kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 6 классе "Устаревшие слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала в 6 классе по разделу "Лексика"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе "Устаревшие слова"»

На урок с А.К.Толстым. Урок русского языка в 6 классе учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории МАОУ «СОШ №1» города Почепа Брянской области Горловой И.В.
Тема урока: Устаревшие слова
Цели урока:
дать понятие об устаревших словах, их классификации и употреблении, учить отличать устаревшие слова от других лексических групп слов; развивать способности к сравнению, анализу и классификации информации, формировать навыки учебного сотрудничества, навыки исследовательской деятельности, познавательный интерес; воспитывать интерес к русскому языку

Оборудование: Учебник «Русский язык. 6 класс». М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская,

Л.А. Тростенцова и др.,

Презентация Power Point, раздаточный материал с практическими заданиями. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой; Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка В.И.Даля

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

Орг. момент. Учитель приветствует учеников, желает успехов.

-Употребив записанное на доске словосочетание «еще красивее» ( работа по орфоэпии), сделайте своему однокласснику комплимент или пожелайте успехов на сегодняшнем уроке.

Актуализация имеющихся знаний, повторение изученного.

“Верные и неверные утверждения”. Выберите из данных утверждений верные ( Запишите цифры, соответствующие верным утверждениям) Слайд №1
1.Слово имеет лексическое и грамматические значения.

2.Лексика изучается в специальном разделе науки о языке лексикологии.

3.Толковый словарь – это любой словарь, сделанный хорошо, с «толком».

4.Толковые словари состоят из словарных статей, в которых объясняется только прямое значение слова.

5.Слова, различные по звучанию и написанию, но близкие по лексическому значению называются синонимами.

6.Омонимы – это слова с противоположным лексическим значением.

7. Слово «бурак» - диалектное слово.

8.Слово «сторонушка» эмоционально окрашенное.

9. Слова «старый - старинный»- паронимы.

10.Слова «ветшать – возрождаться» – синонимы.

Взаимопроверка по ключу: 1, 2,5,7,8,9. Оценивание. Слайд №2

-Обратимся к 10 утверждению. Исправьте его. Подберите к слову «ветшать» синоним.

-Ветшать - устаревать.

-Обратимся к эпиграфу к нашему сегодняшнему уроку:

Эпиграф к уроку Слайд №3

Ветшают прадедов слова,

Они уже полузабыты.

Но, как извечная трава,

Все ж пробиваются сквозь плиты. ( Роберт Рождественский)

- Как вы понимаете слова поэта 20 века Р.Рождественского? О каком языковом явлении говорит писатель? (Учащиеся отвечают)

-Мы с вами уже знаем, что наш язык живой, изменяется, откликается на каждое новое открытие или событие, происходящее в мире. Слова в языке, как и люди, живут в нем, рождаются и умирают. Одни существуют столетиями и не собираются покидать свой дом, другие – исчезают со своей эпохой. Об исчезающих из языка словах мы и поговорим. Сформулируйте, пожалуйста, тему сегодняшнего урока (записывают тему урока) Слайд №4

-А что бы вы хотели узнать об устаревших словах? (Постановка учебной задачи) Слайд №5 Учащиеся задают вопросы:

- Какие слова мы можем назвать устаревшими? По какой причине устаревают слова? Где можно найти толкование устаревших слов? Используются ли в современной речи устаревшие слова? Какова сфера употребления устаревших слов? А нужны ли они нам, современным школьникам?

Мотивационный этап

-Изучив сегодняшнюю тему, мы сможем решить лингвистическую задачу, которая была дана участникам муниципальной олимпиады в этом учебном году. (Отсроченная задача)

Решите лингвистическую задачу: Приложение 1

Левый приток Днепра предположительно получил название Десна в VI–VII вв., когда славянские племена переселялись по Днепру на север. По мнению учёных, это название связано с тем, что:

(А) Десна находится слева от Днепра, если стоять лицом к северу;

(Б) Десна находится справа от Днепра, если стоять лицом к северу;

(В) место слияния Десны и Днепра напоминает очертаниями зуб;

(Г) Десна была десятой по счету рекой, которая встретилась переселенцам;

(Д) это сокращение фразы: Днепр есть с нами!



- Может быть, у вас уже есть предположения, какой вариант ответа верный? Поставьте значок вопроса. А проверим в конце урока.

-О замечательной брянской реке идет речь в задаче.

Ты знаешь край, где все обильем дышит,

Где реки льются чище серебра…

Это край, куда так стремился душой поэт А.К.Толстой.

- Наш сегодняшний урок мы посвящаем творчеству А.К.Толстого.

Короткий доклад с элементами исследования (домашняя индивидульная работа). Слайд №6

Алексей Константинович Толстой, талантливый поэт и драматург, наш земляк.

Детские годы поэта прошли в селе Красный Рог, живописном имении его матери, внучки графа Разумовского. Сюда он любил приезжать, когда стал взрослым, здесь он жил после выхода в отставку. В Красном Роге, своем любимом имении, он и похоронен. У А.К.Толстого много произведений, рассказывающих о его любви к природе родного края. Кто не знает этих строк:

Край ты мой, родимый край,

Конский бег на воле,

В небе крик орлиных стай,

Волчий голос в поле!



Гой ты, родина моя!

Гой ты, бор дремучий!

Свист полночный соловья,

Ветер, степь да тучи!

Прочитав это стихотворение, я задался вопросом, а что означает слово «гой» . Чтобы ответить на него, обратился к толковому словарю Даля. Вот что я узнал: гой -междометие – вызывательное восклицание, ободрительный возглас. Образовано оно от существовавшего когда-то в нашем языке слова гоить, т. е. жить, здравствовать. Теперь становится понятно, что гой - это живи и здравствуй. Только остается один вопрос: почему такое замечательное слово вышло из употребления и много ли таких интересных, но уже исчезнувших слов мы можем встретить в произведениях А.К.Толстого.

- Постараемся ответить и на этот вопрос.

Изучение нового материала. Самостоятельное исследование в паре.

Задание. Прочитайте текст. Приложение 2. Слайд №7

Без отдыха пирует с дружиной удалой

Иван Васильич Грозный под матушкой – Москвой.

Ковшами золотыми столов блистает ряд,

Разгульные за ними опричники сидят.

С вечерни льются вина на царские ковры,

Поют ему с полночи лихие гусляры…

Тут встал и поднял кубок Репнин, правдивый князь:

«Опричнина да сгинет! – он рек, перекрестясь.

Отрывок из баллады А.К.Толстого «Князь Михайло Репнин».



Доклад учащегося об исторических произведениях А.К.Толстого. Слайд №8

Интерес к старине, философским проблемам истории, неприятие политической тирании, любовь к природе родного края проявляются во всех творениях. писателя

Произведения А. К. Толстого на исторические темы в основном охватывают два периода: Киевско-Новгородскую Русь, которой посвящены многочисленные баллады («Илья Муромец», «Садко», «Змей Тугарин» и др.), и времена Ивана Грозного (баллады «Василий Шибанов », « Князь Михайло Репнин», роман «Князь Серебряный», драматическая трилогия трагедии «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис»).

Самостоятельное исследование в паре

А)1.Найдите, выпишите слово с приставкой на- з с, объясните написание.

2.Найдите слово или слова с чередующейся гласной в корне.

3.Какое предложение соответствует схеме Проверка.

4.О каком времени идет речь в тексте? Слайд №9



Б)Найдите и выпишите устаревшие слова группами:

1группа. Называют не существующие в современной жизни явления и предметы.

2 группа. Называют существующие понятия, которые были заменены новыми словами.

- Как вы думаете, слова какой группы можно назвать историзмами?

Какие архаизмами ( от греч.– древний). Объясните свой выбор.

К активному или пассивному словарному запасу вы отнесете эти слова?

Составьте схему.

Объясните значения слов.

Примерный ответ одной из групп. (Из стихотворения мы выписали следующие устаревшие слова: Слайд №10

1.Дружина 2. Рек

Опричники

Гусляры

Князь

Опричнина

Мы думаем, что слова первой группы можно назвать историзмами, потому что они обозначают явления, которые ушли из нашей жизни, остались в истории. Слово второй группы «рек»- архаизм, так как означает «сказал», т.е. понятие существует в языке, но заменено новым словом- синонимом. Устаревшие слова относятся к пассивному словарному запасу.

Демонстрируют схему. Слайды №10,11,12



Сравните свой вывод с выводом в учебнике. Работа с учебником(параграф 19).



Закрепление изученного.



Задание 2. Приложение 3

Даны предложения из поэтического наследия А.К.Толстого. Слайд №13



1.Гости едут на конях.

Машут булавами. («Колокольчики мои, цветики степные!»)

2.На челе его горит шапка Мономаха. («Колокольчики мои, цветики степные!»)

3.Я вышел в поле без кольчуги

И гибну раненный в бою. («Господь меня готовя к бою…»)

4.Ой стоги, стоги,

На лугу широком!

Вас не перечесть.

Не окинуть оком! (Ой стоги, стоги…»)

5.И мне десницею святою

Он указал правдивый путь. («Господь меня готовя к бою…»)

6.Садится на кочку, поросшую мхом,

Персты возлагает на гусли. («Слепой»)



- Выпишите только архаизмы, какими синонимами, употребляемыми в современном языке, их можно заменить? Проверьте по словарю.

- Чело – лоб, око – глаз, десница – правая рука, персты – пальцы Слайд №14



Задание Соотнесите архаизмы с современными синонимами. Слайд №15

1 карточка: длань, десница, щуйца, выя, ланиты, рамена, вежды.

2 карточка: шея, правая рука, левая рука, ладонь, щеки, плечи, веки

( работа в паре по карточкам , у первого варианта архаизмы, у второго современные синонимы.)

Физкультминутка. Слайд №15 . Будьте внимательны-

Встаньте прямо, слушайте меня внимательно и повторяйте за мной движения.

Вытяните выю. Расправьте рамена. Поднимите десницу и шуйцу.

Укажите перстами чело, очи, уста, ланиты. Ударьте дланью о долонь.

Погрозите перстом соседу. Улыбнитесь.

Работа в группах (Группы девочек и группы мальчиков.)

Задание для девочек. Слайд №16

Прочитайте отрывок из романа А.К.Толстого «Князь Серебряный» о боярыне Морозовой и выполните задания. Подготовьте выступление перед классом.Слайд№17

Елена с сенными девушками сидела под липами на скамье, у самого частокола. На ней был голубой аксамитный летник с яхонтовыми пуговицами. Широкие кисейные рукава, собранные в мелкие складки, перехватывались повыше локтя алмазными запястьями, или зарукавниками. Такие же серьги висели по самые плечи; голову покрывал кокошник с жемчужными наклонами, а сафьянные сапожки блестели золотой нашивкой.

1.Докажите, что это текст.

2. Определите стиль и тип речи.

3. Определите тему текста и идею.

4.Найдите в словаре Ожегова или Даля выделенные слова, определите их значение.

5.Историзмы или архаизмы встретились в тексте.

6. Используя эти слова и картину К.Маковского «Боярыня», расскажите мальчикам о русском старинном женском наряде.

Задание для мальчиков.

Прочитайте из романа А.К.Толстого «Князь Серебряный» о князе Вяземском и выполните задания. Подготовьте выступление перед классом. Слайд №18

На князе был белый атласный кафтан. Из-за низко вырезанного ворота виднелось жемчужное ожерелье рубахи. Жемчужные запястья плотно стягивали у кистей широкие рукава кафтана, небрежно подпоясанного малиновым шелковым кушаком… Бархатные малиновые штаны заправлены были в желтые сафьянные сапоги… Поверх кафтана надет был внакидку шелковый легкий опашень золотистого цвета. Голову князя покрывала белая парчовая мурмолка с гибким алмазным пером, которое качалось от каждого движения, играя солнечными лучами.

1.Докажите, что это текст.

2. Определите стиль и тип речи.

3. Определите тему текста и идею.

4.Найдите в словаре Ожегова или Даля выделенные слова, определите их значение.

5.Историзмы или архаизмы встретились в тексте.

6. Используя эти слова и иллюстрацию на слайде, расскажите девочкам о русском старинном княжеском одеянии.

Отчет групп. Слайды №19, №20

Примерное выступление (1. Перед нами текст, так как состоит из нескольких предложений связанных между собою по смыслу и грамматически. Стиль - художественный, тип речи –описание. Тема текста - описание одежды девушки, идея – красота женского костюма. В тексте употреблены историзмы: летник, кокошник, сафьянные; архаизмы: аксамитный, яхонтовый.

Используя текст и толковые словари, мы узнали, что наряд боярыни состоял из аксамитного (бархатного) летника (легкого летнего сарафана) с яхонтовыми (рубиновыми) пуговицами, с кисейными рукавами. Голову покрывал кокошник (нарядный женский головной убор с разукрашенной и высоко поднятой надо лбом передней частью). Несмотря на лето, ножки боярыни в сафьянных (сделанные из козлиной или овечьей кожи) сапожках.)

Примерное выступление (2. Перед нами текст, так как состоит из нескольких предложений связанных между собою по смыслу и грамматически. Стиль - художественный, тип речи –описание. Тема текста - описание княжеского наряда, идея – красота и богатство княжеского костюма. В тексте употреблены историзмы: кафтан, кушак, опашень, мурмолка, сафьянные.

Используя текст и толковые словари, мы узнали, что на князе кафтан (старинная мужская долгополая одежда), подпоясанный кушаком (широким матерчатым поясом). Поверх кафтана накинут опашень (летняя верхняя одежда, широкий долгополый кафтан). Малиновые штаны заправлены в сафьянные (сделанные из козлиной или овечьей кожи ) сапоги. Голову покрывает мурмолка (мужская шапка с меховой опушкой)



-С какой целью писатели, поэты употребляют в своих произведениях устаревшие слова?

-Эти слова наглядно, точно показывают, как жили люди в далеком прошлом.

-А .К.Толстой заканчивает свой роман «Князь Серебряный» так:

«Ничто на свете не пропадает, и каждое дело, и каждое слово, и каждая мысль вырастает, как древо; и многое доброе и злое, что как загадочное явление существует поныне в русской жизни, таит свои корни в глубоких и темных недрах минувшего». Слайд №21

- Как вы понимаете эту мысль, соотнесите с эпиграфом к нашему уроку, решите отложенную лингвистическую задачу и сделайте вывод, надо ли вам, современным школьникам изучать устаревшие слова.

Решение лингвистической задачи

Верный ответ: (Б) Десна находится справа от Днепра, если стоять лицом к северу. Решить задачу нам помог архаизм «десница», что значит «правая рука».



Подведение итогов урока. Ответы учащихся

Устаревшие слова украшают нашу речь, делают ее выразительной.

Устаревшие слова – это подарок от предков, мы должны его бережно хранить.

Устаревшие слова часто используются писателями и поэтами в художественных произведениях, помогая нам понять, представить историческую эпоху.

Чтобы хорошо знать свой язык, понимать значения современных слов, надо знать историю языка.

Рефлексия учебной деятельности. Слайд №22

Продолжите предложения:

1.Я узнал…

2. Мне запомнилось… и понравилось

3. Я оцениваю свою работу на уроке…

Домашнее задание: изучить п.19, упр. 85, индивидуальное сообщения:1) о старинных русских мерах длины и веса,2) названиях денежных единиц, 3)оружие и воинские доспехи в романе А.К.Толстого «Князь Серебряный».

Приложение 1

Решите лингвистическую задачу:

Левый приток Днепра предположительно получил название Десна в VI–VII вв., когда славянские племена переселялись по Днепру на север. По мнению учёных, это название связано с тем, что:

(А) Десна находится слева от Днепра, если стоять лицом к северу;

(Б) Десна находится справа от Днепра, если стоять лицом к северу;

(В) место слияния Десны и Днепра напоминает очертаниями зуб;

(Г) Десна была десятой по счету рекой, которая встретилась переселенцам;

(Д) это сокращение фразы: Днепр есть с нами!

Приложение 2

Без отдыха пирует с дружиной удалой

Иван Васильич Грозный под матушкой – Москвой.

Ковшами золотыми столов блистает ряд,

Разгульные за ними опричники сидят.

С вечерни льются вина на царские ковры,

Поют ему с полночи лихие гусляры…

Тут встал и поднял кубок Репнин, правдивый князь:

«Опричнина да сгинет! – он рек, перекрестясь.

Отрывок из баллады А.К.Толстого «Князь Михайло Репнин».

А)1.Найдите, выпишите слово с приставкой на- з с, объясните написание.

2.Найдите слово или слова с чередующейся гласной в корне.

3.Какое предложение соответствует схеме

4.О каком времени идет речь в тексте?



Б)Найдите и выпишите устаревшие слова группами:

1группа. Называют не существующие в современной жизни явления и предметы.

2 группа. Называют существующие понятия, которые были заменены новыми словами.

- Как вы думаете, слова какой группы можно назвать историзмами?

Какие архаизмами ( от греч.– древний). Объясните свой выбор.

К активному или пассивному словарному запасу вы отнесете эти слова?

Составьте схему.

Объясните значения слов.

Приложение 3

Даны предложения из поэтического наследия А.К.Толстого. Слайд №13



1.Гости едут на конях.

Машут булавами. («Колокольчики мои, цветики степные!»)

2.На челе его горит шапка Мономаха. («Колокольчики мои, цветики степные!»)

3.Я вышел в поле без кольчуги

И гибну раненный в бою. («Господь меня готовя к бою…»)

4.Ой стоги, стоги,

На лугу широком!

Вас не перечесть.

Не окинуть оком! (Ой стоги, стоги…»)

5.И мне десницею святою

Он указал правдивый путь. («Господь меня готовя к бою…»)

6.Садится на кочку, поросшую мхом,

Персты возлагает на гусли. («Слепой»)



- Выпишите только архаизмы, какими синонимами, употребляемыми в современном языке, их можно заменить? Проверьте по словарю.

Приложение 4



Прочитайте отрывок из романа А.К.Толстого «Князь Серебряный» о боярыне Морозовой и выполните задания. Подготовьте выступление перед классом.Слайд№17

Елена с сенными девушками сидела под липами на скамье, у самого частокола. На ней был голубой аксамитный летник с яхонтовыми пуговицами. Широкие кисейные рукава, собранные в мелкие складки, перехватывались повыше локтя алмазными запястьями, или зарукавниками. Такие же серьги висели по самые плечи; голову покрывал кокошник с жемчужными наклонами, а сафьянные сапожки блестели золотой нашивкой.

1.Докажите, что это текст.

2. Определите стиль и тип речи.

3. Определите тему текста и идею.

4.Найдите в словаре Ожегова или Даля выделенные слова, определите их значение.

5.Историзмы или архаизмы встретились в тексте.

6. Используя эти слова и картину К.Маковского «Боярыня», расскажите мальчикам о русском старинном женском наряде.

Приложение 5

Прочитайте из романа А.К.Толстого «Князь Серебряный» о князе Вяземском и выполните задания. Подготовьте выступление перед классом. Слайд №18

На князе был белый атласный кафтан. Из-за низко вырезанного ворота виднелось жемчужное ожерелье рубахи. Жемчужные запястья плотно стягивали у кистей широкие рукава кафтана, небрежно подпоясанного малиновым шелковым кушаком… Бархатные малиновые штаны заправлены были в желтые сафьянные сапоги… Поверх кафтана надет был внакидку шелковый легкий опашень золотистого цвета. Голову князя покрывала белая парчовая мурмолка с гибким алмазным пером, которое качалось от каждого движения, играя солнечными лучами.

1.Докажите, что это текст.

2. Определите стиль и тип речи.

3. Определите тему текста и идею.

4.Найдите в словаре Ожегова или Даля выделенные слова, определите их значение.

5.Историзмы или архаизмы встретились в тексте.

6. Используя эти слова и иллюстрацию на слайде, расскажите девочкам о русском старинном княжеском одеянии.






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка в 6 классе "Устаревшие слова"

Автор: Горлова Ирина Владимировна

Дата: 31.10.2018

Номер свидетельства: 483020

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект урока русского языка в 5 классе "О чем говорят устаревшие слова" "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-o-chiem-ghovoriat-ustarievshiie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "108401"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403689137"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Урок русского языка в 4 классе по теме "Устаревшие слова" "
    ["seo_title"] => string(63) "urok-russkogho-iazyka-v-4-klassie-po-tiemie-ustarievshiie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "113045"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1409075816"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект и презентация для урока русского языка по теме "Устаревшие слова" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-i-priezientatsiia-dlia-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-ustarievshiie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "204012"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429595641"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Методическая разработка урока русского языка  Тема: «Исконно русские и заимствованные слова» (6 класс) "
    ["seo_title"] => string(105) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-tiema-iskonno-russkiie-i-zaimstvovannyie-slova-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "241007"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445167827"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "конспект урока по русскому языку тема "Устаревшие слова" "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-tiema-ustarievshiie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "218738"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433882931"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства