kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка (обучение письму) 1 класс по теме "Строчная и заглавная буквы А, а"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок составлен по предмету "Русский язык" (обучение письму) для 1 класса по УМК "Школа России". Пропись № 2. Авторы: В.Г.Горецкий, Н.А.Федосова.Тема урока "Строчная и заглавная буквы А, а". К уроку прилагается мультимедийная презентация. Во время урока учащиеся сравнивают строчную и заглавную буквы А, а,  печатную и письменную буквы, выполняют слого-звуковой анализ слов со звуком а; используют заглвную букву в именах собственных; учатся каллиграфически правильно писать заглавную и строчную буквы А, а.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по русскому языку (обучение письму) 1 класс, Краснокутская Т.М.»

Т.М. Краснокутская

учитель начальных классов

МОУ Варваровская СОШ

(с. Варваровка Алексеевский район)


План-конспект урока по русскому языку (обучение письму) 1 класс

УМК «Школа России». Пропись № 2

Авторы: В.Г. Горецкий, Н.А. Федосова

Тема урока: «Строчная и заглавная буквы А, а»

(Технологическая карта изучения темы)

Тема урока

Строчная и заглавная буквы А, а

Цель урока


  • создать условия для формирования умения писать каллиграфически правильно заглавную и строчную буквы А, а;

  • содействовать развитию внимания, памяти, моторики, фонематического слуха;

  • способствовать воспитанию аккуратности, умения слушать, правильно выполнять предложенные задания.

Планируемые результаты (предметные)

Сравнивают строчную и заглавную буквы А, а, печатную и письменную буквы; выполняют слого - звуковой анализ слов со звуком [а]; используют заглавную букву в именах собственных; учатся каллиграфически правильно писать заглавную и строчную буквы А, а.

Личностные результаты

Уясняют мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения, осваивают социальную роль обучающегося.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: принимают учебную задачу урока и осуществляют её решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий.

Познавательные: логические – осуществляют сравнение букв по заданным критериям, слого – звуковой анализ слов; общеучебные – используют знаково – символические средства для решения учебной задачи.

Коммуникативные: признают возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою, проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог.

Основное содержание темы, понятия и термины

Строчная и заглавная буквы А, а, звук [а], печатная и письменные буквы, слого – звуковой анализ слов, заглавная буква в именах собственных.

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение

Образовательные ресурсы

Пропись (часть вторая)
Авторы: В.Г.Горецкий, Н.А.Федосова

Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал

Компьютер, мультимедийнный проектор, экран, презентация.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.



Этапы урока

Формы, методы,

методические

приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование

универсальных учебных действий каждого этапа

I этап. Организацион-ный момент.

Цель – активизация учащихся.


Фронтальная, индивидуальная

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Прозвенел звонок для нас!

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели.

Все тихонечко вздохнём,

Наш урок сейчас начнём.

- Расскажите правила поведения на уроке.

- Настраиваемся на урок. Учитель демонстрирует изображение лица, сложенное из палочек.

- Выложите из палочек лицо, отражающее ваш настрой на урок.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, повторяют правила поведения на уроке.





Эмоционально настраиваются на урок.

- Выполняют упражнение.

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

II этап. Постановка учебной задачи

Цель — мотивировать школьников учиться красиво и правильно писать буквы.

Фронтальная.

Словесный.

Вступительное слово учителя

- Ребята, мы сегодня отправляемся в необычное путешествие, где вы научитесь красиво и правильно писать буквы.

Ребятам объявляется,

Что поезд отправляется,

Немедля отправляется

От станции Варваровка

До первой буквы – А.

- Как вы думаете, какую букву мы будем учиться писать?

Участвуют в обсуждении проблемного вопроса, принимают учебную задачу, формулируют собственное мнение и аргументируют его.


- Букву А.

(Слайд 1)

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

III этап. Актуализация опорных знаний.

Цель – закрепить знания о гласном звуке [а].










Игра «Найди букву»

Цель – уметь осуществлять соревновательное общение со сверстниками, слушать собеседника, обосновывать и доказывать своё мнение.

Фронтальная, индивидуальная.

Словесный.

Беседа


Учитель задаёт вопросы классу. Дети отвечают на них, используя знания полученные на уроке обучения грамоте.




- С каким звуком и буквой мы познакомились на уроке обучения грамоте?

- Что узнали о звуке?


- Чем отличается звук от буквы?



- Назовите признаки гласного звука.



- Что узнали о букве?



На магнитной доске даны буквы. Найдите среди букв буквы А, а.

- Чем различаются эти буквы?

-А чем похожи?

А какие ещё бывают буквы?

Внимательно слушают учителя.

Отвечают на вопросы учителя. Воспроизводят по памяти информацию.


- а.

- Гласный, обозначается буквой а

- Звук слышим, произносим, букву видим, пишем.

- Тянется, поется, воздух проходит свободно, без преград.

Буква А, буква А –

Алфавита голова.




- Большие и маленькие

- Эти буквы печатные

- Письменные

Работают коллективно. Участвуют в обсуждении представленного задания.

Познавательные УУД: развитие знаково – символических действий







IV этап. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

Цель — учить воспринимать наглядно- образное изображение печатного и письменного образца гласных букв;

выделять и называть элементы письменных гласных букв.

1. Пальчиковая гимнастика

2. Правила посадки за столом во время письма



3. Работа в «Прописи 2»(с. 3).

Анализ начертания строчной буквы а




Письмо строчной буквы а






4. Слого – звуковой анализ слов

















Физминутка

Цель - профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка.


5. Анализ начертания прописной (заглавной) буквы А. Письмо буквы А («Пропись

№ 2», с. 4)

Фронтальная, индивидуальная.


Практический, словесный.


Упражнение для развития мелкой моторики.




















Фронтальная, индивидуальная.

Практический, наглядно-демонстрацион-ный, словесный.

















Организовывает работу по определению темы урока.


- Кто из вас догадался, чему нам предстоит научиться на уроке письма?

- Подготовим руку к письму. Учитель и дети читают стихотворение

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальцы погулять.


Этот пальчик-самый сильный.

Самый толстый и большой;

Этот пальчик - для того,

Чтоб показывать его.


Этот пальчик – самый длинный,

И стоит он в середине;

Этот пальчик – безымянный,

Он избалованный самый.


А мизинчик, хоть и мал,

Очень ловок и удал!

- Проверяем посадку, правила обращения с ручкой

С буквой А вы не шутите,

У нее серьезный вид.

Эта буква, вы учтите,

Открывает алфавит!

- Посмотрите на строчную букву а. Из каких элементов она состоит? Сравните ее с печатной буквой. (Слайд 2)

Образец написания на доске. (экране)

- Начинаем писать букву а немного ниже верхней линии рабочей строки, ведём влево округлую линию к верхней линии рабочей строки, округляем вниз до нижней линии, затем ведём наклонную через точку начала письма буквы до верхней линии. Без отрыва ведём вниз второй элемент буквы – это черта с закруглением внизу.

Письмо пальчиком на карточке (буквы из наждачной бумаги).

Пропишем букву по образцу на картоне под счет.

На ладошке под счет.

Письмо тычком ручки по образцу в прописи.

Письмо буквы на рабочей строке.


Рассмотрите рисунок на экране. Кого вы видите?

Я для мамы шью игрушку.
Из цветного лоскутка,
Хвостик вырежу и ушки,
Ватою набью бока.
Узнаёте? Это кот!
Я ему раскрашу рот.
Подарю котёнка маме,
Будет жить он вместе с нами.

- Рассмотрите схему слова мама. (Слайд 3)

- Сколько слогов в слове?

- Какой слог ударный?

- Сколько звуков в первом слоге?

- Из чего состоит первый слог?

Аналогично выполняется анализ слов папа, бабушка.

(Слайд 4,5)




Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.


Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтобы снова нам писать

И совсем не уставать.

- Обведите по контуру веточки с листочками.

- Прописная (заглавная) буква А состоит из трёх элементов: длинной плавно наклонной линии с закруглением внизу длинной прямой линии с закруглением внизу; поперечной петельки.

Письмо буквы А по элементам

- Начинаем писать букву А снизу, чуть выше нижней рабочей строки, слегка закругляем вправо и ведём наклонно вверх: не доходя до следующей строки, опускаем черту на себя, не отрывая руки, начинаем писать петлю. Ведём немного вверх по написанному. А затем отводим влево, закругляем и пересекаем первую часть буквы, петлю загибаем право, пересекая написанное, ведём на соединение со следующей буквой.

- Напишем букву А по элементам: в воздухе, по линейке - трафарету, в прописи.

Участвуют в работе по определению темы урока.




Выполняют пальчиковую гимнастику



Пальцы одной руки, сжатые в кулак, медленно разгибаются по одному. В конце стихотворения снова сжимаются в кулак, но большой палец кладется сверху.






Показывают посадку за столом при письме, как правильно держать ручку.



Рассматривают строчную букву а, называют из каких элементов она состоит, сравнивают ее с печатной буквой.





Прописывают букву а в воздухе, на карточке, на ладошке под счёт, тычком ручки по образцу в тетради, по пунктирным линиям.

Письмо буквы а под счёт.

Письмо аа.


Работают с информацией, представленной в форме слайда – рисунка.





Вписывают букву.

- Два.

- Первый.

- Два.

- Из слияния согласного с гласным.

Выполняют слого-звуковой анализ слов, соотносят написанные слова со схемой – моделью.


Дети выполняют наклоны вперёд и назад.


Дети выполняют рывки руками перед грудью.



- Обводят по контуру веточки с листочками.

- Рассматривают прописную букву А, анализируют образец, изучаемой буквы, выделяют элементы в прописной букве, сравнивают печатную и письменную буквы.




- Прописывают элементы буквы А, пишут букву А в соответствии с образцом.

Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.

Познавательные: осмысление соответствия звука букве; осмысление разницы между печатным и письменным шрифтами.


Регулятивные: освоение способов написания и соединения письменных букв.

Коммуникативные: умение объяснять свои действия (способ написания).


V этап. Закрепление знаний и способов деятельности

Цель — учить вписывать изучаемые гласные буквы в схемы, работать с моделями слов.

1. Игра «Найди букву»

2. Работа по карточкам







3. Слого – звуковой анализ слов



4. Заглавная буква в именах собственных.

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Беседа, работа со схемой

Назови все слова, которые начинаются на звук [а].

На свободной строке напишите букву «а», если слово начинается со звука [а].


атака, утка, адрес, автор, осы, булка, ангел


Сколько раз написали букву [а]?






- А сейчас поработаем в парах.

На карточке отметьте красным кружком место звука а в слове ананас.(Слайд 6)






- Итак. В слове ананас сколько отметили звуков [а].

- Рассмотрите схему слова Анна.

- Сколько слогов в слове?

- Сколько звуков в первом слоге?

- Из чего состоит первый слог?

Аналогично выполняют анализ других слов ( Алик, мак).

(Слайд 7)

- Зачем нужна заглавная буква?

С заглавной буквы, без сомненья,

Начинаем предложенье,

Имя мамы, папы, дочки,

Чтобы выделить их в строчке.

Буквы пишем аккуратно,

Чтобы было всем понятно.

Дети на свободной рабочей строке пишут 4 буквы а.




- 4.






Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работают в паре).

- Пара выходит к доске и показывает свою схему.

- 3.


- Два.

- Два.

- Из гласного и согласного, не слияния.

Дети объясняют правило правописания имён собственных.

- Имена людей пишутся с большой буквы.

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

VI. Рефлексивно – оценочный.

Цель – подвести итог проделанной работе на уроке. Оценить свою работу на уроке.

Фронтальная.

Словесный.

Беседа.

- Чему учились сегодня на уроке?

- Какие задания понравились больше всего?

- Какие затруднения остались?

- Понравилось вам в гостях у буквы А?

- Буква А довольна вашей работой. А вы?

- Оцените свою работу с помощью смайликов. (Слайд 8)

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают свою работу на уроке.

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД



2


Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку по русскому языку (обучение письму) 1 класс, Краснокутская Т.М.»

Строчная и заглавная буквы

Строчная и заглавная буквы

Буква а и её элементы

Буква а и её элементы

Я для мамы шью игрушку.  Из цветного лоскутка,  Хвостик вырежу и ушки,  Ватою набью бока.  Узнаёте? Это кот!  Я ему раскрашу рот.  Подарю котёнка маме,  Будет жить он вместе с нами.

Я для мамы шью игрушку. Из цветного лоскутка, Хвостик вырежу и ушки, Ватою набью бока. Узнаёте? Это кот! Я ему раскрашу рот. Подарю котёнка маме, Будет жить он вместе с нами.

Может он в футбол играть,  Может книжку мне читать,  Может суп мне разогреть,  Может мультик посмотреть,  Может поиграть он в шашки,  Может даже вымыть чашки,  Может рисовать машинки,  Может собирать картинки,  Может прокатить меня  Вместо быстрого коня.  Может рыбу он ловить,  Кран на кухне починить.  Для меня всегда герой –  Самый лучший папа мой!

Может он в футбол играть, Может книжку мне читать, Может суп мне разогреть, Может мультик посмотреть, Может поиграть он в шашки, Может даже вымыть чашки, Может рисовать машинки, Может собирать картинки, Может прокатить меня Вместо быстрого коня. Может рыбу он ловить, Кран на кухне починить. Для меня всегда герой – Самый лучший папа мой!

Сказку бабушка расскажет,  Мне носочки, шапку свяжет.  Земляничное варенье  Сварит,– просто объеденье!

Сказку бабушка расскажет, Мне носочки, шапку свяжет. Земляничное варенье Сварит,– просто объеденье!

а н а н а с

а н а н а с

С заглавной буквы, без сомненья, Начинаем предложенье, Имя мамы, папы, дочки, Чтобы выделить их в строчке. Буквы пишем аккуратно, Чтобы было всем понятно.

С заглавной буквы, без сомненья,

Начинаем предложенье,

Имя мамы, папы, дочки,

Чтобы выделить их в строчке.

Буквы пишем аккуратно,

Чтобы было всем понятно.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка (обучение письму) 1 класс по теме "Строчная и заглавная буквы А, а"

Автор: Краснокутская Татьяна Михайловна

Дата: 23.03.2015

Номер свидетельства: 190065

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Конспект урока русского языка на тему "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе" "
    ["seo_title"] => string(144) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-pravopisaniie-biezudarnykh-padiezhnykh-okonchanii-imion-sushchiestvitiel-nykh-v-iedinstviennom-chislie"
    ["file_id"] => string(6) "105484"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402856023"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Письмо слогов и слов с буквами Ц, ц.""
    ["seo_title"] => string(80) "urok_obobshchieniia_i_sistiematizatsii_znanii_po_tiemie_pis_mo_sloghov_i_slov_s_"
    ["file_id"] => string(6) "458313"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1519025734"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Конспект урока по русскому языку "Междометия" "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-miezhdomietiia"
    ["file_id"] => string(6) "134459"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416751077"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) ""Школа России" Рабочая программа по русскому языку 1-4 класс"
    ["seo_title"] => string(63) "shkola-rossii-rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-1-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "275496"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452589667"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Урок русского языка в первом  классе. Развитие умения переносить слова. "
    ["seo_title"] => string(76) "urok-russkogho-iazyka-v-piervom-klassie-razvitiie-umieniia-pierienosit-slova"
    ["file_id"] => string(6) "105249"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402835881"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства