Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 7 классе "Причастный оборот"»
Причастный оборот
Урок русского языка в 7 классе
Тема: Причастный оборот
Цель: ознакомить учащихся с понятием «причастный оборот»; формировать умение находить в предложении причастный оборот и выделять его на письме; воспитывать интерес к русскому языку.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник, раздаточный материал.
Ход урока
Организационный момент
Сообщение темы и цели урока
Актуализация опорных знаний учащихся
Проверка Д/з (упр. 77) выборочная
На какие орфограммы домашнее упражнение?
1.Буквы е, и в падежных окончаниях существительных
месте, (на) западе
2.Безударное окончание глаголов
подходит, тлеет, возятся
3.тся и ться в глаголах
откроется
4.з и с на конце приставок
обеспокоенные
5. Разделительный ь знак
волчьих, деревьев
6. Зор, зар
заря
7. рос, раст
зарослях
8.Безударные гласные, проверяемые ударением
кричит
К выделенному слову какие подобрали слова
блестеть, блеск, блестящий, блестка, блесточка
Вопрос к классу
Что называется причастием?
Составьте предложение по опорным словам. Подчеркните причастие.
Осиновая роща, поросшая кустами, медленно роняет капли со своих листьев.
Мотивация учебной деятельности.
На доске написаны словосочетания
служащие родине
растаявшие льдины
построенные колхозниками
с обрадованными ребятишками
разбросанные ребенком
(Выделите в словосочетаниях главные слова)
Работа над темой урока
Учитель. При причастии есть зависимые слова. Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом.
Работа с учебником (стр. 37)
Запись предложений на доске.
Опавшие листья шуршали под ногами
Опавшие с тополя листья покрывали дорожку.
Листья, опавшие с тополя, покрывали поляну.
Подобрать к причастным оборотам определяемые слова. (У доски работают учащиеся)
Сбегавшие с гор (ручьи);
усыпанные разноцветными листьями (дороги);
протоптанная туристами (лесная тропинка);
решенная учеником (задача)
Работа с текстом В.А. Сухомлинского «Поле отца»
Выразительное чтение текста
Поле отца
Когда окончился учебный год, отец сказал Пете?
- Сегодня поедем на мое поле, сынок.
- Разве у тебя есть свое поле? – спросил сын.
- Есть.
Добирались долго: поездом, автобусом. Наконец, достигли леса. Вдоль опушки увидели широкое ровное поле, на нем колосилась пшеница.
- Это мое поле, - сказал отец. – Здесь я сражался с фашистами. Выбили мы отсюда врага. На этом поле – моя кровь… Вон там я лежал раненый…
Задумчиво, строго, совсем по-новому смотрел сын на поле, казавшееся ему до сих пор самым обыкновенным. Может быть, именно в этот миг понял мальчуган, что значит служить своему народу. И здесь же увидел в своем отце верного защитника Родины, храброго человека. Если каждый из сыновей станет, как Петя после посещения такого поля, смотреть на отца влюбленными глазами – уверен, не будет места непослушанию, неуважению.
Найдите в тексте предложение с причастным оборотом.
Беседа по содержанию
Согласны ли вы с В. Сухомлинским, который пишет: «Если каждый из сыновей станет, как Петя после посещения такого поля, смотреть на отца влюбленными глазами – уверен, не будет места непослушанию, неуважению».
Запись предложения с причастным оборотом в тетради.
Задумчиво, строго, совсем по-новому смотрел сын на поле, казавшееся ему до сих пор самым обыкновенным.
Итог урока
Составление кластера. Работа в группах
Причастный оборот
Домашнее задание. Упр. 85
Литература
Кленицкая И.Я. Радости и горести моей профессии. – Киев.2000
Корсаков В.А. Творчество каждый день. – Киев. 2000
Ангеловски, Крете. Учителя и инновации. – М.: Просвещение. 1994
Кульневич С.В. Современный урок, - Издательство «Учитель» - 2005
Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения в трех томах, - М., 1979;
Величко Л.И. Работа с текстом на уроках русского языка. – М. 1997