kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Многозначные слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  русского  языка  3кл

Тема:  Многозначные  слова

Цель урока:   Учащиеся   узнают  об однозначных и многозначных словах.

Ожидаемый результат

Учащиеся   расширят  представление   о лексическом значении слова.

Будут  учиться  находить в толковом словаре справки при определении многозначности слова, определять, в каком именно лексическом значении употребляется то или иное многозначное слово. Будут  работать  в  группах  и  усваивать  знания  с  помощью  практической  и  аналитической   деятельности.

Повторят   правила сотрудничества в коллективной деятельности.

 

Ход урока

 I. Организационный момент

II. Чистописание.

  1. Слайд № 2        ИКТ

Жж

уж, жи

III. Словарная работа.

Слайд № 3

Корабль,  карандаш, каравай,  мышь,  диван,  золото, человек,сердце

- Поставьте в словах ударение, подчеркните буквы написание которых нельзя проверить, а надо запомнить.

- Какой частью речи являются слова. Докажите   Самопроверка.         Оценивание

IV. Актуализация знаний. Постановка цели урока.

- Начнём мы с загадки. Ответ на неё вы можете дать сразу, а можете и подумать, а ответить в конце урока.

Не мёд, а ко всему липнут. ( Слова )

-Я думаю, что у каждого возникло множество ответов. Пожалуйста! (клей, жвачка, варенье).

- Всё это верно, но, тем не менее, разгадку вы ещё раз дадите в конце урока. Может быть, мнения поменяются.

Слайд № 4

Тема нашего урока «Многозначность слова».  Сколько лексических значений имеет слово? Эта  тема   вам очень хорошо знакома. Для того чтобы общаться, передавать друг другу мысли, чувства необходимы слова. Чтобы понимать собеседника в обычном разговоре, достаточно 4-5 тыс. слов. Но и этого мало. Чем больше слов и их значений знает и умеет использует в речи человек, тем точнее он может выражать свои мысли, тем он интереснее. Я думаю, что каждый из вас хочет быть интересным собеседником и человеком. Поэтому я думаю, что каждый из вас справится со всеми заданиями на уроке.

Слайд № 5

-Что мы должны узнать на уроке?                    Новые  подходы  в  обучении 

  1. Что такое «лексика»?
  2. Сколько лексических значений имеет слово?

      3. Как определить лексическое значение слов?

      4. Какие слова называются многозначными?

V. Работа по теме урока

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Многозначные слова »

Учитель: Воропаева С.Н.


Урок русского языка 3кл

Тема: Многозначные слова

Цель урока: Учащиеся узнают об однозначных и многозначных словах.

Ожидаемый результат

Учащиеся расширят представление о лексическом значении слова.

Будут учиться находить в толковом словаре справки при определении многозначности слова, определять, в каком именно лексическом значении употребляется то или иное многозначное слово. Будут работать в группах и усваивать знания с помощью практической и аналитической деятельности.

Повторят правила сотрудничества в коллективной деятельности.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Чистописание.

  1. Слайд № 2 ИКТ

Жж

уж, жи

III. Словарная работа.

Слайд № 3

Корабль, карандаш, каравай, мышь, диван, золото, человек,сердце

- Поставьте в словах ударение, подчеркните буквы написание которых нельзя проверить, а надо запомнить.

- Какой частью речи являются слова. Докажите Самопроверка. Оценивание

IV. Актуализация знаний. Постановка цели урока.

- Начнём мы с загадки. Ответ на неё вы можете дать сразу, а можете и подумать, а ответить в конце урока.

Не мёд, а ко всему липнут. ( Слова )

-Я думаю, что у каждого возникло множество ответов. Пожалуйста! (клей, жвачка, варенье).

- Всё это верно, но, тем не менее, разгадку вы ещё раз дадите в конце урока. Может быть, мнения поменяются.

