kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка во 2 классе по теме: «ОДНОЗНАЧНЫЕ И МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка во 2 классе по теме: «Однозначные и многозначные слова»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка во 2 классе по теме: «ОДНОЗНАЧНЫЕ И МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА»»

Урок русского языка во 2 классе по теме: «Однозначные и многозначные слова»

Тема

Однозначные и многозначные слова

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления с однозначными и многозначными словами, правописанием словарного слова дорога; для формирования умения объяснять значение слов и работать с толковым словарем

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые
результаты
(предметные)

Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей
культуры

Личностные
результаты

Демонстрируют целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве
и разнообразии природы

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: учатся планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достиже-
ния результата.

Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации в словаре; используют
знаково-символические средства для решения учебной задачи; логические – анализируют смысл слова,
устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: в коммуникации строят понятные для окружающих высказывания

Основное содержание
темы, понятия
и термины

Однозначные и многозначные слова. Слово с непроверяемым написанием дорога

Образовательные
ресурсы

Презентация



Сценарий урока


Этапы урока

Формы, методы,

методические

приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы

контроля

осуществляемые

действия

формируемые

умения

I. Мотивирование к учебной

деятельности. (Организационный момент)

Фронтальный.

Фронтальный. Словесный.

Слово учителя


Приветствие учащихся.

– Вы любите преодолевать
трудности?

– Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми труд-
ностями.

– Трудность всегда преодоле-
вается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

– Давайте послушаем сами себя,
какое настроение у нас сейчас?

– Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности
на нашем уроке?

– У вас на столе лежат карточки
с изображением солнышка и тучки. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите ее, покажите


Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.










Выбирают карточки

с изображением солнышка или тучки в зависимости от настроения


Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя



II.Актуализация знаний 1.Чистописание

Фронтальная, индивидуальная.

Практический. Письмо

Дд

од дл ду ди дв

Выполняют письмо

по образцу

Вырабатывают калли-графический почерк

Правильное написание

2.Словарная работа 2. Словарно-орфографическая работа. Дорога

Чтение, беседа, письмо

Разгадайте шараду.

Начало-нота.

Потом оленя украшенье.

А вместе – место оживлённого движенья. (Дорога)


Знакомит с написанием слова «дорога»

-Это словарное слово, запишем его в словарь. Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните букву О и запомните её.

-Как дорогу называют ласково? (Дорожка)

-Как называется знак,который стоит на дороге?(Дорожный)

-В этих словах тоже пишется буква О.





2.Лексические значения слова
дорога (упр. 60)

Коллективная. Словесный,
проблемный, практический

Предлагает прочитать
в упражнении стихотворение
и выполнить задания к нему.



- Скажите, в каких значениях употреблено слово дорога.

-Придумайте своё предложение с этим словом и запишите это предложение.

Читают, объясняют значения слов. Составляют и записывают предложение. Запоминают правописание

Объясняют лексическое значение слов.

Умеют работать кол-
лективно. Усваивают правописание слова. Грамотно осуществляют письмо

Чтение,
беседа по вопросам, письмо

III. Постановка учебной задачи

(учебник,
с. 47–48)

Фронтальная. Словесный.

Беседа

- Посмотрите на карточки, которые лежат у вас на партах.
Прочитаем стихотворение Андрея Усачёва.  И подумайте, как вы назовёте это стихотворение?

Есть носы у журавлей,
Есть носы у кораблей,
Носик есть у чайника,
Только очень маленький.
Необычный зверь – носуха,
У носухи нос до уха.
И огромный носорог
Вместо носа носит рог.
Нос у лешего сучком,
А у свинки пятачком.
Но и свинка, и матрос
Вытирать должны свой нос!

- Какое животное вам показалось незнакомым или малознакомым?

Посмотрите на его фото, на кого оно похоже? (На енота.)

Правильно, ребята! Это млекопитающее животное из семейства енотовых. Проживает оно в Южной и Центральной Америке, а также в Мексике.
- Ребята, а как мы можем озаглавить это стихотворение? («Разные носы», «Нос».)


- О каких носах говорится в стихотворении? (- Нос – клюв, нос – передняя часть корабля, нос – орган обоняния у человека и животных.)

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
- Мы с вами познакомимся со словами, у которых несколько лексических  значений.

-Как называются такие слова в русском языке? (многозначные)

-Сформулируйте тему нашего урока.

«Многозначные слова»

-Какую цель поставим перед собой? (научиться различать однозначные и многозначные слова и растолковывать их лексическое значение)


– Что такое однозначные и многозначные
слова?

Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем

Беседа по вопросам

IV. Усвоение
новых знаний
и способов действий.


Фронтальная. Словесный,
наглядный.

Организует работу с упражнением, рисунком, знакомит с понятием «многозначные слова»

Читают, отвечают

на вопросы, составляют и записывают

Высказывают свое
мнение, приводят
доказательства,

Беседа по вопросам, составление

1. Многозначные слова (упр. 58)

Работа с рисунком, чтение,
беседа, письмо

-Прочитайте предложения, соотнесите их с рисунками.

-Чем похожи все иголки? ( Они острые и тонкие, могут уколоть.)

-Почему эти разные предметы имеют одинаковое название? (Они похожи по внешнему виду.)

-Чем похожи все шляпы? (Они круглой формы и находятся вверху предмета.)

-Почему эти разные предметы названы одинаково? (Похожи по внешнему виду.)

-Как вы думаете, слова игла и шляпа однозначные или многозначные?

-Какие слова называются многозначными? (Слова, у которых несколько лексических значений.)

-Составьте предложение с любым из этих слов.

предложение

устанавливают
причинно-следственные связи

и запись предло-
жения

2.Физкультминутка

Коллективная. Практический

А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, назад, вперед,

А теперь наоборот.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело



Выполняют движения

по тексту под руковод-ством учителя

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются правильного режима дня,

активно участвуют
в физкультминутке

Правильное выполнение дви-
жений

3. Работа со схемой «Однозначные и много-
значные слова» (упр. 59)

Коллективная. Словесный,
наглядный.

Беседа по схеме

Организует работу со схемой, беседу по упражнению

Пользуясь схемой на доске, расскажите про однозначные и многозначные слова.

-Почему слова так называются- многозначные и однозначные?

Объясните значение любого многозначного слова из упражнения.

Читают схему,
отвечают на вопросы





(Одни слова имеют много значений, а другие – одно значение)Звезда- 1)небесное тело; 2)-знаменитость( звезда эстрады); 3)-фигура (пятиконечная звезда); 4)-название морского животного (морская звезда). Игла-1)швейная принадлежность; 2)-любой предмет формы иглы и острый; 3)-острый шпиль здания. Язык-1)- орган во рту; 2)-металлический стержень в колоколе; 3)-всё, что имеет форму языка (язык пламени); 4) система звуков, слов, правил(русский язык).)

Овладевают умением работать со схемой.

Думают, размышляют, высказывают мнение

Беседа

по схеме

4. Игра «Засели домики»


Групповая.

Словесный,
практический.

Игра

Объясняет задание, контро-
лирует его выполнение

Читают,
объясняют значения слов

Определяют лексическое значение слов.


Определение слов
по значению

V. Закрепление знаний и способов действий.

Работа со словарем. Много-
значные слова
(упр. 61)

Фронтальная, индивидуальная.

Словесный,
практический.

Работа со словарем, письмо

Организует работу с упраж-
нением, толковым словарем

Объясняют значения многозначных слов.

Составляют предло-
жения, подчеркивают главные члены

Распознают многозначные слова, определяют их лексическое значение, умеют работать с толковым словарем

Самопро-
верка

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

– Что нового узнали на уроке?

– Какой вид работы понравился
больше?

-Какие слова мы называем однозначными? Какие многозначными?

-Где мы можем узнать значение слова?

– Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите ее, покажите.

Отвечают на вопросы

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам. Саморе-
гуляция

Домашнее задание


Вспомнить и записать 10 многозначных слов, повторить словарные слова.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка во 2 классе по теме: «ОДНОЗНАЧНЫЕ И МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА»

Автор: Евстратенко Ольга Анатольевна

Дата: 18.09.2025

Номер свидетельства: 674338

Похожие файлы

object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока русского языка на тему ,,Лексика" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "109624"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404830894"
  }
}
object(ArrayObject)#907 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "технологическая карта к уроку русского языка на тему "Словари""
    ["seo_title"] => string(69) "tiekhnologhichieskaia-karta-k-uroku-russkogho-iazyka-na-tiemu-slovari"
    ["file_id"] => string(6) "291013"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455041354"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Краткосрочный план урока .Однозначные и многозначные слова "
    ["seo_title"] => string(63) "kratkosrochnyi-plan-uroka-odnoznachnyie-i-mnoghoznachnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "243061"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445614664"
  }
}
object(ArrayObject)#907 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Конспект урока русского языка в 10 классе "Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_russkogo_iazyka_v_10_klasse_slovo_i_ego_znachenie_odnoznachnost_i"
    ["file_id"] => string(6) "601956"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1646930294"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока русского языка на тему "Комплексный анализ текста" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-komplieksnyi-analiz-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "213063"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431969125"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства