Урок русского языка в 8 классе по теме «Односоставные предложения»
Урок русского языка в 8 классе по теме «Односоставные предложения»
Цели
Сформировать понятие об односоставных предложениях как виде простого предложения, их особенностях и видах
Задачи
Продолжить формирование понятия о простом предложении.
Сформировать понятие о роли односоставных предложений в речи; умение находить односоставные предложения, определять их вид и строить односоставные предложения.
Продолжить формирование навыков подготовки и структурирования полученной информации для составления интеллект – карты; умения «читать» термины.
Продолжить формирование культуры речи учащихся.
Воспитание любви к русскому языку, расширение кругозора.
Продолжить формирование логического и ассоциативного мышления, умения систематизировать полученные знания;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 8 классе по теме «Односоставные предложения»»
Ермилова Елена Александровна
МБОУ СОШ №15 г.Шахты
Учитель русского языка и литературы
Урок русского языка в 8 классе
по теме «Односоставные предложения»
Цели
Сформировать понятие об односоставных предложениях как виде простого предложения, их особенностях и видах
Задачи
Продолжить формирование понятия о простом предложении.
Сформировать понятие о роли односоставных предложений в речи; умение находить односоставные предложения, определять их вид и строить односоставные предложения.
Продолжить формирование навыков подготовки и структурирования полученной информации для составления интеллект – карты; умения «читать» термины.
Продолжить формирование культуры речи учащихся.
Воспитание любви к русскому языку, расширение кругозора.
Продолжить формирование логического и ассоциативного мышления, умения систематизировать полученные знания;
Планируемые результаты:
Предметные: опознавать односоставные предложения в тексте,
Метапредметные:
Познавательные УУД - самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска; обосновывают выбор эффективных способов решения задач; применяют приемы смыслового чтения; анализируют единицы языка, сопоставляют языковые единицы; строят логическую цепь рассуждений;
Регулятивные - формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют ментальную карту, классифицируют единицы языка; контролируют, сверяя способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные - учитывают позиции других людей, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, умеют работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы.
Личностные - дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и незнания.
Методы:
Составления ментальных карт (интеллект - карт).
Групповой работы.
Проблемно-диалогический.
ХОД УРОКА
I. ОНУ
Приветствие гостей, глубокий вдох…
II. Блиц – опрос
Особый вид определения, выраженный именем существительным…
Двусоставное предложение состоит из…
Член предложения, обозначающий субъект, выполняющий действие?...
Определение, связанное с именем существительным по способу управления…
Предложение, в котором есть второстепенные члены предложения…
Дополнение в форме В.П. без предлога…
Главный член предложения, отвечающий на вопрос «ЧТО ЕСТЬ ТАКОЕ?»…
Обстоятельство чаще всего относится к …
Предикативная основа, состоящая из одного главного члена предложения, называется…
Ответы
Приложение
Подлежащего и сказуемого
Подлежащее
Несогласованное
Распространенное
Прямое
Сказуемое
Сказуемому (глаголу)
Односоставной
III. Постановка проблемы урока
Есть такая притча о двух римлянах, поспоривших, кто из них скажет самую короткую речь, т.е. самое короткое предложения. Один сказал: «Eorus» еду в деревню, второй сказал «I» езжай.
Краткость высказываний не помешала коммуникации. Краткость – сестра таланта
В чем особенность этих предложений (они односоставные)
(Напоминаю о записях на полях тетради или выделении важной информации, которые помогут составить ментальную карту).
IV. Роль односоставных предложений в речи
Наблюдение над языковым материалом
Сопоставьте предложения. Сделайте вывод, какова роль односоставных предложений в речи?
Наступила зима. Дни стали короче.. Под ногами лежит первый снег. Мы идем по дороге к лесу, пробираемся узкой тропинкой. Грибом выросла перед нами избушка лесника.
Зима... Короткие зимние дни. Первый снег под ногами. Дорога к лесу. Узкая тропинка. Избушка лесника.
Вывод: Делают речь выразительной и ёмкой, дают возможность домыслить, ярче представить картину, выделяют важные детали.
Перед вами односоставные предложения, реконструируйте их в предложения двусоставные. Что изменилось?
Найди себе идеал мужества и неотступно следуй ему. (В.Сухомлинский)
снизилось смысловое значение действия – сказуемого (внимание сосредоточено на деятеле).
Целый букет принесут роз из оранжереи. (А.Ахматова)
Деятель не назван, но мыслится как неопределенное лицо. Добавили подлежащее - исчезла неопределенность.
Багряной метелью нам листвы на крыльцо намело. (С.А.Есенин)
При вас мне грустно. (А.С.Пушкин)
В эти предложения вообще невозможно вставить подлежащие. Действие и состояние не создаются деятелем, то есть деятель не мыслится.
Двадцать первое. Ночь. Понедельник.(А.Ахматова)
один главный член – подлежащее, которое может распространяться только определениями (согласованными или несогласованными). В них утверждается наличие предмета или явления.
- В чем же главная особенность односоставных предложений? (Они понятны без второго главного члена.)
- Верно, краткость, способность привлечь внимание к наиболее важному в сообщении и создают особые свойства односоставных предложений, отличающие их от синонимичных двусоставных.
В текстах какого стиля, по вашему мнению, могут использоваться односоставные предложения?
Работа с учебником геометрии. (Шарыгин И.Ф. Геометрия. 7-9 класс.)
Задание. Откройте любую страницу учебника и найдите односоставные предложения. Докажите. Скажите, почему при описании хода математического доказательства нецелесообразно включать в предложение подлежащее-местоимение? (В таких предложениях внимание сосредоточено на действии безотносительно к его производителю.)
V. В русском языке односоставные предложения делят на 2 группы.
Как вы думаете, какие это группы?
Наблюдение
1.Мороз.
2.В избе жарко натоплено.
3.Приготовьтесь к уроку.
4.Бездонную бочку водой не наполнишь.
5.Дерево зажгло грозою.
6.Иду домой.
7.Просеки лесных дорог, заглядевшихся в озёра.
8.Дни поздней осени бранят обыкновенно…
9.Недаром его прозвали Бирюком.
10.Истины врагу не открывай, тайны дураку не поверяй.
1 группа – подлежащее (Существительное в и.п.)
2 группа – сказуемое (глаголы)
Составление наброска интеллект - карты
Правомерно ли говорить, что в данных предложениях есть 1 главный член предложения?
Как можно назвать подлежащные односоставные предложения?
- какой частью речи выражается главный член предложения (существительное)
- основная функция имени существительного (номинативная или назывная)
Лингвистическая загадка
Обсудите в группах и решите, все ли предложения являются односоставными? Объясните свою точку зрения. (группы состоят из 4-х человек)
1.Снежная зима.
2.Старая берёзовая роща.
3.Редкий лес на берегу реки.
4.Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
5.Бриллианты в небесах, бриллианты на деревьях, бриллианты на снегах.
-Верно, 1,2,4 предложения назывные, а 3,5 - двусоставные неполные предложения, так как есть обстоятельства места, которые относятся к группе второстепенных членов сказуемого.
VI «На закуску!»
- какие чувства возникают при чтении стихотворения
- тема
- идея
- роль односоставных предложений
Измените текст стихотворения, реконструировав односоставные предложения в двусоставные
Выписать односоставные предложения.
Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.
Бессмысленный и лунный свет.
Живи еще хоть четверть века,
Все будет так, исхода нет.
Умрешь, начнешь опять сначала.
И повторится все, как встарь –
Ночь. Ледяная рябь канала.
Аптека. Улица. Фонарь.
А.Блок
Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания и слезы,
И заря, заря!
А.Фет
Исчезает четкость лаконичность высказывания, изменяется и идея произведения
VII. Мини - сочинение
Создайте свой текст с описанием сегодняшнего утра или нашего урока, используя односоставные предложения.
Раздаточный материал
Задание 1
Реконструируйте односоставные предложения в двусоставные. Что изменилось?
Найди себе идеал мужества и неотступно следуй ему. (В.Сухомлинский)
Целый букет принесут роз из оранжереи. (А.Ахматова)
Багряной метелью нам листвы на крыльцо намело. (С.А.Есенин)
При вас мне грустно. (А.С.Пушкин)
Двадцать первое. Ночь. Понедельник.(А.Ахматова
Задание 2
1.Мороз.
2.В избе жарко натоплено.
3.Приготовьтесь к уроку.
4.Бездонную бочку водой не наполнишь.
5.Дерево зажгло грозою.
6.Иду домой.
7.Просеки лесных дорог, заглядевшихся в озёра.
8.Дни поздней осени бранят обыкновенно…
9.Недаром его прозвали Бирюком.
10.Истины врагу не открывай, тайны дураку не поверяй.
Задание 3
Обсудите в группах и решите, все ли предложения являются односоставными? Объясните свою точку зрения.
1.Снежная зима.
2.Старая берёзовая роща.
3.Редкий лес на берегу реки.
4.Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
5.Бриллианты в небесах, бриллианты на деревьях, бриллианты на снегах.
Задание 4
- какие чувства возникают при чтении стихотворения
- тема
- идея
- роль односоставных предложений
Измените текст стихотворения, реконструировав односоставные предложения в двусоставные