Слайд № 4

Тема нашего урока «Многозначность слова». Сколько лексических значений имеет слово? Эта тема вам очень хорошо знакома. Для того чтобы общаться, передавать друг другу мысли, чувства необходимы слова. Чтобы понимать собеседника в обычном разговоре, достаточно 4-5 тыс. слов. Но и этого мало. Чем больше слов и их значений знает и умеет использует в речи человек, тем точнее он может выражать свои мысли, тем он интереснее. Я думаю, что каждый из вас хочет быть интересным собеседником и человеком. Поэтому я думаю, что каждый из вас справится со всеми заданиями на уроке.

Слайд № 5

-Что мы должны узнать на уроке? Новые подходы в обучении

  1. Что такое «лексика»?

  2. Сколько лексических значений имеет слово?

3. Как определить лексическое значение слов?

4. Какие слова называются многозначными?

V. Работа по теме урока

1. Сегодня мы с вами поговорим о смысле слова и его лексическом значении.

Ребята, может мне кто-нибудь поможет дать определение этого слова «ЛЕКСИКА». С чем связано оно? (Лексика – словарный запас языка-(греч.) «Слово, выражение»)

Слайд № 6

ЛЕКСИКА – это раздел науки о языке, изучающий его словарный состав.

- А как вы думаете, какое понятие будет основой этого раздела, при помощи чего мы общаемся? (Слово)

Составьте со словом «СЛОВО» предложение так, чтобы раскрылось его значение, суть.

(Выборочное чтение предложений.)

- Молодцы, ребята, каждый из вас понимает важность этого слова, но выражает его по-разному, при помощи разных слов. Конечно, слова имеют различные значения. так сколько же значений имеют слова?

Слайд № 7

Это ещё одна загадка. Прочитайте внимательно про себя. А теперь вслух нам прочитает…

Это дер..во р..дное

Бли..кое и д..рогое.

Белый сарафан..чик

Бархатный кафтан..чик

Листики р..зные

Серё..ки расп..сные.

- Я думаю, все догадались, о чём идёт речь. (Берёзка)

- Как вы догадались? Что вам помогло? (перечисляют признаки)

- Почему автор употребил слова близкое, родное, дорогое? (символ Родины, ).

- Как мы можем назвать этот текст? («Берёзка»).

Ребята, а теперь лингвистическая задачка: списать текст, расставить пропущенные буквы и знаки препинания. Затем один человек у интерактивной доски с объяснением, дети проверяют.

Ребята, посмотрите внимательно на нашу загадку, найдите слова, которые обозначают предмет, признак, действие.

- К каким частям речи относятся эти слова? (прилаг., сущ., глаг.)

Части речи, которые автор использует в своём тексте, влияют на тип речи.

- Какой тип речи выбрал автор? (повествование, описание или рассуждение) Докажите. (описание)

- Что автор описывает? (берёзку)

Ребята, я думаю, что каждый из вас может дать определение слова берёза.

- Какое лексическое значение имеет это слово? Дайте определение этому понятию из своего жизненного опыта. (- лиственное дерево с тонким белым стволом.)

- Можно ли ещё дать какое-либо определение этому слову? (Нет)

Правильно, т.е. мы определяем значение слова по его признакам – берёза – дерево…; роза – цветок…;

- А почему мы назвали свою загадку не берёза, а берёзка. (Суффикс –к- указывает на уменьшительно-ласкательное значение.)

Итак, ребята, вы уже знаете, что лексическое значение слова можно определить и по его признакам.

- Как ещё можно определить значение слов, особенно, если вам его значение непонятно? (По словарю.)

Слайд № 8

По Толковому словарю. Они разные: у вас на парте школьный, есть т.с. Сергея Ивановича Ожегова, есть словарь Владимира Ивановича Даля и многие другие, есть словарик и у вас в учебнике. Почему я сказала словарик, а не словарь? (маленький) Видите, корень один, а слова уже разные.

А теперь давайте проверим себя по словарю и определим значение слова берёза. Прочитайте словарную статью.

- Сколько имеет значений слово? (одно)

Молодцы, значит, вы не ошиблись, ваш жизненный опыт вас не подвёл!

  1. Теперь, отложите словари и посмотрите на слово «ДОРОГОЕ».

- Что вы можете сказать об этом слове. Дерево – дорогое. Я думаю, что это очень дорогостоящее дерево, много стоит, ценное. А как думаете вы? (Нет. Дорогое дерево здесь значит любимое, родное)

Давайте выпишем их из текста и подберём другие, похожие по значению. (дорогое- близкое – родное -лю

Найдите словарную статью слова «дорогой». Сколько значений имеет это слово?

- Откуда это видно? (чтение статьи)

- Чем эта статья отличается от статьи слова берёза? (одно значение, а здесь много)

А теперь, пользуясь словарём, найдите в тексте загадки однозначные - 1 вариант, а многозначные – 2 вариант. (сарафанчик, кафтанчик; листик, близкий).

Вывод: Слова имеют значения: (Запись в тетради)

Однозначные многозначные.

Берёзка дорогое

Сарафанчик листик

Кафтанчик близкий

Теперь вернёмся к нашей загадке о том, что же всё-таки к нам липнет кроме мёда, варенья и клея? (слова)

-А слово «липнет» многозначное или однозначное? (многозначное)

- В каком значении оно употреблено, в прямом или переносном? (переносное)

Правильно, во всех загадках авторы используют переносное значение для образности и выразительности.

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала. Проектная деятельность.

Слайд № 9

Если вы ещё не уверены в своём умении определять лексическое значение слова, отличать однозначные и многозначные слова, правильно использовать многозначные слова в речи предлагаю принять участие в проекте.

Слайд № 10

  1. Работа в группе

Прочитать задание.

Выполнить задание.

Подготовить отчёт по плану.

Сделать отчёт.

Задание

  1. Объясните значение слова.

  2. Найдите слово в толковом словаре.

  3. Многозначное это слово или нет? Докажите правильность своего ответа.

  4. Составьте предложения, употребив различные значения слова.

  5. Какие слова называются многозначными?

  6. Докажите правильность своего ответа.

  7. Подготовьте отчёт о работе по плану.

Слова для групп

Группа № 1 Группа №2 «КОРЕНЬ»


Группа № 2 «КИСТЬ»

План отчёта группы

  1. Мы работали со словом (назвать слово).

  2. Это слово имеет____значений. Перечислить.

  3. Это слово многозначное ( однозначное), потому что_____________________.

  4. Мы составили следующие предложения_______________________________.

Вывод: Многозначными называются слова ________________.


  1. Отчёт групп - проверка выполнения задания.

Слайды № 11-16

  1. Общий вывод по проекту. Слайд № 17

VIII.Итог урока

  1. Обобщение. Давайте проверим, ответили мы на поставленные в начале урока вопросы.

Слайд №5

- Что такое «лексика»?

- Сколько лексических значений имеет слово?

- Как определить лексическое значение слов?

- Какие слова называются многозначными?

2. Рефлексия.

— Какое задание понравилось больше? Почему?

— С каким настроением заканчиваем урок?

Домашнее задание: Составить предложения с любым многозначным словом, употребив его в различных значениях.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Многозначные слова

Автор: Воропаева Светлана Николаевна

Дата: 13.04.2015

Номер свидетельства: 200652

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока на тему " Однозначные и многозначные слова". "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-na-tiemu-odnoznachnyie-i-mnoghoznachnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "117942"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412961988"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Тест по теме "Однозначные и многозначные слова""
    ["seo_title"] => string(53) "tiest_po_tiemie_odnoznachnyie_i_mnoghoznachnyie_slova"
    ["file_id"] => string(6) "362509"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1480083976"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "конспект урока  на тему "Однозначные и многозначные слова" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-na-tiemu-odnoznachnyie-i-mnoghoznachnyie-slova-1"
    ["file_id"] => string(6) "124264"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414669850"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока Однозначные и многозначные слова"
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt_uroka_odnoznachnyie_i_mnoghoznachnyie_slova"
    ["file_id"] => string(6) "377572"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484061007"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Однозначные и многозначные слова" "
    ["seo_title"] => string(100) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-odnoznachnyie-i-mnoghoznachnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "148022"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419543524"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства