kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 7 классе по теме "Союз как служебная часть речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: раскрыть роль союза, узнать, какие союзы называются простыми, какие составными, узнать о разрядах союзов (сочинительные и подчинительные). Языковой материал на уроке из произведенияй И.С. Соколова - Микитова. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 7 классе по теме "Союз как служебная часть речи"»

МБОУ «Ошьинская СОШ – БШ»













Урок русского языка в 7 классе

по теме «Союз как служебная часть речи»









автор: Мечкова Татьяна Федоровна,

учитель русского языка и литературы















2020-2021 учебный год



Цель: формирование общего понятия о союзе как служебной части речи.

Задачи:

  1. Образовательные: создать условия для осознания и осмысления нового учебного материала; совершенствовать умение определять роль союзов в предложении и тексте; повторить материал о постановке знаков препинания при однородных членах предложения и в сложном предложении;

  2. Развивающая: способствовать развитию творческой, речевой и мыслительной активности обучающихся;

  3. Воспитательная: развивать чувство патриотизма, бережного отношения к родной природе.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Планируемые результаты:

  1. Предметные: Знать определение союза как служебной части речи; синтаксическую роль союза: связь однородных членов предложения и простых предложений в составе сложного, связь предложений в тексте и частей текста.

  2. Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения и формировать для себя новее задачи в учебе и познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками; работать индивидуально, в паре; формулировать и отстаивать свое мнение;

3.Личностные: оценивать собственную работу по критериям, адекватно выполнять рефлексивную и прогностическую самооценку, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Учебник русского языка под редакцией М.М. Разумовской.













Ход урока:

  1. Оргмомент. Приветствие .

  2. Актуализация знаний:

- Ребята, на доске записаны слова разных частей речи. Разделите их на группы и запишите в тетради.

- По какому принципу вы их разделили? (самостоятельные и служебные части речи).

- Чем самостоятельные части речи отличаются от служебных?

- Как называется наука, которая изучает части речи? (морфология)

- Слов какой части речи здесь нет? (союзов).

- Так о какой же части речи будем говорить на уроке? (о союзе)

- Запишите тему урока: «Союз как служебная часть речи».

3. Целеполагание:

- Определите, какие цели поставите перед собой на этот урок? (дети отвечают)

4. Вводно – мотивационный этап:

-Ребята, подумайте, что обозначает слово «союз»? (предположения детей).

-Если обратиться к этимологическому словарю, то «связь, узы». В русском языке около 250 союзов. По частоте употребления среди всех частей речи занимает 7 место.

- А что же связывает союз в нашей речи, что мы уже знаем об этом с уроков? (однородные члены предложения, части сложного предложения) .

-Сделаем вывод, ответив на вопросы: Что такое союз? Для чего служат союзы в предложении?

- Правильно ли мы с вами сделали вывод, прочитайте об этом в учебнике, стр. 163.

5. Формирование новых знаний:

- Работаем по рядам. Записать предложения в тетради, выделить в них грамматическую основу, составить схемы и определить роль союза, что он связывает.

1 ряд: Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес. (соединяет однородные члены предложения)

2 ряд: Тихо в спящем лесу, и чуткое ухо улавливает живые тонкие звуки. (соединяет части сложносочиненного предложения).

3 ряд: Нужно уметь ходить тихо, чтобы слушать и наблюдать.

(соединяет части сложноподчиненного предложения).

- Проверим, что у вас получилось. От каждого ряда выйдет по 1 человеку, зарисовать схемы на доске.

- Какие слова внесли в каждую схему? (союзы). А почему именно союзы? (связывают однородные члены предложения, части сложного предложения).

(далее учитель на доску крепит схему)

Союз



Однородные члены предложения

Части сложного предложения





- Работа в парах: Распределите предложения по группам, в зависимости от того, что соединяет союз.

1. Идешь по лесу и хорошенько приглядываешься.

2. Нужно уметь находить грибные места, чтобы знать, где какой растет гриб.

3. Вот под деревьями смешанного леса краснеет и чарует своей красотой шляпка подосиновика.

4. Нагнешься и срежешь ножом толстый корешок гриба.

5. В молодом березовом лесу, под листьями высокого и густого папоротника сидят грибы подберезовики.

6. А называют их так, потому что они растут под березами.

-Проверим, что у вас получилось. Запишите под схемой номера предложений. 2 человека идут к доске. (соединяет однородные члены предложения: 1,3,4,5; соединяет части сложного предложения: 2, 6).

- Ребята, вы знаете, откуда взяты все эти предложения? (из рассказа «Русский лес» И. С. Соколова – Микитова, на слайде портрет писателя)

- Какие еще рассказы этого писателя вы читали? О чём пишет Иван Сергеевич? ( о родной природе).

-Чему учат нас его рассказы? (позволяют увидеть красоту леса, разгадать его тайны и прелесть, лучше понять родную природу и стать ее другом, беречь родную природу).

- Ребята, кроме того, что союзы соединяют однородные члены предложения и части сложного предложения, они еще выполняют другие функции. А какие, вы узнаете, посмотрев внимательно этот ролик (https://www.youtube.com/watch?v=70JVKx-aFcI) Затем мы дополним нашу схему.

- Так что же еще может соединять союз? (предложения в тексте и части текста)

- Дополняем схему на доске:

Предложения в тексте

Части текста







- Какими по строению могут быть союзы? (простые и составные).

- На какие 2 группы делятся все союзы?

6.Закрепление материала. Работа с предложениями:

- Сейчас вы будете работать с предложениями на карточке. (индивидуально). Вам необходимо будет вставить на месте пропусков подходящие по смыслу союзы, определить их тип по строению и их разряды.

Карточка:

  1. Еще зеленый, роняя спелые желуди, стоит на краю леса старый развесистый дуб, … (но) уже оголились вершины берез.

  2. Вот где-то застучал …(и) вскрикнул, перелетая с ветки на ветку, пестрый дятел.

  3. Особенно красив и печален русский лес в ранние осенние дни, ….(когда) на золотом фоне пожелтевшей листвы ярко выделяются пятна кленов и осин.

  4. Долго из него не хочется выходить, …..(потому что) не хочется прощаться с золотыми осенними деньками.

Проверка по слайду:

  1. Но (простой, сочинительный)

  2. И (простой, сочинительный)

  3. Когда (простой , подчинительный)

  4. Потому что (составной, подчинительный).

7. Обобщение:

- Посмотрите еще раз на схему, получившуюся на уроке. Сделайте вывод и обобщение по ней. Кто готов ответить? (ответы детей).

8. Подведение итогов, рефлексия:

Продолжи фразу: Сегодня на уроке я:

- вспомнил(а)….

- узнал(а)….

- научился (лась)…

- интересным на уроке было….

- цель, которую мы поставили на уроке….

9. Домашнее задание:

стр. 163, выучить определение союза, в тетради для записи теории перенести таблицу со стр. 165, выучить разряды союзов.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка в 7 классе по теме "Союз как служебная часть речи"

Автор: Мечкова Татьяна Федоровна

Дата: 22.10.2022

Номер свидетельства: 615617

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Урок русского языка по теме; "Союз как часть речи, его роль в предложении""
    ["seo_title"] => string(69) "urokrusskoghoiazykapotiemiesoiuzkakchastriechiieghorolvpriedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "260295"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448914017"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "ПРОЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ: "САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ". "
    ["seo_title"] => string(98) "proiekt-uroka-russkogo-iazyka-v-5-klassie-na-tiemu-samostoiatiel-nyie-i-sluzhiebnyie-chasti-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "114450"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411493131"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Харченко Людмила Александровна. Урок русского языка в 7 классе по теме " Частица как сужебная часть речи"и "
    ["seo_title"] => string(120) "kharchienko-liudmila-alieksandrovna-urok-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiemie-chastitsa-kak-suzhiebnaia-chast-riechi-i"
    ["file_id"] => string(6) "245810"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446216614"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Сценарий урока русского языка в 5 классе по теме "САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ""
    ["seo_title"] => string(89) "stsienariiurokarusskoghoiazykav5klassiepotiemiesamostoiatielnyieisluzhiebnyiechastiriechi"
    ["file_id"] => string(6) "332715"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1465131654"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Урок по теме: Междометие как особая часть речи"
    ["seo_title"] => string(54) "urok-po-tiemie-miezhdomietiie-kak-osobaia-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "312258"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459324399"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства