Урок : «Сколько лексических значений имеет слово».
Урок : «Сколько лексических значений имеет слово».
Проведение данного урока в 5 классе поможет обобщить знания учащихся о лексике, лексическом значении слова, вспомнить словари, по которым можно определить лексическое значение слова. Изучая разнообразные материалы учебника и толковых словарей, обучающиеся смогут самостоятельно сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок : «Сколько лексических значений имеет слово».»
Урок по русскому языку «Сколько лексических значений имеет слово». 5 класс.
Цели урока: создать условия для развития познавательной деятельности учащихся, умения работать с учебником.
Задачи урока:
Образовательные
-Обобщить знания учащихся о лексике, лексическом значении слова, вспомнить словари, по которым можно определить лексическое значение слова.
- Сформировать представления учащихся об однозначных и многозначных словах.
-Расширить знания учащихся о словарях, объясняющих лексическое значение слов, опираясь на материалы учебника и толковых словарей.
-Осмыслить отличие однозначных и многозначных слов и различие в значениях слов многозначных.
Развивающие
-Развивать умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность.
-Использовать в работе элементы анализа.
-определять сущность характеристики изучаемого лингвистического явления, отбирать и анализировать полученную лингвистическую информацию.
-Самостоятельно сравнивать, сопоставлять, делать выводы, аргументировать свои выводы, изучая разнообразные материалы учебника и толковых словарей.
-Формировать умения работать с разнообразными лингвистическими источниками, развивать логическое мышление.
-Закреплять навыки исследовательской деятельности.
-Расширять кругозор обучаемых, развивать их познавательный интерес.
-Формировать умения работать в парах, осуществлять совместную учебно-творческую деятельность по сопоставлению, анализу и систематизации лингвистических фактов.
-Развивать творческие возможности учащихся, формировать умение использовать различные виды умений и знаний, полученных по другим предметам (литературе, ИКТ)для выполнения ряда заданий урока.
Воспитательные
- воспитывать речевую и информационную культуру.
Ожидаемые результаты:
Предметные
Обучающиеся научатся:
-проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова,
-указывать стилистическую окраску слова,
-пользоваться толковый словарь,
-использовать полученную информацию в различных видах деятельности,
-обсуждать и формулировать цели и план совместной парной работы, распределять части работы.
Метапредметные:
Регулятивные
Обучающиеся смогут:
-преобразовывать практическое задание в познавательную работу с текстом учебника, толковым словарем;
-развивать умение планировать свою деятельность на разных этапах работы;
-развить умение оценивать свою работу и работу других учащихся;
-развить умение контролировать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
2.Коммуникативные
Обучающиеся смогут:
-формулировать и аргументировать свою позицию,
-отработать умение работы в группах,
-развить умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении выдвинутой проблемы,
-интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
3.Познавательные
Обучающиеся смогут:
- искать и находить необходимую информацию с применением методов исследовательской деятельности: сравнение, сопоставление, анализ, умение делать выводы;
-самостоятельно работать с разными лингвистическими источниками;
-развить умения строить логические рассуждения;
4Личностные
Обучающиеся смогут:
-отработать умение публичных выступлений.
Оборудование урока.
Схема: «Лексическое значение слова»
Основные понятия: лексика, лексическое значение слова, однозначные слова, многозначные слова.
Сколько значений у слов «аршин», «завистник», «кафтан»? Прочитайте их лексические значения.
А у слов «богатырь», «корень», «локоть»?
Какова будет проблема урока?
3.Подводит к формированию проблемы, предлагая выбрать версии.
4. Фиксация новой учебной задачи. Определение рабочих версий.
Работа с толковым словарем, ответы учащихся на вопросы.
Примерные ответы на вопросы учителя.
А) У слов «аршин», «завистник», «кафтан» одно лексическое значение.
Б) У слов «богатырь», «корень», «локоть» несколько лексических значений.
2.Постановка проблемы урока ( учебной задачи).
Сколько лексических значений может быть у слова?
II. Актуализация знаний учащихся.
Учитель предлагает вспомнить , что изучает лексика, что называется лексическим значением слова.
1. Ученики отвечают на вопросы учителя.
Открытие новых знаний.
1.Организация работы учащихся на данном этапе.
2.Учебно-исследовательская деятельность учащихся.
Учитель осуществляет общую координацию работы учащихся, отвечает на вопросы.
Примерные вопросы и задания для исследования:
Рассмотрите словарные статьи однозначных и многозначных слов. Чем отличаются их словарные статьи?
Рассмотрите рисунок к упр. 223. Какое значение слова «корень» он иллюстрирует?
IV Конкретизация и углубление знаний по изучаемой проблеме.
Работа с учебником и лингвистическими словарями.
Выполнение упр. 225. 2 ученика выполняют упражнение на компьютере.
V.Презентация результатов.
Учитель осуществляет общую координацию работы учащихся и помогает им только по их просьбе, организует выступление, вопросы после выступления задает только по необходимости.
V. Учащиеся обсуждают и готовят выступления.
Задания учащимся, следящим за выступлениями пар:
Прослушать выступления, оценить грамотность речи, доказательную базу.Работа на компьютере проецируется на экран, сравнивается с работой, выполненной остальными учащимися.
VI. Рефлексия. (Эвристическая беседа)
Обсуждение проблемы урока.
Напомнить учащимся проблему урока.
Примерные вопросы беседы:
А) Какой ответ на поставленную проблему вы можете дать?
Б)Какую гипотеза подтвердилась? Свое мнение обоснуйте.
VI. Учащиеся отвечают на вопросы эвристической беседы, высказывают свое отношение к тому, что узнали на уроке, определяют уровень достигнутых результатов урока. Подтверждают или отрицают достижение поставленной в начале урока цели.
VII.Домашнее задание.
Упр.226 (Попробуйте ответить на вопрос, поставленный в названии параграфа, в ответе используйте толковый словарик и материалы параграфа, запишите ответ в виде самостоятельного высказывания).
VII.Домашнее задание.
Формы выполнения домашнего задания:
-исследовательская,
- создание текста-миниатюры.
VIII. Оценивание работы учащихся на уроке.
Учащиеся, следящие за выступлениями пар,
характеризуют ответы одноклассников, называя сильные и слабые стороны выступления.