Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 9 классе»
Разработка урока русского языка в 9 классе
Тема: «Понятие о сложном предложении»
Понятие о сложном предложении (9 класс)
Тип урока:урок общеметодической направленности.
Технологии: Здоровьесбережения, самодиагностики, развития критического мыщления, развития исследовательских навыков, индивидуального проектирования, личносто-ориентированнного обучения, ИКТ.
Виды деятельности: Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания; работа в парах сильный-слабый; самостоятельная работа (тест) с последующей самопроверкой; самостоятельное проектирование дифференцированного домашнего задания; комментирование оценок
Ход урока
Организационный момент. Постановка целей и задач урока.
Посмотрите на доску, где записана тема урока. Каким разделом науки о языке мы будем заниматься?
Что изучает синтаксис?
Попробуйте сформулировать цели урока.
Закрепить умение отличать простые предложения от сложных.
Знать особенности сложных предложений.
Уметь правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях.
От того, как мы усвоим эту тему, зависит и результат ГИА, так как 4 задания в нем на тему «Сложное предложение».
А более глубокие мотивы изучения родного языка сформулированы в высказывании А.Куприна. Запишите его, оформив как прямую речь, вставьте пропущенные знаки и буквы, подчеркните основы.
«Язык это история народа. Язык это путь цивилизации и культуры. (По)этому (то) изучение и (с,з)бережение русского языка являет..ся (не) праз..ным занятием от нечего делать но насущной необходимостью». А. Куприн
Проверьте правильность выполнения задания. (Объясение пунктограмм и орфограмм учеником.) К этому высказыванию мы ещё вернемся. А теперь обратимся непосредственно к теме нашего урока.
Этап освоения нового знания.
Перед вами текст (распечатать на парту по 1 экземпляру). Объединившись в пары, проработайте его таким образом:
-отметьте знаком «+» то, что знали, знаком «-» то, что было новым, но понятным, знаком «V» то, что непонятно и требует более детального объяснения;
- запишите к тексту вопросы;
-подготовьте ответы на эти вопросы.
-постарайтесь проиллюстрировать каждое утверждение, используя предложения, записанные на доске (экране) или придуманные вами самостоятельно:
Ветер усиливался и нагонял тучи. Ветер усиливался, и небо затягивалось мрачными тучами.
Ему послышалось, что у двери разговаривают. Море бушевало, лодку швыряло в стороны.
Мальчик мечтал о ружье, а его сестра - о новой кукле.
Как долго тянулось время, как мучительно было ожидание!
Ученики задают друг другу вопросы, отвечают на них, приводя примеры.
Что требует разъяснения, помечено «V»?
На доске сведения о видах связи частей сложного предложения (на партах распечатанные листы со схемой). Однако в схеме допущены ошибки. Вы должны их исправить. (Работа в парах.)
Проверка задания. Исправление ошибок.
Чтобы убедиться в том, что вы хорошо усвоили материал урока, проверим свои знания с помощью небольшого теста.
Сколько грамматических основ в сложном предложении?
А) одна Б) две В) две и более
Как связаны между собой части в сложном предложении?
А) по смыслу
Б) по смыслу и синтаксически (с помощью синтаксической связи)
Обладает ли завершённостью часть сложного предложения?
А) Да, каждая часть - это отдельное самостоятельное предложение
Б) Нет, только все части вместе являются самостоятельным предложением
Характеризуются ли сложные предложения по цели высказывания?
А) да Б)нет
Могут ли сложные предложения быть восклицательными?
А) да Б)нет
Верно ли считать, что синтаксическая связь между частями сложного предложения бывает только союзной?
А) да Б)нет
Какой может быть союзная связь между частями сложного предложения?
А) главной
Б) придаточной
В) сочинительной и подчинительной
Для какого вида союзной синтаксической связи характерно равноправное отношение частей сложного предложения?
А) равноправное отношение характеризует подчинительную связь
Б) равноправное отношение характеризует сочинительную связь
Для какого вида союзной синтаксической связи характерно неравноправное отношение частей сложного предложения?
А)неравноправное отношение характеризует подчинительную связь
Б) неравноправное отношение характеризует сочинительную связь
10. Определите вид сложного предложенияМы хорошо работаем на уроке, потому что хотим разобраться в новой теме.
А) сложносочиненное
Б) сложноподчиненное
В) бессоюзное
10 правильных ответов – отлично! вы прекрасно усвоили теоретический материал!
9-8 правильных ответов – остались небольшие пробелы в знаниях, нужно ещё раз внимательно изучить теоретический материал.
7 и менее – необходимо выполнить дополнительное задание в домашней работе.
Ответы:
1.В 6.Б
2.Б 7.В
3.Б 8.Б
4.А 9.А
5.А 10.Б
Этап закрепления знания.
На доске предложения. Ваша задача – определить вид предложения. Каков алгоритм определения вида сложного предложения?
1.Прочти с правильной интонацией.
2.Выдели грамматическую основу (основы).
3.Обрати внимание на средство связи.
А. Союзов нет – бессоюзное.
Б. Союз сочинительный - ССП.
В. Союз подчинительный, союзное слово (относительное местоимение или наречие где, куда, откуда, как и т.д.) – СПП.
Кроме того, мне хотелось бы, чтобы вы вспомнили, кто автор этих строк и продолжили их по памяти. (Предложения выводятся на экран)
Гр..дущие годы таятся во мгле, Но вижу твой жребий на светлом челе. («Песнь о вещем Олеге»)
Люблю (не)молчный говор твой И поэтические слезы. («Бахчисарайский фонтан»)
Прозрач..ный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка (подо) льдом бл..стит. («Зимнее утро»)
Вновь я посетил Тот уголок земли, где я провел Изгнанником два года (не)заметных. (Можно спросить ребят, о каком уголке идет речь.)
Любви, надежды, тихой славы (Не)долго тешил нас обман, Исчезли милые забавы, Как сон, как утренний туман. («К Чаадаеву»)
Если жизнь тебя обман..т, (Не) печалься, (не) сердись.
Сначала ребята работают самостоятельно, записывая предложения и выполняя задания к ним. Потом каждый проверяет себя, сравнивая свои ответы со слайдами, на которых предложения разобраны, или сверяя написанное с комментариями учеников и учителя. За каждое правильнее предложение учащиеся добавляют себе 1 балл к баллам за тест. Попутно комментируем орфографию. Делаем вывод о том, что чаще всего части сложного предложения отделяются друг от друга запятой. Однако учитель сообщает, что это не единственный знак, возможный в сложном предложении: части могут отделяться тире, двоеточием или не разделяться вообще. Об этом ученики узнают на следующих занятиях, но могут узнать и самостоятельно, воспользовавшись портфолио ученика.
Минутка подготовки к ГИА.
Вернёмся к предложению, которое мы записали в начале урока.
«Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому -то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью», - писал А. Куприн.
На ГИА вам предстоит писать сжатое изложение. Один из приемов сжатия текста – это конструирование из нескольких простых предложений одного сложного. Для этого важно выделить в этих предложениях главную мысль (она заключена в основе), опустить то, что несет добавочную информацию и грамотно оформить сложное предложение. Попробуйте высказывание Куприна оформить как косвенную речь. Кому трудно, можете воспользоваться схемой:
[ ], что(-, ), поэтому( ).
Заслушивание возможных вариантов.
Один из возможных вариантов:
Куприн писал, что язык – это история народа, путь цивилизации и культуры, поэтому изучение и сбережение русского языка является насущной необходимостью.
Этап рефлексии.
На сегодняшнем уроке мы познакомились с особенностями сложного предложения. Без умения строить сложные предложения невозможно выразить сложную мысль, передать многообразие мира. Надеюсь, что сегодняшний урок стал ещё одной ступенькой в изучении родного языка и в нелёгком деле его сбережения. Ведь, как утверждает Куприн, язык – это история народа и путь цивилизации. Какой язык мы передадим потомкам, богатый, яркий, точный или бледный, невыразительный, зависит во многом от вас, друзья мои.
Прошу вас заполнить небольшую анкету, которая даст нам возможность оценить себя и урок в целом.
1.На уроке я работал активно / пассивно 2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3.Урок для меня показался коротким / длинным