Урок русского языка в 6 классе. Сравнительная степень прилагательного.
Урок русского языка в 6 классе. Сравнительная степень прилагательного.
Урок- блок. Изучение нового материала и закрепление.Отработка навыков определения степеней прилагательного образования степеней сравнения, употребление их речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе. Сравнительная степень прилагательного.»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Молчановская средняя общеобразовательная школа №1»
Урок русского языка в 6 классе.
Тема: Сравнительная степень прилагательного
(урок-блок 2 часа)
Тема: Сравнительные степени прилагательного.
Цель урока: дать понятие степеней сравнения имен прилагательных
Задачи урока:
Образовательная: получить понятия о степенях сравнения имён прилагательных; учить различать способы образования форм степеней сравнения; употреблять прилагательные в разных формах в собственной речи
Развивающая: развивать умение сравнивать и анализировать, творческую фантазию, умение обобщать информацию, делать выводы, коммуникативные навыки учащихся, умение вести монологическую и диалогическую речь
Воспитательная: воспитывать культуру общения, толерантность, трудолюбие и аккуратность.
Тип урока: изучение новых знаний
Вид урока: урок смешанного типа
Методы и приемы:
частично-поисковый (эвристический), наглядный, наблюдение над языковыми явлениями, их анализ, дидактическая игра, самостоятельная работа учащихся, упражнения с языковым материалом, творческая работа.
· определять и различать степени сравнения прилагательных
· составлять алгоритмы образования различных форм степеней сравнения
. составлять предложения с использованием различных степеней сравнения имён прилагательных
. определять и исправлять ошибки в употреблении имён прилагательных в сравнительной и превосходной степенях
ученик получит возможность научиться:
· выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;
· участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
личностные:
· проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
· понимает причины успеха в учебной деятельности
Универсальные учебные действия:
регулятивные
· ученик определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
· учится самостоятельно разрабатывать план работы;
познавательные
· ученик использует знако-символические средства при оформлении опорного конспекта;
· делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;
· составляет алгоритм под руководством учителя;
коммуникативные
· слушает и понимает речь других;
· договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Урок 1
Ход урока.
Организационный момент.
Полетное повторение.
Монологический ответ. Рассказать о прилагательном оп ОК 38.
Монологический ответ. Рассказать о разрядах прилагательных оп ОК 39.
Блиц-опрос. «Глаза в глаза»
Каково лексическое значение прилагательного?
На какие вопросы отвечает прилагательное?
Что обозначают прилагательные?
Какие формы имеют прилагательные ?
Какова синтаксическая роль прилагательного?
Прилагательное изменяется п…
Прилагательное зависит от ….
Определить падеж прилагательного можно по …
Не склоняются …
У прилагательных три разряда…
На вопрос чей? отвечают…
Обозначают признак в большей или меньшей степени…
Обозначают признак по времени…
В кратких прилагательных ь после шипящих на конце ….
Окончание прилагательных можно узнать по ….
Работа на интерактивной доске. Определить разряд прилагательного.
По цепочке.
Новый серебряный овечий
Смелый вчерашний отцов
Январский сестрин зеленый
Здешний лисий умный
Верный городской заячий
Речной верный морской
Удобный точный свободный
Медвежий простой крепкий
Крутой звонкий теплый
Изучение нового
1 Объяснение учителя.
- Давайте вспомним, что такое сравнение?
Сравне́ние — троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому — либо общему для них признаку. Цель сравнения — выявить в объекте сравнения новые, важные, преимущественные для субъекта высказывания свойства.
- Для чего необходимы сравнения в нашей речи?
- В какой речи чаще всего используются сравнения?
- Попробуйте сравнить два предмета по величине, по красоте, по вкусу…
- Какие прилагательные вы использовали?
Итак , степени сравнения имеют только качественные прилагательные.
Объяснение нового материала по опорному конспекту. (Опорные конспекты, онлайн-учебники. ...)
Различают простую и составную формы степеней сравнения.
Простая формасравнительной степени образуется путём добавления к основе слова суффиксов: 1) -е: тихий — тише (происходит чередование согласных х и ш в корне), толстый — толще (происходит чередование согласных cт и щ в корне); 2) -её(-ей): красивый — красивее, красивей; 3) -ше: далёкий — дальше.
При образовании сравнительной степени часто происходит чередование согласных в корне: чистый — чище, дорогой — дороже.
Прилагательные в форме простой сравнительной степени не изменяются: он (она, оно, они) смелее.
Составная формасравнительной степени образуется от полной формы прилагательного с помощью частиц более и менее; прилагательные в составной форме сравнительной степени изменяются по родам, числам и падежам (частицы при этом не изменяются): более (менее) правильный (вывод) — более правильного (вывода); более (менее) правильная (позиция) — менее правильную (позицию); более (менее) правильное (поведение) — о более правильном (поведении); более (менее) правильные (действия) — менее правильными (действиями).
Простая формапревосходной степени образуется путём добавления к основе слова суффиксов -ейш- или -айш- (добрый — добрейший, низкий — нижайший).
Составная формапревосходной степени образуется от полной формы прилагательного с помощью частиц самый, наиболее, наименее (самый высокий, наиболее громкий, наименее ленивый).
Прилагательные в превосходной степени изменяются по родам, числам и падежам. Например: редчайший (м. р.) случай — редчайшего (Р. п.) случая, забавнейшая (ж. р.) история — забавнейшую (В. п.) историю, удивительнейшее (ср. р.) приключение — (об) удивительнейшем (П. п.) приключении, важнейшие (мн. ч.) дела — важнейшими (Т. п.) делами
Закрепление материала.
Расскажите в парах о степенях сравнения.
Определите на слух, как образованы степени сравнения?
Интереснее, легче, более легкий, умнейший, жестче, самый умный, выше, наиболее крепкий, мрачнее, тоньше, мельчайший, красивейший, самый крепкий, дороже, краснее.
Образуйте возможные степени сравнения прилагательных. (Интерактивная доска)
Сильный - , хороший - , плохой - , краткий- , широкий -.
VII. Домашнее задание.
- параграф 49
- упражнение 287
Урок 2
Тема: Сравнительные степени прилагательного. (Закркпление)
Запишите предложения. Определите прилагательные в сравнительной степени, объясните, как вы это сделали?(Запись на интерактивной доске).
Доброе братство сильнее богатства. Утро вечера мудренее. Волнам их воля и холод дороже знойных полудня лучей. По крайней мере, звук ее речей казался иногда нежней. Она была на полголовы ниже сестры.
Определите грамматические основы предложений.
Подберите синонимы к словам: богатство, воля, холод, знойных, нежней.
Запишите вопрос, с которым царица из сказки А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевна» обратилась к зеркальцу.
Найдите прилагательные в сравнительной степени.
Записи на интерактивной доске. Вставьте прилагательные в сравнительной степени.
Но скажи, как можно ей
Быть во всем меня … ?
Признавайся, всех я ….?
Обойди все царство наше.
А Иван им стал кричать;
« Стыдно , братья, воровать!
Хоть Ивана вы … ,
Да Иван –то вас …. .
Он у вас коней не крал!
4.Прочитайте, запишите по памяти выражение А. Македонского
« Нет ничего более рабского, чем роскошь и нега, и ничего более царственного, чем труд».
В какой форме употреблены прилагательные?
5.Сравните предметы:
А) по весу: лед и вода, молоко и сливки.
Б) по величине: Юпитер и Земля, океан и море.
В) по длине: Волга и Амазонка, анаконда и удав.
Г) по температуре: лето и осень, луна и Солнце.
Придумайте ещё по каким признакам можно сравнить предметы и явления.