Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 9 классе»
Отдел образования администрации города снежное
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 8 Г.СНЕЖНОЕ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Номинация «Открытое мероприятие для детей»
Сложное предложение с разными видами связи
Разработка урока по русскому языку в 9 классе
Учитель русского языка и литературы
МОУ СШ № 8 г.Снежное
Синельникова Елена Игоревна
Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык К. Г. Паустовский
2019 г.
Пояснительная записка
Данный урок разработан для общеобразовательного класса с детьми разного уровня подготовки. Урок рассчитан на один академический час (45 минут). На уроке учащиеся выполняют задания разного уровня сложности, работают в парах и группах. Предложенные упражнения направлены не только на закрепление материала по теме «Сложное предложение», но и на развитие творческих способностей. Также на уроке учащиеся смогут самостоятельно оценить свою работу и выставить оценки. После подведения итогов урока выставляются индивидуальные оценки.
На уроке дети обменивались информацией, коллективно анализировали и приходили к обобщению полученной информации, обменивались своими исследованиями, наблюдениями и выводами.
Тема урока: «Сложные предложения с различными видами связи»
Цели урока:
Обучающие: обобщение и систематизация изученного материала, повторение видов синтаксической связи в многочленных предложениях, правил постановки знаков препинания в многочленных сложных предложениях с различными видами связи; закрепление умения определять на слух виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью.
Развивающие: развитие мыслительных операций посредством обобщений, развитие зрительной и смысловой памяти, речи учащихся, потребности к самообразованию, способствовать развитию творческой деятельности учащихся, приобщение к информационно-поисковой деятельности, языковой интуиции.
Воспитательные: формирование личности учащихся через трудолюбие, внимание на уроке, воспитание вдумчивого и бережного отношения к слову; воспитание культуры речи; воспитывать коммуникативные способности, умение самостоятельно оценивать и корректировать выполненную работу.
Личностная цель: помочь осознать практическую значимость данного учебного материала и ценность совместной деятельности. Задачи метапредметные:
- обеспечить развитие умений планировать свою деятельность, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения;
- обеспечить развитие умений сравнивать познавательные объекты;
-обеспечить развитие умений общаться в ходе совместной деятельности.
Задачи предметные:
-организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;
- обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий.
Здоровье сберегающий компонент:
Профилактика умственного перенапряжения путём смены видов деятельности.
Создание атмосферы психологического комфорта учащихся на уроке, сохранение здоровья детей с разным типом психического восприятия информации Формы учебной деятельности: учебное сотрудничество, индивидуальная и совместная учебная работа, учебно-исследовательская деятельность, контрольно-оценочная и рефлексивная деятельность.
Тип урока: урок повторения и закрепления.
Оборудование урока: учебник «Русский язык, 9 класс» (Авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская и др.), раздаточный материал (карточки для коллективной и индивидуальной работы, тестовые задания), компьютер, мультимедийный экран, проектор, слайды презентации Power Point на тему «Сложные предложения с различными видами связи»», классная доска.
Ребята, давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Надеюсь, этот урок принесет вам не только новые знания, но и радость общения. Присаживайтесь, пожалуйста
Мне бы хотелось начать работу с небольшого стихотворения. (3 слайд)
Учите русский годы к ряду
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда-
И та награда в нем самом!
- Что своим небольшим стихотворением хотел сказать поэт? ( Нужно учить русский язык)
- Для чего надо учить русский язык? ( Для того, чтобы быть грамотным. Если мы будем учить русский язык, то узнаем много нового, полезного.)
II. Актуализация полученных знаний.
1. Фронтальный опрос по теории сложного предложения. (4 слайд)
Ребята, мы уже долгое время изучаем сложное предложение и много знаем о нем. Давайте вспомним немного теории.
- Какие предложения называются “ сложными”?
- На какие 2 группы делятся сложные предложения?
- Какие вы знаете союзные предложения?
- Чем отличаются союзные предложения от бессоюзных?
- Какие предложения называются сложноподчиненными?
- Какие предложения называются сложносочиненными?
- Как называются предложения, включающие в себя разные виды сложных предложений.(Сложное предложение с различными видами связи)
- На какие группы делятся сложные предложения в зависимости от разных сочетаний связи?(Сочинение +подчинение
Сочинение +бессоюзная связь
Подчинение +бессоюзная связь
Сочинение +подчинение +бессоюзная связь)
- Из всего вышесказанного давайте попробуем сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.
Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи
Постановка целей и задач урока
- Какие же цели и задачи мы поставим перед собой?
(Обобщить и систематизировать изученный материала, повторить виды синтаксической связи в многочленных предложениях, правила постановки знаков препинания в многочленных сложных предложениях с различными видами связи. Развитие мыслительных операций посредством обобщений.)
Кроме все перечисленного, сегодня на уроке, ребята, вы будете учиться оценивать себя самостоятельно, контролировать свою работу, а также корректировать ошибки в течение урока.
3. Лингвистическая разминка. (5 слайд)
Найдите словосочетания со связью «управление»:
а) листать журнал, б) управлять краном, в) читать лёжа, г) особенные дети, д) дом из камня.
Найдите ошибки в согласовании существительных с предлогами:
а) истечение срока, б) благодаря ходатайства, в) согласно расписания, г) по прибытию поезда, д) вопреки всему.
Проверка, после этого выставляются первые отметки в лист самооценки результатов(6 прав.- «5», 4-5 прав. – «4», 3 – «3»)
III. Работа над темой урока (практическая деятельность учащихся)
Анализ предложений. Работа в паре (6 слайд)
Прочитайте предложение, дайте ему краткую характеристику, составьте схемы.
Счастливую и великую родину любить не велика вещь: мы ее должны любить, именно когда она слаба, мала, унижена, наконец, глупа, наконец, даже порочна. (В. В. Розанов )(Сложное предложение, с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной; повествовательное. Бессоюзное предложение со значением причины (можно поставить «потому что), поэтому между его частями ставится двоеточие. Сложносочиненное предложение осложнено однородными сказуемыми, между ними нет союза «и», запятая ставится, также предложение осложнено вставным словом)
[ ]: [ ], [когда ].
Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперед. (И.С. Тургенев) (СП с разными видами связи: подчинительной и бессоюзной; повествовательное, состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью (значение пояснения, перед двоеточием можно вставить а именно ). Первая часть – СПП с придаточным степени, которое относиться к указательному слову так в главном. Вторая – простое предложение, осложненное однородными членами.) [ …так], (что…): [ ].
3. Редактирование текста. Работа в группе (7 слайд)
- Ребята, а сейчас ваша задача усложнится: вам необходимо из нескольких простых предложений составить сложные с различными видами связи и начертить схему получившихся предложений.
Текст для редактирования: Люблю я тёплым летним деньком прогуляться по окрестностям. Выйдешь в поле. А сердце замирает от красоты. Тёплый ветерок пробегает по бескрайнему жёлтому морю ржи. Созревшие колосья склоняются до самой земли. На обочинах дороги приютились васильки, ромашки. Поднимаешь голову, по небу плывут лёгкие пушистые облака. В голубой выси резвятся шустрые ласточки, по округе разносится их щебет. Смотришь и радуешься, что это твоя Родина!
1) Родина – слово, которое так сладко звучит в сердце каждого из нас.
2) Родная земля – это там, где даже птицы поют по-другому.
3) Наши предки были уверены, что мы сможем постоять за государство.
4) Ток, кто понял законы жизни, никогда не предаст Родины.
5) Нам поставлена четкая задача: служить Отечеству всю жизнь.
6) Служи Родине верой и правдой, и она наградит тебя.
IV. Закрепление материала (обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся)
Тест
1. Укажите многочленное сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью.
а) Учись скромности у колоса: тот, как созреет, голову склонит.
б) Ночью я почувствовал боль в ноге, и, когда встал утром, она оказалась сильно распухшей.
в) Хорошо сидеть и прислушиваться к тишине: то ветер подует и тронет верхушки берёз, то за стеной колокольные часы пробьют четверть.
г) Мы в песнях для потомства сбережём названья тех сгоревших деревень, где за последним горьким рубежом кончалась ночь и начинался день.
Ответ: б.
2. Определите тип предложения (знаки препинания не расставлены).
Я сознавала что этот туман скрывает нечто важное и до боли напрягала глаза пытаясь разглядеть что там за молочно-белой пеленой но тщетно мгла упорно не хотела рассеиваться.
а) сложносочинённое в) бессоюзное сложное
б) сложноподчинённое г) многочленное сложное
Ответ: г.
3. Укажите многочленное сложное предложение (знаки препинания не расставлены).
а) Я смотрел на лодки на японские батареи нигде никакого движения.
б) Упал в пруд камень взъерепенилась от этого вода полетела брызгами и волны побежали кругами но вскоре их бег замедлился сник и сравнялась гладь снова уснула тихая заводь хоть и долго ещё выпрыгивали на поверхности звонкие пузырьки.
в) Старшина пошёл сам потому что предводители должны идти первыми когда угрожает опасность.
г) День прошёл тихо но в сумерках они заметили человека бесшумно кравшегося к огромному дереву.
Ответ: б
Творческое задание (8 слайд)
Составить синквейн с главным словом Родина (Отечество).
VI. Домашнее задание
Из трех простых предложений составить СП с разными видами связи, построить их схемы
Было уже поздно. Мы читали книгу. Спать совсем не хотелось.
Наступила весна. Река разлилась. Возникла угроза наводнения.
Я посмотрел на часы. Было уже девять. На улице никого не было.
Учебник: с.153 упр.221
VI.Рефлексия.
- Для чего нужно знать о сложных предложениях с различными видами связи, в каких текстах они используются?
- Достигнуты ли цели и задачи, которые мы ставили в начале урока?
- Я считаю, что те цели и задачи, которые ставила я, составляя урок, мы выполнили. Спасибо Вам. Я сегодня довольна вашей работой.
Рефлексия. Работа с сигнальными карточками. Каждый учащийся поднимает карточку, несколько человек (выбирать с разными цветами) объясняют свою позицию.
Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.
Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.
Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.
VII. Выставление общих оценок за урок в оценочный лист и журнал.
Список используемой литературы
Учебно-методический портал https://ped-kopilka.ru/semeinaja-biblioteka/raskazy-o-rodine-dlja-shkolnikov.html (20 сентября 2019 года).
Цитаты и афоризмы. Минимум слов, максимум смысла http://citaty.su/rodina-citaty-i-aforizmy (20 сентября 2019 года).
Урок.рф https://урок.рф/library/pravila_napisaniya_sinkvejna_192724.html (20 сентября 2019 года).