МБОУ Глазуновская средняя общеобразовательная школа
Конспект
урока русского языка
во 2 классе
по теме
«Пишем письмо».
Подготовила
Фомина Наталья Владимировна –
учитель начальных классов.
пгт. Глазуновка, 2015 год
Цели: дать понятие о том, что такое письмо, какова структура письма, какие бывают письма, как появилась и развивалась почта, учить писать письма; развивать наблюдательность, речь; формировать навыки грамотного письма.
Задачи:
Добиваться усвоения знаний учащихся посредством диалога с учителем;
Побуждать детей к выдвижению гипотиз и их проверке;
Развивать умение анализировать, обобщать, наблюдать.
Ход урока.
Самоопределение к учебной деятельности.
Слайд 1
-Здравствуйте, ребята. Вы любите путешествовать? Предлагаю отправиться на нашей сказочной ракете в прошлое. Пристегните ремни. Ладошки на стол. Вперед!
2.Актуализация знаний. Постановка учебной задачи
Слайд 2 +Слайд 3(Мультфильм «Как было написано первое письмо»)
-Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить во время нашего путешествия?
-Из-за чего случилась проблема? (Люди не поняли послание Таффи)
-Письмо должно содержать не только послание, но и возможность другому прочесть его.
3. Открытие нового знания.
С каменного века начинается история обмена известиями. (Слайд 4)Тогда информация передавалась с дымом костров, ударами в сигнальный барабан, звуками труб. (Слайд5) Позже стали посылать гонцов с устным сообщением. Такой вестник заучивал «письмо» со слов отправителя, а затем пересказывал его адресату. Память об этом сохранилась в нашем языке: мы чаще говорим «в письме сказано», чем «в письме написано».1
Еще в древности люди испытывали необходимость в получении различных известий из других стран или населенных местностей. Устные или письменные известия приносили в город гонцы. (Слайд 6) Вначале гонцы преодолевали разные расстояния пешком, а позднее появились конные гонцы, стали использовать почтовых голубей. В древние времена была налажена государственная почтовая связь, которая представляла собой письменные сообщения, доставляемые гонцами по принципу эстафеты. (Слайд 7) Древний Египет считается родоначальником почты.
Написание писем выделили в отдельный жанр «эпистолярный». (Слайд 8)
ФИЗМИНУТКА
Слайд 9
Ах! Кажется на нашем корабле пробоина. Скорее починим его.
(Встали)
Мы на сказочной ракете
В прошлое попали, дети.
(Руки в стороны, эмитируют крылья ракеты)
С астероидом столкнулись.
Сели, встали, повернулись.
(Сели, встали, повернулись вокруг себя, посмотрели вверх)
Мы корабль свой починим.
Молотки сейчас поднимем
(Руки взамок, поднимаем вверх, опускаем вниз)
Раз, два, три, четыре, пять!
(Эмитируем удары молотка слева, справа)
Путешествуем опять!
(Садятся на места)
Какие молодцы! Мы можем продолжить наше путешествие. Мы говорим сегодня о письмах.
(Слайд10-11) Письма бывают деловые (официальные), дружеские, поздравительные…
В любом письме можно выделить определенную структуру: (Слайд 12)
1.Приветствие.
2.Основная часть.
3.Прощание.
4. Включение в систему знаний . Работа с учебником.
Откройте учебник на с.129. (Слайд 13)
Накануне Нового года дети разных стран пишут письма Деду Морозу. Прочитайте одно из них.(Слайд 14)
Лиза зажгла настольную лампу и села писать письмо. Самое важное письмо за весь год – письмо Деду Морозу.
«Дорогой Дедушка Мороз. Я хорошо учусь, стараюсь слушаться маму, чищу зубы и даже ем овсяную кашу. Дедушка, я очень люблю землянику. И если тебе не сложно, то пришли мне, пожалуйста, корзинку земляники на Новый год. Ты все можешь! Спасибо. Лиза.»
Лиза запечатала письмо в конверт и опустила в почтовый ящик.
Дедушка Мороз прочитал письмо, улыбнулся, поглаживая бороду.
-Почему это письмо самое важное за весь год?
-Выделите в нем приветствие.(Слайд 15)
-Какие еще формы приветствия вы знаете? (Карточки на доске)
-О чем Лиза говорит в основной части? (о себе и выражает просьбу)
-Найдите прощание. Оно содержит слова благодарности и подпись. (Слайд 16)А как еще можно прощаться в письмах? (Карточки на доске)
Сейчас люди общаются по телефону, с помощью смс, по интернету. Раньше люди писали много. В письмах отражался характер человека. Говорят, что «письма - зеркало души».
Я предлагаю вам сейчас самим написать письмо Деду Морозу. (Слайд 17) Выберите любой лист письменной бумаги (они развешаны по классу). На столах памятки со структурой, которые помогут вам.
5.Самостоятельная работа. (Во время работы следить за посадкой детей)
-Кто не стесняется прочитать свое письмо?
6.Рефлексия.
Положите свои письма в этот конверт (большой конверт формата А1). Если вам понравился урок, то наклейте марку с наряженной елочкой, если вам было не интересно, вы испытывали трудности, то с елочкой без украшений.
Нам пора возвращаться. Для того, чтобы вернуться, продолжите предложения: (Слайд18)
-Я узнал…
-Я научился…
-Мне было интересно…
-Мне понравилось…
Итак, возвращаемся! Пристегнулись, ладошки на стол. Слайд 19
Вот и закончилось наше путешествие.
7.Домашнее задание.
Я предлагаю вам дома потренироваться в написании писем. Напишите поздравительное письмо своему однокласснику или любимому учителю.
1 www.russianpost.ru
Фомина Наталья ВладимировнаСтраница 4