kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 9 классе. "Сложные предложения с разными видами связи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке ребята должны познакомиться со сложными предложениями с разными видами синтаксической связи между частями: союзной и бессоюзной,уметь находить сложные предложения с различными видами связи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 9 классе. "Сложные предложения с разными видами связи"»

Урок русского языка в 9 классе

Тема: «Сложные предложения с разными видами связи». 

Цели и задачи урока:

Знать: какие предложения называются сложными с разными видами синтаксической связи между частями: союзной и бессоюзной. 

Уметь: 1) находить сложные предложения с различными видами связи; 2) определять виды синтаксической связи между частями сложного предложения; 3) соотносить указанные сложные предложения с данными схемами; 4) составлять схемы указанных сложных предложений; 5) правильно расставлять необходимые знаки препинания между частями сложных предложений разных типов; 5) правильно использовать сложные предложения в своей речи. 

Развивающая цель: развитие творческих способностей, развитие интеллектуальных способностей путём переноса знаний и умений о сложном предложении в новую ситуацию. 

Воспитывающая цель: формирование личности учащихся через трудолюбие, внимание на уроке, воспитание любви к родному краю, природе, воспитание вдумчивого и бережного отношения к слову, воспитание любви к родному языку, литературе.

Ведущая компетенция: языковая (знание учащимися синтаксических структур). 

Ведущий принцип: доступность, научность.

 Оборудование урока: карточки-памятки, текст, презентация на тему: «Виды сложных предложений», учебник, схемы предложений, классная доска.

Тип урока – урок применения знаний и умений

Форма урока: урок – практикум.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, распечатки заданий, карточки.

ХОД УРОКА

1.Мотивирование на учебную деятельность. (Психологический настрой на урок )3мин

«Здравствуйте!»

Просто «Здравствуйте»?

Что особенного тем мы

Друг другу сказали?

Отчего же на капельку

солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку

счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку

радостней сделалась жизнь?

- Итак, здравствуйте!!! И пусть вам будет сегодня светло и радостно! 


2.Актуализация знаний.10мин

(Воспроизведение теоретической части по методу «Недописанный тезис») 

Работа в группах сменного состава по цифрам стикеров. На партах у вас есть оценочные листы, в которые вы будете заносить свои оценки. На каждое задание у меня разработаны критерии, по которым вы будете оценивать друг друга.

Приложение 2.

Группа № Оценочный лист

Задания

№1

Максимум 4 балла

№2

Максимум 5 баллов

№3

Максимум 6 баллов

№4

Максимум 4балла

Итоговая оценка

Максимум 19 б «5»









Метод «Недописанный тезис». 

1. Сложносочиненные предложения (ССП) – это такие предложения, в которых...
2. Сложносочиненные предложения – это такие предложения, в которых...
3. Бессоюзные предложения – это такие предложения, в которых...

4. Сложная синтаксическая конструкция – это такое предложение, в котором... (в сумме 4 балла) Критерии. За каждый правильный ответ 1 балл. Поменяйтесь ответами по часовой стрелке в группе исправьте ошибки. Занесите в лист ответа свои баллы 4. Создание проблемной ситуации.(1м.)- Всегда ли в текстах используются предложения только с одним видом связи?5. Работа с текстом (3м.)

3.Лингвистическая разминка по заданиям ОГЭ. На Ваших столах на находятся карточки с тестовыми заданиями. В них по 8 утверждений, с которыми Вы можете согласиться (знак +) или нет (знак-). Две минутки на выполнение задания.

Обменяйтесь тетрадями, сделаем вместе взаимопроверку. Критерии оценивания есть у Вас на карточках. Оценку выставляем на полях.

  1. РАССТАВЛЯТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

  2. РЕШЕНА (задача) — в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.

  3. ПРИВОКЗАЛЬНАЯ (площадь) — Приставка ПРИ- пишется в значении неполноты действия.

  4. МАКАТЬ (перо в чернильницу) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от значения корня.

  5. Словосочетание «душевное превосходство» построено на основе связи согласование.

  6. Словосочетание «надрывно ревела» построено на основе примыкания.

  7. Ему казалось, что телефон дрожит в конвульсиях, словно по мёртвому телу пробегает последняя судорога. Средством выразительности речи в данном предложении является метафора.

  8. У него холодные глаза и влажные клыки величиной с палец. Средством выразительности речи в данном предложении является эпитет.

Проводим взаимопроверку вместе. Затем выслушиваем объяснение ребят у доски.

Задание: прочитайте текст, который видите на слайде

Тихо было все на небе и на земле, как в сердце человека в минуту

утренней молитвы; только изредка набегал прохладный ветер с востока, приподнимая гриву лошадей, покрытую инеем. Мы тронулись в путь; с трудом пять худых кляч тащили наши повозки по извилистой дороге на Гуд-гору; мы шли пешком сзади, подкладывая камни под колеса, когда лошади выбивались из сил; казалось, дорога вела на небо, потому что, сколько глаз мог разглядеть, она все поднималась и наконец пропадала в облаке, которое еще с вечера отдыхало на вершине Гуд-горы, как коршун, ожидающий добычу; снег хрустел под ногами нашими; воздух становился так редок, что было больно дышать; кровь поминутно приливала в голову, но со всем тем какое-то отрадное чувство распространялось по всем моим жилам, и мне было как-то весело, что я так высоко над миром: чувство детское, не спорю, но, удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми; все приобретенное отпадает от души, и она делается вновь такою, какой была некогда, и, верно, будет когда-нибудь опять.

Ответьте на вопросы:

- каков стиль речи данного текста?

- определите автора и название произведения;

- какие синтаксические конструкции используются в тексте? (Художественный стиль, отрывок из произведения М.Ю. Лермонтова “ Герой нашего времени”, повесть “ Бэла”, используются предложения с различными видами связи).

- Почему автор использует такие предложения?

(Чтобы выразить более сложные мысли)

Вывод: такие предложения выражают более сложные мысли, а их использование в художественной литературе зависит от индивидуального стиля писателя.

6. Сообщение темы урока и его цели. (2м.)

-Предлагаю вам самим сформулировать тему нашего урока. Тема сегодняшнего урока “ Сложные предложения с различными видами связи”. Какова цель урока, сформулируйте сами.

Цель нашего урока - научиться находить сложные предложения с различными видами связи в тексте, расставлять знаки препинания, совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

4.Актуализация знаний о сложных предложениях. Фронтальный опрос.

На доске ребята разбирали сложные предложения, сегодня мы с Вами продолжим их изучение. Давайте вспомним:

-Какое предложение мы называем простым?

Хорошо. На дом было задано построить свои предложения различных видов. Назовем примеры простых предложений.

-Какое предложение мы называем сложным? Какие виды сложных предложений мы знаем?

- Что такое ССП?

- На какие группы делится ССП?

- Что такое СПП?

- На какие группы делятся придаточные?

- Назовите виды обстоятельственных придаточных.

- Что такое СБП?

Хорошо.

Работа с эпиграфом к уроку.

Первый текст, который мы прочитали на уроке, принадлежит перу замечательного русского поэта и писателя М.Ю. Лермонтова. Это не случайно (текст эпиграфа на доске).

Известно, что А.П. Чехов очень высоко ценил прозу Лермонтова: “ Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова. Я бы так сделал: взял его рассказ и разбирал бы, как разбирают в школах, - по предложениям, по частям предложения. Так чтобы и учился писать”.

Последуем же совету писателя: поучимся.

Распределитесь в группы по цветам стикеров (3 группы)

Задание № 2 группам

Схематический диктант.(3-5м.) (распечатки материалов на столах)

Прочитайте предложения, назовите произведение, (повесть “Бэла”).

Найдите соответствие схем к данным предложениям.

Какими синтаксическими конструкциями воспользовался автор?

Создать кластер «Предложения с разными видами связи»

Критерии к содержанию кластера

1)содержание кластера 1

2)доступность изложения1

3)эстетическое оформление кластера 1

4)защита проекта кластера спикером от группы.2 (в сумме 5 баллов)

Ученики читают предложения. Проверка на интерактивной доске.

1. Уже было поздно и темно, когда я снова отворил окно и стал звать Максима Максимыча, говоря, что пора спать; он что-то пробормотал сквозь зубы, я повторил приглашение – он ничего не отвечал. [ ] , (когда…), (что…) ; [ ] ; [ ] - [ ] .

2. Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша опиралась на два закопченные столба, была полна народа.

[ ] : […, (которой…), … ].

3. Когда я вошёл, все молчали: видно, говорили обо мне.

(Когда…), [ ] : [ ].

Защита кластера спикерами от групп

Вывод: использование предложений с различными видами связи – одна из отличительных особенностей стиля Лермонтова.

5. Первичное закрепление.5мин. Работа в группах сменного состава по фигурам на стикерах

Задание

Конструирование текста.(15-17м.)

Учитель: Сегодня на уроке мы работали с отрывками из произведения Лермонтова, выписывали предложения определённого вида из его романа, расставляли знаки препинания, составляли схемы. А теперь я предлагаю вам представить себя в роли великого писателя и поэта и поработать творчески.

Задание: перед вами фрагмент из произведения М.Ю. Лермонтова, в котором опущены все союзы, сложные слова, не расставлены знаки препинания и отсутствуют эпитеты. Ваша задача – восстановить текст, записать, объяснить знаки препинания.

Ученики работают самостоятельно, в группах.

Конструирование текста

До станции оставалось ещё с версту. Кругом было тихо так тихо………………..по жужжанию комара можно было следить за его полётом. Налево чернело……………….. ущелье за ним и впереди нас …………….. вершины гор………………..покрытые слоями снега рисовались на………………….. небосклоне еще сохранившем………….…….. отблеск зари. На ………….. небе начинали мелькать звёзды……………….. странно мне казалось…………….….. они гораздо выше чем у нас на севере. По обеим сторонам дороги торчали ………….……..камни кой-где из-под снега выглядывали кустарники …….………….. ни один ………………….. листок не шевелился…….………….. весело было слышать среди этого………………... сна природы фырканье …………. почтовой тройки…….…….. побрякивание …………….. колокольчика.

Проверка: представитель группы читает восстановленный текст, затем на экране появляется оригинал (слайд), комментируют знаки, указывают тип предложения.

- Как вы думаете, удалось ли вам восстановить авторский текст?

6.Включение в систему знаний и повторение.5мин

Конструирование текста

До станции оставалось ещё с версту. Кругом было тихо, так тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полётом. Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас темно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, еще сохранившем последний отблеск зари. На темном небе начинали мелькать звёзды, и странно, мне казалось, что они гораздо выше, чем у нас на севере. По обеим сторонам дороги торчали голые, черные камни; кой-где из-под снега выглядывали кустарники, но ни один сухой листок не шевелился, и весело было слышать среди этого мертвого сна природы фырканье усталой почтовой тройки и неровное побрякивание русского колокольчика.

Мне кажется, что ваша работа тоже очень важна. Чтобы стать писателем, нужно много трудиться, работать со словами, потому что создание художественного произведения – это огромный труд, это работа, в которую автор вкладывает душу. Сегодня вы сделали лишь маленький шажок к постижению писательского ремесла. А дальше всё в ваших руках. Учитесь у великих писателей, трудитесь не покладая рук, и тогда всё у вас получится.

Критерии оценивания ответов учащихся(на интерактивной доске)

1) полнота и правильность ответа; умение применять определения, правила в конкретных случаях.-1балл 2) сте­пень осознанности, понимания изученного; -2 балла

3) языковое оформ­ление ответа, связное логически последовательное сообщение на определенную тему -3 балла ( в сумме 6 баллов)

Задание

Работа в парах

7.Самостоятельная работа с произведением Лермонтова “Герой нашего времени”5-7м.

Задание: выпишите из романа Лермонтова по одному предложению подобного вида, составьте схему.

Учащиеся работают самостоятельно, вслух зачитывают предложения, указывают вид связи.

Критерии

Верно найдены предложения с разными видами связи-3 б

2 ошибки - 1 балл

3 ошибки – 0 баллов

(В сумме 4балла)

8. Подведение итогов урока (2м.)

Наш урок подходит к концу, и мне хотелось бы вновь вернуться к словам А.П. Чехова (эпиграф на интерактивной доске)

(Ученик читает вслух)

- Согласны ли вы со словами А.П. Чехова?

(Да, работая с произведением Лермонтова, мы повторили орфографические и пунктуационные правила, разобрали сложные предложения с различными видами связи)

Посчитайте количество баллов в листах оценивания и выставите оценку в дневник.

А теперь, оцените свою работу, выставив оценки за последний вид работы.

Подсчитайте, что у вас получилось. Учитель видит результат, корректирует. Выставьте оценки в дневники. - Ребята, я очень благодарна вам за активную работу на уроке. Какие вы молодцы! Как много вы сумели сегодня сделать! 

  1. Домашнее задание (1м.) 

1)Перелистайте ещё раз роман Лермонтова, найдите три предложения с различными видами связи, приготовьте карточку, где будут написаны предложения, но не будут расставлены знаки препинания. Ваши карточки мы будем использовать в работе на следующем уроке.

2).Доп.задание: составить Синквейн по теме.

Например:

Предложение.
Составленное, написанное.
Анализируется, воспринимается, оценивается.
Содержит определенное утверждение.
Мысль.


Предложение.
Сложное, простое.
Обозначает, передает, выражает.
Формирует основу языка.
Высказывание.






































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка в 9 классе. "Сложные предложения с разными видами связи"

Автор: Поворозник Наталья Владимировна

Дата: 31.10.2024

Номер свидетельства: 658790

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока по теме: "Бессоюзные сложные предложения"."
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-tiemie-biessoiuznyie-slozhnyie-priedlozhieniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "247532"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446569101"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Урок русского языка в 8 классе на тему: "Односоставные  предложения""
    ["seo_title"] => string(64) "urokrusskoghoiazykav8klassienatiemuodnosostavnyiepriedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "260922"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449050327"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "План - конспект урока на тему "Сложные предложения с разными видами связи" "
    ["seo_title"] => string(79) "plan-konspiekt-uroka-na-tiemu-slozhnyie-priedlozhieniia-s-raznymi-vidami-sviazi"
    ["file_id"] => string(6) "151954"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420791964"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Компоненты и предикативные части в сложных предложениях с разными видами связи"
    ["seo_title"] => string(80) "komponientyipriedikativnyiechastivslozhnykhpriedlozhieniiakhsraznymividamisviazi"
    ["file_id"] => string(6) "309081"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458736352"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы в 8 - 9 классах ( из опыта работы учителя) "
    ["seo_title"] => string(129) "formirovaniie-mietapriedmietnykh-riezul-tatov-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-8-9-klassakh-iz-opyta-raboty-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "142692"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418328988"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства