Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) Фронтальный. | Фронтальный. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. – Вы любите преодолевать трудности? – Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми труд- ностями. – Трудность всегда преодоле- вается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. – Давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас? – Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке? – У вас на столе лежат карточки с изображением солнышка и тучки. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите ее, покажите | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. Выбирают карточки с изображением солнышка или тучки в зависимости от настроения | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | |
II.Актуализация знаний 1.Чистописание | Фронтальная, индивидуальная. Практический. Письмо | Дд од дл ду ди дв | Выполняют письмо по образцу | Вырабатывают калли-графический почерк | Правильное написание |
2.Словарная работа 2. Словарно-орфографическая работа. Дорога | Чтение, беседа, письмо | Разгадайте шараду. Начало-нота. Потом оленя украшенье. А вместе – место оживлённого движенья. (Дорога) Знакомит с написанием слова «дорога» -Это словарное слово, запишем его в словарь. Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните букву О и запомните её. -Как дорогу называют ласково? (Дорожка) -Как называется знак,который стоит на дороге?(Дорожный) -В этих словах тоже пишется буква О. | | | |
2.Лексические значения слова дорога (упр. 60) | Коллективная. Словесный, проблемный, практический | Предлагает прочитать в упражнении стихотворение и выполнить задания к нему. - Скажите, в каких значениях употреблено слово дорога. -Придумайте своё предложение с этим словом и запишите это предложение. | Читают, объясняют значения слов. Составляют и записывают предложение. Запоминают правописание | Объясняют лексическое значение слов. Умеют работать кол- лективно. Усваивают правописание слова. Грамотно осуществляют письмо | Чтение, беседа по вопросам, письмо |
III. Постановка учебной задачи (учебник, с. 47–48) | Фронтальная. Словесный. Беседа | - Посмотрите на карточки, которые лежат у вас на партах. Прочитаем стихотворение Андрея Усачёва. И подумайте, как вы назовёте это стихотворение? Есть носы у журавлей, Есть носы у кораблей, Носик есть у чайника, Только очень маленький. Необычный зверь – носуха, У носухи нос до уха. И огромный носорог Вместо носа носит рог. Нос у лешего сучком, А у свинки пятачком. Но и свинка, и матрос Вытирать должны свой нос! - Какое животное вам показалось незнакомым или малознакомым? Посмотрите на его фото, на кого оно похоже? (На енота.) Правильно, ребята! Это млекопитающее животное из семейства енотовых. Проживает оно в Южной и Центральной Америке, а также в Мексике. - Ребята, а как мы можем озаглавить это стихотворение? («Разные носы», «Нос».) - О каких носах говорится в стихотворении? (- Нос – клюв, нос – передняя часть корабля, нос – орган обоняния у человека и животных.) - Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? - Мы с вами познакомимся со словами, у которых несколько лексических значений. -Как называются такие слова в русском языке? (многозначные) -Сформулируйте тему нашего урока. «Многозначные слова» -Какую цель поставим перед собой? (научиться различать однозначные и многозначные слова и растолковывать их лексическое значение) | – Что такое однозначные и многозначные слова? | Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем | Беседа по вопросам |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. | Фронтальная. Словесный, наглядный. | Организует работу с упражнением, рисунком, знакомит с понятием «многозначные слова» | Читают, отвечают на вопросы, составляют и записывают | Высказывают свое мнение, приводят доказательства, | Беседа по вопросам, составление |
1. Многозначные слова (упр. 58) | Работа с рисунком, чтение, беседа, письмо | -Прочитайте предложения, соотнесите их с рисунками. -Чем похожи все иголки? ( Они острые и тонкие, могут уколоть.) -Почему эти разные предметы имеют одинаковое название? (Они похожи по внешнему виду.) -Чем похожи все шляпы? (Они круглой формы и находятся вверху предмета.) -Почему эти разные предметы названы одинаково? (Похожи по внешнему виду.) -Как вы думаете, слова игла и шляпа однозначные или многозначные? -Какие слова называются многозначными? (Слова, у которых несколько лексических значений.) -Составьте предложение с любым из этих слов. | предложение | устанавливают причинно-следственные связи | и запись предло- жения |
2.Физкультминутка | Коллективная. Практический | А теперь все тихо встали, Дружно руки вверх подняли, В стороны, назад, вперед, А теперь наоборот. Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело | Выполняют движения по тексту под руковод-ством учителя | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются правильного режима дня, активно участвуют в физкультминутке | Правильное выполнение дви- жений |
3. Работа со схемой «Однозначные и много- значные слова» (упр. 59) | Коллективная. Словесный, наглядный. Беседа по схеме | Организует работу со схемой, беседу по упражнению Пользуясь схемой на доске, расскажите про однозначные и многозначные слова. -Почему слова так называются- многозначные и однозначные? Объясните значение любого многозначного слова из упражнения. | Читают схему, отвечают на вопросы (Одни слова имеют много значений, а другие – одно значение)Звезда- 1)небесное тело; 2)-знаменитость( звезда эстрады); 3)-фигура (пятиконечная звезда); 4)-название морского животного (морская звезда). Игла-1)швейная принадлежность; 2)-любой предмет формы иглы и острый; 3)-острый шпиль здания. Язык-1)- орган во рту; 2)-металлический стержень в колоколе; 3)-всё, что имеет форму языка (язык пламени); 4) система звуков, слов, правил(русский язык).) | Овладевают умением работать со схемой. Думают, размышляют, высказывают мнение | Беседа по схеме |
4. Игра «Засели домики» | Групповая. Словесный, практический. Игра | Объясняет задание, контро- лирует его выполнение | Читают, объясняют значения слов | Определяют лексическое значение слов. | Определение слов по значению |
V. Закрепление знаний и способов действий. Работа со словарем. Много- значные слова (упр. 61) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Работа со словарем, письмо | Организует работу с упраж- нением, толковым словарем | Объясняют значения многозначных слов. Составляют предло- жения, подчеркивают главные члены | Распознают многозначные слова, определяют их лексическое значение, умеют работать с толковым словарем | Самопро- верка |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Что нового узнали на уроке? – Какой вид работы понравился больше? -Какие слова мы называем однозначными? Какие многозначными? -Где мы можем узнать значение слова? – Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите ее, покажите. | Отвечают на вопросы | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморе- гуляция |
Домашнее задание | | Вспомнить и записать 10 многозначных слов, повторить словарные слова. | | | |