Цель урока: Учащиеся узнают об однозначных и многозначных словах.
Ожидаемый результат
Учащиеся расширят представление о лексическом значении слова.
Будут учиться находить в толковом словаре справки при определении многозначности слова, определять, в каком именно лексическом значении употребляется то или иное многозначное слово. Будут работать в группах и усваивать знания с помощью практической и аналитической деятельности.
Повторят правила сотрудничества в коллективной деятельности.
- Поставьте в словах ударение, подчеркните буквы написание которых нельзя проверить, а надо запомнить.
- Какой частью речи являются слова. Докажите Самопроверка. Оценивание
IV. Актуализация знаний. Постановка цели урока.
- Начнём мы с загадки. Ответ на неё вы можете дать сразу, а можете и подумать, а ответить в конце урока.
Не мёд, а ко всему липнут. ( Слова )
-Я думаю, что у каждого возникло множество ответов. Пожалуйста! (клей, жвачка, варенье).
- Всё это верно, но, тем не менее, разгадку вы ещё раз дадите в конце урока. Может быть, мнения поменяются.
Слайд № 4
Тема нашего урока «Многозначность слова». Сколько лексических значений имеет слово? Эта тема вам очень хорошо знакома. Для того чтобы общаться, передавать друг другу мысли, чувства необходимы слова. Чтобы понимать собеседника в обычном разговоре, достаточно 4-5 тыс. слов. Но и этого мало. Чем больше слов и их значений знает и умеет использует в речи человек, тем точнее он может выражать свои мысли, тем он интереснее. Я думаю, что каждый из вас хочет быть интересным собеседником и человеком. Поэтому я думаю, что каждый из вас справится со всеми заданиями на уроке.
Слайд № 5
-Что мы должны узнать на уроке? Новые подходы в обучении
Что такое «лексика»?
Сколько лексических значений имеет слово?
3. Как определить лексическое значение слов?
4. Какие слова называются многозначными?
V. Работа по теме урока
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Многозначные слова »
Учитель: Воропаева С.Н.
Урок русского языка 3кл
Тема: Многозначные слова
Цель урока: Учащиеся узнают об однозначных и многозначных словах.
Ожидаемый результат
Учащиеся расширят представление о лексическом значении слова.
Будут учиться находить в толковом словаре справки при определении многозначности слова, определять, в каком именно лексическом значении употребляется то или иное многозначное слово. Будут работать в группах и усваивать знания с помощью практической и аналитической деятельности.
Повторят правила сотрудничества в коллективной деятельности.
- Поставьте в словах ударение, подчеркните буквы написание которых нельзя проверить, а надо запомнить.
- Какой частью речи являются слова. Докажите Самопроверка. Оценивание
IV. Актуализация знаний. Постановка цели урока.
- Начнём мы с загадки. Ответ на неё вы можете дать сразу, а можете и подумать, а ответить в конце урока.
Не мёд, а ко всему липнут. ( Слова )
-Я думаю, что у каждого возникло множество ответов. Пожалуйста! (клей, жвачка, варенье).
- Всё это верно, но, тем не менее, разгадку вы ещё раз дадите в конце урока. Может быть, мнения поменяются.
Слайд № 4
Тема нашего урока «Многозначность слова». Сколько лексических значений имеет слово? Эта тема вам очень хорошо знакома. Для того чтобы общаться, передавать друг другу мысли, чувства необходимы слова. Чтобы понимать собеседника в обычном разговоре, достаточно 4-5 тыс. слов. Но и этого мало. Чем больше слов и их значений знает и умеет использует в речи человек, тем точнее он может выражать свои мысли, тем он интереснее. Я думаю, что каждый из вас хочет быть интересным собеседником и человеком. Поэтому я думаю, что каждый из вас справится со всеми заданиями на уроке.
Слайд № 5
-Что мы должны узнать на уроке? Новые подходы в обучении
Что такое «лексика»?
Сколько лексических значений имеет слово?
3. Как определить лексическое значение слов?
4. Какие слова называются многозначными?
V. Работа по теме урока
1. Сегодня мы с вами поговорим о смысле слова и его лексическом значении.
Ребята, может мне кто-нибудь поможет дать определение этого слова «ЛЕКСИКА». С чем связано оно? (Лексика – словарный запас языка-(греч.) «Слово, выражение»)
Слайд № 6
ЛЕКСИКА – это раздел науки о языке, изучающий его словарный состав.
- А как вы думаете, какое понятие будет основой этого раздела, при помощи чего мы общаемся? (Слово)
Составьте со словом «СЛОВО» предложение так, чтобы раскрылось его значение, суть.
(Выборочное чтение предложений.)
- Молодцы, ребята, каждый из вас понимает важность этого слова, но выражает его по-разному, при помощи разных слов. Конечно, слова имеют различные значения. так сколько же значений имеют слова?
Слайд № 7
Это ещё одна загадка. Прочитайте внимательно про себя. А теперь вслух нам прочитает…
Это дер..во р..дное
Бли..кое и д..рогое.
Белый сарафан..чик
Бархатный кафтан..чик
Листики р..зные
Серё..ки расп..сные.
- Я думаю, все догадались, о чём идёт речь. (Берёзка)
- Как вы догадались? Что вам помогло? (перечисляют признаки)
- Почему автор употребил слова близкое, родное, дорогое? (символ Родины, ).
- Как мы можем назвать этот текст? («Берёзка»).
Ребята, а теперь лингвистическая задачка: списать текст, расставить пропущенные буквы и знаки препинания. Затем один человек у интерактивной доски с объяснением, дети проверяют.
Ребята, посмотрите внимательно на нашу загадку, найдите слова, которые обозначают предмет, признак, действие.
- К каким частям речи относятся эти слова? (прилаг., сущ., глаг.)
Части речи, которые автор использует в своём тексте, влияют на тип речи.
- Какой тип речи выбрал автор? (повествование, описание или рассуждение) Докажите. (описание)
- Что автор описывает? (берёзку)
Ребята, я думаю, что каждый из вас может дать определение слова берёза.
- Какое лексическое значение имеет это слово? Дайте определение этому понятию из своего жизненного опыта. (- лиственное дерево с тонким белым стволом.)
- Можно ли ещё дать какое-либо определение этому слову? (Нет)
Правильно, т.е. мы определяем значение слова по его признакам – берёза – дерево…; роза – цветок…;
- А почему мы назвали свою загадку не берёза, а берёзка. (Суффикс –к- указывает на уменьшительно-ласкательное значение.)
Итак, ребята, вы уже знаете, что лексическое значение слова можно определить и по его признакам.
- Как ещё можно определить значение слов, особенно, если вам его значение непонятно? (По словарю.)
Слайд № 8
По Толковому словарю. Они разные: у вас на парте школьный, есть т.с. Сергея Ивановича Ожегова, есть словарь Владимира Ивановича Даля и многие другие, есть словарик и у вас в учебнике. Почему я сказала словарик, а не словарь? (маленький) Видите, корень один, а слова уже разные.
А теперь давайте проверим себя по словарю и определим значение слова берёза. Прочитайте словарную статью.
- Сколько имеет значений слово? (одно)
Молодцы, значит, вы не ошиблись, ваш жизненный опыт вас не подвёл!
Теперь, отложите словари и посмотрите на слово «ДОРОГОЕ».
- Что вы можете сказать об этом слове. Дерево – дорогое. Я думаю, что это очень дорогостоящее дерево, много стоит, ценное. А как думаете вы? (Нет. Дорогое дерево здесь значит любимое, родное)
Давайте выпишем их из текста и подберём другие, похожие по значению. (дорогое- близкое – родное -лю
Найдите словарную статью слова «дорогой». Сколько значений имеет это слово?
- Откуда это видно? (чтение статьи)
- Чем эта статья отличается от статьи слова берёза? (одно значение, а здесь много)
А теперь, пользуясь словарём, найдите в тексте загадки однозначные - 1 вариант, а многозначные – 2 вариант. (сарафанчик, кафтанчик; листик, близкий).
Вывод: Слова имеют значения: (Запись в тетради)
Однозначные многозначные.
Берёзка дорогое
Сарафанчик листик
Кафтанчик близкий
Теперь вернёмся к нашей загадке о том, что же всё-таки к нам липнет кроме мёда, варенья и клея? (слова)
-А слово «липнет» многозначное или однозначное? (многозначное)
- В каком значении оно употреблено, в прямом или переносном? (переносное)
Правильно, во всех загадках авторы используют переносное значение для образности и выразительности.
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала. Проектная деятельность.
Слайд № 9
Если вы ещё не уверены в своём умении определять лексическое значение слова, отличать однозначные и многозначные слова, правильно использовать многозначные слова в речи предлагаю принять участие в проекте.
Слайд № 10
Работа в группе
Прочитать задание.
Выполнить задание.
Подготовить отчёт по плану.
Сделать отчёт.
Задание
Объясните значение слова.
Найдите слово в толковом словаре.
Многозначное это слово или нет? Докажите правильность своего ответа.
Составьте предложения, употребив различные значения слова.
Какие слова называются многозначными?
Докажите правильность своего ответа.
Подготовьте отчёт о работе по плану.
Слова для групп
Группа № 1 Группа №2 «КОРЕНЬ»
Группа № 2 «КИСТЬ»
План отчёта группы
Мы работали со словом (назвать слово).
Это слово имеет____значений. Перечислить.
Это слово многозначное ( однозначное), потому что_____________________.
Мы составили следующие предложения_______________________________.
Вывод: Многозначными называются слова ________________.
Отчёт групп - проверка выполнения задания.
Слайды № 11-16
Общий вывод по проекту. Слайд № 17
VIII.Итог урока
Обобщение. Давайте проверим, ответили мы на поставленные в начале урока вопросы.
Слайд №5
- Что такое «лексика»?
- Сколько лексических значений имеет слово?
- Как определить лексическое значение слов?
- Какие слова называются многозначными?
2. Рефлексия.
— Какое задание понравилось больше? Почему?
— С каким настроением заканчиваем урок?
Домашнее задание: Составить предложения с любым многозначным словом, употребив его в различных значениях.