Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 7 классе на тему "Монолог и диалог"»
УРОК В 7 КЛАССЕ «МОНОЛОГ И ДИАЛОГ»
ЦЕЛИ УРОКОВ:
познакомить детей с новыми видами текста: диалог, монолог;
совершенствовать навыки выразительного чтения;
развивать монологическую речь учащихся;
воспитывать интерес к предмету.
Урок 1 МОНОЛОГ
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока, целей, задач.
1. Беседа с классом.
– Какая наука изучает законы языка? (ЯЗЫКОЗНАНИЕ)
– Из каких разделов состоит грамматика? (СИНТАКСИС И МОРФОЛОГИЯ)
– Что изучает морфология? (ЧАСТИ РЕЧИ)
– Какие части речи относятся к самостоятельным, какие – к служебным?
– Что изучается в синтаксисе? (СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ)
– Что такое пунктуация?
2. Тексты хранят информацию. Сегодня на уроке познакомимся с тем, какие бывают тексты, как в них хранится информация. Итак, тема сегодняшнего урока “Диалог и монолог”.
Что же обозначают эти понятия? Попытайтесь найти информацию пользуясь “Толковым словарем”.
(учащиеся самостоятельно работают со словарем)
Диалог(в переводе с греческого – разговор, беседа) – это разговор двух или нескольких человек на одну тему.
Диалог отличается от прямой речи тем, что он не вводится в текст словами автора. Для диалога характерны краткие высказывания (реплики), преобладание простых предложений. Большую роль в диалоге играют интонация, внеречевые средства (мимика, жесты).
На письме реплика каждого собеседника пишется с красной строки, перед ней ставится тире.
Монолог(в переводе с греческого – один, речь) – это ряд высказываний на определенную тему, речь одного лица, адресованная одному или нескольким лицам.
В отличие от диалога, монологическая речь характеризуется развернутостью, наличием распространенных синтаксических конструкций.
Вывод: диалог и монолог – слова греческого происхождения, обозначают вид текста в зависимости от того, происходи или не происходит смена говорящих.
III. Закрепление материала.
- Закончите мое предложение: “Я начинаю разговор, ты … (продолжаешь)”. - Мы обмениваемся высказываниями, … (репликами) – новое слово. Это - … (диалог). - Рассказываю о том, что со мной произошло. Ты только слушаешь. Это - … (монолог). - Рассмотрите рисунки. Расскажите, под какими ты бы написал “монолог”, а под каким “диалог”?
- В каких ситуациях обычно возникает диалог? - С кем ты чаще ведешь диалоги и на какие темы? - С какими людьми приятно вести диалог, а с какими не очень?
IV. Получение нового знания о монологе
Формирование знаний о видах монолога.
Для всех функциональных стилей речи приемлем монолог, но в каждом из них он проявляется в виде разных монологических жанров.
Заполнение таблицы:
Стиль текста
Жанры монолога
научный
рецензия
статья
разговорный
письмо
рассказ
публицистический
очерк
заметка
обозрение
официально-деловой
справка
закон
отчет
Монологи бывают различных видов: Монолог – описание. Монолог – рассуждение. Монолог – повествование.
Монолог-описание имеет цель всесторонне охарактеризовать предмет речи через перечисление его признаков.
Монолог-повествование передает временную последовательность событий, характеризуется изменением обстановки, поведения действующих лиц, логическими переходами от одного действия, состояния к другому
Монолог-рассуждение представляет собой процесс получения нового знания о предметах, событиях, явлениях и сообщения этого знания в форме вывода.
V. Закрепление знаний на практике
Формирование умений распознавать виды монолога.
- Определите виды следующих монологов:
Однажды хозяйка отлучилась из дома, и вдруг пошел сильный ливень. Она бросилась домой, боясь, что цыплята погибнут. Прибежала и видит: двор залит водой, а цыплят нигде нет. Бегает, ищет, волнуется. Потом видит в будке пес лежит по грудь в воде, а на нем копошатся желтенькие комочки-цыплята.
Юный друг! Учись с детства осязать и ощущать природу, постигать ее мудрую грамоту. Знание законов природы поможет тебе по закату солнца и по гомону и полету птиц угадать погоду.
Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки.
Обобщение.
Соедините пары из разных столбцов. Объясните свой выбор.
Монолог-описание
Учитель на уроке рассказывает про новую ракету.
Монолог-повествование
Обращение писателя в начале книги.
Монолог-рассуждение
Рассказ одноклассника о походе в зоопарк.
VI. Рефлексия
-Всё ли оказалось понятно в этой теме?
-Что такое монолог и какие его виды выделяются?
VII. Домашнее задание. Творческая работа (задание по выбору)
1 Написать письмо другу.
2 Написать рецензию на произведение из школьной классики.
3 Подготовить монологическое высказывание на тему: «Почему так важен сегодня Интернет для российского образования».
УРОК 2. ДИАЛОГ
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока, целей, задач.
- Прочитаем текст. Притча о доброте.
На улице человек увидел бедного ребенка. Тот хотел есть и дрожал от холода. Человек разозлился и обратился к Богу:
- Почему ты позволяешь это? Почему ты ничего не предпринимаешь?
Неожиданно раздался голос с неба:
- Я кое-что предпринял: я послал тебя.
- Как вы понимаете смысл притчи?
- Какой вид речевого общения положен в основу притчи?
- Верно, диалог. Таким образом, мы можем определить тему нашего занятия: «Диалог на заданную тему».
Исходя из темы урока, давайте определим его цели и задачи.
Цель: повторить изученное о диалоге.
Задачи:
- дать определение основному виду речевого общения;
- назвать его основные черты;
- вспомнить основные правила ведения разговора, диалога;
- повторить правила оформления диалога на письме;
- применить полученные знания при выполнении практических заданий;
- подготавливаться к устному собеседованию.
- Полученные знания вам нужны только для выполнения заданий по русскому языку?
(Речь человека – основное средство общения. В общении самое важное – быть понятым окружающими, а для этого необходимы полученные знания. Владение хорошей речью – это одно из достоинств человека.)
- Для решения учебных задач наше занятие проведем как практикум. Ваши знания и умения позволят с ними справиться.
III. Получение знаний по теме урока.
- Прочитайте отрывок из произведения
- Вы отправили в школу эту посылку. Я знаю, вы.
- Почему ты решил, что это я?
- Потому что у нас там не бывает никаких макарон. И гематогену не бывает.
- Как! Совсем не бывает?! - Она изумилась так искренне, что выдала себя с головой.
- Совсем не бывает. Знать надо было.
- Действительно, надо было знать. Как же это я так?! Совсем, говоришь, не бывает? Что же у вас тогда бывает?
- Горох бывает. Редька бывает.
- Горох… редька… А у нас на Кубани яблоки бывают. Ох, сколько сейчас там яблок. Я нынче хотела поехать на Кубань, а приехала почему-то сюда. А макароны эти ты возьми…
- Не возьму, - перебил я ее.
Вопросы к тексту.
- Из какого литературного произведения взят данный отрывок?
- Кто его автор?
- Кто из героев этого рассказа вам запомнился? Почему?
- Так что же такое диалог? (словарная работа) Какие слова-синонимы можно подобрать к этому слову?
Составление кластера «Диалог».
Диалог(в переводе с греческого – разговор, беседа) – это разговор двух или нескольких человек на одну тему.
Диалог отличается от прямой речи тем, что он не вводится в текст словами автора. Для диалога характерны краткие высказывания (реплики), преобладание простых предложений. Большую роль в диалоге играют интонация, внеречевые средства (мимика, жесты).
На письме реплика каждого собеседника пишется с красной строки, перед ней ставится тире.
- Существуют ли правила ведения диалога?
- Как строится диалог? Вспомним об особенностях знаков препинания при диалоге и прямой речи. (Схема)
IV. Физкультминутка - диалог.
- Как живёшь?
- Вот так!
- Как идёшь?
- Вот так!
- Как бежишь?
- Вот так!
- Ночью спишь?
- Вот так!
- Как берёшь?
- Вот так!
- Как плывёшь?
- Вот так!
- Как шалишь?
- Вот так!
- Как грозишь?
- Вот так!
V. Первичное проверка понимания изученного материала.
- Запишите диалог, расставляя знаки препинания.
Нет, заявил я, так я не играю. Зачем вы мне подыгрываете? Это нечестно. Но я действительно не могу их достать, стала отказываться она. У меня пальцы какие-то деревянные. Можете. Хорошо, хорошо, я буду стараться.
Взаимопроверка по образцу в парах
VI. Закрепление материала.
Задание. Найдите вежливые слова в зашифрованной таблице.
ИЗВИНИТЕРРОААПЦГТЗДРАВСТВУЙТЕРО
ЕАПКДОБРЫЙДЕНЬПКМУРЦОПРИВЕТШО
ДО СВИДАНИЯАКЕУРВАМРМПОКАИППА
ПРОЩАЙПКИВАРУВИАРУИДОБРОЕУТРОП
Составьте диалог с использованием слов вежливости. (3 мин. + проверка)
Ученики читают, указывают слова вежливости: «извините, пожалуйста», «спасибо», самостоятельно составляют подобные диалоги.
- Ребята, вы большие молодцы справились со всеми заданиями.
VII. Рефлексия
Все ли вспомнили? Все ли было понятно?
VIII. Итог урока.
Ребята, возвращаясь к теме нашего урока и притче, которая прозвучала для вас в начале урока, будьте внимательны друг к другу, будьте добры, умейте общаться, выстраивайте конструктивные диалоги, дружеские отношения.
IX. Домашнее задание.
Составить вопросы для интервью, чтобы предложить ребятам на следующем уроке:
1 ряд – тема «Праздник», 2 ряд – тема «Спорт», 3 ряд – тема «Школа»