Конспект урока по русскому языку в 3 классе.
Учитель: Егорова Н. С.
Тема. Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова.
Задачи: закрепление правила проверки написания звонких и глухих согласных на конце слова; развивать умение сопоставлять произношение и написание; учить способу проверки; формировать умение безошибочно писать слова с звонкими и глухими парными согласными на конце слова; коррекция и развитие внимания, слухового восприятия.
Оборудование: учебник, тетрадь, компьютер, сигнальные карточки.
- Организационный момент.
- Звенит заливисто звонок.
Приглашает нас начать урок.
- Актуализация опорных знаний.
- Ребята, какую тему мы изучали на последних уроках русского языка?
СЛАЙД № 1. (читают «Парные звонкие и глухие согласные»).
- Какие согласные называются звонкими?
- Какие согласные называются глухими?
- Я посмотрю, как вы умеете определять на слух звонкие и глухие согласные и предлагаю вам игру «Услышь и покажи». Я буду называть слова, а вы внимательно слушаете с какого звука они начинается. Если со звонкого – поднимаете карточку с сине-красным кругом, если с глухого – с синим кругом.
(Слова: шары, вата, горка, звёзды, тигр, год, снежинка, фонарики, каток, парта, брюки).
- Почему звонкие и глухие согласные называются парными?
- Какие пары звонких и глухих согласных вы знаете?
СЛАЙД № 2. (Звонкие и глухие согласные записаны вразброс. Среди них есть лишние буквы, например: м, н).
- Вы будете сейчас выбирать пары звонких и глухих согласных и записывать их в тетрадь. Но вначале запишем в тетрадях дату и слово «Классная работа».
1. Минута чистописания.
На 1-ой строчке записывают звонкую согласную, на второй соответствующую ей глухую. (Учитель на доске)
II. Работа по теме урока.
1.Сообщение темы урока.
- Тема сегодняшнего урока…: СЛАЙД № 3.
- Давайте прочитаем вместе со мной: (Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова).
2. Введение в тему.
- Чему мы будем сегодня учиться?
(Сегодня мы будем учиться проверять и выбирать какую парную согласную надо писать на конце слова).
- Скажите, зачем надо проверять и выбирать парную согласную на конце слова?
СЛАЙД № 4. (с предметными картинками)
- Для этого я предлагаю вам такое задание: я показываю вам предмет, а вы мне называете только звук, который слышите на конце слова. Какой он звонкий или глухой?
Вывод: Как произносятся парные согласные на конце слова? (одинаково, глухо).
- А как пишутся?
СЛАЙД № 5. (эти же картинки, но с подписью)
- Как пишутся парные согласные на конце слова? (по- разному).
- Как узнать какую парную согласную нужно писать на конце слова? (ответы детей).
3. Работа у доски. СЛАЙД № 6.
- Разрешите спор звонких и глухих согласных на конце слова. Вам нужно выбрать нужную букву.
- Какие согласные вы выберете?
- Какое правило поможет вам выбрать парную согласную на конце слова?
Сле (д/т) - …, ду (б/п) - …, ё(ж/ш) - …. Оценки.
Вывод: Как узнать какую парную согласную надо писать на конце слова?
- Физминутка.
На зарядку становись! Вверх рука, другая вниз!
Повторяем упражнение, делаем быстрей движения.
Раз - вперёд наклонимся, два - назад прогнёмся.
И наклоны в стороны делать мы возьмёмся.
Приседания, опять будем дружно выполнять.
Раз - два - три - четыре - пять. Кто там начал отставать?
- Работа с учебником. С. 70, упр. 2.
(Ученик читает первое задание, остальные следят и слушают.
- Что надо сделать в задании упражнения? Разобрать образец.
(Затем ученик читает 3-е задание и дети выполняют его сам-но, образец не писать).
Проверка на СЛАЙДЕ № 7. Оценки.
Вывод: Как подбирали проверочные слова?
- Дача домашнего задания.
С. 70, упр. 2 (2-ой столбик)
VI. Комментированное письмо. (У доски).
- Сейчас будем писать предложение, вспоминая и применяя изученные орфограммы.
Собака Жучка взяла след.
(Вызванный к доске ученик комментирует предложение:
- вначале он повторяет его;
- затем называет количество слов в предложении;
- начинает записывать на доске, рассказывая, как пишется каждое слово в предложении, начиная с первого;
- подчёркивает изученную орфограмму). Оценка.
Самостоятельно записывают предложение с выделением изученных орфограмм.
У Маши болит зуб.
- А сейчас, ребята, зажжём огоньки. Красной пастой или красным карандашом выделите все изученные орфограммы.
Проверяют: какую орфограмму ты применил в с лове «У» и т.д. передают эстафету.
Оценки за урок.
Итог урока.
- Зачем мы проверяем написание парных согласных на конце слова?
- Как нужно проверить парную согласную на конце слова?
Игра «Покажи нужную букву».
(Слова: снег, шалаш, хлеб, мороз, самолёт, танк, хоровод, пирог, дед, мешок).
Молодцы, спасибо за урок.