Урок русского языка в 7 классе по теме "Союз как служебная часть речи"
Урок русского языка в 7 классе по теме "Союз как служебная часть речи"
Цель: раскрыть роль союза, узнать, какие союзы называются простыми, какие составными, узнать о разрядах союзов (сочинительные и подчинительные). Языковой материал на уроке из произведенияй И.С. Соколова - Микитова.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 7 классе по теме "Союз как служебная часть речи"»
МБОУ «Ошьинская СОШ – БШ»
Урок русского языка в 7 классе
по теме «Союз как служебная часть речи»
автор: Мечкова Татьяна Федоровна,
учитель русского языка и литературы
2020-2021 учебный год
Цель: формирование общего понятия о союзе как служебной части речи.
Задачи:
Образовательные: создать условия для осознания и осмысления нового учебного материала; совершенствовать умение определять роль союзов в предложении и тексте; повторить материал о постановке знаков препинания при однородных членах предложения и в сложном предложении;
Развивающая: способствовать развитию творческой, речевой и мыслительной активности обучающихся;
Воспитательная: развивать чувство патриотизма, бережного отношения к родной природе.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Планируемые результаты:
Предметные: Знать определение союза как служебной части речи; синтаксическую роль союза: связь однородных членов предложения и простых предложений в составе сложного, связь предложений в тексте и частей текста.
Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения и формировать для себя новее задачи в учебе и познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками; работать индивидуально, в паре; формулировать и отстаивать свое мнение;
3.Личностные: оценивать собственную работу по критериям, адекватно выполнять рефлексивную и прогностическую самооценку, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Учебник русского языка под редакцией М.М. Разумовской.
Ход урока:
Оргмомент. Приветствие .
Актуализация знаний:
- Ребята, на доске записаны слова разных частей речи. Разделите их на группы и запишите в тетради.
- По какому принципу вы их разделили? (самостоятельные и служебные части речи).
- Чем самостоятельные части речи отличаются от служебных?
- Как называется наука, которая изучает части речи? (морфология)
- Слов какой части речи здесь нет? (союзов).
- Так о какой же части речи будем говорить на уроке? (о союзе)
- Запишите тему урока: «Союз как служебная часть речи».
3. Целеполагание:
- Определите, какие цели поставите перед собой на этот урок? (дети отвечают)
4. Вводно – мотивационный этап:
-Ребята, подумайте, что обозначает слово «союз»? (предположения детей).
-Если обратиться к этимологическому словарю, то «связь, узы». В русском языке около 250 союзов. По частоте употребления среди всех частей речи занимает 7 место.
- А что же связывает союз в нашей речи, что мы уже знаем об этом с уроков? (однородные члены предложения, части сложного предложения) .
-Сделаем вывод, ответив на вопросы: Что такое союз? Для чего служат союзы в предложении?
- Правильно ли мы с вами сделали вывод, прочитайте об этом в учебнике, стр. 163.
5. Формирование новых знаний:
- Работаем по рядам. Записать предложения в тетради, выделить в них грамматическую основу, составить схемы и определить роль союза, что он связывает.
1 ряд: Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес. (соединяет однородные члены предложения)
2 ряд: Тихо в спящем лесу, и чуткое ухо улавливает живые тонкие звуки. (соединяет части сложносочиненного предложения).
3 ряд: Нужно уметь ходить тихо, чтобы слушать и наблюдать.
(соединяет части сложноподчиненного предложения).
- Проверим, что у вас получилось. От каждого ряда выйдет по 1 человеку, зарисовать схемы на доске.
- Какие слова внесли в каждую схему? (союзы). А почему именно союзы? (связывают однородные члены предложения, части сложного предложения).
(далее учитель на доску крепит схему)
Союз
Однородные члены предложения
Части сложного предложения
- Работа в парах: Распределите предложения по группам, в зависимости от того, что соединяет союз.
1. Идешь по лесу и хорошенько приглядываешься.
2. Нужно уметь находить грибные места, чтобы знать, где какой растет гриб.
3. Вот под деревьями смешанного леса краснеет и чарует своей красотой шляпка подосиновика.
4. Нагнешься и срежешь ножом толстый корешок гриба.
5. В молодом березовом лесу, под листьями высокого и густого папоротника сидят грибы подберезовики.
6. А называют их так, потому что они растут под березами.
-Проверим, что у вас получилось. Запишите под схемой номера предложений. 2 человека идут к доске. (соединяет однородные члены предложения: 1,3,4,5; соединяет части сложного предложения: 2, 6).
- Ребята, вы знаете, откуда взяты все эти предложения? (из рассказа «Русский лес» И. С. Соколова – Микитова, на слайде портрет писателя)
- Какие еще рассказы этого писателя вы читали? О чём пишет Иван Сергеевич? ( о родной природе).
-Чему учат нас его рассказы? (позволяют увидеть красоту леса, разгадать его тайны и прелесть, лучше понять родную природу и стать ее другом, беречь родную природу).
- Ребята, кроме того, что союзы соединяют однородные члены предложения и части сложного предложения, они еще выполняют другие функции. А какие, вы узнаете, посмотрев внимательно этот ролик (https://www.youtube.com/watch?v=70JVKx-aFcI) Затем мы дополним нашу схему.
- Так что же еще может соединять союз? (предложения в тексте и части текста)
- Дополняем схему на доске:
Предложения в тексте
Части текста
- Какими по строению могут быть союзы? (простые и составные).
- На какие 2 группы делятся все союзы?
6.Закрепление материала. Работа с предложениями:
- Сейчас вы будете работать с предложениями на карточке. (индивидуально). Вам необходимо будет вставить на месте пропусков подходящие по смыслу союзы, определить их тип по строению и их разряды.
Карточка:
Еще зеленый, роняя спелые желуди, стоит на краю леса старый развесистый дуб, … (но) уже оголились вершины берез.
Вот где-то застучал …(и) вскрикнул, перелетая с ветки на ветку, пестрый дятел.
Особенно красив и печален русский лес в ранние осенние дни, ….(когда) на золотом фоне пожелтевшей листвы ярко выделяются пятна кленов и осин.
Долго из него не хочется выходить, …..(потому что) не хочется прощаться с золотыми осенними деньками.
Проверка по слайду:
Но (простой, сочинительный)
И (простой, сочинительный)
Когда (простой , подчинительный)
Потому что (составной, подчинительный).
7. Обобщение:
- Посмотрите еще раз на схему, получившуюся на уроке. Сделайте вывод и обобщение по ней. Кто готов ответить? (ответы детей).
8. Подведение итогов, рефлексия:
Продолжи фразу: Сегодня на уроке я:
- вспомнил(а)….
- узнал(а)….
- научился (лась)…
- интересным на уроке было….
- цель, которую мы поставили на уроке….
9. Домашнее задание:
стр. 163, выучить определение союза, в тетради для записи теории перенести таблицу со стр. 165, выучить разряды союзов.