kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка с использованием приемов ТРИЗ-технологии, по теме «Парные согласные в корне слова»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка с использованием приемов ТРИЗ-технологии, по теме «Парные согласные в корне слова»

Учитель Юдайкина Е.В.

Цели: знакомство уч-ся с проблемой написания парных согласных в корне слов и поиск пути решения в соответствии с «Алгоритмом творческого изучения явления».

Ход урока.

1. Организационный момент. Подведение к теме.

Вниманию детей предлагаются звуки: хлопки, звон колокольчика, шуршание бумаги, удары в бубен…

- Можно ли эти звуки объединить в группы?

- Да, одни – глухие, бледные, а другие яркие, звонкие.

- В нашей речи есть звуки, которые можно было бы разбить на 2 похожие по звучанию группы?

- Звонкие и глухие согласные.

-  Сегодня знание особенностей этих звуков пригодится при изучении темы урока.

2. Обнаружение явления.

- Послушайте, ребята, слова: глаз, глазок. Сможете продолжить этот ряд слов?

- Да, глазики, косоглазие, сглазил.

- Почему вы решили, что именно эти слова могут продолжить ряд?

- Они же все однокоренные.

- Доказательства? (3. Выявление ресурсов)

- 1-они имеют общий корень

  2- близки по смыслу

  3- образованы от одного и того же слова

- Запишем эти слова в тетрадь под диктовку.(ученики пишут)

 Я прошла по классу, посмотрела, как вы пишете, и записала  на доске слова так, как увидела в тетрадях:  глас, гласки,  глазок, глазик.

-Эти слова не однокоренные. Нет, однокоренные,они просто записаны неправильно.

- Так не однокоренные или записаны неправильно?

(учитель фиксирует гипотезы на доске)

- Не однокоренные, корень разный.

- А когда вы слушали эти слова, то почему-то единодушно признали их однокоренными по всем пунктам, да еще и продолжили ряд по этому признаку…

- Значит, записаны неправильно.

- А как правильно? Какой корень выберем?

-  Глас……..нет, глаз.

- Корни разные?

- Нет, должен быть в однокоренных словах одинаковый.

- А какой?

- Наверное, все же глаз, ведь нелегко произнести - гласик. Да, гласок тоже трудно говорить, как будто, гласный мешает. Выбираем корень глаз.

- Значит, какая проблема стоит при написании корней на согласный?

-  Что поможет правильно выбрать парную согласную в корне? (4. формулирование вопросов)

- Буква гласного, которая стоит после парного согласного. (5. выдвижение гипотезы)

6. Проведение эксперимента.

- Всегда ли это так? Продолжите эту группу однокоренными словами.

- Глаз, глазик, косоглазие, сглазил, глазной, глазастый…

- Выделите корень, найдите звук, стоящий после з и заставляющий произносить и писать правильно парный согласный.

- Это ещё и н, кроме гласного.

- Попробуем взять для эксперимента другую группу слов: гриб – грибок – грибник – грибочек- грибки – грибной.

- Опять, чтобы проверить написание парной согласной в корне, нужны после них буквы гласных звуков или н.

- Как можно наши выводы обобщить в правило для всех?

7. Создание модели.

- Чтобы проверить написание парной согласной в корне слова, нужно подобрать однокоренные слова, в которых после парного согласного стоит гласный или н.

А схемой, с использованием значков звуков?

8. Применение.

- Придумайте предложение о волшебной стране, в котором есть слова на нашу тему. Поможет вам в этом ТРИЗовский приём «Объединение».

- Берём одно из слов с парной согласной и объединяем его с любым случайным словом. Например: гриб + веселье. Какое предложение можно составить?

- В волшебной стране гриб читает весёлую сказку, а остальные грибы смеются.

- Гриб + звезда?

-В волшебной стране живёт гриб, любитель звёзд. Он показывает грибам звёздное небо.

9. Экспертиза.

- А зачем необходимо людям это правило?

- Чтобы грамотно писать слова…

- Ребята, а что хотелось бы вам добавить к уроку, чего, на ваш взгляд, не хватает, о чем вы подумали, а не успели сказать?

- Можно добавить в учебник нашу схему (модель)

10. Творческое применение.

Д.З. По выбору:

1. Попробуйте дома придумать электронную или  механическую машинку, которая бы проверяла написание слов с парными согласными какими – то заданиями и сигналила, если правильно или ошибка.

2. Сочините дома образ к данному правилу (найти аналогию из жизни), как парная глухая согласная  становится звонкой.

Примеры образов:

( Мама – звонкий согласный, папа – глухой согласный, а их ребенок – гласный звук, который подбегает то к маме, то к папе.

- Тапочки – глухие согласные, а туфельки на каблуках – звонкие согласные. Гласный звук для озвончения глухого согласного – это бубенчик, который можно пришить на тапочки.

- День- звонкий согласный, а ночь – глухой согласный звук. Фонарик –это гласный звук, который «высвечивает» глухой согласный согласный.)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка с использованием приемов ТРИЗ-технологии, по теме «Парные согласные в корне слова» »

Урок русского языка по теме «Парные согласные в корне слова»

Учитель Юдайкина Е.В.


Цели: знакомство уч-ся с проблемой написания парных согласных в корне слов и поиск пути решения в соответствии с «Алгоритмом творческого изучения явления».


Ход урока.

1. Организационный момент. Подведение к теме.

Вниманию детей предлагаются звуки: хлопки, звон колокольчика, шуршание бумаги, удары в бубен…

- Можно ли эти звуки объединить в группы?

- Да, одни – глухие, бледные, а другие яркие, звонкие.

- В нашей речи есть звуки, которые можно было бы разбить на 2 похожие по звучанию группы?

- Звонкие и глухие согласные.

- Сегодня знание особенностей этих звуков пригодится при изучении темы урока.

2. Обнаружение явления.

- Послушайте, ребята, слова: глаз, глазок. Сможете продолжить этот ряд слов?

- Да, глазики, косоглазие, сглазил.

- Почему вы решили, что именно эти слова могут продолжить ряд?

- Они же все однокоренные.

- Доказательства? (3. Выявление ресурсов)

- 1-они имеют общий корень

2- близки по смыслу

3- образованы от одного и того же слова

- Запишем эти слова в тетрадь под диктовку.(ученики пишут)

Я прошла по классу, посмотрела, как вы пишете, и записала на доске слова так, как увидела в тетрадях: глас, гласки, глазок, глазик.

-Эти слова не однокоренные. Нет, однокоренные,они просто записаны неправильно.

- Так не однокоренные или записаны неправильно?

(учитель фиксирует гипотезы на доске)

- Не однокоренные, корень разный.

- А когда вы слушали эти слова, то почему-то единодушно признали их однокоренными по всем пунктам, да еще и продолжили ряд по этому признаку…

- Значит, записаны неправильно.

- А как правильно? Какой корень выберем?

- Глас……..нет, глаз.

- Корни разные?

- Нет, должен быть в однокоренных словах одинаковый.

- А какой?

- Наверное, все же глаз, ведь нелегко произнести - гласик. Да, гласок тоже трудно говорить, как будто, гласный мешает. Выбираем корень глаз.

- Значит, какая проблема стоит при написании корней на согласный?

- Что поможет правильно выбрать парную согласную в корне? (4. формулирование вопросов)

- Буква гласного, которая стоит после парного согласного. (5. выдвижение гипотезы)

6. Проведение эксперимента.

- Всегда ли это так? Продолжите эту группу однокоренными словами.

- Глаз, глазик, косоглазие, сглазил, глазной, глазастый…

- Выделите корень, найдите звук, стоящий после з и заставляющий произносить и писать правильно парный согласный.

- Это ещё и н, кроме гласного.

- Попробуем взять для эксперимента другую группу слов: гриб – грибок – грибник – грибочек- грибки – грибной.

- Опять, чтобы проверить написание парной согласной в корне, нужны после них буквы гласных звуков или н.

- Как можно наши выводы обобщить в правило для всех?

7. Создание модели.

- Чтобы проверить написание парной согласной в корне слова, нужно подобрать однокоренные слова, в которых после парного согласного стоит гласный или н.

А схемой, с использованием значков звуков?


8. Применение.

- Придумайте предложение о волшебной стране, в котором есть слова на нашу тему. Поможет вам в этом ТРИЗовский приём «Объединение».

- Берём одно из слов с парной согласной и объединяем его с любым случайным словом. Например: гриб + веселье. Какое предложение можно составить?

- В волшебной стране гриб читает весёлую сказку, а остальные грибы смеются.

- Гриб + звезда?

-В волшебной стране живёт гриб, любитель звёзд. Он показывает грибам звёздное небо.

9. Экспертиза.

- А зачем необходимо людям это правило?

- Чтобы грамотно писать слова…

- Ребята, а что хотелось бы вам добавить к уроку, чего, на ваш взгляд, не хватает, о чем вы подумали, а не успели сказать?

- Можно добавить в учебник нашу схему (модель)

10. Творческое применение.


Д.З. По выбору:

1. Попробуйте дома придумать электронную или механическую машинку, которая бы проверяла написание слов с парными согласными какими – то заданиями и сигналила, если правильно или ошибка.

2. Сочините дома образ к данному правилу (найти аналогию из жизни), как парная глухая согласная становится звонкой.

Примеры образов:

( Мама – звонкий согласный, папа – глухой согласный, а их ребенок – гласный звук, который подбегает то к маме, то к папе.

- Тапочки – глухие согласные, а туфельки на каблуках – звонкие согласные. Гласный звук для озвончения глухого согласного – это бубенчик, который можно пришить на тапочки.

- День- звонкий согласный, а ночь – глухой согласный звук. Фонарик –это гласный звук, который «высвечивает» глухой согласный согласный.)



3




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Юдайкина Елена Владимировна

Дата: 10.12.2014

Номер свидетельства: 141910


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства