : «Сколько лексических значений имеет слово».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проведение данного урока в 5 классе поможет обобщить знания учащихся  о лексике, лексическом значении слова, вспомнить словари, по которым можно определить лексическое значение слова. Изучая разнообразные  материалы учебника и толковых словарей, обучающиеся смогут самостоятельно сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок : «Сколько лексических значений имеет слово».»


Урок по русскому языку «Сколько лексических значений имеет слово». 5 класс.


Цели урока: создать условия для развития познавательной деятельности учащихся, умения работать с учебником.

Задачи урока:


Образовательные

-Обобщить знания учащихся о лексике, лексическом значении слова, вспомнить словари, по которым можно определить лексическое значение слова.

- Сформировать представления учащихся об однозначных и многозначных словах.

-Расширить знания учащихся о словарях, объясняющих лексическое значение слов, опираясь на материалы учебника и толковых словарей.

-Осмыслить отличие однозначных и многозначных слов и различие в значениях слов многозначных.


Развивающие

-Развивать умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность.

-Использовать в работе элементы анализа.

-определять сущность характеристики изучаемого лингвистического явления, отбирать и анализировать полученную лингвистическую информацию.

-Самостоятельно сравнивать, сопоставлять, делать выводы, аргументировать свои выводы, изучая разнообразные материалы учебника и толковых словарей.

-Формировать умения работать с разнообразными лингвистическими источниками, развивать логическое мышление.

-Закреплять навыки исследовательской деятельности.

-Расширять кругозор обучаемых, развивать их познавательный интерес.

-Формировать умения работать в парах, осуществлять совместную учебно-творческую деятельность по сопоставлению, анализу и систематизации лингвистических фактов.

-Развивать творческие возможности учащихся, формировать умение использовать различные виды умений и знаний, полученных по другим предметам (литературе, ИКТ)для выполнения ряда заданий урока.


Воспитательные

- воспитывать речевую и информационную культуру.


Ожидаемые результаты:

Предметные

Обучающиеся научатся:

-проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова,

-указывать стилистическую окраску слова,

-пользоваться толковый словарь,

-использовать полученную информацию в различных видах деятельности,

-обсуждать и формулировать цели и план совместной парной работы, распределять части работы.


Метапредметные:


  1. Регулятивные

Обучающиеся смогут:

-преобразовывать практическое задание в познавательную работу с текстом учебника, толковым словарем;

-развивать умение планировать свою деятельность на разных этапах работы;

-развить умение оценивать свою работу и работу других учащихся;

-развить умение контролировать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.


2.Коммуникативные

Обучающиеся смогут:

-формулировать и аргументировать свою позицию,

-отработать умение работы в группах,

-развить умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении выдвинутой проблемы,

-интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.


3.Познавательные

Обучающиеся смогут:

- искать и находить необходимую информацию с применением методов исследовательской деятельности: сравнение, сопоставление, анализ, умение делать выводы;

-самостоятельно работать с разными лингвистическими источниками;

-развить умения строить логические рассуждения;


4Личностные

Обучающиеся смогут:


-отработать умение публичных выступлений.






Оборудование урока.



Схема: «Лексическое значение слова»




Основные понятия: лексика, лексическое значение слова, однозначные слова, многозначные слова.


Основные этапы урока


I. Постановка учебных задач.

  1. 1)Создание проблемной ситуации.

  2. 2) Фиксация новых учебных задач.


II.Актуализация знаний учащихся, коррекция поставленной учебной задачи.


III. Поиск и решение поставленной проблемы. (Открытие новых знаний).


  1. Организация работы учащихся на данном этапе.

  2. Учебно-исследовательская деятельность учащихся.


IV. Конкретизация и углубление знаний по изучаемой проблеме.


  1. Постановка опережающего задания.

  2. Работа по решению частных задач.



V. Презентация результатов.



Основная проблема урока: сколько лексических значений может быть у слова?



Действия учителя

Действия ученика

  1. Постановка учебных задач.

1)Создание проблемной ситуации.

Учитель:

1.Предлагает учащимся слова: аршин, богатырь, завистник, корень, кафтан, локоть.

2.Проводит эвристическую беседу.

Примерные вопросы:

  • Сколько значений у слов «аршин», «завистник», «кафтан»? Прочитайте их лексические значения.

  • А у слов «богатырь», «корень», «локоть»?

  • Какова будет проблема урока?

3.Подводит к формированию проблемы, предлагая выбрать версии.

4. Фиксация новой учебной задачи. Определение рабочих версий.






  1. Работа с толковым словарем, ответы учащихся на вопросы.

Примерные ответы на вопросы учителя.

А) У слов «аршин», «завистник», «кафтан» одно лексическое значение.

  • Б) У слов «богатырь», «корень», «локоть» несколько лексических значений.








2.Постановка проблемы урока ( учебной задачи).

Сколько лексических значений может быть у слова?

II. Актуализация знаний учащихся.

  1. Учитель предлагает вспомнить , что изучает лексика, что называется лексическим значением слова.

1. Ученики отвечают на вопросы учителя.

Открытие новых знаний.

1.Организация работы учащихся на данном этапе.



2.Учебно-исследовательская деятельность учащихся.

Учитель осуществляет общую координацию работы учащихся, отвечает на вопросы.

Примерные вопросы и задания для исследования:

Рассмотрите словарные статьи однозначных и многозначных слов. Чем отличаются их словарные статьи?

Рассмотрите рисунок к упр. 223. Какое значение слова «корень» он иллюстрирует?

IV Конкретизация и углубление знаний по изучаемой проблеме.

Работа с учебником и лингвистическими словарями.

Выполнение упр. 225. 2 ученика выполняют упражнение на компьютере.

V.Презентация результатов.

Учитель осуществляет общую координацию работы учащихся и помогает им только по их просьбе, организует выступление, вопросы после выступления задает только по необходимости.

V. Учащиеся обсуждают и готовят выступления.

Задания учащимся, следящим за выступлениями пар:

Прослушать выступления, оценить грамотность речи, доказательную базу.Работа на компьютере проецируется на экран, сравнивается с работой, выполненной остальными учащимися.

VI. Рефлексия. (Эвристическая беседа)

Обсуждение проблемы урока.

  1. Напомнить учащимся проблему урока.

  2. Примерные вопросы беседы:

А) Какой ответ на поставленную проблему вы можете дать?

Б)Какую гипотеза подтвердилась? Свое мнение обоснуйте.

VI. Учащиеся отвечают на вопросы эвристической беседы, высказывают свое отношение к тому, что узнали на уроке, определяют уровень достигнутых результатов урока. Подтверждают или отрицают достижение поставленной в начале урока цели.

VII.Домашнее задание.

Упр.226 (Попробуйте ответить на вопрос, поставленный в названии параграфа, в ответе используйте толковый словарик и материалы параграфа, запишите ответ в виде самостоятельного высказывания).

VII.Домашнее задание.

Формы выполнения домашнего задания:

-исследовательская,

- создание текста-миниатюры.

VIII. Оценивание работы учащихся на уроке.

Учащиеся, следящие за выступлениями пар,

характеризуют ответы одноклассников, называя сильные и слабые стороны выступления.









Ключевые слова: урок развивающего обучения, постановка проблемного вопроса, однозначные и многозначные слова.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок : «Сколько лексических значений имеет слово».

Автор: Кузнецова Елена Ивановна

Дата: 10.01.2017

Номер свидетельства: 377657

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "конспект урока на тему " сколько лексических значений имеет слово" 5 класс русский язык "
    ["seo_title"] => string(95) "konspiekt-uroka-na-tiemu-skol-ko-lieksichieskikh-znachienii-imieiet-slovo-5-klass-russkii-iazyk"
    ["file_id"] => string(6) "105144"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402824180"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "Многозначные  слова "
    ["seo_title"] => string(23) "mnoghoznachnyie-slova-1"
    ["file_id"] => string(6) "200652"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428894593"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока по русскому языку "Путешествие по стране ЛЕКСИКА" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-putieshiestviie-po-stranie-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "106316"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402996207"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Конспект урока на тему "Когда слово употребляется в переносном значении". "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-na-tiemu-koghda-slovo-upotriebliaietsia-v-pierienosnom-znachienii"
    ["file_id"] => string(6) "108993"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404012742"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока по теме :"Правописание двойных согласных." "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-po-tiemie-pravopisaniie-dvoinykh-soghlasnykh"
    ["file_id"] => string(6) "113272"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1409760506"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства