Урок русского языка с использованием приемов ТРИЗ-технологии, по теме «Парные согласные в корне слова»
Учитель Юдайкина Е.В.
Цели: знакомство уч-ся с проблемой написания парных согласных в корне слов и поиск пути решения в соответствии с «Алгоритмом творческого изучения явления».
Ход урока.
1. Организационный момент. Подведение к теме.
Вниманию детей предлагаются звуки: хлопки, звон колокольчика, шуршание бумаги, удары в бубен…
- Можно ли эти звуки объединить в группы?
- Да, одни – глухие, бледные, а другие яркие, звонкие.
- В нашей речи есть звуки, которые можно было бы разбить на 2 похожие по звучанию группы?
- Звонкие и глухие согласные.
- Сегодня знание особенностей этих звуков пригодится при изучении темы урока.
2. Обнаружение явления.
- Послушайте, ребята, слова: глаз, глазок. Сможете продолжить этот ряд слов?
- Да, глазики, косоглазие, сглазил.
- Почему вы решили, что именно эти слова могут продолжить ряд?
- Они же все однокоренные.
- Доказательства? (3. Выявление ресурсов)
- 1-они имеют общий корень
2- близки по смыслу
3- образованы от одного и того же слова
- Запишем эти слова в тетрадь под диктовку.(ученики пишут)
Я прошла по классу, посмотрела, как вы пишете, и записала на доске слова так, как увидела в тетрадях: глас, гласки, глазок, глазик.
-Эти слова не однокоренные. Нет, однокоренные,они просто записаны неправильно.
- Так не однокоренные или записаны неправильно?
(учитель фиксирует гипотезы на доске)
- Не однокоренные, корень разный.
- А когда вы слушали эти слова, то почему-то единодушно признали их однокоренными по всем пунктам, да еще и продолжили ряд по этому признаку…
- Значит, записаны неправильно.
- А как правильно? Какой корень выберем?
- Глас……..нет, глаз.
- Корни разные?
- Нет, должен быть в однокоренных словах одинаковый.
- А какой?
- Наверное, все же глаз, ведь нелегко произнести - гласик. Да, гласок тоже трудно говорить, как будто, гласный мешает. Выбираем корень глаз.
- Значит, какая проблема стоит при написании корней на согласный?
- Что поможет правильно выбрать парную согласную в корне? (4. формулирование вопросов)
- Буква гласного, которая стоит после парного согласного. (5. выдвижение гипотезы)
6. Проведение эксперимента.
- Всегда ли это так? Продолжите эту группу однокоренными словами.
- Глаз, глазик, косоглазие, сглазил, глазной, глазастый…
- Выделите корень, найдите звук, стоящий после з и заставляющий произносить и писать правильно парный согласный.
- Это ещё и н, кроме гласного.
- Попробуем взять для эксперимента другую группу слов: гриб – грибок – грибник – грибочек- грибки – грибной.
- Опять, чтобы проверить написание парной согласной в корне, нужны после них буквы гласных звуков или н.
- Как можно наши выводы обобщить в правило для всех?
7. Создание модели.
- Чтобы проверить написание парной согласной в корне слова, нужно подобрать однокоренные слова, в которых после парного согласного стоит гласный или н.
А схемой, с использованием значков звуков?
8. Применение.
- Придумайте предложение о волшебной стране, в котором есть слова на нашу тему. Поможет вам в этом ТРИЗовский приём «Объединение».
- Берём одно из слов с парной согласной и объединяем его с любым случайным словом. Например: гриб + веселье. Какое предложение можно составить?
- В волшебной стране гриб читает весёлую сказку, а остальные грибы смеются.
- Гриб + звезда?
-В волшебной стране живёт гриб, любитель звёзд. Он показывает грибам звёздное небо.
9. Экспертиза.
- А зачем необходимо людям это правило?
- Чтобы грамотно писать слова…
- Ребята, а что хотелось бы вам добавить к уроку, чего, на ваш взгляд, не хватает, о чем вы подумали, а не успели сказать?
- Можно добавить в учебник нашу схему (модель)
10. Творческое применение.
Д.З. По выбору:
1. Попробуйте дома придумать электронную или механическую машинку, которая бы проверяла написание слов с парными согласными какими – то заданиями и сигналила, если правильно или ошибка.
2. Сочините дома образ к данному правилу (найти аналогию из жизни), как парная глухая согласная становится звонкой.
Примеры образов:
( Мама – звонкий согласный, папа – глухой согласный, а их ребенок – гласный звук, который подбегает то к маме, то к папе.
- Тапочки – глухие согласные, а туфельки на каблуках – звонкие согласные. Гласный звук для озвончения глухого согласного – это бубенчик, который можно пришить на тапочки.
- День- звонкий согласный, а ночь – глухой согласный звук. Фонарик –это гласный звук, который «высвечивает» глухой согласный согласный.)