kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 9 классе по теме "Обобщение изученного по теме "Сложноподчиненное предложение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке имеется материал для 2 уроков по обобщению темы "Сложноподчиненное предложение" в 9 классе. Технологическая карта урока дополняется конкретными контрольными и коррекционными упражениями, тестами (2 варианта) с ответами и методическими рекомендациями. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 9 классе по теме "Обобщение изученного по теме "Сложноподчиненное предложение"»

Технологическая карта урока

Обобщение изученного по теме «Сложноподчинённое предложение»



Учебный предмет: русский язык

Класс: 9

Автор УМК: Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская и др.

Тема урока. Обобщение изученного по теме «Сложноподчинённое предложение»(2 часа)

Тип урока: урок развивающего контроля.

Цель. Развивитие контроля изученных способов действий по определению и характеристике сложноподчинённого предложения.


Урок1

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Этап мотивации (2мин)

Цель: выработка на личностно- значимом уровне готовности к реализации контрольно-коррекционной деятельности.

Предлагаю вам контрольную работу. Теперь всё в ваших руках.

Дети слушают и настраиваются на выполнение контрольной работы

Волевая саморегуляция (Р);

смыслообразование (Л); планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками (К).

  1. Этап актуализации и пробного учебного действия (38 мин)


Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности в контроле и самоконтроле результата и выявления причин затруднений в деятельности.

1. Актуализация деятельности (выполнение контрольной работы)

- Какой теме посвящена контрольная работа?

- Какие знания и умения вы должны показать?

- Прочитайте задания. Прокомментируйте. Всё ли понятно? Комментарии учителя в случае затруднения учащихся.

По окончанию работы обязательно проверьте качество выполнения каждого задания. Желаю вам успехов!

2. Самоконтроль. Учитель просит проверить работу по ключу (Приложение 2), выставить баллы за каждое задание.

Учащиеся выполняют задания контрольной работы по заданию.






Комментируют каждое задание, демонстрируют понимание задания.



Выполняют задание. При проверке используют подготовленные ранее таблицы, интеллект-карты.

Учащиеся проверяют работу по ключу, выставляют баллы по каждому заданию.

Общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П), анализ, сравнение, синтез (Л), контроль и оценка прогнозирования (Р)

  1. Домашнее задание

Цель: самостоятельная коррекция знаний.

Выполнить упражнение, которое в контрольной работе вызвало наибольшее затруднение.

Запись д/з, нахождение упражнения (по затруднению), изучение материала учебника и выполнение.

Анализ, изучение и выполнение (П,Л)

Урок 2

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Этап локализации индивидуальных затруднений (3мин)

Цель: выработка на личностно -значимом уровне готовности к коррекционной работе, а также выявление места и причины собственных затруднений в выполнении контрольной работы.

Самоопределение на урок

Учитель мотивирует учащихся к коррекции знаний.

- По какой теме писали контрольную работу?

- Какие знания показали?

- Какие умения?

- Совпали ли ваши оценки и оценкой учителя?

Анализ выполнения работы. Учитель анализ работы выводит на слайд для наглядности.

Отвечают на вопросы учителя.








Учащиеся вместе с учителем определяют ключевые ошибки, оценивают свои знания и умения.

Планирование учебного сотрудничества (К).

  1. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений (4мин)

Цель: постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

- Что будем повторять, корректировать на уроке? Для чего это необходимо?

Определяют темы, которые необходимо повторить каждому, составляют план работы.

Прогнозирование (Р).

  1. Этап реализации построения проекта (12мин)

Цель: осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в контрольной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действия.

Работа над ошибками

Учитель предлагает выполнить задание, которое вызвало у учащихся наибольшее затруднение совместно. Индивидуальная работа над ошибками. Проверка.

Учащиеся выполняют работу над ошибками.

Ученики, не допустившие ошибок, выполняют тестирование по теме на компьютере или в тетради с последующей самопроверкой.




Поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, построение логической цепи рассуждения (П).

  1. Этап обобщения затруднений во внешней речи (2мин)


-Кто выполнил задание без ошибок?

- Какие трудности возникли?

Анализируют свои затруднения

Умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания, моделирование (П).

  1. Этап самостоятельной работы самопроверкой по эталону (7 мин)

Интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели, а так же создание ситуации успеха.

Найдите в проверочной работе другого варианта те задания, в которых вы допустили ошибки. Выполните эти задания и проверьте по эталону.

Выполняют задания самостоятельно и проверяют.

Целеполагание, планирование, прогнозирование (Р)

  1. Этап решения творческого уровня (7мин)

Применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного, подготовка к изучению следующих разделов курса.

Выполнить задание творческого уровня: составьте тест или задание по теме из тех предложений, которые вызвали у вас затруднение.

Обратить внимание учащихся на предложение с несколькими придаточными.

Учащиеся составляют задание с предложениями, вызвавшими наибольшее затруднение.

Умение выражать свои мысли, оценивание качества своей и общей учебной деятельности (К)

  1. Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности (5 мин)

Самооценка результатов контрольно-коррекционной деятельности, осознание метода преодоления затруднений в деятельности и механизма контрольно-коррекционной деятельности.

Рефлексия деятельности

Какие ошибки смогли исправить сами?

В чём ещё нужна помощь?

Изменилась ли оценка ваших знаний?

Домашнее задание по выбору.

Оценивают свои знания, выбирают домашнюю работу (по выбору):

  • Прорешивают те задания в контрольной работе, которые не успели сделать.

  • Задания по теме в тетради по подготовке к ОГЭ №12,13,14

Контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном, осознание того, что усвоено и что ещё предстоит усвоению(Р),умение осознанно и произвольно стоить высказывания, оценка процессов и результатов деятельности(П).



Материалы к уроку контрольного тестирования

по теме "Сложноподчиненные предложения" 9 класс

1 вариант

1. Укажите сложноподчиненное предложение.(1б.)

А. Солнце не видно. а полуденное небо озарено розовым веером лучей, серебрящих зелень деревьев.

Б. Живопись Левитана, как считают искусствоведы, отражает неброскую красоту средней полосы России.

В. Уж проходят караваны через те скалы, где носились лишь туманы да цари орлы.

2. Сделайте синонимическую замену сложноподчинённого предложения простым с причастным оборотом. (3б.)

А. Яблоневый сад, который пострадал от морозов, стал оживать.

Б. Много лет он мечтал о роли, которую сыграл сегодня.

В. Мне в душу повеяло жизнью и волей, которая была ещё немыслима прошлой ночью.

3. Укажите вид придаточного обстоятельственного в предложении:(1б.)

Когда конница подъезжала к селу, все уже спали.

А. цели

Б.уступки

В.времени

4. Укажите предложение с последовательным подчинением придаточных. (1б.)

А. Я хорошо помню, как мы шли по тропинке, как она постепенно стала петлять.

Б. Было уже совсем темно, когда мы добрались до лагеря, чтобы переночевать.

В. Когда Нарцисс захотел пить, он нагнулся к ручью, в водах которого увидел своё отражение.

5. Укажите предложение с параллельным подчинением придаточных. (1б.)

А. Я был рад, что весело провёл время и что все остались довольны.

Б. Чтобы черепахи росли и процветали в неволе, им необходимо предоставить условия, которые невозможно создать в городской квартире.

В. Когда Нарцисс захотел пить, он нагнулся к ручью, в водах которого увидел своё отражение

6. В каком предложении допущена ошибка в постановке знаков препинания?(1б.)

А. На север летела стая, туда где снега, растаяв, наполнили звоном воздух, где ждали родные гнёзда.

Б. Утром, ещё солнце не успело подняться, мы покинули гостеприимный дом.

В. Литературный язык, которым мы пользуемся, - это подлинно драгоценнейшее наследие.

7. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые? (по 1б. – за каждую верно поставленную запятую)

А. Когда рассвело (1) сквозь шелестящие ветви стало просвечивать солнце (2) будто деревья роняли на землю (3) золочёные листья.

Б. Каждый понимал (1) что (2) если мы не решим задачу (3) это будет позором не только для нашего класса (4) но и для всей гимназии.

В. Он жаловался (1) что здоровье теперь не то (2) и (3) что работа потеряла прежний интерес (4) и (5) что люди плохо к нему относятся.

8. Составьте 3 предложения с несколькими придаточными, определите вид придаточных. (3б. – верно составлены предложения, 3б. – верно определён вид придаточных).











2 вариант

1. Укажите сложноподчиненное предложение.(1б.)

А. Над рекой горят окошки, над рекой летит снежок.

Б. Лишь изредка с веток, дымя, опадал снег да чуть подрагивали в вышине сходящиеся над головой острые верхушки деревьев.

В. Луна поднялась выше акаций, которые росли по обеим сторонам улицы.

2. Сделайте синонимическую замену сложноподчинённого предложения простым с причастным оборотом.(3б.)

А. В голове теснятся какие-то чудесные мысли, от которых захватывает дух.

Б. Громадные тучи, которые скрыли блистательный день, нависли широко над морем.

В. Видом моря любоваться собиралась толпа гостей, что прибыли из города.

3. Укажите вид придаточного обстоятельственного в предложении: (1б.)

Когда настала пора сворачивать с шоссе на обыкновенную дорогу, начало темнеть.

А. места

Б. времени

В. Цели

4. Укажите предложение с последовательным подчинением придаточных. (1б.)

А. Она поняла это сразу, когда почувствовала, что все восторги относятся в Анетте.

Б. Когда Нарцисс захотел пить, он нагнулся к ручью, в водах которого увидел своё отражение.

В. За чаем матушка сказала, что ночью был большой мороз, что в сенях замёрзла вода в кадке.

5. Укажите предложение с параллельным подчинением придаточных. (1б.)

А. Мы ехали верхом впереди ослов, которые тащили нашу поклажу и которые были в принципе на редкость покладистыми животными.

Б. День такой яркий, что даже с отмели видно, как за версту сверкнёт серебряными искрами рыбья чешуя.

В. . Чтобы черепахи росли и процветали в неволе, им необходимо предоставить условия, которые невозможно создать в городской квартире.

6. В каком предложении допущена ошибка в постановке знаков препинания?(1б.)

А.. Литературный язык, которым мы пользуемся, - это подлинно драгоценнейшее наследие.

Б. Утром, ещё солнце не успело подняться, мы покинули гостеприимный дом.

В. На север летела стая, туда где снега, растаяв, наполнили звоном воздух, где ждали родные гнёзда.

7. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые? ? (по 1б. – за каждую верно поставленную запятую)

А. Каждый понимал (1) что (2) если мы не решим задачу (3) это будет позором не только для нашего класса (4) но и для всей гимназии.

Б. Воодушевляясь вымыслом (1) отец сочиняет (2) что придёт в голову (3) а я слушаю с замиранием сердца.

В. Так как капитан Ильин много слышал о подобных историях (1) он расчитывал (2) что (3) если разорвутся вражеские бомбы (4), то они его не зацепят осколками.

8. Составьте 3 предложения с несколькими придаточными, определите вид придаточных. (3б. – верно составлены предложения, 3б. – верно определён вид придаточных).



Ответы:

1 вариант

2 вариант

1. В.

1. В

2.А. Яблоневый сад, пострадавший от морозов, стал оживать.

Б. Много лет он мечтал о роли, сыгранной сегодня.

В. Мне в душу повеяло жизнью и волей, ещё немыслимой прошлой ночью.


2. А. В голове теснятся какие-то чудесные мысли, захватывающие дух.

Б. Громадные тучи, скрывшие блистательный день, нависли широко над морем.

В. Видом моря любоваться собиралась толпа гостей, прибывших из города.


3.В

3.Б

4.Б

4.А

5.Б

5.В

6.А

6.В

7. А. 12

Б.1234

В.124

7.А1234

Б.123

В.124



Урок развивающего контроля

1. В данном тексте выделите сложноподчинённое(ые) предложение(я).

(1) Лес встрепенулся, ответив эхом. (2) Казалось, берёза, забравшаяся на границу дубняка и осинника, вздрогнула. (3) Дубы охнули, как богатыри. (4) Осины, что стояли рядом, посыпали листьями.

2.Укажите сложноподчинённое(ые) предложение(я) с придаточным определительным

А. Мечтаю о том, чтобы мне навстречу распахнул свои объятия густой прохладный лес.

Б. Брожу по набережной, где был счастлив много лет назад.

В. Мне показалось, что в лицо пахнуло земляникой, смолистым детством, новгородским днём.

Г. Мы задули тёплый рыжий очаг, что согревал нас промозглой осенней ночью.

3. Определите вид придаточного в предложениях:

А.Их блестящие глаза излучали столько радости, что она передалась и нам.

Б. В ущелье, где ходит ветер, охотник сидит у ручья.

В. Из передачи мы узнали, что птицы ежегодно возвращаются в родные места.

Г. Если на море опустится туман, перила и палубы станут мокрыми.

4. Укажите предложение(я) с несколькими придаточными.

А. Юпитер имеет 67 спутников, самые крупные из которых были открыты Галилео Галилеем, и является самой большой планетой Солнечной системы.

Б. Я понимаю сейчас, что тянуться к счастью и знать, что оно придёт к тебе, лучше, чем иметь его и привыкнуть.

В. Сквозь листву деревьев видно было, как садилось солнце.

Г. Лес ронял на воду длинную тень, достававшую почти до противоположного берега, отчего вода казалась глубже и таинственней.

5. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

А. Художники конца 20 века проявляли особый интерес к патриархальному русскому укладу (1) и на своих полотнах они стремились воссоздать Русь легендарную.

Б. На полотне Шишкина «Среди долины ровныя» (1) изображён равнинный пейзаж средней полосы России (2) спокойную красоту (3) которого (4) подчёркивает могучий дуб.

В. После того как прозвучал третий звонок (1) занавес дрогнул и медленно пополз вверх (2) и (3) как только публика увидела своего любимца (4) стены тевтра буквально от рукоплесканий и восторженных криков.

Г. На закате солнца облака (1) вытянувшись длинными полосами (2) летели от востока к западу и там загорались одно за другим, как будто ураган кидал их в жерло (3) кем-то раскалённоой (4) печи.



Ответы:

1. 4

2. БГ

3. А. меры и степени

Б. определительное

В. изъяснительное

Г. придаточное условия

4. Б

5. А. 1

Б. 2

В. 1234

Г. 12


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лушникова Марина Александровна

Дата: 08.01.2023

Номер свидетельства: 622490

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Конспект урока по русскому языку для 9 класса по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными причины» "
    ["seo_title"] => string(121) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-dlia-9-klassa-po-tiemie-slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-s-pridatochnymi-prichiny"
    ["file_id"] => string(6) "237501"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444323346"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Урок-обобщение по теме "Сложноподчиненные предложения"."
    ["seo_title"] => string(67) "urok-obobshchieniie-po-tiemie-slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "253812"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447670625"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Урок русского языка в 9 классе на тему "Спп с придаточным времени и причины" "
    ["seo_title"] => string(82) "urok-russkogho-iazyka-v-9-klassie-na-tiemu-spp-s-pridatochnym-vriemieni-i-prichiny"
    ["file_id"] => string(6) "124351"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414687600"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(257) "Мастер-класс по русскому языку на тему " Повторение и обобщение сведений о сложноподчинённых предложениях с различными видами придаточных" "
    ["seo_title"] => string(159) "mastier-klass-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-povtorieniie-i-obobshchieniie-sviedienii-o-slozhnopodchinionnykh-priedlozhieniiakh-s-razlichnymi-vidami-pridatochnykh"
    ["file_id"] => string(6) "127254"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415286030"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Пунктуация сложных бессоюзных предложений "
    ["seo_title"] => string(51) "punktuatsiia-slozhnykh-biessoiuznykh-priedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "198312"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428393807"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства