Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе "Устаревшие слова"»
На урок с А.К.Толстым. Урок русского языка в 6 классе учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории МАОУ «СОШ №1» города Почепа Брянской области Горловой И.В. Тема урока: Устаревшие слова Цели урока: дать понятие об устаревших словах, их классификации и употреблении, учить отличать устаревшие слова от других лексических групп слов; развивать способности к сравнению, анализу и классификации информации, формировать навыки учебного сотрудничества, навыки исследовательской деятельности, познавательный интерес; воспитывать интерес к русскому языку
Оборудование: Учебник «Русский язык. 6 класс». М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская,
Л.А. Тростенцова и др.,
Презентация Power Point, раздаточный материал с практическими заданиями. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой; Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка В.И.Даля
-Употребив записанное на доске словосочетание «еще красивее» ( работа по орфоэпии), сделайте своему однокласснику комплимент или пожелайте успехов на сегодняшнем уроке.
“Верные и неверные утверждения”. Выберите из данных утверждений верные ( Запишите цифры, соответствующие верным утверждениям) Слайд №1 1.Слово имеет лексическое и грамматические значения.
2.Лексика изучается в специальном разделе науки о языке лексикологии.
3.Толковый словарь – это любой словарь, сделанный хорошо, с «толком».
4.Толковые словари состоят из словарных статей, в которых объясняется только прямое значение слова.
5.Слова, различные по звучанию и написанию, но близкие по лексическому значению называются синонимами.
6.Омонимы – это слова с противоположным лексическим значением.
7. Слово «бурак» - диалектное слово.
8.Слово «сторонушка» эмоционально окрашенное.
9. Слова «старый - старинный»- паронимы.
10.Слова «ветшать – возрождаться» – синонимы.
Взаимопроверка по ключу: 1, 2,5,7,8,9. Оценивание. Слайд №2
-Обратимся к 10 утверждению. Исправьте его. Подберите к слову «ветшать» синоним.
-Ветшать - устаревать.
-Обратимся к эпиграфу к нашему сегодняшнему уроку:
Эпиграф к уроку Слайд №3
Ветшают прадедов слова,
Они уже полузабыты.
Но, как извечная трава,
Все ж пробиваются сквозь плиты. ( Роберт Рождественский)
- Как вы понимаете слова поэта 20 века Р.Рождественского? О каком языковом явлении говорит писатель? (Учащиеся отвечают)
-Мы с вами уже знаем, что наш язык живой, изменяется, откликается на каждое новое открытие или событие, происходящее в мире. Слова в языке, как и люди, живут в нем, рождаются и умирают. Одни существуют столетиями и не собираются покидать свой дом, другие – исчезают со своей эпохой. Об исчезающих из языка словах мы и поговорим. Сформулируйте, пожалуйста, тему сегодняшнего урока (записывают тему урока) Слайд №4
-А что бы вы хотели узнать об устаревших словах? (Постановка учебной задачи) Слайд №5 Учащиеся задают вопросы:
- Какие слова мы можем назвать устаревшими? По какой причине устаревают слова? Где можно найти толкование устаревших слов? Используются ли в современной речи устаревшие слова? Какова сфера употребления устаревших слов? А нужны ли они нам, современным школьникам?
Мотивационный этап
-Изучив сегодняшнюю тему, мы сможем решить лингвистическую задачу, которая была дана участникам муниципальной олимпиады в этом учебном году. (Отсроченная задача)
Решите лингвистическую задачу: Приложение 1
Левый приток Днепра предположительно получил название Десна в VI–VII вв., когда славянские племена переселялись по Днепру на север. По мнению учёных, это название связано с тем, что:
(А) Десна находится слева от Днепра, если стоять лицом к северу;
(Б) Десна находится справа от Днепра, если стоять лицом к северу;
(В) место слияния Десны и Днепра напоминает очертаниями зуб;
(Г) Десна была десятой по счету рекой, которая встретилась переселенцам;
(Д) это сокращение фразы: Днепр есть с нами!
- Может быть, у вас уже есть предположения, какой вариант ответа верный? Поставьте значок вопроса. А проверим в конце урока.
-О замечательной брянской реке идет речь в задаче.
Ты знаешь край, где все обильем дышит,
Где реки льются чище серебра…
Это край, куда так стремился душой поэт А.К.Толстой.
- Наш сегодняшний урок мы посвящаем творчеству А.К.Толстого.
Короткий доклад с элементами исследования (домашняя индивидульная работа). Слайд №6
Алексей Константинович Толстой, талантливый поэт и драматург, наш земляк.
Детские годы поэта прошли в селе Красный Рог, живописном имении его матери, внучки графа Разумовского. Сюда он любил приезжать, когда стал взрослым, здесь он жил после выхода в отставку. В Красном Роге, своем любимом имении, он и похоронен. У А.К.Толстого много произведений, рассказывающих о его любви к природе родного края. Кто не знает этих строк:
Край ты мой, родимый край,
Конский бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле!
Гой ты, родина моя!
Гой ты, бор дремучий!
Свист полночный соловья,
Ветер, степь да тучи!
Прочитав это стихотворение, я задался вопросом, а что означает слово «гой» . Чтобы ответить на него, обратился к толковому словарю Даля. Вот что я узнал: гой -междометие – вызывательное восклицание, ободрительный возглас. Образовано оно от существовавшего когда-то в нашем языке слова гоить, т. е. жить, здравствовать. Теперь становится понятно, что гой - это живи и здравствуй. Только остается один вопрос: почему такое замечательное слово вышло из употребления и много ли таких интересных, но уже исчезнувших слов мы можем встретить в произведениях А.К.Толстого.
- Постараемся ответить и на этот вопрос.
Изучение нового материала. Самостоятельное исследование в паре.
Задание. Прочитайте текст. Приложение 2. Слайд №7
Без отдыха пирует с дружиной удалой
Иван Васильич Грозный под матушкой – Москвой.
Ковшами золотыми столов блистает ряд,
Разгульные за ними опричники сидят.
С вечерни льются вина на царские ковры,
Поют ему с полночи лихие гусляры…
Тут встал и поднял кубок Репнин, правдивый князь:
«Опричнина да сгинет! – он рек, перекрестясь.
Отрывок из баллады А.К.Толстого «Князь Михайло Репнин».
Доклад учащегося об исторических произведениях А.К.Толстого. Слайд №8
Интерес к старине, философским проблемам истории, неприятие политической тирании, любовь к природе родного края проявляются во всех творениях. писателя
Произведения А. К. Толстого на исторические темы в основном охватывают два периода: Киевско-Новгородскую Русь, которой посвящены многочисленные баллады («Илья Муромец», «Садко», «Змей Тугарин» и др.), и времена Ивана Грозного (баллады «Василий Шибанов », « Князь Михайло Репнин», роман «Князь Серебряный», драматическая трилогия трагедии «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис»).
Самостоятельное исследование в паре
А)1.Найдите, выпишите слово с приставкой на- з с, объясните написание.
2.Найдите слово или слова с чередующейся гласной в корне.
3.Какое предложение соответствует схеме Проверка.
4.О каком времени идет речь в тексте? Слайд №9
Б)Найдите и выпишите устаревшие слова группами:
1группа. Называют не существующие в современной жизни явления и предметы.
2 группа. Называют существующие понятия, которые были заменены новыми словами.
- Как вы думаете, слова какой группы можно назвать историзмами?
Какие архаизмами ( от греч.– древний). Объясните свой выбор.
К активному или пассивному словарному запасу вы отнесете эти слова?
Составьте схему.
Объясните значения слов.
Примерный ответ одной из групп. (Из стихотворения мы выписали следующие устаревшие слова: Слайд №10
1.Дружина 2. Рек
Опричники
Гусляры
Князь
Опричнина
Мы думаем, что слова первой группы можно назвать историзмами, потому что они обозначают явления, которые ушли из нашей жизни, остались в истории. Слово второй группы «рек»- архаизм, так как означает «сказал», т.е. понятие существует в языке, но заменено новым словом- синонимом. Устаревшие слова относятся к пассивному словарному запасу.
Демонстрируют схему. Слайды №10,11,12
Сравните свой вывод с выводом в учебнике. Работа с учебником(параграф 19).
Закрепление изученного.
Задание 2. Приложение 3
Даны предложения из поэтического наследия А.К.Толстого. Слайд №13
( работа в паре по карточкам , у первого варианта архаизмы, у второго современные синонимы.)
Физкультминутка. Слайд №15 . Будьте внимательны-
Встаньте прямо, слушайте меня внимательно и повторяйте за мной движения.
Вытяните выю. Расправьте рамена. Поднимите десницу и шуйцу.
Укажите перстами чело, очи, уста, ланиты. Ударьте дланью о долонь.
Погрозите перстом соседу. Улыбнитесь.
Работа в группах (Группы девочек и группы мальчиков.)
Задание для девочек. Слайд №16
Прочитайте отрывок из романа А.К.Толстого «Князь Серебряный» о боярыне Морозовой и выполните задания. Подготовьте выступление перед классом.Слайд№17
Елена с сенными девушками сидела под липами на скамье, у самого частокола. На ней был голубой аксамитный летник с яхонтовыми пуговицами. Широкие кисейные рукава, собранные в мелкие складки, перехватывались повыше локтя алмазными запястьями, или зарукавниками. Такие же серьги висели по самые плечи; голову покрывал кокошник с жемчужными наклонами, а сафьянные сапожки блестели золотой нашивкой.
1.Докажите, что это текст.
2. Определите стиль и тип речи.
3. Определите тему текста и идею.
4.Найдите в словаре Ожегова или Даля выделенные слова, определите их значение.
5.Историзмы или архаизмы встретились в тексте.
6. Используя эти слова и картину К.Маковского «Боярыня», расскажите мальчикам о русском старинном женском наряде.
Задание для мальчиков.
Прочитайте из романа А.К.Толстого «Князь Серебряный» о князе Вяземском и выполните задания. Подготовьте выступление перед классом. Слайд №18
На князе был белый атласный кафтан. Из-за низко вырезанного ворота виднелось жемчужное ожерелье рубахи. Жемчужные запястья плотно стягивали у кистей широкие рукава кафтана, небрежно подпоясанного малиновым шелковым кушаком… Бархатные малиновые штаны заправлены были в желтые сафьянные сапоги… Поверх кафтана надет был внакидку шелковый легкий опашень золотистого цвета. Голову князя покрывала белая парчовая мурмолка с гибким алмазным пером, которое качалось от каждого движения, играя солнечными лучами.
1.Докажите, что это текст.
2. Определите стиль и тип речи.
3. Определите тему текста и идею.
4.Найдите в словаре Ожегова или Даля выделенные слова, определите их значение.
5.Историзмы или архаизмы встретились в тексте.
6. Используя эти слова и иллюстрацию на слайде, расскажите девочкам о русском старинном княжеском одеянии.
Отчет групп. Слайды №19, №20
Примерное выступление (1. Перед нами текст, так как состоит из нескольких предложений связанных между собою по смыслу и грамматически. Стиль - художественный, тип речи –описание. Тема текста - описание одежды девушки, идея – красота женского костюма. В тексте употреблены историзмы: летник, кокошник, сафьянные; архаизмы: аксамитный, яхонтовый.
Используя текст и толковые словари, мы узнали, что наряд боярыни состоял из аксамитного (бархатного) летника (легкого летнего сарафана) с яхонтовыми (рубиновыми) пуговицами, с кисейными рукавами. Голову покрывал кокошник (нарядный женский головной убор с разукрашенной и высоко поднятой надо лбом передней частью). Несмотря на лето, ножки боярыни в сафьянных (сделанные из козлиной или овечьей кожи) сапожках.)
Примерное выступление (2. Перед нами текст, так как состоит из нескольких предложений связанных между собою по смыслу и грамматически. Стиль - художественный, тип речи –описание. Тема текста - описание княжеского наряда, идея – красота и богатство княжеского костюма. В тексте употреблены историзмы: кафтан, кушак, опашень, мурмолка, сафьянные.
Используя текст и толковые словари, мы узнали, что на князе кафтан (старинная мужская долгополая одежда), подпоясанный кушаком (широким матерчатым поясом). Поверх кафтана накинут опашень (летняя верхняя одежда, широкий долгополый кафтан). Малиновые штаны заправлены в сафьянные (сделанные из козлиной или овечьей кожи ) сапоги. Голову покрывает мурмолка (мужская шапка с меховой опушкой)
-С какой целью писатели, поэты употребляют в своих произведениях устаревшие слова?
-Эти слова наглядно, точно показывают, как жили люди в далеком прошлом.
-А .К.Толстой заканчивает свой роман «Князь Серебряный» так:
«Ничто на свете не пропадает, и каждое дело, и каждое слово, и каждая мысль вырастает, как древо; и многое доброе и злое, что как загадочное явление существует поныне в русской жизни, таит свои корни в глубоких и темных недрах минувшего». Слайд №21
- Как вы понимаете эту мысль, соотнесите с эпиграфом к нашему уроку, решите отложенную лингвистическую задачу и сделайте вывод, надо ли вам, современным школьникам изучать устаревшие слова.
Решение лингвистической задачи
Верный ответ: (Б) Десна находится справа от Днепра, если стоять лицом к северу. Решить задачу нам помог архаизм «десница», что значит «правая рука».
Подведение итогов урока. Ответы учащихся
Устаревшие слова украшают нашу речь, делают ее выразительной.
Устаревшие слова – это подарок от предков, мы должны его бережно хранить.
Устаревшие слова часто используются писателями и поэтами в художественных произведениях, помогая нам понять, представить историческую эпоху.
Чтобы хорошо знать свой язык, понимать значения современных слов, надо знать историю языка.
Рефлексия учебной деятельности. Слайд №22
Продолжите предложения:
1.Я узнал…
2. Мне запомнилось… и понравилось
3. Я оцениваю свою работу на уроке…
Домашнее задание: изучить п.19, упр. 85, индивидуальное сообщения:1) о старинных русских мерах длины и веса,2) названиях денежных единиц, 3)оружие и воинские доспехи в романе А.К.Толстого «Князь Серебряный».
Приложение 1
Решите лингвистическую задачу:
Левый приток Днепра предположительно получил название Десна в VI–VII вв., когда славянские племена переселялись по Днепру на север. По мнению учёных, это название связано с тем, что:
(А) Десна находится слева от Днепра, если стоять лицом к северу;
(Б) Десна находится справа от Днепра, если стоять лицом к северу;
(В) место слияния Десны и Днепра напоминает очертаниями зуб;
(Г) Десна была десятой по счету рекой, которая встретилась переселенцам;
(Д) это сокращение фразы: Днепр есть с нами!
Приложение 2
Без отдыха пирует с дружиной удалой
Иван Васильич Грозный под матушкой – Москвой.
Ковшами золотыми столов блистает ряд,
Разгульные за ними опричники сидят.
С вечерни льются вина на царские ковры,
Поют ему с полночи лихие гусляры…
Тут встал и поднял кубок Репнин, правдивый князь:
«Опричнина да сгинет! – он рек, перекрестясь.
Отрывок из баллады А.К.Толстого «Князь Михайло Репнин».
А)1.Найдите, выпишите слово с приставкой на- з с, объясните написание.
2.Найдите слово или слова с чередующейся гласной в корне.
3.Какое предложение соответствует схеме
4.О каком времени идет речь в тексте?
Б)Найдите и выпишите устаревшие слова группами:
1группа. Называют не существующие в современной жизни явления и предметы.
2 группа. Называют существующие понятия, которые были заменены новыми словами.
- Как вы думаете, слова какой группы можно назвать историзмами?
Какие архаизмами ( от греч.– древний). Объясните свой выбор.
К активному или пассивному словарному запасу вы отнесете эти слова?
Составьте схему.
Объясните значения слов.
Приложение 3
Даны предложения из поэтического наследия А.К.Толстого. Слайд №13
2.На челе его горит шапка Мономаха. («Колокольчики мои, цветики степные!»)
3.Я вышел в поле без кольчуги
И гибну раненный в бою. («Господь меня готовя к бою…»)
4.Ой стоги, стоги,
На лугу широком!
Вас не перечесть.
Не окинуть оком! (Ой стоги, стоги…»)
5.И мне десницею святою
Он указал правдивый путь. («Господь меня готовя к бою…»)
6.Садится на кочку, поросшую мхом,
Персты возлагает на гусли. («Слепой»)
- Выпишите только архаизмы, какими синонимами, употребляемыми в современном языке, их можно заменить? Проверьте по словарю.
Приложение 4
Прочитайте отрывок из романа А.К.Толстого «Князь Серебряный» о боярыне Морозовой и выполните задания. Подготовьте выступление перед классом.Слайд№17
Елена с сенными девушками сидела под липами на скамье, у самого частокола. На ней был голубой аксамитный летник с яхонтовыми пуговицами. Широкие кисейные рукава, собранные в мелкие складки, перехватывались повыше локтя алмазными запястьями, или зарукавниками. Такие же серьги висели по самые плечи; голову покрывал кокошник с жемчужными наклонами, а сафьянные сапожки блестели золотой нашивкой.
1.Докажите, что это текст.
2. Определите стиль и тип речи.
3. Определите тему текста и идею.
4.Найдите в словаре Ожегова или Даля выделенные слова, определите их значение.
5.Историзмы или архаизмы встретились в тексте.
6. Используя эти слова и картину К.Маковского «Боярыня», расскажите мальчикам о русском старинном женском наряде.
Приложение 5
Прочитайте из романа А.К.Толстого «Князь Серебряный» о князе Вяземском и выполните задания. Подготовьте выступление перед классом. Слайд №18
На князе был белый атласный кафтан. Из-за низко вырезанного ворота виднелось жемчужное ожерелье рубахи. Жемчужные запястья плотно стягивали у кистей широкие рукава кафтана, небрежно подпоясанного малиновым шелковым кушаком… Бархатные малиновые штаны заправлены были в желтые сафьянные сапоги… Поверх кафтана надет был внакидку шелковый легкий опашень золотистого цвета. Голову князя покрывала белая парчовая мурмолка с гибким алмазным пером, которое качалось от каждого движения, играя солнечными лучами.
1.Докажите, что это текст.
2. Определите стиль и тип речи.
3. Определите тему текста и идею.
4.Найдите в словаре Ожегова или Даля выделенные слова, определите их значение.
5.Историзмы или архаизмы встретились в тексте.
6. Используя эти слова и иллюстрацию на слайде, расскажите девочкам о русском старинном княжеском одеянии.