kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 9 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторение и обобщение пройденного в  5-8 классах. Лексика. Фразеология. Орфография.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 9 классе»

Урок 6

Тема: Повторение и обобщение пройденного в 5-8 классах. Лексика. Фразеология. Орфография.

Цель: повторить и обобщить теоретические сведения учащихся по теме « Лексика. Фразеология. Орфография»; с помощью тренировочных упражнений проверить уровень усвоения изучаемой темы; совершенствовать языковые умения и навыки; расширять и углублять предметную компетенцию учащихся; способствовать воспитанию личности, убедительно и грамотно выражать свои мысли.

Оборудование: учебник ,таблица, раздаточный материал, лингвистические словари ( в ходе урока)

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.

ХОД УРОКА

  1. Организационный этап

  2. Актуализация опорных знаний

Теоретическая разминка

Задание. Запишите определения и проведите взаимопроверку.

  1. Лексикология – это раздел русского языка, изучающий…

  2. Фразеология – это…

  3. Слова, близкие по лексическому значению, но различные по звучанию – это…

  4. Словарный состав языка – это…

  5. Слова, одинаковые по звучанию, но различные по ЛЗ, - это…

  6. Слова, противоположные по ЛЗ, называются…

  7. Основная единица языка – это…

  8. Лексические нормы – это…

  1. Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности.

Слово учителя.

- Задачи наших уроков таковы : воспитать интерес к русскому языку, приучить к самостоятельной оценке языковых фактов, к вдумчивому обращению со всеми элементами языка. Особое внимание при этом уделяется повторению изученного материала. Оно поможет вам научиться осмысленнее, смелее и эффективнее пользоваться словом, вед русский язык неизмеримо богат. Нет такого слова, явления, понятия, которое невозможно было бы выразить русским словом…

« Сколько слов в русском языке? Сколько слов знает обычный рядовой носитель языка? А сколько слов знаю я сам?» - нет человека, который хотя бы однажды не задал себе этот вопрос. Вывод напрашивается сам собой: сосчитать абсолютно все слова русского языка невозможно. Как бы не считать – по горизонтали ( то есть включая не только общеупотребительные слова, но и термины, диалектизмы, жаргонизмы, просторечные слова) или по вертикали (архаизмы, неологизмы) – всё равно это, увы, невозможно. Сегодня мы повторим изученное вами по разделу «Лексика. Фразеология. Орфография» Наша задача – систематизировать полученные знания, выявить степень их усвоения и помочь вам выполнить в дальнейшем задания ГИА по этому разделу.

  1. Работа над темой урока

Объяснение учителя

- Вы когда-нибудь заглядывали в паспорт человека? В нём очень много сведений: где и когда родился его обладатель, как его зовут, есть ли у него семья, где он проживает. Паспорт – основной документ для каждого гражданина страны. Каждому слову языка тоже можно будет выдать такой документ. Что же будет в нём написано?

Во-первых, можно указать происхождение слова. Одни слова живут в языке давно, они родились в нём и принадлежат ему (их называют исконными), другие пришли из других языков (заимствованные).

Во-вторых, слово имеет возраст, есть устаревшие слова, а есть только недавно появившиеся на свет, их называют неологизмами.

В-третьих, у слов могут быть различные области употребления. Одни слова знают все, они всем понятны ( их называют общеупотребительными), другие известны только жителям какой-либо территории (диалектизмы) или людям определённой профессии (термины и профессионализмы).

Наконец, слова могут иметь определённую стилистическую окраску. Одни слова вы встретите только в разговорной речи (их так и называют – разговорные), а другие вы слышите редко, поскольку употребляют их в основном в книгах (книжные слова).

Если суммировать всю информацию о слове, то мы и получим его паспорт. Однако, чтобы правильно указать тот или иной признак слова, нужно провести большую предварительную работу. Состав русской лексики с точки зрения её происхождения можно схематично представить в таблице.

2. Лексика современного русского языка



Исконно русские слова

Заимствованные слова

Индоевропеизмы;

Общеславянская лексика;

Восточнославянская лексика;

Собственно русская лексика

Из славянских языков;

Из неславянских языков: тюркские, латинские, греческие, немецкие, французские, латинские, немецкие, французские, английские и др. заимствования

. Повторение раздела «Лексика»

1. Вопросы на повторение теории.

— Что изучает лексика? (Словарный состав языка.)

— Каково самое общее деление слов по значению? (Однозначные и многозначные.)

— Какие группы слов вам известны? Дайте определения этим группам, приведите примеры. (Желательно пополнить рабочий словарик терминами, которые забылись.)

Синонимы — слова, сходные, близкие по значению: красный — алый, саммит — встреча, будто — словно.

Антонимы — слова, противоположные по значению: север — юг, вверху — внизу, далекий — близкий.

Омонимы — слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разное значение: зреть («смотреть» и «вызревать»), брак («некачественная работа» и «супружество»), засыпать («погружаться в сон» и «сыпать что-либо»).

Омографы — слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному: за́мок — замо́к, му́ка — мука́, хло́пок — хлопо́к.

Омофоны — слова, одинаковые по звучанию, но разные по написанию и по смыслу: чистота — частота, луг — лук, литься — лица.

Паронимы — слова, сходные по звучанию, но разные по смыслу: страшный — страстный, будить — бдить, невежа — невежда.

Архаизмы — устаревшие слова, обозначающие существующие предметы, явления; употребляются обычно в поэтической речи: ланиты (щеки), выя (шея), очи (глаза).

Историзмы — слова, обозначающие ушедшие в прошлое понятия, явления: ямщик, паровоз, ликбез.

Неологизмы — слова, образованные недавно в связи с появлением новых понятий, явлений: интернет-кафе, сайт, пиарщик.

Диалектизмы — слова, употребляемые только в данной местности: кочет (петух), темы (валенки), вица (прут).

Профессионализмы — слова, употребляемые только в профессиональной речи: кок (повар на корабле), склянки (часы на корабле), офсайд (положение вне игры в футболе).

— Что такое фразеологизмы? (Устойчивые словосочетания, выражения, имеющие единое лексическое значение: бить баклуши (бездельничать), быть на виду (выделяться), сломя голову (быстро).)



  1. Систематизация и обобщение знаний и умений учащихся

  1. Практическая работа с языковым материалом

Задание №1. Сгруппируйте приведенные слова по трём стилистическим разрядам: 1)стилистически нейтральные; 2)книжные; 3) разговорные.

Ахнуть, актуальный, взыскание, трёпка, вещий, вкалывать, доверенность, дефект, иждивение, забота, вакуоль, иск, книжка,косинус,картошка, начертать,норма,нормальный, отлынивать, пневмония,чахотка, работа.рот, трудиться,уста,эксперимент.

Задание №2. Подберите к предложенным сочетаниям слов фразеологизмы с указанными значениями.

Добиться полного самообладания; чувствовать себя так, словно ничего не случилось; во всех направлениях, повсюду, везде; удивляться, поражаться чему-либо увиденному; оказаться в опасности, под угрозой; быть в плохом настроении; не быть самостоятельным в своих мыслях, убеждениях, поступках; зазнаваться, важничать.

Для справок: висеть на волоске; жить чужим умом; как ни в чём не бывало; задирать нос; вставать с левой ноги; взять себя в руки; не верить своим глазам; вдоль и поперёк.

Задание №3. Нарушение лексических норм ведёт к двусмысленности высказываний и серьёзным речевым ошибкам. Найдите случаи нарушения лексических норм, связанные с употреблением слов в несвойственных им значениях. Исправьте ошибки.

  1. В парке было заложено тридцать два дерева.

  2. Л.Н. Толстой был ярким феноменом своего века.

  3. Оратор говорил очень конспективно.

  4. Многочисленные предки А.С. Пушкина живут сейчас в России, Франции, Англии и даже в Америке.

  5. Он мыслил оригинально и всегда говорил банальности.

  6. На празднике было немало весёлых инцидентов.

  7. Этот галантный сервиз, сервированный на красивой скатерти, произвёл на меня незабываемое впечатление.

  8. Индейцы – коренные аборигены Америки.

  9. Напишите, пожалуйста, свою автобиографию.

Задание№4 Определите слова по их лексическому значению.

а) «Частный вид метафоры, наделение предметного мира человеческими свойствами, его одушевление». (Олицетворение.)

б) «Повторение одинаковых или сходных согласных звуков в слове, во фразе». (Аллитерация.)

в) «Письменное или устное изложение основных положений одной или нескольких работ в форме доклада». (Реферат.)



Задание №5 Какое из перечисленных слов имеет значение «вялый, равнодушный»?

Пессимистичный, апатичный, циничный, аскетичный.

Определите значения оставшихся слов.



Задание №6 Определите, к каким лексическим группам относятся слова в данном тексте.

Когда выстраивается шеренга солдат, то впереди становятся самые рослые и бравые, а в конце всегда бывает маленький солдатик. Так дом Пантелевны стоял в конце и был самый маленький, в три оконца. Про такие дома говорят, что они пирогом подпёрты, блином покрыты.

Я бросил березовую жердь на землю и присел на лавочку перед домом.

Как называется ваша деревня? — спросил я.

Чистый Дор.

Чего Чистый?

Дор.

Дор... Такого слова я раньше не слыхал.

А что это такое — Чистый Дор?

Это, батюшка, деревня наша, — толковала Пантелевна.

Понятно, понятно. А что такое «дор»?

А дор — это вот он весь, дор-то. Всё что вокруг деревни, — это всё и есть дор.

Я глядел и видел поле вокруг деревни, а за полем — лес.

Какой же это дор? Это поле, а вовсе не дор никакой.

Это и есть дор. Чистый весь, глянь-ка. Это всё дор, а уж там, где ёлочки, — это всё бор.

Так я и понял, что дор — это поле, но только не простое поле, а среди леса. Здесь тоже раньше был лес, а потом деревья порубили, пеньки повыдергивали. Дёргали, дёргали — получился дор.

(Ю. Коваль.)

(Антонимы: рослые — маленький, впереди — в конце, раньше — потом; синонимы:глядел — видел; диалектизм: дор.)

2. Занимательная лингвистика.

1) Какими частями речи могут быть слова мой, гол, стекло, сев? (мой — имя прилагательное и глагол в повелительном наклонении; гол — имя существительное и краткое прилагательное, стекло — имя существительное и глагол прошедшего времени среднего рода, сев — имя существительное и деепричастие.)

2) Что означает выражение «попасть впросак» и каково его происхождение? («Попасть впросак» означает «оказаться в неловком положении по своей же вине». Выражение попало в русский язык из речи кустарей, изготавливавших канаты, веревки и т. п. с помощью приспособления, которое называлось «просак». Это был небольшой прядильный станок с вращающимся колесом. Если по неосторожности мастера его одежда или волосы попадали в просак, это заканчивалось печально. Судя по тому, что выражение «попасть впросак» стало распространенным, такие случаи были нередкими. В дальнейшем предлог слился с существительным, которое потеряло самостоятельное лексическое значение.)

VI. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Заключительное слово учителя.

- «Умственные занятия оказывают на человека такое благотворное влияние, как солнце оказывает на природу; они рассеивают мрачное настроение, постепенно облегчают, согревают, поднимают дух», - утверждал В. Гумбольдт. Я , думаю, что цель урока достигнута, и очень хочу, чтобы замечательные слова, которые я прочту, послужили вам добрым советом:

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай, не спеши:

Оно бывает то свинцово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком в выси,

То медью траурной поёт,

Покуда слово сам не взвесил,

Не выпускай его в полёт.

Им можно радости прибавить

И ядом радость отравить.

Им можно лёд зимой расплавить

И камень в крошку превратить.

Оно ограбит иль одарит,

Пусть ненароком, пусть любя,

Подумай, как бы не ударить

Того, кто слушает тебя. (В.А. Солоухин)

  1. Домашнее задание

Составить текст-миниатюру (7-8 предложений) на любую тему с использованием фразеологич. оборотов





6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок русского языка в 9 классе

Автор: Евдокимова Светлана Владимировна

Дата: 15.09.2019

Номер свидетельства: 519725

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) ""Конспект урока русского языка, презентация для урока..." "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-priezientatsiia-dlia-uroka-2"
    ["file_id"] => string(6) "130575"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415943910"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока русского языка на тему: "Местоимения в тексте" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-miestoimieniia-v-tiekstie"
    ["file_id"] => string(6) "191762"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427366003"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Урок русского языка в 6 классе. Инфинитив. Суффиксы инфинитива. Основа инфинитива."
    ["seo_title"] => string(71) "urokrusskoghoiazykav6klassieinfinitivsuffiksyinfinitivaosnovainfinitiva"
    ["file_id"] => string(6) "262076"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449250352"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Методическая разработка урока  русского языка "Чему мы научились за год" "
    ["seo_title"] => string(78) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-chiemu-my-nauchilis-za-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "101715"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402428347"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Урок русского языка по теме Сложное предложение. 9 класс "
    ["seo_title"] => string(65) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-slozhnoie-priedlozhieniie-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "170850"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423589488"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства