Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 9 классе»
Урок 6
Тема: Повторение и обобщение пройденного в 5-8 классах. Лексика. Фразеология. Орфография.
Цель: повторить и обобщить теоретические сведения учащихся по теме « Лексика. Фразеология. Орфография»; с помощью тренировочных упражнений проверить уровень усвоения изучаемой темы; совершенствовать языковые умения и навыки; расширять и углублять предметную компетенцию учащихся; способствовать воспитанию личности, убедительно и грамотно выражать свои мысли.
Оборудование: учебник ,таблица, раздаточный материал, лингвистические словари ( в ходе урока)
Типурока: урок систематизации и обобщения знаний.
ХОДУРОКА
Организационный этап
Актуализация опорных знаний
Теоретическая разминка
Задание. Запишите определения и проведите взаимопроверку.
Лексикология – это раздел русского языка, изучающий…
Фразеология – это…
Слова, близкие по лексическому значению, но различные по звучанию – это…
Словарный состав языка – это…
Слова, одинаковые по звучанию, но различные по ЛЗ, - это…
Слова, противоположные по ЛЗ, называются…
Основная единица языка – это…
Лексические нормы – это…
Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности.
Слово учителя.
- Задачи наших уроков таковы : воспитать интерес к русскому языку, приучить к самостоятельной оценке языковых фактов, к вдумчивому обращению со всеми элементами языка. Особое внимание при этом уделяется повторению изученного материала. Оно поможет вам научиться осмысленнее, смелее и эффективнее пользоваться словом, вед русский язык неизмеримо богат. Нет такого слова, явления, понятия, которое невозможно было бы выразить русским словом…
« Сколько слов в русском языке? Сколько слов знает обычный рядовой носитель языка? А сколько слов знаю я сам?» - нет человека, который хотя бы однажды не задал себе этот вопрос. Вывод напрашивается сам собой: сосчитать абсолютно все слова русского языка невозможно. Как бы не считать – по горизонтали ( то есть включая не только общеупотребительные слова, но и термины, диалектизмы, жаргонизмы, просторечные слова) или по вертикали (архаизмы, неологизмы) – всё равно это, увы, невозможно. Сегодня мы повторим изученное вами по разделу «Лексика. Фразеология. Орфография» Наша задача – систематизировать полученные знания, выявить степень их усвоения и помочь вам выполнить в дальнейшем задания ГИА по этому разделу.
Работа над темой урока
Объяснение учителя
- Вы когда-нибудь заглядывали в паспорт человека? В нём очень много сведений: где и когда родился его обладатель, как его зовут, есть ли у него семья, где он проживает. Паспорт – основной документ для каждого гражданина страны. Каждому слову языка тоже можно будет выдать такой документ. Что же будет в нём написано?
Во-первых, можно указать происхождение слова. Одни слова живут в языке давно, они родились в нём и принадлежат ему (их называют исконными), другие пришли из других языков (заимствованные).
Во-вторых, слово имеет возраст, есть устаревшие слова, а есть только недавно появившиеся на свет, их называют неологизмами.
В-третьих, у слов могут быть различные области употребления. Одни слова знают все, они всем понятны ( их называют общеупотребительными), другие известны только жителям какой-либо территории (диалектизмы) или людям определённой профессии (термины и профессионализмы).
Наконец, слова могут иметь определённую стилистическую окраску. Одни слова вы встретите только в разговорной речи (их так и называют – разговорные), а другие вы слышите редко, поскольку употребляют их в основном в книгах (книжные слова).
Если суммировать всю информацию о слове, то мы и получим его паспорт. Однако, чтобы правильно указать тот или иной признак слова, нужно провести большую предварительную работу. Состав русской лексики с точки зрения её происхождения можно схематично представить в таблице.
2. Лексика современного русского языка
Исконно русские слова
Заимствованные слова
Индоевропеизмы;
Общеславянская лексика;
Восточнославянская лексика;
Собственно русская лексика
Из славянских языков;
Из неславянских языков: тюркские, латинские, греческие, немецкие, французские, латинские, немецкие, французские, английские и др. заимствования
. Повторение раздела «Лексика»
1. Вопросы на повторение теории.
— Что изучает лексика? (Словарный состав языка.)
— Каково самое общее деление слов по значению? (Однозначные и многозначные.)
— Какие группы слов вам известны? Дайте определения этим группам, приведите примеры. (Желательно пополнить рабочий словарик терминами, которые забылись.)
Синонимы — слова, сходные, близкие по значению: красный — алый, саммит — встреча, будто — словно.
Антонимы — слова, противоположные по значению: север — юг, вверху — внизу, далекий — близкий.
Омонимы — слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разное значение: зреть («смотреть» и «вызревать»), брак («некачественная работа» и «супружество»), засыпать («погружаться в сон» и «сыпать что-либо»).
Омографы — слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному: за́мок — замо́к, му́ка — мука́, хло́пок — хлопо́к.
Омофоны — слова, одинаковые по звучанию, но разные по написанию и по смыслу: чистота — частота, луг — лук, литься — лица.
Паронимы — слова, сходные по звучанию, но разные по смыслу: страшный — страстный, будить — бдить, невежа — невежда.
Архаизмы — устаревшие слова, обозначающие существующие предметы, явления; употребляются обычно в поэтической речи: ланиты (щеки), выя (шея), очи (глаза).
Неологизмы — слова, образованные недавно в связи с появлением новых понятий, явлений: интернет-кафе, сайт, пиарщик.
Диалектизмы — слова, употребляемые только в данной местности: кочет (петух), темы (валенки), вица (прут).
Профессионализмы — слова, употребляемые только в профессиональной речи: кок (повар на корабле), склянки (часы на корабле), офсайд (положение вне игры в футболе).
— Что такое фразеологизмы? (Устойчивые словосочетания, выражения, имеющие единое лексическое значение: бить баклуши (бездельничать), быть на виду (выделяться), сломя голову (быстро).)
Систематизация и обобщение знаний и умений учащихся
Практическая работа с языковым материалом
Задание №1. Сгруппируйте приведенные слова по трём стилистическим разрядам: 1)стилистически нейтральные; 2)книжные; 3) разговорные.
Задание №2. Подберите к предложенным сочетаниям слов фразеологизмы с указанными значениями.
Добиться полного самообладания; чувствовать себя так, словно ничего не случилось; во всех направлениях, повсюду, везде; удивляться, поражаться чему-либо увиденному; оказаться в опасности, под угрозой; быть в плохом настроении; не быть самостоятельным в своих мыслях, убеждениях, поступках; зазнаваться, важничать.
Для справок: висеть на волоске; жить чужим умом; как ни в чём не бывало; задирать нос; вставать с левой ноги; взять себя в руки; не верить своим глазам; вдоль и поперёк.
Задание №3. Нарушение лексических норм ведёт к двусмысленности высказываний и серьёзным речевым ошибкам. Найдите случаи нарушения лексических норм, связанные с употреблением слов в несвойственных им значениях. Исправьте ошибки.
В парке было заложено тридцать два дерева.
Л.Н. Толстой был ярким феноменом своего века.
Оратор говорил очень конспективно.
Многочисленные предки А.С. Пушкина живут сейчас в России, Франции, Англии и даже в Америке.
Он мыслил оригинально и всегда говорил банальности.
На празднике было немало весёлых инцидентов.
Этот галантный сервиз, сервированный на красивой скатерти, произвёл на меня незабываемое впечатление.
Индейцы – коренные аборигены Америки.
Напишите, пожалуйста, свою автобиографию.
Задание№4 Определите слова по их лексическому значению.
а) «Частный вид метафоры, наделение предметного мира человеческими свойствами, его одушевление». (Олицетворение.)
б) «Повторение одинаковых или сходных согласных звуков в слове, во фразе». (Аллитерация.)
в) «Письменное или устное изложение основных положений одной или нескольких работ в форме доклада». (Реферат.)
Задание №5 Какое из перечисленных слов имеет значение «вялый, равнодушный»?
Пессимистичный, апатичный, циничный, аскетичный.
Определите значения оставшихся слов.
Задание №6Определите, к каким лексическим группам относятся слова в данном тексте.
Когда выстраивается шеренга солдат, то впереди становятся самые рослые и бравые, а в конце всегда бывает маленький солдатик. Так дом Пантелевны стоял в конце и был самый маленький, в три оконца. Про такие дома говорят, что они пирогом подпёрты, блином покрыты.
Я бросил березовую жердь на землю и присел на лавочку перед домом.
— Как называется ваша деревня? — спросил я.
— Чистый Дор.
— Чего Чистый?
— Дор.
Дор... Такого слова я раньше не слыхал.
— А что это такое — Чистый Дор?
— Это, батюшка, деревня наша, — толковала Пантелевна.
— Понятно, понятно. А что такое «дор»?
— А дор — это вот он весь, дор-то. Всё что вокруг деревни, — это всё и есть дор.
Я глядел и видел поле вокруг деревни, а за полем — лес.
— Какой же это дор? Это поле, а вовсе не дор никакой.
— Это и есть дор. Чистый весь, глянь-ка. Это всё дор, а уж там, где ёлочки, — это всё бор.
Так я и понял, что дор — это поле, но только не простое поле, а среди леса. Здесь тоже раньше был лес, а потом деревья порубили, пеньки повыдергивали. Дёргали, дёргали — получился дор.
(Ю. Коваль.)
(Антонимы: рослые — маленький, впереди — в конце, раньше — потом; синонимы:глядел — видел; диалектизм: дор.)
2. Занимательная лингвистика.
1) Какими частями речи могут быть слова мой, гол, стекло, сев? (мой — имя прилагательное и глагол в повелительном наклонении; гол — имя существительное и краткое прилагательное, стекло — имя существительное и глагол прошедшего времени среднего рода, сев — имя существительное и деепричастие.)
2) Что означает выражение «попасть впросак» и каково его происхождение? («Попасть впросак» означает «оказаться в неловком положении по своей же вине». Выражение попало в русский язык из речи кустарей, изготавливавших канаты, веревки и т. п. с помощью приспособления, которое называлось «просак». Это был небольшой прядильный станок с вращающимся колесом. Если по неосторожности мастера его одежда или волосы попадали в просак, это заканчивалось печально. Судя по тому, что выражение «попасть впросак» стало распространенным, такие случаи были нередкими. В дальнейшем предлог слился с существительным, которое потеряло самостоятельное лексическое значение.)
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока.
Заключительное слово учителя.
- «Умственные занятия оказывают на человека такое благотворное влияние, как солнце оказывает на природу; они рассеивают мрачное настроение, постепенно облегчают, согревают, поднимают дух», - утверждал В. Гумбольдт. Я , думаю, что цель урока достигнута, и очень хочу, чтобы замечательные слова, которые я прочту, послужили вам добрым советом:
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши:
Оно бывает то свинцово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком в выси,
То медью траурной поёт,
Покуда слово сам не взвесил,
Не выпускай его в полёт.
Им можно радости прибавить
И ядом радость отравить.
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку превратить.
Оно ограбит иль одарит,
Пусть ненароком, пусть любя,
Подумай, как бы не ударить
Того, кто слушает тебя. (В.А. Солоухин)
Домашнее задание
Составить текст-миниатюру (7-8 предложений) на любую тему с использованием фразеологич. оборотов