I этап. Организацион-ный момент. Цель – активизация учащихся. | Фронтальная, индивидуальная | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Прозвенел звонок для нас! Все зашли спокойно в класс, Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели. Все тихонечко вздохнём, Наш урок сейчас начнём. - Расскажите правила поведения на уроке. - Настраиваемся на урок. Учитель демонстрирует изображение лица, сложенное из палочек. - Выложите из палочек лицо, отражающее ваш настрой на урок. | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, повторяют правила поведения на уроке. Эмоционально настраиваются на урок. - Выполняют упражнение. | Коммуникативные УУД Личностные УУД |
III этап. Актуализация опорных знаний. Цель – закрепить знания о гласном звуке [а]. Игра «Найди букву» Цель – уметь осуществлять соревновательное общение со сверстниками, слушать собеседника, обосновывать и доказывать своё мнение. | Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа | Учитель задаёт вопросы классу. Дети отвечают на них, используя знания полученные на уроке обучения грамоте. - С каким звуком и буквой мы познакомились на уроке обучения грамоте? - Что узнали о звуке? - Чем отличается звук от буквы? - Назовите признаки гласного звука. - Что узнали о букве? На магнитной доске даны буквы. Найдите среди букв буквы А, а. - Чем различаются эти буквы? -А чем похожи? А какие ещё бывают буквы? | Внимательно слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя. Воспроизводят по памяти информацию. - а. - Гласный, обозначается буквой а - Звук слышим, произносим, букву видим, пишем. - Тянется, поется, воздух проходит свободно, без преград. Буква А, буква А – Алфавита голова. - Большие и маленькие - Эти буквы печатные - Письменные Работают коллективно. Участвуют в обсуждении представленного задания. | Познавательные УУД: развитие знаково – символических действий |
IV этап. Усвоение новых знаний и способов деятельности. Цель — учить воспринимать наглядно- образное изображение печатного и письменного образца гласных букв; выделять и называть элементы письменных гласных букв. 1. Пальчиковая гимнастика 2. Правила посадки за столом во время письма 3. Работа в «Прописи 2»(с. 3). Анализ начертания строчной буквы а Письмо строчной буквы а 4. Слого – звуковой анализ слов Физминутка Цель - профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка. 5. Анализ начертания прописной (заглавной) буквы А. Письмо буквы А («Пропись № 2», с. 4) | Фронтальная, индивидуальная. Практический, словесный. Упражнение для развития мелкой моторики. Фронтальная, индивидуальная. Практический, наглядно-демонстрацион-ный, словесный. | Организовывает работу по определению темы урока. - Кто из вас догадался, чему нам предстоит научиться на уроке письма? - Подготовим руку к письму. Учитель и дети читают стихотворение Раз, два, три, четыре, пять, Вышли пальцы погулять. Этот пальчик-самый сильный. Самый толстый и большой; Этот пальчик - для того, Чтоб показывать его. Этот пальчик – самый длинный, И стоит он в середине; Этот пальчик – безымянный, Он избалованный самый. А мизинчик, хоть и мал, Очень ловок и удал! - Проверяем посадку, правила обращения с ручкой С буквой А вы не шутите, У нее серьезный вид. Эта буква, вы учтите, Открывает алфавит! - Посмотрите на строчную букву а. Из каких элементов она состоит? Сравните ее с печатной буквой. (Слайд 2) Образец написания на доске. (экране) - Начинаем писать букву а немного ниже верхней линии рабочей строки, ведём влево округлую линию к верхней линии рабочей строки, округляем вниз до нижней линии, затем ведём наклонную через точку начала письма буквы до верхней линии. Без отрыва ведём вниз второй элемент буквы – это черта с закруглением внизу. Письмо пальчиком на карточке (буквы из наждачной бумаги). Пропишем букву по образцу на картоне под счет. На ладошке под счет. Письмо тычком ручки по образцу в прописи. Письмо буквы на рабочей строке. Рассмотрите рисунок на экране. Кого вы видите? Я для мамы шью игрушку. Из цветного лоскутка, Хвостик вырежу и ушки, Ватою набью бока. Узнаёте? Это кот! Я ему раскрашу рот. Подарю котёнка маме, Будет жить он вместе с нами. - Рассмотрите схему слова мама. (Слайд 3) - Сколько слогов в слове? - Какой слог ударный? - Сколько звуков в первом слоге? - Из чего состоит первый слог? Аналогично выполняется анализ слов папа, бабушка. (Слайд 4,5) Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтобы снова нам писать И совсем не уставать. - Обведите по контуру веточки с листочками. - Прописная (заглавная) буква А состоит из трёх элементов: длинной плавно наклонной линии с закруглением внизу длинной прямой линии с закруглением внизу; поперечной петельки. Письмо буквы А по элементам - Начинаем писать букву А снизу, чуть выше нижней рабочей строки, слегка закругляем вправо и ведём наклонно вверх: не доходя до следующей строки, опускаем черту на себя, не отрывая руки, начинаем писать петлю. Ведём немного вверх по написанному. А затем отводим влево, закругляем и пересекаем первую часть буквы, петлю загибаем право, пересекая написанное, ведём на соединение со следующей буквой. - Напишем букву А по элементам: в воздухе, по линейке - трафарету, в прописи. | Участвуют в работе по определению темы урока. Выполняют пальчиковую гимнастику Пальцы одной руки, сжатые в кулак, медленно разгибаются по одному. В конце стихотворения снова сжимаются в кулак, но большой палец кладется сверху. Показывают посадку за столом при письме, как правильно держать ручку. Рассматривают строчную букву а, называют из каких элементов она состоит, сравнивают ее с печатной буквой. Прописывают букву а в воздухе, на карточке, на ладошке под счёт, тычком ручки по образцу в тетради, по пунктирным линиям. Письмо буквы а под счёт. Письмо аа. Работают с информацией, представленной в форме слайда – рисунка. Вписывают букву. - Два. - Первый. - Два. - Из слияния согласного с гласным. Выполняют слого-звуковой анализ слов, соотносят написанные слова со схемой – моделью. Дети выполняют наклоны вперёд и назад. Дети выполняют рывки руками перед грудью. - Обводят по контуру веточки с листочками. - Рассматривают прописную букву А, анализируют образец, изучаемой буквы, выделяют элементы в прописной букве, сравнивают печатную и письменную буквы. - Прописывают элементы буквы А, пишут букву А в соответствии с образцом. | Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план. Познавательные: осмысление соответствия звука букве; осмысление разницы между печатным и письменным шрифтами. Регулятивные: освоение способов написания и соединения письменных букв. Коммуникативные: умение объяснять свои действия (способ написания). |
V этап. Закрепление знаний и способов деятельности Цель — учить вписывать изучаемые гласные буквы в схемы, работать с моделями слов. 1. Игра «Найди букву» 2. Работа по карточкам 3. Слого – звуковой анализ слов 4. Заглавная буква в именах собственных. | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Беседа, работа со схемой | Назови все слова, которые начинаются на звук [а]. На свободной строке напишите букву «а», если слово начинается со звука [а]. атака, утка, адрес, автор, осы, булка, ангел Сколько раз написали букву [а]? - А сейчас поработаем в парах. На карточке отметьте красным кружком место звука а в слове ананас.(Слайд 6) - Итак. В слове ананас сколько отметили звуков [а]. - Рассмотрите схему слова Анна. - Сколько слогов в слове? - Сколько звуков в первом слоге? - Из чего состоит первый слог? Аналогично выполняют анализ других слов ( Алик, мак). (Слайд 7) - Зачем нужна заглавная буква? С заглавной буквы, без сомненья, Начинаем предложенье, Имя мамы, папы, дочки, Чтобы выделить их в строчке. Буквы пишем аккуратно, Чтобы было всем понятно. | Дети на свободной рабочей строке пишут 4 буквы а. - 4. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работают в паре). - Пара выходит к доске и показывает свою схему. - 3. - Два. - Два. - Из гласного и согласного, не слияния. Дети объясняют правило правописания имён собственных. - Имена людей пишутся с большой буквы. | Коммуникативные УУД Личностные УУД |