Урок русского языка в 9 классе. "Сложные предложения с разными видами связи"
Урок русского языка в 9 классе. "Сложные предложения с разными видами связи"
На уроке ребята должны познакомиться со сложными предложениями с разными видами синтаксической связи между частями: союзной и бессоюзной,уметь находить сложные предложения с различными видами связи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 9 классе. "Сложные предложения с разными видами связи"»
Урок русского языка в 9 классе
Тема: «Сложные предложения с разными видами связи».
Цели и задачи урока:
Знать: какие предложения называются сложными с разными видами синтаксической связи между частями: союзной и бессоюзной.
Уметь: 1) находить сложные предложения с различными видами связи; 2) определять виды синтаксической связи между частями сложного предложения; 3) соотносить указанные сложные предложения с данными схемами; 4) составлять схемы указанных сложных предложений; 5) правильно расставлять необходимые знаки препинания между частями сложных предложений разных типов; 5) правильно использовать сложные предложения в своей речи.
Развивающая цель: развитие творческих способностей, развитие интеллектуальных способностей путём переноса знаний и умений о сложном предложении в новую ситуацию.
Воспитывающая цель: формирование личности учащихся через трудолюбие, внимание на уроке, воспитание любви к родному краю, природе, воспитание вдумчивого и бережного отношения к слову, воспитание любви к родному языку, литературе.
1.Мотивирование на учебную деятельность. (Психологический настрой на урок )3мин
«Здравствуйте!»
Просто «Здравствуйте»?
Что особенного тем мы
Друг другу сказали?
Отчего же на капельку
солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку
счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку
радостней сделалась жизнь?
- Итак, здравствуйте!!! И пусть вам будет сегодня светло и радостно!
2.Актуализация знаний.10мин
(Воспроизведение теоретической части по методу «Недописанный тезис»)
Работа в группах сменного состава по цифрам стикеров. На партах у вас есть оценочные листы, в которые вы будете заносить свои оценки. На каждое задание у меня разработаны критерии, по которым вы будете оценивать друг друга.
Приложение 2.
Группа № Оценочный лист
Задания
№1
Максимум 4 балла
№2
Максимум 5 баллов
№3
Максимум 6 баллов
№4
Максимум 4балла
Итоговая оценка
Максимум 19 б «5»
Метод «Недописанный тезис».
1. Сложносочиненные предложения (ССП) – это такие предложения, в которых... 2. Сложносочиненные предложения – это такие предложения, в которых... 3. Бессоюзные предложения – это такие предложения, в которых...
4. Сложная синтаксическая конструкция – это такое предложение, в котором... (в сумме 4 балла) Критерии. За каждый правильный ответ 1 балл. Поменяйтесь ответами по часовой стрелке в группе исправьте ошибки. Занесите в лист ответа свои баллы 4. Создание проблемной ситуации.(1м.)- Всегда ли в текстах используются предложения только с одним видом связи?5. Работа с текстом (3м.)
3.Лингвистическая разминка по заданиям ОГЭ. НаВаших столах на находятся карточки с тестовыми заданиями. В них по 8 утверждений, с которыми Вы можете согласиться (знак +) или нет (знак-). Две минутки на выполнение задания.
Обменяйтесь тетрадями, сделаем вместе взаимопроверку. Критерии оценивания есть у Вас на карточках. Оценку выставляем на полях.
РАССТАВЛЯТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
РЕШЕНА (задача) — в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.
ПРИВОКЗАЛЬНАЯ (площадь) — Приставка ПРИ- пишется в значении неполноты действия.
МАКАТЬ (перо в чернильницу) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от значения корня.
Словосочетание «душевное превосходство» построено на основе связи согласование.
Словосочетание «надрывно ревела» построено на основе примыкания.
Ему казалось, что телефон дрожит в конвульсиях, словно по мёртвому телу пробегает последняя судорога. Средством выразительности речи в данном предложении является метафора.
У негохолодные глаза и влажные клыки величиной с палец. Средством выразительности речи в данном предложении является эпитет.
Проводим взаимопроверку вместе. Затем выслушиваем объяснение ребят у доски.
Задание: прочитайте текст, который видите на слайде
Тихо было все на небе и на земле, как в сердце человека в минуту
утренней молитвы; только изредка набегал прохладный ветер с востока, приподнимая гриву лошадей, покрытую инеем. Мы тронулись в путь; с трудом пять худых кляч тащили наши повозки по извилистой дороге на Гуд-гору; мы шли пешком сзади, подкладывая камни под колеса, когда лошади выбивались из сил; казалось, дорога вела на небо, потому что, сколько глаз мог разглядеть, она все поднималась и наконец пропадала в облаке, которое еще с вечера отдыхало на вершине Гуд-горы, как коршун, ожидающий добычу; снег хрустел под ногами нашими; воздух становился так редок, что было больно дышать; кровь поминутно приливала в голову, но со всем тем какое-то отрадное чувство распространялось по всем моим жилам, и мне было как-то весело, что я так высоко над миром: чувство детское, не спорю, но, удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми; все приобретенное отпадает от души, и она делается вновь такою, какой была некогда, и, верно, будет когда-нибудь опять.
Ответьте на вопросы:
- каков стиль речи данного текста?
- определите автора и название произведения;
- какие синтаксические конструкции используются в тексте? (Художественный стиль, отрывок из произведения М.Ю. Лермонтова “ Герой нашего времени”, повесть “ Бэла”, используются предложения с различными видами связи).
- Почему автор использует такие предложения?
(Чтобы выразить более сложные мысли)
Вывод: такие предложения выражают более сложные мысли, а их использование в художественной литературе зависит от индивидуального стиля писателя.
6. Сообщение темы урока и его цели. (2м.)
-Предлагаю вам самим сформулировать тему нашего урока. Тема сегодняшнего урока “ Сложные предложения с различными видами связи”. Какова цель урока, сформулируйте сами.
Цель нашего урока - научиться находить сложные предложения с различными видами связи в тексте, расставлять знаки препинания, совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
4.Актуализация знаний о сложных предложениях. Фронтальный опрос.
На доске ребята разбирали сложные предложения, сегодня мы с Вами продолжим их изучение. Давайте вспомним:
-Какое предложение мы называем простым?
Хорошо. На дом было задано построить свои предложения различных видов. Назовем примеры простых предложений.
-Какое предложение мы называем сложным? Какие виды сложных предложений мы знаем?
- Что такое ССП?
- На какие группы делится ССП?
- Что такое СПП?
- На какие группы делятся придаточные?
- Назовите виды обстоятельственных придаточных.
- Что такое СБП?
Хорошо.
Работа с эпиграфом к уроку.
Первый текст, который мы прочитали на уроке, принадлежит перу замечательного русского поэта и писателя М.Ю. Лермонтова. Это не случайно (текст эпиграфа на доске).
Известно, что А.П. Чехов очень высоко ценил прозу Лермонтова: “ Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова. Я бы так сделал: взял его рассказ и разбирал бы, как разбирают в школах, - по предложениям, по частям предложения. Так чтобы и учился писать”.
Последуем же совету писателя: поучимся.
Распределитесь в группы по цветам стикеров (3 группы)
Задание № 2 группам
Схематический диктант.(3-5м.) (распечатки материалов на столах)
Создать кластер «Предложения с разными видами связи»
Критерии к содержанию кластера
1)содержание кластера 1
2)доступность изложения1
3)эстетическое оформление кластера 1
4)защита проекта кластера спикером от группы.2 (в сумме 5 баллов)
Ученики читают предложения. Проверка на интерактивной доске.
1. Уже было поздно и темно, когда я снова отворил окно и стал звать Максима Максимыча, говоря, что пора спать; он что-то пробормотал сквозь зубы, я повторил приглашение – он ничего не отвечал. [ ] , (когда…), (что…) ; [ ] ; [ ] - [ ] .
2. Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша опиралась на два закопченные столба, была полна народа.
[ ] : […, (которой…), … ].
3. Когда я вошёл, все молчали: видно, говорили обо мне.
(Когда…), [ ] : [ ].
Защита кластера спикерами от групп
Вывод: использование предложений с различными видами связи – одна из отличительных особенностей стиля Лермонтова.
5. Первичное закрепление.5мин. Работа в группах сменного состава по фигурам на стикерах
Задание
Конструирование текста.(15-17м.)
Учитель: Сегодня на уроке мы работали с отрывками из произведения Лермонтова, выписывали предложения определённого вида из его романа, расставляли знаки препинания, составляли схемы. А теперь я предлагаю вам представить себя в роли великого писателя и поэта и поработать творчески.
Задание: перед вами фрагмент из произведения М.Ю. Лермонтова, в котором опущены все союзы, сложные слова, не расставлены знаки препинания и отсутствуют эпитеты. Ваша задача – восстановить текст, записать, объяснить знаки препинания.
Ученики работают самостоятельно, в группах.
Конструирование текста
До станции оставалось ещё с версту. Кругом было тихо так тихо………………..по жужжанию комара можно было следить за его полётом. Налево чернело……………….. ущелье за ним и впереди нас …………….. вершины гор………………..покрытые слоями снега рисовались на………………….. небосклоне еще сохранившем………….…….. отблеск зари. На ………….. небе начинали мелькать звёзды……………….. странно мне казалось…………….….. они гораздо выше чем у нас на севере. По обеим сторонам дороги торчали ………….……..камни кой-где из-под снега выглядывали кустарники …….………….. ни один ………………….. листок не шевелился…….………….. весело было слышать среди этого………………... сна природы фырканье …………. почтовой тройки…….…….. побрякивание …………….. колокольчика.
Проверка: представитель группы читает восстановленный текст, затем на экране появляется оригинал (слайд), комментируют знаки, указывают тип предложения.
- Как вы думаете, удалось ли вам восстановить авторский текст?
6.Включение в систему знаний и повторение.5мин
Конструирование текста
До станции оставалось ещё с версту. Кругом было тихо, так тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полётом. Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас темно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, еще сохранившем последний отблеск зари. На темном небе начинали мелькать звёзды, и странно, мне казалось, что они гораздо выше, чем у нас на севере. По обеим сторонам дороги торчали голые, черные камни; кой-где из-под снега выглядывали кустарники, но ни один сухой листок не шевелился, и весело было слышать среди этого мертвого сна природы фырканье усталой почтовой тройки и неровное побрякивание русского колокольчика.
Мне кажется, что ваша работа тоже очень важна. Чтобы стать писателем, нужно много трудиться, работать со словами, потому что создание художественного произведения – это огромный труд, это работа, в которую автор вкладывает душу. Сегодня вы сделали лишь маленький шажок к постижению писательского ремесла. А дальше всё в ваших руках. Учитесь у великих писателей, трудитесь не покладая рук, и тогда всё у вас получится.
1) полнота и правильность ответа; умение применять определения, правила в конкретных случаях.-1балл 2) степень осознанности, понимания изученного; -2 балла
3) языковое оформление ответа, связное логически последовательное сообщение на определенную тему -3 балла ( в сумме 6 баллов)
Задание
Работа в парах
7.Самостоятельная работа с произведением Лермонтова “Герой нашего времени”5-7м.
Задание: выпишите из романа Лермонтова по одному предложению подобного вида, составьте схему.
Учащиеся работают самостоятельно, вслух зачитывают предложения, указывают вид связи.
Критерии
Верно найдены предложения с разными видами связи-3 б
2 ошибки - 1 балл
3 ошибки – 0 баллов
(В сумме 4балла)
8. Подведение итогов урока (2м.)
Наш урок подходит к концу, и мне хотелось бы вновь вернуться к словам А.П. Чехова (эпиграф на интерактивной доске)
(Ученик читает вслух)
- Согласны ли вы со словами А.П. Чехова?
(Да, работая с произведением Лермонтова, мы повторили орфографические и пунктуационные правила, разобрали сложные предложения с различными видами связи)
Посчитайте количество баллов в листах оценивания и выставите оценку в дневник.
А теперь, оцените свою работу, выставив оценки за последний вид работы.
Подсчитайте, что у вас получилось. Учитель видит результат, корректирует. Выставьте оценки в дневники. - Ребята, я очень благодарна вам за активную работу на уроке. Какие вы молодцы! Как много вы сумели сегодня сделать!
Домашнее задание (1м.)
1)Перелистайте ещё раз роман Лермонтова, найдите три предложения с различными видами связи, приготовьте карточку, где будут написаны предложения, но не будут расставлены знаки препинания. Ваши карточки мы будем использовать в работе на следующем уроке.
2).Доп.задание: составить Синквейн по теме.
Например:
Предложение. Составленное, написанное. Анализируется, воспринимается, оценивается. Содержит определенное утверждение. Мысль.
Предложение. Сложное, простое. Обозначает, передает, выражает. Формирует основу языка. Высказывание.