kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 5 классе "Согласные звонкие и глухие"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: "Согласные звонкие и глухие". Раздел изучения: "Фонетика".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе "Согласные звонкие и глухие"»

Тема урока: Согласные звонкие и глухие

Цели:

образовательная:

 - дать понятие о звонких и глухих согласных, формирование умения их различать;

- совершенствовать умение слышать и анализировать звучащую речь, звуки русского языка;

- совершенствовать речевую и письменную грамотность обучающихся.

- повторить правописание звонких и глухих согласных в корне слова, непроизносимых согласных в корне слова.

развивающая:

 - развивать речевой слух обучающихся;

- формировать умение мыслить, выделять главное, обобщать изученное;

воспитательная:

- создать условия для воспитания культуры речевого поведения, коллективной ответственности, взаимопомощи, формирование личности обучающихся через трудолюбие, интереса к урокам, воспитания любви к русскому языку.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: дифференцированное, индивидуализированное обучение, коллективная и групповая деятельность.


                                                       Ход урока:

1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята, садитесь. Урок русского языка, начинаем работать.

2. Актуализация знаний.

Ребята, у нас с вами есть уникальная возможность – слушать и слышать всех и всё, что существует в мире. Поделитесь, что вы слышите?

Делали ли вы когда-нибудь открытия? Произносите звуки, которые вы услышали…Звуки, объединяясь, создают слова, за которыми закреплено понятное для всех нас значение.

- Какой раздел науки о языке изучает звуки речи? ( фонетика).

-Какие бывают звуки речи? (гласные и согласные).

- Из чего состоят гласные? (из голоса).

- Какие бывают согласные? (Из чего они состоят?

-Все ли согласные имеют пары?

- Какие согласные не имеют пары по мягкости? (Ж, Ш, Ц)

- Какие согласные не образуют пары по твёрдости? (Ч, Щ, Й)

-Какие твёрдые согласные звуки не имеют пар? ([ ж] , [ш] , [ц])

- Какие мягкие согласные не образуют пар? ([ч’] ,  [ щ’ ] , [й ’])

3. Запишите 2-3 словарных слова по памяти и определите в них звуки.

 

4. Объяснение нового материала. Работа с высказыванием К.Г. Паустовского. - Писатель Константин Георгиевич Паустовский сказал:

«Слова то шелестят, как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лёд».

- Что, по мнению Паустовского, сближает звуки природы со словами?

 (Слова звучат, то есть, они состоят из звуков.)

- Назовите слово из данного высказывания, которое передаёт «звучание» травы (шелестят, т.е. мягко шуршат), льдинок (позванивают).

- Какие согласные звуки помогают услышать нам шелест травы? (ш), (т),

(с).

- А звон льдинок? (з), (в), (н).

-  Какие из названных нами звуков состоят только из шума?  А какие из голоса и шума?

- Ребята, как же называются согласные звуки, состоящие только из шума? (глухими). А согласные, состоящие из голоса и шума? (звонкими).

- Итак, тема нашего урока: «Согласные звонкие и глухие».

- Какие же цели мы должны будем достичь сегодня на уроке? (находить звонкие и глухие согласные: выяснить, какие пары они образуют и понять, чем отличаются друг от друга)

- А теперь откроем учебник, страницу 130, материал для наблюдения. Прочитаем задание и попробуем ответить на вопросы?

На рисунках изображены роза, шкаф, компьютер:

-В слове роза только звонкие согласные ( р), ( з ).

-В слове шкаф только глухие ( ш ), ( к ), (ф ).

-В слове компьютер (к) (п), (т) – глухие; (м), (р) – звонкие и звонкий согласный (й ́) после ь.

5. Работа с учебником. Закрепление. Упражнение 284.

Прочитайте задание. Первый столбик разбираем вместе. Второй – на доске 1 ребёнок. Третий и четвёртый – по вариантам.

Дом – том          Почка – бочка       Шалость – жалость     Доска - тоска

Балка – палка   Горка – корка       Колос – голос             Точка - дочка

Тело – дело        Злой – слой           Жар – шар                   Слить - злить

Что вы заметили? -парные согласные выполняют смыслоразличительную функцию, т.е. если в слове изменить звуковой состав, то изменится лексическое значение.

6. Знакомство с фонетическими явлениями озвончение и оглушение.

Ребята, в потоке речи звуки влияют друг на друга, таким образом, это приводит к их изменению. Эти изменения звуков мы называем фонетическими процессами.

Ребята, сравните, какой звук обозначает буква д в словах САДЫ, САД и ПОСАДКА.

 САДЫ                САД                        ПОСАДКА

  [сады]                [сат]                        [пасатка]

Какой вывод можно сделать? - В русском языке звонкие согласные могут заменяться парными им глухими согласными на конце слова или перед глухим согласным. Этот процесс называется оглушением. А с глухими согласными в словах может происходить противоположное явление. В позиции перед звонкими согласными глухие согласные могут заменяться на парные звонкие, то есть озвончаться.

        просить                        просьба

       [прас ит ]                        [проз , ба]

Запишите самостоятельно слова и прокомментируйте, что происходит с согласными в словах (укажите проверочные слова):

Сказка –

Косьба –

Просьба –

Молотьба –

Дуб –

Снег –

Сапожки –

7. Орфограмма «Непроизносимые согласные». Вспомните, пожалуйста, ещё одно правило, сформулируйте его:

Сердце –

праздник –

лестница-

здравствуй-

солнце-

Работа на карточках с самопроверкой: Написать слова, вставляя непроизносимую согласную в корне слова:

Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный?

Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

И сам про себя удалую хвастливую песню поёт.

Ребята, помните ли вы авторов данных строк?


8. Произносительные нормы устного литературного языка.

- Понаблюдаем над произношением некоторых согласных звуков.

-Как называется данная наука и зачем она нужна? (орфоэпия).

- Что, чтобы, конечно, скворечник, яичница, пустячный. 

- Кто догадался, в чём особенность произношения этих слов?

- На месте буквенного сочетания чт  произносится звуковое [шт].

- В произношении слов с сочетанием ЧН наблюдаются колебания. ЧН – произносится как [ Ч̕ Н ] в большинстве слов русского языка. Но это сочетание может произноситься как   [ ШН  ] или[ Ш ̕ Н  ]. Некоторые слова с этими сочетаниями в современном русском литературном  языке имеют двоякое произношение, например. Було [  Ч̕ Н] ная и було  [ ШН  ]. А вот произношение прилагательного сердечный зависит от смысла. Если мы имеем в виду друга, то скажем СЕРДЕ [ ШН  ] НЫЙ, а если имеем в виду лекарство, то произнесём СЕРДЕ [  Ч̕ Н] ЫЕ капли.


9. Работа над звуковыми повторами как средством выразительности речи.

- Ребята, мы с вами уже отметили, что согласные выполняют смыслоразличительную функцию. Слова создаются при помощи звуков. Звуки, если они не являются словами, ничего не значат. Но иногда смысл слова закрепляется за отдельным звуком, входящим в это слово. Так, поэт начала 20 века Константин Бальмонт, искусно владевший приёмами звукописи, в своём стихотворении «Камыши» намеренно включает слова, содержащие повторяющиеся согласные звуки.

Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.

О чём они шепчут? О чём говорят?
Зачем огоньки между ними горят

- Назовите мне эти согласные звуки. ( ш), (п ), (ч ), (т ).

- Как вы думаете, зачем поэт это делает? (Чтобы создать картину ночной тишины, и создать звуковой образ шуршание камышей в ночи, их разговор).

- Такой стилистический приём, заключающийся в повторении согласных, создающих звуковой образ, усиливающий выразительность речи называется аллитерацией).

- Многие поэты, например, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, С. А. Есенин, В. В. Маяковский используют такой приём звукописи – одного из свойств выразительности речи. Этот приём помогает создать звуковой образ и служит ярким средством выразительности.

10. Подведение итогов.

- О каких согласных мы говорили сегодня на уроке?

- С какими фонетическими процессами мы познакомились? (оглушение и озвончение)

- Какие орфограммы повторили? (проверяемые согласные в корне и непроизносимые согласные в корне).

11. Домашнее задание. Стр. 130 правила выучить, упражнение 286.

12. Рефлексия.

- оцените свою работу, выскажите своё мнение.

13. Урок окончен. Все спасибо!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок русского языка в 5 классе "Согласные звонкие и глухие"

Автор: Татьяна Эвальдовна Свистунова

Дата: 11.12.2022

Номер свидетельства: 619834

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Презентация к уроку русского языка на тему "Звонкие и глухие согласные в корне слова""
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_k_uroku_russkogho_iazyka_na_tiemu_zvonkiie_i_ghlukhiie_soghlasny"
    ["file_id"] => string(6) "466030"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1523563703"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Согласные звонкие и глухие" "
    ["seo_title"] => string(95) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-soghlasnyie-zvonkiie-i-ghlukhiie"
    ["file_id"] => string(6) "175299"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424259573"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Конспект урока по русскому языку: «Проверка написания звонких и глухих парных согласных», 3 класс."
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_russkomu_iazyku_proverka_napisaniia_zvonkikh_i_glukhikh_parnyk"
    ["file_id"] => string(6) "596033"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1640336242"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока русского языка на тему "Буквы з-с в приставках" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-bukvy-z-s-v-pristavkakh"
    ["file_id"] => string(6) "111861"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408011296"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Урок русского языка с использованием приемов ТРИЗ-технологии, по теме «Парные согласные в корне слова» "
    ["seo_title"] => string(112) "urok-russkogho-iazyka-s-ispol-zovaniiem-priiemov-triz-tiekhnologhii-po-tiemie-parnyie-soghlasnyie-v-kornie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "141910"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418206452"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства