Просмотр содержимого документа
«урок русского языка в 7 классе по теме "Причастный оборот"»
Причастный оборот
Цель:
- дать понятие об одиночном причастии и причастном обороте и его месте по отношению к определяемому слову; познакомить с графическим обозначением причастного оборота в предложении;
- способствовать развитию умения устанавливать связь причастия с определяемыми и зависимыми словами, находить границы причастного оборота, монологической речи учащихся;
- воспитывать уважительное отношение к природе, людям.
Тип урока: совершенствование знаний и способов действия
I. Организационный этап
II. Актуализация
1. Проверка домашнего задания. Чтение примеров из художественной литературы.
2. Словарный диктант
Проснувш…ся дитя, слегка колеблющ…ся тростник, исчезнуть в потемневш..м небе, под раскрывш…ся парашютом, усыпанный пожелтевш..ми листьями, нарядивш…ся по-осеннему деревья, в затухающ…м пламени костра, блистающ… искорки инея, прощаемся с угасающ…м летним днем.
3. Связный рассказ о причастии.
III. Формирование новых понятий и способов действий.
1. Синтаксическая пятиминутка.
Записать предложение, найти причастия, обозначить окончания.
Я люблю каждую травинку, поникшую от росы или согретую солнцем, каждое деревце над озером, трепещущее в безветрии листьями, каждое облако, плывущее по бледному и высокому небу.
2. Выписать из этого предложения словосочетания, обозначить главное и зависимое слово.
- Что общего между двумя группами словосочетаний и чем они различаются?
(общее – в каждом словосочетании есть причастие, различие – в первой группе причастие является зависимым словом, а во второй – главным)
поникшую травинку поникшую от росы
трепещущее деревце трепещущее листьями
плывущее облако плывущее по небу
Вывод: причастие с зависимыми словами и называется причастным оборотом, а слово, от которого зависит причастие и от которого мы задаем вопрос к причастию называется определяемым словом.
Слово учителя
Но очень непростые отношения связывают причастный оборот и определяемое слово. И нужно быть очень внимательным, чтобы правильно расставлять знаки препинания в предложениях с причастным оборотом. Разобраться в их отношениях нам поможет грамматическая сказка «Из жизни причастий».
3. Чтение грамматической сказки (упр. 75) и перевод ее на язык науки.
4. Чтение теоретического материала на стр. 33-34
5. В записанном выше предложении найти и обозначить причастные обороты.
IV. Применение. Формирование умений и навыков.
1. К каждому причастию подбери сначала зависимое слово, а затем определяемое.
Читающий – читающий книгу; мальчик, читающий книгу
Образец: Затихающая песня – затихающая вдали песня; песня, затихающая вдали;
строящиеся дороги -
поднявшийся ураган -
повторяющиеся слова -
оттаявшая земля -
кричащие чайки -
забытая мелодия -
3. Измени предложения так, чтобы все причастные обороты были расположены после определяемого слова. Расставь знаки препинания, выдели окончания причастий.
Построенная на выгоде дружба не бывает прочной.
Часто посещающий стадо волк попадает в капкан.
Скроенная по совету друзей шуба никогда не будет мала.
Попавшая в ловушку змея всегда называет человека братом.
Ожившие после зимы деревья покрылись зеленой дымкой.
4. Чтение теоретического материала на стр. 37-38
Запись и анализ предложений
А) Утомленные долгой дорогой, они рано легли спать.
Б) Он вдруг вскочил оглушенный громовым раскатом и ослепленный яркой вспышкой молнии
5. Роль причастий в речи. Синонимические конструкции: причастный оборот и сложноподчиненное предложение.
Чтение грамматической сказки.
В далёкой стране правил в давние времена король Который. Он настолько был горд собою, что всем подданным строго-настрого приказал восхвалять его имя везде и всюду. Даже придворных его звали весьма необычно: Который изучает, Который рассказывает, Который смеется, Который читает.
Невесёлой была жизнь в королевстве, где каждый ребёнок был с рождения который…, каждая крошка – которая…, каждое дитя – которое…
Солнце, которое всходило, цветы, которые расцветали, птицы, которые щебетали, не радовали горожан, которые устали от капризов короля Которого.
И вот однажды случилось чудо: король влюбился в прекрасную принцессу из царства Причастий.
Он говорил ей:
- Я король, который любит.
- Любящий,- поправляла она.
- Я тот, который восхищается вами.
- Восхищающийся,- вторила она.
- Годы, которые мне остались…
- Оставшиеся…
- Я хочу посвятить вам.
- Хорошо,- ответила принцесса,- но только пусть каждый житель сам решает, кто он: тот, который верил, или веривший, тот, который знает, или знающий…
Представьте, как обрадовались подданные короля!
6. Словарная работа.
Запись в Словарь трудных слов
Расстилаться
Меланхолия*
Замените сложное предложение предложением с причастным оборотом
А) Я долго любовался картиной, которая расстилалась перед моими глазами.
Б) Музыка, которая играла меланхолический вальс, вдруг резко оборвалась.